13 причин, почему щелкает реле, но стартер не крутит: разберемся в проблеме

Существует множество факторов, по которым силовой агрегат может не запуститься. Одной из самых распространенных причин является неисправный стартер. Давайте разберем конструктивные особенности этого устройства, его возможные неполадки, проявляющиеся во время попытки запуска, а также способы их устранения.

Коротко о главном
  • Проблемы с аккумулятором: разряженный или неисправный аккумулятор может не обеспечивать достаточного напряжения.
  • Неисправность стартера: поврежденный стартер или его компоненты могут препятствовать запуску двигателя.
  • Система зажигания: неисправности в системе зажигания могут мешать запуску автомобиля.
  • Проблемы с контактами: окислившиеся или ослабленные подключения могут вызывать сбои в электрической цепи.
  • Ткани и предохранители: поврежденные предохранители или проводка могут привести к отсутствию питания на стартер.
  • Иммобилайзер: неполадки в системе иммобилайзера могут блокировать запуск двигателя.

Диагностика: причина точно в стартере

Все неисправности стартера условно делятся на механические и электрические. К механическим относятся износ компонентов и их поломка, а электрические могут быть вызваны нарушением контактов, коротким замыканием, обрывами в проводах, разряженной аккумуляторной батареей или отказом реле.

Для уточнения характера неисправности следует обратить внимание на дополнительные симптомы, возникающие в процессе неудачной попытки запуска двигателя.

После активации зажигания происходит работа топливного насоса, и приборная панель загорается. При дальнейшем вращении стартера возможны различные варианты развития событий:

  1. Автомобиль не заводится, из-под капота не слышно щелчка втягивающего реле, стартер не крутит, а индикаторы панели приборов на мгновение тускнеют – это указывает на проблему с питанием на участке от аккумулятора до плюсового контакта стартера, отсутствие связи в цепи управления или износ щеточного узла.
  2. Слышны щелчки, но стартер не вращается. Яркость подсветки панели приборов колеблется – это может говорить о межвитковом замыкании или плохом контакте в управляющем обмотке реле. Также возможно, что втулки изношены или перекошены, что мешает нормальному взаимодействию бендикса с электрической машиной.
  3. Стартер с трудом и с характерным воем прокручивает маховик двигателя. Реле щелкает, а подсветка гаснет — это может свидетельствовать о разряженной батарее, плохом контакте массы или самом двигателе, который может быть заклинен или иметь загустевшее масло в условиях низких температур.
  4. Кратковременное вращение маховика двигателя сопровождается щелчком втягивающего реле, скрежетом и неприятным запахом гари – возможно, повреждены щетки, игольчатые подшипники или магниты.
  5. Маховик двигателя не прокручивается, но стартер работает с посторонними звуками (треск, жужжание, скрежет) – это указывает на неисправность бендикса или зубьев планетарного редуктора.

Теория: стартер – это

Стартер представляет собой коллекторную электромашину постоянного тока, способную преобразовать электрическую энергию в механическую. На валу устройства находится шестерня, соответствующая профилю зубцов маховика.

На верхней части стартера расположено втягивающее реле (соленоид), которое подает напряжение на обмотки и вводит шестерню в зацепление с маховиком с помощью ходового штока. На конце штока имеется вилочный рычаг. Вращающий момент генератора передается на маховик через редуктор, что запускает двигатель.

После запуска двигателя, когда скорость маховика превысит скорость шестерни, она автоматически отключается. Для этого предусмотрена обгонная муфта.

Питание на обмотку возбуждения стартера подается, когда ключ находится в положении II (III, IV, START). Конкретное обозначение зависит от марки автомобиля. После успешного запуска мотора, ключ возвращается в предыдущее положение, и контактная пластина в соленоиде разрывает цепь питания обмоток возбуждения.

Причины, почему не крутит

Основные причины, по которым стартер не срабатывает при повороте ключа зажигания, связаны с механическими и электрическими поломками.

Для выяснения механической неисправности потребуется снять и разобрать стартер. Электрические проблемы в управляющей и силовой цепях можно решить без демонтажа устройства.

Для запуска стартера необходимо замкнуть эти контакты

Исходя из того, чтобы проверить работоспособность стартера без его демонтажа, можно выполнить следующие действия:

  1. Проверить и при необходимости полностью зарядить аккумулятор.
  2. Убедиться, что положительный контакт от аккумулятора до верхнего контакта соленоида исправен.
  3. Включить зажигание.
  4. Снять пластиковую защиту с втягивающего реле (это тонкий проводник от замка зажигания).
  5. С помощью металлического изолированного предмета (например, отвертки) замкнуть силовой и запусковой контакт соленоида.
  6. При исправном стартере двигатель должен запуститься.

Посмотрите видео, как запустить стартер напрямую.

Аккумуляторная батарея

Если при повороте ключа стартер не функционирует и не слышно щелчка тягового реле, стоит проверить заряд аккумулятора.

Стартер требует значительного тока для работы. Несколько неудачных запусков двигателя могут полностью разрядить аккумулятор. Минимальное напряжение для успешного вращения бендикса маховика должно составлять 10.8 В. Часто недостаток заряда может вызвать блокировку запуска со стороны бортовой электроники.

Особое внимание следует уделить состоянию клемм аккумулятора — отсутствие окисления и надежное соединение контактов.

Окисление на клеммах аккумулятора

Масло замерзло

Подбор вязкости масла должен соответствовать климатическим условиям. Неправильная смазка может загустевать в условиях низкой температуры, что затрудняет вращение коленвала. Когда стартер срабатывает, реле щелкает, но маховик не поворачивается. Решением может стать замена масла на корректное по вязкости.

Контакты окислились или подгорели

Для запуска стартера требуется ток в диапазоне от 150 до 300 А. Ток проходит по цепи: аккумулятор, проводник, контактная пластина соленоида и щетки. В процессе работы элементы цепи нагреваются, особенно контактная пластина, которая со временем может подгорать и разрушаться. Как следствие, ток прекращает доходить, и стартер не срабатывает.

Возможно, причина в контактах

Проверка контактов соленоида осуществляется мультиметром следующим образом:

  1. Демонтировать втягивающее реле.
  2. Подключить щупы мультиметра к контактным болтам, выбрав режим измерения сопротивления.
  3. Зажать рукой шток соленоида, замыкая контактную пластину.
  4. Нулевая индикация прибора указывает на исправность контактов, а любые цифры однозначно говорят о наличии окисления или повреждений.

Слабый или нет контакта в замке зажигания

Износ контактов в замке может вызывать сбои в работе стартера, при которых он срабатывает через раз или не крутит вовсе.

Определить неисправность можно по косвенным признакам:

  • Стартер вращается при сильном нажатии ключа в крайнее положение;
  • не наблюдается световой индикации на приборной панели;
  • индикаторы панели горят, однако слышны щелчки разгрузочного реле в районе бардачка.

Цепь управления нарушена

Схема подключения стартера ВАЗ 2113, 2114, 2115

Если стартер не вращается и автомобиль не реагирует на поворот ключа, необходимо проверить цепь управления двигателем. Она состоит из:

  • замка зажигания;
  • проводников и разъемов для подключения приборов и датчиков;
  • предохранителя, который защищает цепь от перегрузок и коротких замыканий;
  • разгрузочного реле (не у всех машин) для передачи или блокировки импульса на запуск мотора;
  • датчика положения рычага трансмиссии (в автомобилях с автоматической коробкой);
  • прерывателя (не на всех автомобилях), контролирующего положение сцепления.

Проблемы или обрывы в вышеперечисленных компонентах могут привести к отсутствию напряжения на положительном контакте тягового реле.

Реле стартера ВАЗ 2114

Мнение эксперта
Александр Степанов
Автоэксперт с 20 летним стажем, автомеханик по образованию

Первой причиной, почему стартер не крутит, несмотря на щелчки реле, может быть нехватка напряжения в аккумуляторной батарее. Если батарея разряжена или имеет старый, изношенный заряд, она не сможет обеспечить необходимый ток для запуска двигателя. Я рекомендую проверить напряжение на аккумуляторе с помощью мультиметра. Если напряжение ниже 12,4 В, возможно, стоит зарядить его или заменить.

Еще одной распространенной проблемой является неудачный контакт на клеммах аккумулятора или стартере. Окисление, грязь и ржавчина могут снижать качество соединения, что в свою очередь приводит к недостаточному току. Я советую внимательно осмотреть клеммы и, при необходимости, очистить их. Убедитесь, что контакты надежно затянуты и не имеют повреждений.

Не стоит забывать и о самой системе запуска. Возможные неисправности в реле или самом стартере также могут стать причиной отсутствия реакции. Реле может заедать или иметь внутренние повреждения, а стартер может стать неисправным из-за механического износа. В этом случае я рекомендую проверить работоспособность реле и стартер, используя тестовые приборы или обратиться к специалистам для диагностики и замены неполадок.

Часто в цепь управления двигателем входят противоугонные системы, может происходить сбой в работе иммобилайзера, который также может блокировать питание на стартере.

Рекомендуется протестировать стартер, подавая на него напряжение напрямую. При исправности устройства стоит последовательно проверить целостность цепей управления двигателем.

Втягивающее реле неисправно

С характерным признаком работы соленоида служит щелчок, который слышен после подачи напряжения к стартеру. Щелчок указывает на движение штока. Если звук присутствует, но стартер не запускается, вероятнее всего, проблема кроется в контактной планке или отсутствии «плюса» от АКБ. Если же щелчок пропадает, это свидетельствует о том, что пусковое устройство не функционирует.

Втягивающее реле

Для проверки втягивающего реле необходимо убедиться, что на устройство поступает напряжение. Питание подается напрямую от аккумулятора: минус подключается к нижнему силовому болту, а «плюс» – кратковременно к пусковой клемме реле. Если щелчок слышен, но стартер не вращается, ток не доходит до щеток, что может быть связано с повреждением контактной пластины реле. Эта проблема особенно актуальна для автомобилей с большим пробегом.

Регулярные щелчки могут указывать на повреждение удерживающей обмотки, при этом бендикс выталкивается, но не остается в зацеплении с маховиком, возвращаясь в исходное положение. Для дальнейшей проверки необходимо демонтировать устройство.

Для проверки состояния втягивающей и удерживающей обмоток стартера используется мультиметр в режиме измерения сопротивления. Втягивающую обмотку проверяют, подсоединив щупы к управляющему и силовому плюсу, который подает питание на стартер. Удерживающую обмотку тестируют, подключая щупы к управляющему «+» и корпусу реле. Нормальные показания прибора должны составлять ноль.

Неисправны втулки или подшипники

Втулки стартера Ларгуса

Втулки и подшипники, ответственные за работу стартера, не ломаются внезапно. Постепенное их изнашивание может привести к тому, что стартер начинает работать нестабильно, а его вращение становится медленнее, при условии, что с зарядом аккумулятора всё в порядке.

Продолжается проблема, как правило, во время запуска горячего двигателя. В холодном состоянии двигатель заводится без проблем.

Чтобы оценить степень износа, а также проверить втулки и подшипники, необходимо разобрать стартер. В процессе рекомендуется также осмотреть щетки, ламели и пайку.

Изношены щетки

Одной из основных причин неисправности является износ щеток, который обычно происходит на пробегах от ста до двухсот тысяч километров. К поломке щеток могут привести следующие факторы:

  • заедание в держателе
  • разрушение пружинного механизма
  • засорение графитовой пылью
  • перегрев.

Щетки

Если щетки изношены, это может привести к тому, что стартер не сможет прокрутить маховик двигателя с первой попытки. Запуск может требовать нескольких попыток. Одна только щетка, вышедшая из строя, может вызвать сбой в работе стартера.

Статор или ротор замкнуло

Если стартер не крутит двигатель, а из него доносится запах гари, это может свидетельствовать о том, что обмотка статора или ротора перегрелась и сгорела из-за короткого замыкания. Это, как правило, происходит из-за значительного перегрева стартера, который разрушает изоляционное покрытие обмоток.

Статор

Снижение скорости вращения стартера может указывать на наличие межвиткового замыкания или замыкания на корпус. Проверка состояния обмоток ротора и статора выполняется только после демонтажа стартера. Видимые повреждения, такие как обрывы или оплавленные провода, можно заметить во время осмотра, однако в других случаях необходим мультиметр или нагрузочные клещи.

Ротор стартера

Обгонная муфта неисправна

Неисправность обгонной муфты (бендикса) выявляется только после снятия стартера. Первый признак поломки – это звук со стороны стартера в момент пуска при отсутствии вращения маховика.

Проверка муфты осуществляется путем ручного вращения шестерни в обе стороны. Если она вращается свободно, то необходимо заменить её.

Основной причиной поломки обгонной муфты является загрязнение, вызванное особенностями конструкции устройства. Ее полуоткрытая форма и расположение в нижней части делают её уязвимой. Для предотвращения загрязнений рекомендуется периодически проводить чистку муфты, при этом нельзя использовать смазочные вещества или промывать механизм с помощью распылителей, так как это может привести к заеданию муфты от прилипшего мусора.

Зубья бендикса или венец маховика стерты или обломаны

Проблема чаще всего встречается у автомобилей с большим пробегом или после замены маховика двигателя или ремонта стартера.

Бендикс новый и изношенный

При запуске двигателя может наблюдаться натяжное вращение стартера, часто сопровождаемое свистом и щелчками. Источник проблемы – недостаточное зацепление.

Зубья маховика имеют скошенную форму, что облегчает вход шестерни бендикса в зацепление. Износ или заедание зубьев шестерни, а также проблемы с вилкой соленоида приводят к недостаточному контакту между зубьями бендикса и маховиком. Это вызывает пробуксовку и дальнейший износ, вплоть до обламывания зубьев.

Единственным способом решения проблемы является замена шестерни бендикса либо венца маховика.

Магниты отвалились

Стартёр может возбуждаться с помощью обмотки или четырех постоянных магнитов, которые склеены с корпусом статора электрической машины.

Магниты

Иногда, по причине перегрева или действия низких температур, магниты отстают и могут заклинивать ротор. Использование специальных прижимных пластин не решает эту проблему. В результате может перестать срабатывать соленоид, и стартер не начнет вращение. Для устранения повреждения необходимо проводить ремонт или замену стартера.

Привод

Ещё одной причиной, по которой стартер не прокручивает двигатель, может быть тугое вращение по резьбе вала. Чтобы устранить эту неисправность, нужно очистить и смазать резьбу, используя моторное масло. Эти манипуляции требуют предварительной разборки стартера.

Щелкает реле стартера, но не крутит

Когда включается зажигание, стартёр издает характерный щелчок, который на самом деле возникает не от двигателя, а от его тягового реле. Часто стартер не крутит именно из-за неисправности этого реле.

Причины, по которым реле стартера щелкает, но маховик двигателя не вращается:

  • обрыв в проводниках между обмоткой статора и контактами соленоида
  • износ втулок и щеток стартера
  • короткое замыкание или разрыв в обмотках ротора или статора
  • деформация или поломка вилки в бендиксе.

Для решения проблем требуется замена повреждённого элемента стартера.

Проблема только на горячую

Проблемы со стартером могут возникать и при запуске разогретого двигателя, но в большинстве случаев исчезают при его охлаждении.

Причина неполадок обычно связана с использованием втулок, которые не соответствуют необходимым размерам. Меньший диаметр, чем требуется, может привести к тому, что при повышенной температуре втулки расширяются, и вал стартера подклинивает. Необходимо использовать запасные части (втулки, подшипники), рекомендованные в технической документации автомобиля.

Высокие температуры негативно сказываются на качестве электрических контактов, включая стартер. Рекомендуется периодически проверять контактные поверхности.

Запуск мотора «без» стартера

Проблемы с запуском двигателя из-за неисправностей стартера могут возникнуть внезапно. В таких случаях может не быть возможности или времени для диагностики и устранения неисправностей. Рассмотрим варианты аварийного запуска двигателя без использования стартера.

Замкнуть напрямую

Рассмотрим один из способов экстренного запуска ДВС, когда стартер не срабатывает и соленоид не щелкает, на примере модели ВАЗ-2110. Процесс запуска выглядит следующим образом:

  1. Убедитесь, что рычаг КПП находится в нейтральном положении, и установите ручной тормоз.
  2. Включите зажигание и поднимите капот.
  3. Снимите воздушный фильтр, чтобы обеспечить доступ к стартеру.
  4. Отключите электрическую разъем от стартера.
  5. С помощью металлического предмета (провода, отвертки) замкните контакты пускового устройства.
  6. После успешного запуска двигателя подсоедините обратно электроразъем и установите на место воздушный фильтр.

2 способа замыкания стартера напрямую

Крутим «руками»

Эта методика запуска двигателя, когда стартер не срабатывает, доступна для автомобилей с механической трансмиссией и передним приводом.

Суть её аналогична использованию кривого стартера на старых авто с задним приводом, где применялась заводная рукоять.

Алгоритм запуска силового агрегата следующий:

  1. Поднимите одну из передних сторон машины на домкрат.
  2. Выверните колесо в подвешенном состоянии до упора наружу.
  3. Обмотайте круг колесо тросом для буксировки или прочной тканевой лентой, оставив свободный конец длиной пару метров.
  4. Включите третью передачу на МКПП.
  5. Включите зажигание.
  6. Тяните за свободный конец троса (или веревки), чтобы вращайте колесо. Рекомендуется предварительно разогнаться для большей эффективности.
  7. После старта двигателя переключите селектор КПП в нейтраль, при этом сцепление можно не выжимать.
  8. Ждите, пока колесо остановится, после чего снимите автомобиль с домкрата.

Если материал оказался полезен, напишите комментарий. Если же он оказался бесполезным или неточным, также сообщите об этом.

Возможные неисправности стартера

Причины неисправности Способы устранения
При включении стартера якорь не вращается, тяговое реле не срабатывает
Межвитковое замыкание во втягивающей обмотке тягового реле, замыкание ее на «массу» или обрыв Замените тяговое реле
Обрыв в цепи питания тягового реле стартера Проверьте провода и их соединения между управляющим контактом тягового реле стартера и замком зажигания
Неисправна контактная часть замка зажигания Замените контактную часть замка зажигания
Заедание якоря тягового реле Снимите реле, проверьте проверьте легкость перемещения якоря
Подгорание коллектора, зависание щеток или их износ Зачистите коллектор, замените щетки
При включении стартера якорь не вращается или вращается слишком медленно, тяговое реле срабатывает
Ослабленно крепление наконечников провода, соединяющего силовой агрегат с кузовом Подтяните крепление наконечников провода
Окислены контактные болты тягового реле или ослаблены гайки крепления наконечников проводов на контактных болтах Зачистите контактные болты, затяните гайки крепления проводов
Подгорание коллектора, зависание щеток или их износ Зачистите коллектор, замените щетки
Обрыв или замыкание в обмотке якоря Замените якорь
При включении стартера тяговое реле многократно срабатывает и отключается
Разряжена АКБ Зарядите аккумулятор
Обрыв или замыкание в удерживающей обмотке тягового реле Замените тяговое реле
Значительное падение напряжения в цепи питания тягового реле из-за сильного окисления наконечников проводов Проверьте провода и их соединения в цепи от АКБ до управляющего контакта тягового реле стартера
При включении стартера якорь вращается, маховик не вращается
Пробуксовка муфты свободного хода Замените муфту
Шестерня привода не входит в зацепление Замените муфту или маховик
Шум стартера при вращении якоря
Чрезмерный износ подшипников или втулок вала якоря Замените подшипники или крышки стартера
Ослабленно крепление стартера или сломана его крышка со стороны привода Подтяните гайки крепления или замените крышку
Повреждены зубья шестерни муфты или венца маховика Замените муфту или маховик
Шестерня не выходит из зацепления с маховиком
Заедание муфты на шлицах вала ротора Очистите шлицы и смажьте их маслом
Заедание якоря тягового реле Замените тяговое реле или устраните заедание

Вопросы по теме

Как можно самостоятельно диагностировать неисправность стартера автомобиля?

Для самостоятельной диагностики стартера можно начать с проверки аккумулятора. Убедитесь, что он заряжен и в хорошем состоянии. Используйте мультиметр, чтобы измерить напряжение на клеммах аккумулятора — оно должно быть около 12.6 В. Затем, с помощью провода, перемкните выводы на стартере, чтобы выяснить, работает ли он. Если при этом стартер не вращает двигатель, возможно, он неисправен. Но если двигатель запускается, проблема может быть в проводах или соленоиде.

Может ли вкладка проводов оказывать влияние на работу стартера?

Да, состояние проводов напрямую влияет на работу стартера. Если провода изношены, повреждены или имеют коррозию, это может привести к плохому контакту и, как следствие, к тому, что стартер не будет получать необходимое напряжение для запуска двигателя. Рекомендуется регулярно проверять состояние проводки и заменять поврежденные участки.

Почему возникшая проблема может возникнуть только в холодную погоду?

В холодную погоду многие автомобили сталкиваются с трудностью при запуске из-за увеличенной вязкости масла и снижения мощности аккумулятора. Если реле щелкает, но стартер не крутит, возможно, аккумулятор недостаточно заряжен для того, чтобы справиться с дополнительными нагрузками при низких температурах. Также стоит проверить состояние свечей зажигания и системы зажигания в целом, так как они могут ухудшать запуск в зимний период.

Оцените статью
Авто Альянс
Добавить комментарий