Представьте, что вы вставляете ключ в замок зажигания, но вместо привычного звука работающего мотора слышите только слабые и унылые звуки, как будто заела старая пластинка. Если это происходит на парковке или в гараже — это еще можно пережить. Однако гораздо хуже, если подобное случается, когда вы стоите на светофоре. Свечение зеленого сигнала подсказывает, что можно трогаться, а сзади слышатся недовольные звуки других водителей, а ваша машина, к сожалению, не реагирует. Если стартер начинает вращаться с трудом, это может быть связано как минимум с шестью причинами. Рассмотрим, как установить причину неисправности и какие действия предпринять далее.
- Разряженный аккумулятор: недостаточный заряд не обеспечивает достаточную мощность для запуска двигателя.
- Испорченный стартер: механические или электрические компоненты стартерa могут выйти из строя.
- Проблемы с проводкой: окисление или повреждение проводов снижают эффективность передачи тока.
- Слабый контакт: ненадежные соединения могут привести к недостаточной проводимости.
- Проблемы с реле или предохранителями: неисправность этих компонентов может блокировать запуск.
- Неправильная работа системы зажигания: проблемы в этой системе могут препятствовать запуску двигателя.
Устройство стартера
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Структура стартера
Обычный стартер состоит из электродвигателя и магнита. Механизм его работы довольно прост. Когда вы поворачиваете ключ в положение «Запуск», напряжение из аккумуляторной батареи поступает на соленоид, который контролирует работу стартера. Это приводит к замыканию контакта, позволяющему току поступить к электродвигателю. Бендикс выдвигается и соединяется с маховиком коленчатого вала, что запускает его вращение.
Если все работает правильно, двигатель запускается. При повороте ключа бендикс оттягивается назад, и ротор электродвигателя останавливается. А что происходит, если стартер не отключить после того, как двигатель завелся? Обгонная муфта справится с этой задачей сама. Она выполняет функцию безопасности, предотвращая чрезмерное раскручивание ротора маховиком, что могло бы привести к его повреждению.
Основные причины
Неправильная работа стартера может быть обусловлена внешними обстоятельствами, такими как проблемы с аккумулятором или неисправности проводов. Однако чаще всего причиной служат внутренние дефекты. Устройство стартера состоит из более чем 20 деталей, и любая из них может выйти из строя. Обычно это касается подвижных элементов ротора и контактной группы.
Разряд аккумулятора
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Проверка состояния аккумулятора
Неисправности могут проявляться особенно ярко по утрам или после длительной простоя автомобиля. Если аккумулятор теряет заряд и не может обеспечить необходимую мощность для запуска стартера, то причина этому — недостаток энергии. Это часто случается, когда аккумулятор слабеет из-за сульфатации или же из-за долгого периода эксплуатации. Зимой ситуация усугубляется в условиях сильных морозов. Проверить состояние батареи можно просто, подключив мультиметр к клеммам и установив его в режим измерения постоянного тока. Полученные значения позволят вам понять, насколько хорошо работает ваш аккумулятор:
Электрическое напряжение, В | Уровень заряда, в % | Продолжительность зарядки, ч |
12,73 | 100 | — |
12,62 | 90 | 2 |
12,50 | 80 | 4 |
12,37 | Семьдесят | 6 |
12,24 | 60 | 8 |
12,10 | 50 | 10 |
Одиннадцать целых девяносто шесть сотых | 40 | 13 |
11,81 | 30 | Шестнадцать |
11,66 | 20 | 20 |
11,51 | 10 | 24 |
11,4 | 0 | Сульфатация |
Когда тестер показывает 11,96 В, это указывает на то, что заряд аккумулятора составляет примерно 40%. В таком случае необходимо подключить его к зарядному устройству и оставить на 13 часов. Если же батарея не поднимается выше 11,4 В и ситуация не меняется, вероятно, электроды покрыты сульфатацией, и в этом случае необходима замена аккумулятора.
Неисправность генератора
Проблема с генератором может привести к тому, что он не будет эффективно заряжать аккумулятор. Возможно, вы заметите явные признаки неисправности. Например, стартер не крутится должным образом не только после длительной стоянки, но и сразу же после запуска. Если вы остановитесь на месте, выключите зажигание, а затем попытаетесь снова завести авто, то это может вызвать затруднения. Примерные косвенные признаки неисправности могут быть следующими:
Одной из основных причин, почему стартер плохо крутит, является низкий заряд аккумулятора. Если аккумулятор не способен обеспечить достаточную мощность, стартер будет работать с перебоями или может вовсе не включаться. Я рекомендую проверить уровень заряда аккумулятора, а также его общее состояние. Если батарея старая или поврежденная, стоит задуматься о ее замене.
Другой важной причиной может быть плохое соединение проводов или коррозия контактов. Со временем соединения могут ослабевать, а также покрываться окислом, что значительно увеличивает сопротивление в цепи. В этом случае необходимо внимательно осмотреть все соединения и очистить их при необходимости, чтобы обеспечить стабильный ток к стартеру.
Не стоит забывать и о самом стартере. Если внутренние элементы, такие как щетки или обмотки, изношены, это может привести к недостаточной мощности. Я настоятельно рекомендую провести диагностику стартера, чтобы выявить возможные повреждения. В некоторых случаях может потребоваться его полное или частичное восстановление.
- Работа электрического оборудования становится нестабильной.
- На приборной панели загорается индикатор зарядки аккумулятора.
В качестве примера можно рассмотреть ситуацию: включаем дальний свет, кондиционер и магнитолу — в этот момент видеорегистратор или навигатор перестает функционировать, так как недостаточно мощности для их работы.
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Измерение тока зарядки на клеммах
Для диагностики рекомендуется использовать мультиметр. Запустите двигатель, отключите фары, дворники и аудиосистему, чтобы минимизировать нагрузку на генератор. Затем присоедините щупы тестера к клеммам аккумулятора.
На холостом ходу, при отключенных устройствах, прибор должен показать напряжение в диапазоне от 13,8 В до 14,2 В.
Следует отметить, что в различных моделях автомобилей допустимые параметры могут отличаться, и производитель указывает их в документации. В том случае, если увидите падение напряжения даже на 0,2 В, обязательно выполните более детальную диагностику генератора.
Поломки якоря
Якорь — это ключевая компонента ротора генератора. Он не только постоянно вращается во время работы двигателя, но и состоит из множества тонких слоев, между которыми располагаются обмотки, соединенные с контактами коллектора. При подаче напряжения ротор начинает вращение, однако если ток перестает поступать, его движение замедляется.
Обрыв обмотки
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Диагностика обрыва проводов обмотки
Провода обмоток достаточно тонкие и могут перегореть при резком увеличении напряжения, также возможны механические повреждения. В результате происходит резкое снижение мощности. При вращении ротор может «зависать» в месте обрыва, и стартер будет работать крайне неэффективно. В итоге двигатель не запускается.
Тестер поможет выявить неисправность. Процедура прозвонки показана на иллюстрации. Установите мультиметр в режим измерения сопротивления и поочередно прикладывайте щупы к соседним контактам коллектора. На исправных участках измерения покажут схожие результаты, примерно 0,4 Ом, в то время как в месте обрыва цифры возрастут до 2,4 и более.
Если вы не обладаете навыками перемотки электродвигателя, лучше заменить поврежденный якорь на новый.
Замыкание на корпус
Наборные пластины якоря могут со временем начать вращаться, вызывая повреждение изоляции проводов обмотки. Это может привести к короткому замыканию, которое невозможно заметить невооруженным глазом, и его можно обнаружить только при помощи мультиметра.
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Проверка на короткое замыкание
Для диагностики выберите режим прозвонки на тестере. Один щуп нужно зафиксировать на корпусе, а второй поочередно прикладывать к ламелям коллектора. Если все в порядке, на дисплее будет значение 1, указывающее на разомкнутую цепь. В случае неисправностей мультиметр покажет значения, близкие к нулю, например, 0,003.
Лучше заменить якорь на исправный, так как его ремонт практически невозможен.
Выработка втулок
Якорь стартера фиксируется в корпусе при помощи втулок, но иногда для этих целей используются подшипники. Со временем диаметр втулок может увеличиваться, что приводит к появлению дефектов и смещению ротора относительно горизонтальной оси, что вызывает биение, так как якорь начинает цепляться за внутреннюю поверхность статора.
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Якорь и втулки
Теоретически, замена втулок возможна, однако здесь есть одна проблема: вал якоря также подвергается износу, и после установки новых втулок люфт может сохраняться. В таких случаях можно приобрести втулки меньшего диаметра и использовать токарные услуги для доработки внутренней поверхности втулки.
Пробой статора
Статор представляет собой неподвижную часть электродвигателя и также включает в себя обмотку. Неисправная обмотка приводит к тому, что стартер с трудом вращает двигатель при запуске. Обычно возникают две основных проблемы — пробой на корпус и обрыв. Для проверки используйте тестер, как аналоговый, так и цифровой. Установите переключатель в режим измерения сопротивления и прикоснитесь одним щупом к корпусу, а другим — к выводам обмоток.
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Измерение сопротивления обмоток
Значение, отображаемое на дисплее, не должно превышать 10 кОм. Если сопротивление стремится к бесконечности, это говорит о нарушении целостности проводов, и потребуется полная замена статора.
Щеточный узел
Между щеткодержателями и корпусом установки находится диэлектрическая прокладка, которая со временем изнашивается и может образовывать микротрещины. Искры, проходящие через эти трещины, могут вызывать короткое замыкание. В следствии этого, стартер иногда работает с перебоями, а ротор вращается на минимальной скорости. Неисправность также видно невооруженным глазом, так как дефекты прокладки будут заметны. Однако иногда использовать мультиметр необходимо. Установите его в режим прозвонки, прикоснитесь одним щупом к щеткодержателю, а другим — к корпусу.
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Проверка щеточного узла на пробой
Если на дисплее высвечивается единица, это говорит о нормальной работе. Но появление значений 0,002 или 0,001 указывает на наличие пробоя. Так как щеточный узел невозможно разобрать, требуется его полная замена.
Износ шестерен бендикса
Если стартер не может нормально вращать маховик, одной из причин может быть износ зубьев бендикса. В этом случае стартер будет работать неэффективно. Для диагностики достаточно провести визуальный осмотр: стачивание зубьев видно сразу. Обычно металл изнашивается на всей поверхности в местах соприкосновения, но также могут возникать сколы или обломы. На изображении показаны новый и изношенный бендикс:
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Бендикс с изношенными зубьями и новый
Часто также выходит из строя обгонная муфта. Шестерня должна вращаться лишь в одном направлении. Если бендикс начинает крутиться в обе стороны, он подлежит замене.
Выводы
Если стартер прокручивается с трудом, возможно, это вызвано одной из шести причин. Часть из них проявляется утром, в то время как другие проблемы могут возникать в течение всего дня. Иногда такой износ может быть вызван простым недосмотром, например, если зимой вы оставили летнее масло, у которого высокая вязкость. В итоге это приводит к замерзанию смазки, и коленчатый вал не может прокрутиться. Подобные ситуации можно объяснить в зависимости от времени эксплуатации:
№ | Причина | На холодную | На горячую |
1 | Разряд аккумулятора | + | |
2 | Неисправность генератора | + | |
3 | Поломки якоря | + | |
4 | Пробой статора | + | |
5 | Щеточный узел | + | + |
6 | Износ бендикса | + | + |
В случае возникновения проблем со стартером, разумнее всего обратиться в специализированный автосервис. Опытные специалисты проведут грамотную диагностику и заменят все неисправные компоненты. Хотя у вас есть возможность попробовать починить это самостоятельно, существует опасность застрять на светофоре из-за неудачного ремонта.
Вопросы по теме
Почему стартер может плохо работать при низких температурах?
При низких температурах масло в двигателе становится более вязким, что создает дополнительную нагрузку на стартер. Это может привести к тому, что стартер будет крутиться медленнее или даже не сможет запустить двигатель. Кроме того, батарея в холодную погоду теряет часть своей емкости, что дополнительно ухудшает ситуацию. Убедитесь, что ваш аккумулятор в хорошем состоянии и достаточно заряжен, чтобы справляться с низкими температурами.
Какие симптомы указывают на проблемы с электропроводкой стартера?
Если стартер плохо крутит, это может быть свидетельством проблем с электропроводкой. Симптомы могут включать в себя: слабый звук срабатывания стартера, мигание приборной панели при попытке запуска или полное отсутствие реакции. Также обратите внимание на возможные искры или перегрев в области подключения. Если вы заметили что-то из перечисленного, стоит проверить проводку, соединения и предохранители, так как это часто становится причиной плохой работы стартера.
Может ли проблема с топливной системой влиять на запуск двигателя, если стартер работает нормально?
Хотя стартер может крутиться нормально, проблемы с топливной системой также могут препятствовать запуску двигателя. Например, засоренные фильтры или неисправный насос могут вызывать дефицит топлива, необходимого для запуска, что создаст впечатление, что стартер не справляется со своей задачей. Важно не только проверять стартер, но и обращаться к другим системам, которые могут мешать успешному запуску автомобиля.