Следует обратить внимание на состояние подвески, если ваше транспортное средство склонно к отклонению в сторону, издает необычные звуки при движении или проявляет вибрации, когда стоит на месте. В этой статье мы рассмотрим основные вопросы, которые могут возникнуть у автолюбителей в таких ситуациях: как определить, что стойки нуждаются в замене, можно ли справиться самостоятельно и какие существуют способы диагностики.
- Неустойчивость автомобиля: машинa начинает скользить по дороге или терять сцепление.
- Увеличенный тормозной путь: торможение становится менее эффективным, требуется больше времени для остановки.
- Появление стуков: слышны посторонние звуки при движении по неровным поверхностям.
- Износ шин: неравномерный или слишком быстрый износ шин, особенно по краям.
- Скачки кузова: кузов автомобиля подскакивает во время движения, особенно на неровностях.
Строение амортизатора
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%;»>Структура стойки амортизатора
Амортизаторы бывают однотрубными и двухтрубными. При их работе поршень, находящийся внутри цилиндра, выдавливает амортизирующую жидкость через специальные каналы. Однотрубные амортизаторы состоят из корпуса и рабочего цилиндра, в котором газ и жидкость разделены. В таких устройствах клапан сжатия отсутствует, и все управление сопротивлением реализуется при помощи поршня. Они более точно стабилизируют движение автомобиля. Также может быть дополнительная газовая камера, размещенная отдельно. Основные элементы амортизатора включают:
- корпус и поршень;
- дно;
- клапан сжатия;
- узел уплотнения, отделяющий зоны высокого и низкого давления;
- опорные чашки пружины, приваренные к корпусу;
- шток, который перемещается с поршнем и перемещает масло через специальные отверстия;
- уплотнительное кольцо;
- шарнир;
- амортизирующую жидкость и газ.
Многие водители считают амортизаторы нормальными до тех пор, пока не услышат посторонние звуки или не заметят вибрацию рулевого колеса. Тем не менее, важно обращать внимание на подвеску даже при незначительных признаках проблем.
Признаки неисправности
Первое, что следует сделать — тщательно осмотреть стойку. Внешние признаки могут сигнализировать о наличии неисправности. В некоторых случаях для этого не потребуется дополнительная диагностика. Если вы заметили следы масла на штоке, это говорит о разгерметизации, и такую деталь лучше заменить. Для проверки можно удалить масляные разводы сухой тканью и снова осмотреть через несколько дней.
При поднятом состоянии колес на штоках не должно быть масляных пятен. Наличие окислов или царапин на них указывает на неправильную работу стойки. Также неравномерный износ шин может свидетельствовать о проблемах в работе амортизаторов.
Колебания кузова
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%;»>Раскачивание автомобиля во время движения
При ускорении или торможении кузов автомобиля должен оставаться стабильным. На исправных амортизаторах даже при резком торможении автомобиль не должен раскачиваться более одного раза. Если наблюдаются два или более колебаний — это признак неисправности.
При проведении маневров или входе в поворот, если кузов начинает раскачиваться, это указывает на возможные повреждения подвески, что также может вызывать трудности в управлении. На поворотах кузов «гуляет», и данное поведение не связано с мастерством водителя или скоростью автомобиля.
«Кивание» вперед при торможении
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%;»>Кивок носом автомобиля при торможении
Машина может «кивать» вперед как при резком, так и при умеренном торможении. Вне зависимости от силы торможения, такая проблема может быть вызвана как неправильной работой тормозной системы, так и проблемами с подвеской. Давление в гидравлической системе амортизаторов может снижаться, что приводит к их несоответствию с задачами.
Водителю необходимо менять свои привычки, аккуратно нажимая на тормоза, без учета дорожной ситуации. Это может в будущем привести к дорожно-транспортным происшествиям. Например, в городской среде, если загораются стоп-сигналы, можно не успеть отреагировать и произойдет столкновение.
Наклон назад при разгоне
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%;»>Наклон автомобиля назад при резком старте
Достаточно резко нажать на газ, чтобы сразу ощутить неисправность. В этом случае передняя часть автомобиля поднимается, возможно, даже происходит временный отрыв колес от дорог. Это особенно характерно для заднеприводных автомобилей. В результате теряется контроль и управляемость.
Первый признак, который указывает на необходимость замены стоек, — это ухудшение управляемости автомобиля. Если я замечаю, что машина стала хуже реагировать на рулевое управление или при маневрировании, появляется ощущение расплывчатости, это может быть тревожным сигналом о том, что стойки теряют свою эффективность. Кроме того, если во время движения можно ощутить, что автомобиль «плавает» на дороге, это также указывает на проблемы со стойками.
Второй заметный признак — это появление посторонних звуков при проезде неровностей. Если я слышу скрипы или ухания, которые раньше не слышал, это может быть следствием износа амортизаторов. Такие звуки говорят о том, что компоненты работают неправильно, и это требует немедленного внимания. Также стоит обратить внимание на возможные утечки жидкости из амортизаторов, что также является явным признаком их неисправности.
Третий признак — это неравномерный износ шин. Когда я замечаю, что шины изнашиваются неравномерно, это может указывать на проблему со стойками. В нормальных условиях износ должен быть равномерным, и любое отклонение от этого правила может быть связано с тем, что амортизаторы не выполняют свою функцию. В таком случае стоит проверить состояние стоек и, если необходимо, заменить их, чтобы избежать дальнейших проблем с управляемостью и безопасностью автомобиля.
Такое поведение связано с поломкой амортизаторов. Уничтожение их рабочих свойств приводит к «ослаблению» передних штоков. Пружины поднимают кузов, в то время как задние амортизаторы не успевают среагировать на ускорение.
Жесткость и тряска
В случае работы неисправных амортизаторов все становится очевидно, когда автомобиль движется по плохим дорогам. В этом случае чувствуется каждое неровности и выбоина. Подвеска начинает стучать.
При передвижении на «лежачем полицейском» удар бывает таким сильным, что это вызывает дискомфорт у водителя и пассажиров.
Амортизаторы перестают выполнять свою функцию. Подвеска не гасит колебания, что является однозначным признаком необходимости замены демпферов. Задержка с этим может вызвать разбалтывание элементов подвески и аннулирование люфта в балансе. В результате у шаровых опор быстро снизится ресурс.
Пробой подвески
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%;»>Резкое столкновение с препятствием
Если амортизатор вышел из строя, это ощутимо при движении по дорогам с ямами и выбоинами. С приходом весны в городах появляются множество ям и лунок. При движении по неизвестной местности можно легко попасть в глубокую лужу.
Водитель ощущает резкий удар, как будто стойки отсутствуют. Гидравлическая система не справляется с колебаниями, в результате чего все усилие ложится на кузов. Это может привести к падению мелких предметов с панели и повреждению зеркал.
Неравномерный износ шин
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%;»>Неравномерный износ протектора шин
При неисправности амортизаторов на протекторах появляются повреждения, которые легко отличить от дефектов, вызванных неправильным давлением или углами установки колес. Местами резина может начинать стираться с равномерной периодичностью. Например, 5 сантиметров нормальной резины сменяется 5 сантиметрами «лысой» резины. Подобные признаки будут наблюдаться на всем колесе.
Также следует учитывать другие виды повреждений. Образование зацеплений по краям свидетельствует о недостаточном давлении, «лысый» центр указывает на перекачанные шины, а стертый только один край говорит о необходимости регулировки развала-схождения. «Камуфляжные пятна» на шинах — явные признаки негодных стоек, и в этом случае их надо менять.
Повреждения подшипников
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%;»>Повреждение опорного подшипника стойки
Если подшипники неисправны, это может проявиться в виде стука в районе передних лонжеронов. Звук может исходить и от других элементов, но начинать диагностику целесообразнее с опорного подшипника.
Стук подвески усиливается при маневрах, торможении или разгонах, а также при полной загрузке автомобиля. При дефекте подшипника снижается управляемость, и авто становится менее предсказуемым на дороге.
Ресурс опорных подшипников составляет примерно 100 тысяч километров, однако при эксплуатации по сложным маршрутам или плохим покрытиям они могут выйти из строя уже после 50 тысяч километров. Установка некачественных запчастей также может сократить срок их службы до 10 тысяч километров.
Причины неисправности
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%;»>Основные причины поломок амортизаторов
Амортизаторы чаще всего выходят из строя из-за неправильной установки или эксплуатации. Процент заводского брак обычно невелик и не превышает 0,5%. Наиболее распространенные факторы, приводящие к поломке стойок:
- Аварийные ситуации и удары. Если шток деформируется, это не позволяет амортизатору нормально функционировать, что требует замены детали. Амортизаторы чаще всего заменяют парами на каждой оси.
- Снижение качества масла. Со временем амортизирующая жидкость теряет свои свойства. Гидравлика начинает действовать с перебоями и не может эффективно сглаживать неровности.
- Разрыв уплотнителя. Если уплотнительное кольцо повреждено, при нагрузках масло может вытекать, и скорость течи зависит от состояния материала.
Дополнительными причинами могут быть утечки газа, поломки клапанных пластин и износ сайлентблоков. Для точного определения проблемы диагностика обязательна.
Методы диагностики
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%;»>Увеличение расстояния торможения
Независимо от того, находятся ли стойки спереди или сзади, способы проверки их работоспособности остаются одними и теми же. Часто основные неисправности можно определить без демонтажа амортизаторов. Для этого достаточно очистить их от загрязнений и внимательно осмотреть. Существуют и косвенные методы диагностики. В норме тормозной путь составляет 31,7 метра. При наличии проблем со стойками это расстояние может увеличиться на 11,7%. Может показаться, что это несущественно, однако каждый лишний метр может стать причиной дорожного происшествия.
Визуальный осмотр
Проверить состояние амортизаторов возможно и без снятия колес. Необходимо учитывать, что некоторые стойки поставляются в комплекте с пружинами. На цилиндрах не должно быть масляных следов; их наличие указывает на отсутствие герметичности. Также важно проверять штоки на предмет повреждений и коррозии. Однако обычный визуальный осмотр не всегда дает полное представление о состоянии амортизаторов, ведь многие внутренние дефекты могут остаться незамеченными.
Раскачка кузова
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%;»>Метод проверки с помощью раскачивания
Существующий вариант проверки — это толчок по кузову и наблюдение за реакцией стоек. Если амортизатор совершает более одного колебания, его следует заменить. Однако этот метод работает лишь в случае, если амортизаторы полностью вышли из строя. С помощью этого метода также можно выявить заклинивший амортизатор, в этом случае кузов не подается раскачиванию.
Проверка на стенде
Вибрационный стенд — это надежный инструмент для обнаружения неисправностей подвески. Он способен имитировать движение автомобиля по дорожным покрытиям. Перед выполнением диагностики на стенде необходимо тщательно вымыть колеса и очистить амортизаторы. Рекомендуется проводить эти процедуры на эстакаде. Диагностику лучше проводить в освещенном помещении.
Выводы
Когда начинают проявляться первые признаки износа амортизаторов, такие как стуки, скрипы и вибрации, требуется быстрое проведение диагностики. Это поможет предотвратить заклинивание стоек и повреждение других элементов подвески. Проверить устройство возможно как визуально, так и на стенде. Оптимальный вариант — обратиться в автосервис. Профессиональные механики точно выяснят причину неисправности и устранят ее.
Вопросы по теме
Как влияет состояние стоек на безопасность автомобиля?
Состояние стоек напрямую влияет на безопасность автомобиля, так как они отвечают за амортизацию и стабильность при движении. Изношенные стойки могут привести к ухудшению сцепления с дорогой, увеличивая риск аквапланирования или потери контроля над автомобилем. Например, при экстренном торможении или на неровной поверхности автомобиль может заносить, что в свою очередь может стать причиной ДТП.
Какие последствия могут возникнуть при игнорировании необходимости замены стоек?
Игнорирование необходимости замены стоек может привести к ряду серьезных последствий. Во-первых, это ухудшение управляемости и устойчивости автомобиля, что повышает риск аварий. Во-вторых, изношенные стойки могут вызвать ускоренный износ других деталей подвески, таких как шины, амортизаторы и пружины. В долгосрочной перспективе это может привести к более дорогим ремонтам, повышению расхода топлива и даже снижению стоимости автомобиля при продаже.
Как часто стоит проверять стойки и другие элементы подвески?
Рекомендуется проверять стойки и элементы подвески как минимум раз в год или каждые 15 000 — 20 000 километров пробега. Однако, если вы часто ездите по плохим дорогам или испытываете проблемы с управляемостью, стоит проводить проверки чаще. Регулярный осмотр поможет своевременно выявить износ и избежать серьезных последствий.