7 причин, почему масло смешивается с антифризом: важные факты и последствия

Система охлаждения функционирует отдельно от системы смазки. В случае, если масло попадает в антифриз, можно говорить о наличии полной или частичной утечки герметичности. Причина этого часто заключается в неисправности прокладки головки блока цилиндров. При смешивании жидкостей в расширительном бачке появляется светло-коричневая субстанция, напоминающая по цвету какао. В данной статье мы обсудим, как выявить и устранить эту проблему.

Коротко о главном
  • Повреждения прокладки ГБЦ: Износ или повреждение прокладки может привести к смешению масел и антифриза.
  • Течи в системе охлаждения: Микротрещины в блоке или радиаторе могут способствовать попаданию масла в антифриз.
  • Износ трансмиссионных узлов: В некоторых случаях масло из трансмиссии может смешиваться с охлаждающей жидкостью.
  • Неправильная установка двигателя: Ошибки при сборке могут привести к неправильной герметизации и смешению жидкостей.
  • Повышенное давление в системе: Избыток давления может вызвать протечки и смешивание жидкостей.
  • Дефекты радиатора: Поломки или износ радиатора могут стать источником конфликта между маслами и антифризом.

Признаки

Мы уже упоминали о самом важном признаке. Вместо прозрачного антифриза в бачке начинает выделяться густая масса. Однако это не всегда очевидно. Если утечка незначительная, то в расширительном бачке вы можете заметить лишь небольшое масляное пятно или тонкую пленку. Тем не менее, даже такой симптом должен вызвать беспокойство у владельца автомобиля. Вот основные признаки:

Номер

Признак

Обзор

1

Плотные облака белого дыма вырываются из выхлопной трубы

В тосол проникает не только масло. Происходит и обратный процесс. В результате испарения антифриза в цилиндрах возникает белый дым.

2

Снижение мощности двигателя, колебания оборотов

Охлаждающая жидкость, известная как ОЖ, теряет свою эффективность. В результате этого двигатель начинает перегреваться, что приводит к увеличению трения.

3

Смена оттенка масла на щупе

Когда тосол проникает в смазочную систему, практически бесцветная жидкость приобретает мутный оттенок и начинает загущаться.

4

Сокращение объема масла и повышение уровня охлаждающей жидкости

Со временем смазка вымывается из картера и под высоким давлением проникает в систему охлаждения. В одном участке уменьшается, а в другом – увеличивается.

5

Воздушные пузырьки в резервуаре для расширения

Произошло нарушение герметичности, что приводит к тому, что воздух проникает в радиатор, засоряя патрубки и выходя через крышку расширительного бачка.

6

Неприятный аромат антифриза

В обычных условиях антифриз излучает сладковатый или нейтральный аромат. Однако в случае утечки масла его запах приобретает характерный аромат жжёного.

7

Накопления на поверхностях радиатора и бачка расширительного элемента

На внутренней стороне пробок появляется жирный налет коричневого цвета, который оставляет следы на стенках контейнеров.

8

Неуклонный перегрев двигателя

Температурный датчик фиксирует показатели выше 100 °C даже при работе двигателя на незначительных оборотах. При движении радиатор начинает закипать, а патрубки могут лопаться.

Что приводит к тому, что масло попадает в антифриз, а не наоборот при разгерметизации? Давление в системе смазки бензинового двигателя объемом 1,8 литра при 1900 оборотах в минуту составляет 4 атмосферы. В то же время давление в системе охлаждения, используя тосол, не превышает 2 атмосфер. Поэтому, когда двигатель работает, масло поступает в расширительный бачок.

Причины

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%;»> Эмульсия в расширительном бачке

Процесс возникновения этой проблемы достаточно прост. В тех местах, где кровеносные сосуды охлаждающей системы и системы смазки близко взаимодействуют, могут образовываться трещины. Это ведет к смешиванию жидкостей. На высоких оборотах масло способно проникать даже через микроскопические трещинки, которые на первый взгляд не заметны. В первую очередь стоит проверить резиновые и асбестовые уплотнители. На втором месте по важности находятся повреждения металлических компонентов, вызванные чрезмерным нагревом. Давайте составим перечень факторов:

Поломка

Описание

1

Потеря свойств прокладки ГБЦ

Есть два варианта: пробой или прогорание. Уплотнитель изолирует каналы циркуляции масла и тосола в головке блока. Если герметизация нарушена, происходит смешение жидкостей

2

Нарушение геометрии головки блоков

Плоскость ГБЦ должна быть идеально ровной. При перегреве металл деформируется. Если головку «повело», то появляются щели, через которые масло попадает в антифриз

3

Поломка теплообменника

Внутри маслоохладителя движется тосол. Появление трещины в прокладке или металлической стенке нарушает герметичность, жидкости оказываются в одной полости

4

Трещина гильзы в одном из цилиндров

На внутренней поверхности «стакана» появляется трещина. Масло сразу просачивается в охлаждающий контур и нарушает работу всего мотора

5

Неправильная затяжка болтов ГБЦ

Зажимать крепежные элементы надо от центра к краям крест‐накрест. Иначе появятся щели. В результате начнется перемешивание антифриза с маслом

6

Пробита прокладка впускного коллектора

Уплотнитель перестал выполнять свои функции. Появились зазоры в месте крепления коллектора к двигателю в районе шпилек или болтов

7

Неисправность водяной помпы

Насос ускоряет циркуляцию охлаждающей жидкости. При разгерметизации в контур может попасть моторное масло

Мнение эксперта
Александр Степанов
Автоэксперт с 20 летним стажем, автомеханик по образованию

Одной из распространенных проблем, с которой я сталкиваюсь в своей практике, является смешение масла и антифриза. Первая причина этого явления — протечка в системе охлаждения. В таких случаях, когда прокладка головки блока цилиндров повреждена, антифриз может проникать в масляную систему двигателя. Это приводит к образованию эмульсии, которая негативно влияет на смазывающие свойства масла.

Еще одной причиной является износ двигателя. Со временем уплотнения и сальники теряют свои первоначальные свойства, что может способствовать попаданию антифриза в масло. Это происходит в результате повышения давления в системе охлаждения, которое заставляет жидкости изменять свои привычные пути. Такого рода утечки не заметить довольно сложно, и они часто приводят к серьезным повреждениям двигателя.

Не стоит забывать и о низкокачественном антифризе. Некоторые производители используют в своих жидкостях компоненты, которые могут влиять на состояние прокладок и сальников. Если в составе антифриза присутствуют агрессивные ингредиенты, то со временем они могут вызывать коррозию и ухудшение герметичности системы, что также может стать причиной смешивания жидкостей. Поэтому выбор качественных расходных материалов играет ключевую роль в сохранении работоспособности двигателя.

Существует несколько общих причин, которые наблюдаются у большинства современных автомобилей. Однако каждому бренду и модели присущи свои специфические недостатки. Рассмотрим пример. На дизельных двигателях марки Opel форсунки располагаются внутри головки блока цилиндров (ГБЦ). Эти распылители защищены от внешних воздействий за счет герметичных стаканов, которые охлаждаются антифризом. За герметичность отвечают эластичные прокладки, которые со временем теряют свои свойства, становятся твердыми и покрываются трещинами. Также в металлических стаканах могут возникать коррозийные отверстия. Специфические проблемы возникают у двигателей под брендом Isuzu, с серийным номером Y17DT.

Последствия

Если в антифризе оказывается чрезмерное количество масла, это может привести к серьезному ухудшению работы силового агрегата. При образовании эмульсии и смешивании жидкостей их эксплуатационные характеристики ухудшаются. Масло теряет возможность образовать защитную пленку на деталях, что приводит к увеличению трения. Антифриз же теряет способность эффективно отвлекать тепло от двигателя. Эмульсия может забивать каналы циркуляции, патрубки, радиаторы и шланги, что рано или поздно приведет к заклиниванию мотора. В таком случае потребуется диагностика и серьезный ремонт.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Мотор с признаками эмульсии

Существует также иной способ, который приводит к разрушению силового агрегата. В результате химических реакций в эмульсии могут образовываться органические кислоты, способные разъедать поверхности подшипников. Происходит окисление деталей из бронзы и латуни. Даже крайне небольшая утечка масла может вызвать значительное ухудшение состояния металлических элементов двигателя. Давайте рассмотрим, как происходит этот разрушительный процесс:

  1. Масло постепенно попадает в антифриз, создавая небольшие примеси, которые затем начинают смешиваться.
  2. Присадки в обеих жидкостях вступают в химическую реакцию, что приводит к образованию кислоты и осадка.
  3. Со временем нерастворимые компоненты начинают все больше забивать масляный фильтр.
  4. Кислоты мешают шламу растворяться под воздействием механических движений жидкости.
  5. Градус засоренности нарастает с каждым моментом работы двигателя, усугубляя ситуацию.
  6. Масляный фильтр перестает функционировать из-за накопления побочных продуктов этих реакций.

Автомобилисты, осознавшие серьезность проблемы, обычно меняют масло и фильтр. Но в поддоне всегда остается около 15% масла, что приводит к повторению ситуации. Шлам вновь забивает фильтр, и двигатель постепенно выходит из строя. На поршнях появляются задиры, а компрессионные и маслосъемные кольца могут заедать.

Что делать

Прежде всего, важно устранить причины, по которым масло проникает в антифриз. Это задача не из легких. Для этого придется по крайней мере снять головку блока цилиндров. Провести эту процедуру самостоятельно довольно сложно, и гораздо быстрее с ней справятся специалисты автосервиса. Мы подготовили рекомендации для тех, кто хочет попробовать провести ремонт самостоятельно:

Проблема

Решение

1

Потеря свойств прокладки ГБЦ

Заменить прокладку на новую: асбестовую или металлическую

2

Нарушение геометрии головки блоков

Отшлифовать нижнюю часть или поменять ГБЦ на новую

3

Поломка теплообменника

Использовать ремкомплект для замены прокладок маслоохладителя, заменить

4

Трещина гильзы в одном из цилиндров

Расточить цилиндр и вставить новую гильзу. Альтернатива: полная замена

5

Неправильная затяжка болтов ГБЦ

Зажать крепежи в соответствии со схемой для конкретной машины

6

Пробита прокладка впускного коллектора

Поменять уплотнитель на новый

7

Неисправность водяной помпы

Установить исправный насос вместе с прокладкой

Даже после устранения проблем в системе останется эмульсия. Она будет присутствовать в расширительном бачке, радиаторах, трубках и каналах. Если произошло смешивание жидкостей, то коричневая масса будет видна в поддоне и головке блока цилиндров. Что делать в таком случае? Понадобится качественная очистка систем охлаждения и смазки.

Промывка от эмульсии

Исходя из нашего опыта, система охлаждения окажется наиболее загрязненной. В ней останется наибольшая часть эмульсии. При серьезных повреждениях одной лишь очистки может быть недостаточно. Потребуется помощь специалистов автосервиса. Однако предположим, что ситуация не критическая и все еще возможно исправить.

Система охлаждения

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Промывка с использованием садового насоса

Засоренные трубки, каналы и радиаторы сложно восстановить. Однако без промывки не обойтись. Прежде всего, необходимо удалить остатки нефтепродуктов. Для этого понадобятся щелочные растворы. Подходит небольшое количество каустической соды, растворенной в воде. Это вещество также известно как едкий натр или гидроксид натрия. Для прокачки системы следуйте следующему алгоритму:

  1. Отключите двигатель и позвольте ему остыть.
  2. Полностью слейте старый антифриз.
  3. Приготовьте 10% раствор каустика.
  4. Залейте подготовленный раствор в радиатор.
  5. Запустите двигатель и подождите 30 минут.
  6. Слейте раствор до последнего капли.
  7. Затем наполните систему дистиллированной водой.

Если народный метод не смог справиться с маслом, которое по-прежнему плавает в радиаторе «кусками», стоит прибегнуть к промышленным химикатам, например, двухкомпонентному средству LAVR Radiator Flush. Оно также поможет удалить накипь. Важно добиться того, чтобы шланги и трубки были очищены, а из сливного отверстия начала вытекать чистая вода.

После того как масло будет растворено в антифризе, следует заняться удалением ржавчины, отложений и окислов. Для этого подойдет раствор лимонной кислоты с трилоном. Лимонную кислоту можно приобрести в любом супермаркете, а трилон — заказать онлайн. Сначала необходимо «прокачать» раствор через систему, а затем промыть все дистиллированной водой.

Иногда трубки, шланги и радиаторы могут быть полностью забиты. В таком случае стоит использовать воздушный компрессор для продувки. Другой вариант — подключить садовый водяной насос для создания циклической циркуляции до полной очистки. По завершении этих работ следует залить новый тосол.

Система смазки

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Заливка в двигатель очистителя Liqui Moly

Перед началом всех процедур рекомендуем сначала открутить масляный фильтр и заменить его на новый. В противном случае отложения и остатки эмульсии могут снова попасть в систему. На время промывки можно установить самый недорогой фильтр. Далее выполняйте следующие шаги:

  1. Слейте старое масло с остатками эмульсии.
  2. Заполните систему промывочным маслом.
  3. Запустите двигатель и дайте ему поработать 30 минут.
  4. Слейте отработанное масло и смените фильтр.
  5. Залейте новое масло.

Если стандартный способ не сработал, можно использовать средство для промывки двигателя. Хорошо подойдет жидкость от Liqui Moly под названием Pro−Line Motorspulung. Просто добавьте присадку в масло, прогрейте двигатель в течение 10 минут, а затем слейте.

Выводы

Существует как минимум семь причин, по которым масло может попасть в антифриз. Если вы заметили подобные симптомы, следует немедленно остановить движение и заняться ремонтом, а затем тщательно очистить системы охлаждения, отопления и смазки от эмульсии. Не рекомендуется игнорировать возникшую проблему. В лучшем случае вам придется заменить прокладку ГРМ, а в худшем — разбирать двигатель для диагностики.

Смешение жидкостей может нанести серьезный вред двигателю. Чтобы не рисковать, настоятельно советуем обратиться к профессионалам. В автосервисе проведут диагностику и быстро устранят причину неисправности. Это поможет избежать более серьезных проблем, таких как заклинивание двигателя.

Вопросы по теме

Как масло попадает в антифриз и какие могут быть последствия?

Масло может попасть в антифриз через поврежденные прокладки головки блока цилиндров, трещины в блоке двигателя или радиаторе. Это смешение приводит к ухудшению охлаждающих свойств антифриза и может вызвать перегрев двигателя. Со временем, если не устранить проблему, это может привести к серьезным поломкам и дорогостоящему ремонту.

Можно ли самостоятельно определить наличие масла в антифризе?

Да, можно. Для этого нужно проверить антифриз на наличие эмульсии — маслянистой пленки или осадка на поверхности жидкости. Другой способ — сопоставить цвет антифриза: если он стал мутным или изменил цвет, это может указывать на смешение с маслом. Важно провести диагностику как можно скорее, чтобы избежать серьезных последствий.

Какие меры предосторожности следует предпринять после обнаружения масла в антифризе?

Если вы обнаружили смешивание масла и антифриза, важно немедленно остановить использование автомобиля. Рекомендуется провести полную диагностику системы охлаждения и двигателя, так как это может указывать на серьезные проблемы. Необходимо заменить антифриз и проверить все компоненты на наличие повреждений, чтобы избежать дальнейших ущербов и расходов.

Оцените статью
Авто Альянс
Добавить комментарий