О чем идет речь? Для того чтобы увеличить количество автомобилей на рынке, российские власти решили узаконить ввоз машин в страну без согласия производителя. Это может показаться рискованным шагом, но в текущих условиях он вполне оправдан.
- Параллельный импорт: приобретение автомобилей напрямую от производителей или дистрибьюторов без участия официальных дилеров.
- Преимущества: более низкие цены, широкий выбор моделей и возможность обхода долгих очередей на популярные автомобили.
- Риски: отсутствие гарантии, сложности с сервисным обслуживанием и возможные юридические проблемы.
- Исследование рынка: важно сравнить цены и условия разных продавцов, чтобы найти наиболее выгодное предложение.
- Документация: убедитесь в наличии всех необходимых документов и проверяйте легальность импорта.
- Консультация специалистов: рекомендуется обращаться к экспертам для получения советов по выбросу и таможенному оформлению.
На что стоит обратить внимание? Параллельный импорт автомобилей имеет свои очевидные преимущества. Однако существует один важный момент: покупатель лишается заводской гарантии от производителя.
Что такое параллельный импорт
Что такое параллельный импорт автомобилей простыми словами? Этот термин обозначает ввоз товаров в страну без согласия официального производителя. Поставки осуществляются теми же дилерами, но через альтернативные каналы.
В России параллельный импорт стал легальным с марта 2022 года. Это было сделано в ответ на уход с российского рынка многих зарубежных компаний. Официальные поставки полностью прекратились, но благодаря реализованным мероприятиям продукция компаний, покинувших страну, продолжает быть доступной, что соответствует законодательным нормам.
Для легализации данной практики правительство приняло следующие меры:
- Было выпущено Постановление Правительства РФ № 506 от 29 марта, которое возложило на Министерство промышленности и торговли задачу по составлению списка товаров, подлежащих параллельному импорту.
- Утвержден приказ Минпромторга № 1532 от 19 апреля, где перечислен данный список. Он был опубликован 6 мая и вступил в силу 7 мая.
- Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разъяснила населению, что принятые меры не мешают получению гарантийного обслуживания и технической поддержки.
- Добавлены дополнительные меры защиты для импортеров, осуществляющих ввоз продуктов без согласия бренда. Ранее в ст. 1515 п. 4 Гражданского кодекса РФ было указано, что в случае выявления нелегального импорта правообладатель мог требовать компенсацию от поставщика в размере 5 миллионов рублей, а также запрещать продажу и уничтожение таких товаров. Теперь эта ответственность отменена.
Сторонники запрета параллельного импорта автомобилей в Россию — это официальные производители и дистрибьюторы. С весны 2022 года они приостановили поставки машин и запчастей в страну. Тем не менее, легализация параллельного импорта позволяет продолжать ввоз.
Лоббирование запрета всегда сопровождается обещаниями о заботе производителей о безопасности автомобилей и их владельцев. Однако, если разобраться, главной целью является контроль над рынком. Производители и официальные дистрибьюторы извлекают значительную прибыль от насыщения рынка своей продукцией и теряют доход, если кто-либо другой начинает ввозить автомобили, не имея разрешения.
Ситуация изменилась весной 2022 года из-за введенных санкций и связанных с ними проблем в логистике. Российские продавцы столкнулись с трудностями в обслуживании автомобилей как в гарантийный, так и в постгарантийный период. На внутреннем рынке перестали быть доступными необходимые запчасти, и в большинстве случаев их нельзя было заказать.
Для обеспечения безопасности граждан нужно, чтобы все автомобили в стране имели возможность быть отремонтированными в срок. Поэтому правительство приняло решение о необходимости возвращения необходимых запчастей в продажу, будь то оригинальные или альтернативные.
Например, даже официальные дистрибьюторы марки Skoda не могут найти на внутреннем рынке крыло для модели Octavia. Если владелец автомобиля не сможет получить нужную деталь, он будет вынужден прекратить эксплуатацию своего авто. Производители не мешают неофициальным дистрибьюторам ввозить детали через параллельный импорт, понимая, что рынок должен быть обеспечен запчастями, чтобы сохранить лояльность владельцев к бренду.
У дилеров уже имеются свои каналы для ввоза запчастей через параллельный импорт, и ранее это касалось в основном ненадежного обслуживания.
Альтернативные схемы импорта помогут решить проблему с гарантийным обслуживанием. Расходные запчасти, такие как тормозные диски и фильтры, доступны на рынке в достаточном количестве: как оригинальные, так и реплики или подделки. Труднее всего найти детали для ремонта и замены агрегатов, а также различную электронику и уникальные кузовные элементы. Эта проблема актуальна с 2020 года, когда началась пандемия.
Несмотря на возможные риски, параллельный импорт автомобилей и деталей способен частично решить проблему дефицита необходимых запчастей, независимо от того, кто будет их ввозить.
Во многих странах, таких как ОАЭ, параллельный импорт разрешен уже давно. Некоторые из них создали хабы — большие склады с множеством запчастей на продажу, где цены ниже, чем у официальных дистрибьюторов. Россия до легализации параллельного импорта не имела возможности приобретать эти товары, но сейчас это было бы выгодно как для рынка, так и для автолюбителей.
В списке, опубликованном Минпромторгом, не все бренды, которые на данный момент жалуются на нехватку товаров. Он включает только марки люксовых автомобилей с ценой свыше 50 тысяч евро и тех, кто официально заявил об уходе с российского рынка. При этом в документе отсутствуют компании, которые временно прекратили поставки и наблюдают за развитием событий.
В частности, в перечень не попали Audi, Mercedes, BMW и некоторые другие бренды. Эти компании не делали официальных заявлений, но ограничили свою деятельность и выжидают. Все производители, выразившие свою позицию однозначно, вошли в список Минпромторга. На основании этого любой поставщик может легально ввозить автомобили и детали к ним из этого списка, используя те же схемы параллельного импорта, что и для автомобилей Tesla. Планируется отменить этот норматив после стабилизации ситуации на рынке.
11 основных категорий товаров, которые можно ввозить параллельным импортом
Новой редакцией списка Минпромторга предусмотрены 96 позиций с товарами, допустимыми для параллельного импорта. В нем указаны конкретные бренды и коды товарной номенклатуры.
Опишем основные категории товаров из этого списка.
Фармацевтическая продукция
В актуальном списке отсутствуют конкретные лекарственные средства. Но некоторые аптечные товары представлены, такие как вата, санитарные сумки и другие комплекты для первой помощи.
Также в перечне есть средства женской гигиены от компании Johnson & Johnson, выпускаемые под брендами Carefree и О.В. Производитель весной 2022 года заявил о прекращении поставок товаров для личной гигиены, но продолжает ввоз медицинской продукции.
Одежда и обувь
В списке указаны множество товарных кодов. Среди них куртки, ветровки, пальто и другая верхняя одежда, костюмы, брюки, блузки и рубашки, свитеры и различные другие товары.
Параллельный импорт также разрешен для обуви и чулочно-носочных изделий. Конкретные бренды одежды и обуви не упоминаются.
Автомобили
Документ позволяет параллельный импорт транспортных средств. В списке содержится детализированная информация обо всех брендах автомобилей, которые теперь можно ввозить в страну, несмотря на прекращение официальных поставок и остановку производства на российских заводах.
В числе марок, для которых разрешено воспользоваться альтернативными каналами, — Skoda, Volkswagen, Lexus, Tesla, Toyota, Rolls-Royce и многие другие производители.
Автозапчасти
Помимо самих транспортных средств, в списке имеются компоненты к ним. Это позволит легально ввозить оригинальные запчасти для автомобилей всех упомянутых марок.
Список брендов автозапчастей практически совпадает с брендами автомобилей. В нем также присутствуют другие производители деталей, такие как Bosch, Gates, Wabco и Wabtec.
Автомобильные шины
Для полноценной комплектации автомобилей, ввезенных через параллельный импорт, понадобятся также шины. Некоторые марки покрышек можно ввозить без документального разрешения производителя, среди которых:
- Goodyear;
- Michelin;
- Bridgestone;
- Continental;
- и другие.
Материалы и товары для обслуживания автошин
Этот пункт перечисляет практически все те же бренды, производящие шины и автомобили. Помимо прочих, упоминаются такие производители продукции из резины и каучука, как Chevrolet, Cadillac, Bentley и Chrysler.
Машинные масла
Узаконен ввоз моторных масел от производителей Техасо, ExxonMobil и Shell в обход официальных поставок.
Параллельный импорт автомобилей представляет собой интересную возможность для покупателей, которые хотят сэкономить на приобретении транспорта. Главное, что нужно учитывать, это то, что параллельный импорт подразумевает ввоз автомобилей, которые не предназначены для продажи на отечественном рынке, но могут быть куплены легально через альтернативные каналы. Это может привести к значительной экономии, однако требует внимательного подхода к выбору модели и условий сделки.
При выборе автомобиля через параллельный импорт стоит обращать внимание на гарантии и сервисное обслуживание. Многие производители не предоставляют официальную гарантию на автомобили, ввезенные по параллельному каналу, что может стать проблемой в случае поломки или необходимости сервиса. Я рекомендую тщательно изучать условия гарантии и возможность обслуживания в авторизованных центрах, чтобы избежать ненужных затрат в будущем.
Не менее важно проверять документацию и соответствие автомобиля всем стандартам, действующим в вашей стране. Часто покупатели сталкиваются с проблемами при регистрации или продаже таких автомобилей из-за несоответствия оригинальным требованиям. Поэтому всегда стоит задумываться о юридической чистоте сделки и, при необходимости, консультироваться с экспертами, чтобы избежать возможных рисков и неприятностей.
Компьютеры и электроника
В этот раздел входят товары брендов Asus, LG, Sony, Samsung, Dell, Apple. Среди перечня значатся компьютеры, ноутбуки, смартфоны, умные часы и прочие изделия этих компаний.
Бытовая техника
В перечне указаны швейные и стиральные машины, вентиляторы, холодильники, электрические бритвы и ряд других устройств, произведенных фирмами Philips, Dyson, Siemens, Miele и Electrolux.
Игровые приставки
Игровые консоли попадают в категорию «Игрушки, игры и спортивный инвентарь; их части и принадлежности». К ним относятся продукты брендов Nintendo, PlayStation и Xbox.
Техническое оборудование
Оборудование, упомянутое в этом разделе, имеет различное предназначение. Бренды производителей часто совпадают с компаниями, производящими авто и бытовую технику. Сюда Минпромторг включает паровые конденсаторы, газогенераторы для самолётов, фильтры для очистки воздуха, различные виды двигателей и другое оборудование.
Помимо перечисленных категорий товаров, в списке содержатся номенклатурные коды для кожаных изделий, натурального и искусственного меха, сумок, головных уборов, зонтов, солнцезащитных очков, бумаги, картона, текстиля, стеклянных и керамических изделий и многих других.
Министерство продолжает обновлять свой список. Возможно, в него войдут и новые брендовые автомобили, разрешенные для ввоза по схеме параллельного импорта. Этот перечень подлежит корректировке в зависимости от планов зарубежных производителей относительно сотрудничества с Россией. Альтернативные маршруты ввоза были полностью одобрены ФАС.
Как изменилась стоимость автомобилей при параллельном импорте
Параллельный импорт для некоторых моделей позволяет снизить стоимость, что делает приобретение более привлекательным для будущих владельцев. В основном это касается иномарок, стоимость которых начинается от пяти миллионов рублей. Таким образом, экономия для покупателя может достигать нескольких миллионов.
Автомобили среднего и эконом-класса будут оцениваться примерно так же, как у официальных дилеров. Например, Toyota Corolla, ввезенная из Объединенных Арабских Эмиратов, будет стоить около 2–2,5 миллиона рублей. К тому же существует налог на параллельный импорт автомобилей, не говоря уже о таможенных сборах и затратах на сертификацию.
Документы для оформления автомобиля при параллельном импорте
Продавать автомобили, ввезенные по параллельному импорту, может как индивидуальный предприниматель, так и любое другое юридическое лицо. Если речь идет о новом автомобиле (выпущенном менее трех лет назад), необходимо оформить заключение об оценке единичного транспортного средства (ЗОЕТС). Этот документ подтверждает, что ТС соответствует стандартам «Евро-5», прошло проверку соответствия и получило право на эксплуатацию в РФ.
На основе информации из ЗОЕТС создается паспорт ТС. Также автомобиль обязательно оснащается тревожной кнопкой «ЭРА-ГЛОНАСС».
Для получения ЗОЕТС нужны следующие документы:
- Карточка юридического лица.
- Свидетельство ОГРН.
- Документы, подтверждающие право собственности на ТС.
- Руководство по эксплуатации и/или ОТТС.
- Фотографии автомобиля и его номеров.
Если планируется ввоз автомобиля старше трех лет или его привозят физические лица, необходимо другое свидетельство — свидетельство о безопасности конструкции (СБКТС). На основании этого свидетельства автовладелец получает паспорт ТС, который также подтверждает право собственности. Зарегистрировать автомобиль, ввезенный по параллельному импорту, невозможно без этого документа: без него нельзя получить номерные знаки, провести продажу или эксплуатировать машину.
ЗОЕТС можно оформить в электронном формате. Чтобы получить СБКТС, нужно будет направить транспортное средство в испытательную лабораторию. В России функционирует около десяти официальных испытательных организаций, половина из которых находится на Дальнем Востоке.
К процессу оформления СБКТС следует подойти с должной серьезностью. Росстандарт или таможенные органы могут отозвать свидетельство и техпаспорт, что сделает использование автомобиля невозможным. Чаще всего причиной отзыва становится несоответствие фактических параметров автомобиля данным в документах, например, указание заниженной мощности с целью уменьшения налоговых выплат.
При ввозе автомобилей из Казахстана или Киргизии может возникать несоответствие стандартам «Евро-4» и «Евро-5». Легально ввезти такие автомобили в Россию невозможно. Эксперты отмечают наличие различных махинаций в Казахстане, направленных на подгонку характеристик авто к требованиям документации.
Если покупатель по неопытности приобретет машину с искусственно завышенным экологическим классом, это может привести к серьезным последствиям.
Владельцы автомобилей, ввезенных по параллельному импорту, находятся под пристальным контролем таможенной службы, так как часто возникают ситуации с налоговыми махинациями. В 2022 году бюджетные поступления заметно сократились из-за снижения объемов официального импорта. Автомобили стали чаще ввозиться неофициально, используя незаконные схемы, чтобы занижать таможенную стоимость ТС. Поэтому таможенные органы активно стараются предотвращать подобные правонарушения.
Как поступить покупателю, которому достался автомобиль от недобросовестного дилера? Если выявятся сложности с СБКТС, паспорт ТС может быть отозван. Существуют небольшие шансы оспорить сделку в суде и вернуть деньги, но это возможно лишь в том случае, если продавец — не физическое лицо или компания-однодневка. Легализовать такой автомобиль не получится.
Решение не подлежит пересмотру, поскольку экологические нормы строго соблюдаются. Если в документах была занижена мощность, можно попробовать повторно пройти экспертизу.
Каналы поставки автомобилей по параллельному импорту
Первоначально введенные санкции пошли на пользу автодилерам. В ответ на тревожные новости, потребители начали массово выводить деньги из банков и вкладывать их в материальные активы, в том числе в автомобили.
Огромный спрос и остановка официальных поставок привели к дефициту многих марок автомобилей и их значительному удорожанию. Одновременно начали формироваться запросы на альтернативные методы ввоза машин. Об этом сообщают анонимные источники в сфере логистики.
За границей стали образовываться «площадки» — бизнесы, которые закупают автомобили у официальных импортёров и хранят их на своих складах в ожидании платежеспособных клиентов. Все машины с европейских площадок были распроданы к концу 2022 года, причем большинство из них уже доставлено в РФ.
Вывоз ТС из Европы
Для осуществления параллельного импорта перекупщики сначала заключают сделки в других странах. Участники рынка делятся примерами, как из Европы автомобили попадают в Иран и затем переправляются по Каспийскому морю в Россию.
В то же время риск наказания за попытки обойти европейские санкции несут лишь сами европейцы, продающие автомобили. Как утверждают поставщики, доказать вину можно только в случаях, когда продавец (включая производителя) из Европы легально перевозит товары в Россию.
В настоящее время существуют сложные логистические схемы для доставки автомобилей от производителя до российского потребителя. Сначала авто покупает менее официальный европейский поставщик, а затем автомобиль переходит к независимому вашему оператору другой страны, который транспортирует и продает его в Россию.
Каждый участник данной схемы не испытывает страха наказания за свои действия и получает приличную прибыль.
Вывоз из Китая через Беларусь и Казахстан
Китайские перекупщики также используют сложные схемы для поставки автомобилей через параллельный импорт. Компании в Китае принимают заказы от российских партнеров, находят и покупают необходимые автомобили, а затем подготавливают все документы для выезда. Далее автомобиль передается партнеру, который транспортирует его в Казахстан.
На границе груз встречает местный партнер и продолжает путь в Россию. Электромобили и гибриды из Казахстана требуют предварительной доставки в Беларусь, откуда они уже движутся на российскую границу. Это обусловлено тем, что в Казахстане на электрокары действует НДС в размере 12%, в то время как в Беларуси такие автомобили не облагаются налогами. Благодаря специальным договоренностям с Беларусью, покупатель из России освобожден от НДС.
Участники рынка сообщают, что параллельный импорт автомобилей в 2023 году практически отсутствует с производителями Северной Америки. И до этого момента автомобили из этой страны поставляли в малых объемах. А вот у китайских партнеров можно легко заказать современные модели, такие как Tesla Model Y или более традиционный Buick.
Таким образом, автопроизводители не проявляют никаких попыток препятствовать данной схеме. Официальные поставки их автомобилей в Россию не ведутся, и они не предоставляют разрешения на продажу. Тем не менее, российские клиенты продолжают приобретать автомобили, а производители получают свою прибыль.
Анонимные источники сообщают о случаях, когда перекупщики получать партии запчастей и силовых агрегатов напрямую от производителей, чтобы затем поставлять их дилерам, которые раньше до введения санкций также продавали эти комплектующие официально в России. Поставляемые оригинальные детали позволяют проводить гарантированный ремонт и техническое обслуживание автомобилей.
Другой источник указывает, что в одной из крупных азиатских корпораций на уровне руководства обсуждаются поставки по параллельному импорту, хотя речь идет не только об автомобилях, а и о других товарах, попадающих под санкции. Главное, что обсуждается — это объемы поставок, а не сами механизмы поставки.
Плюсы и минусы параллельного импорта автомобилей
Преимущества параллельного импорта:
- Российские потребители получают возможность приобрести иномарки, попадающие под санкции.
- Автомобили класса люкс будут предлагаться по более доступным ценам.
- Параллельный импорт помогает вернуть оригинальные запчасти на рынок.
Однако схемы параллельного импорта автомобилей также имеют свои сложности и недостатки:
- Заказ дорогих автомобилей юридическими лицами невыгоден, так как придется расплачиваться нескольким посредникам и нести значительно большие расходы, чем физическим лицам.
- Российские потребители не могут рассчитывать на гарантию от производителя.
- Гарантийное обслуживание от дилера будет доступно только на платной основе.
- Официальные дистрибьюторы не могут контролировать ценовую политику на автомобили в условиях санкций.
- При обнаружении нарушений накладываются санкции на маршруты и схемы параллельного импорта, что только увеличивает цены для покупателей и удлиняет сроки поставок.
- Доступ к электронным ресурсам и каталогам, которые необходимы для обслуживания и ремонта автомобилей, у россиян становится ограниченным. Обычно документы, скачанные из интернета, не содержат полной и актуальной информации от производителей. Сервисные центры дилеров столкнутся не только с нехваткой запчастей, но и с трудностями в обеспечении качественного обслуживания автомобилей.
Самые популярные автомобили, ввезенные в Россию по параллельному импорту
В первой половине 2023 года на российском рынке было приобретено 60,4 тысячи автомобилей, которые ввозились по параллельному импорту, как новых, так и с пробегом. Это составило 13,7% от общего объема продаж автомобилей в России.
В июне наблюдался рост на 17% по сравнению с маем — было куплено 13,2 тысячи машин. На первом месте по продажам оказался кроссовер Kia Sportage с цифрой 840 проданных единиц. За ним следуют Hyundai Tucson (729) и Toyota Camry (508). В первом месяце лета наибольшее количество автомобилей было ввезено от марок Toyota (2,2 тыс.), Kia (2,1 тыс.) и Hyundai (2 тыс.).
За все шесть месяцев лидерами среди ввозимых автомобилей стали Hyundai (10 тыс.), Toyota (9,9 тыс.), Kia (9 тыс.), BMW (3,8 тыс.) и Mercedes-Benz (3,5 тыс.). Популярнейшими моделями оказались Hyundai Tucson (4,1 тыс.), Kia Sportage (2,8 тыс.) и Hyundai Santa Fe (2,3 тыс.).
Часто задаваемые вопросы о параллельном импорте автомобилей
Можно ли как-то защититься и проверить транспорт до покупки?
Определить соответствие автомобиля экологическим стандартам по VIN-номеру бывает сложно. Наиболее надежным источником информации является единственный поставщик, располагающий таможенной декларацией, оформленной в стране, и сертификатом безопасности, выданным российской лабораторией, хотя и это не всегда гарантирует точность.
Автомобили, ввезенные по параллельному импорту, будут являться контрафактом?
Несмотря на то, что автомобиль, ввезенный по параллельному импорту, может не иметь заводской гарантии, он имеет сертификаты качества и не является подделкой.
Изменилось ли за последнее время поведение клиентов – как сегодня выбирают автомобиль?
В настоящее время в России наблюдается увеличение интереса к подержанным автомобилям. По сравнению с новыми, машины с пробегом продаются в восемь раз чаще. Этот растущий интерес приводит к дефициту б/у автомобилей в хорошем состоянии, возрастом от одного до четырех лет.
Новая схема импорта не требует согласия правообладателей, что позволяет на российском рынке вновь появиться множеству моделей иномарок, которые ранее были под запретом. Однако покупателям следует помнить, что гарантия от производителя на такие автомобили отсутствует.
Некоторые дилеры могут взять на себя обязательства по гарантии, но делают это на платной основе или в ограниченном формате, так, к примеру, они могут предложить гарантию на два года вместо пяти. Со временем ситуация может улучшиться, но на текущий момент у Минпромторга нет готовых решений по вопросам обслуживания автомобилей и поставок недостающих запчастей.
Вопросы по теме
Какой риск можно встретить при покупке автомобилей через параллельный импорт?
При покупке автомобиля через параллельный импорт покупатель может столкнуться с несколькими рисками. Во-первых, это риск отсутствия гарантии от официального производителя, что может привести к дополнительным расходам на ремонт. Во-вторых, возможны сложности с регистрацией автомобиля в государственных органах, так как могут быть не все документы или несоответствия в данных. Кроме того, при продаже параллельно импортированного автомобиля его стоимость может оказаться ниже, чем у аналогичных моделей, ввезенных официально. Важно тщательно проверять все документы и делать выбор в пользу надежных поставщиков.
Что делает параллельный импорт автомобилей выгодным для потребителя?
Параллельный импорт автомобилей может предложить потребителям значительно более низкие цены по сравнению с официальными дилерами. Это связано с тем, что параллельные импортеры часто обходят маркетинговые и логистические расходы, что позволяет снизить конечную стоимость для покупателя. Кроме того, на рынке иногда можно найти редкие модели или комплектации, которые отсутствуют у официального представителя, что делает выбор более разнообразным. Тем не менее, важно взвесить все «за» и «против» и тщательно анализировать каждую сделку.
Какие документы необходимо проверить перед покупкой автомобиля с параллельным импортом?
Перед покупкой автомобиля с параллельным импортом стоит обратить внимание на несколько ключевых документов. Во-первых, необходимо проверить свидетельство о регистрации транспортного средства, чтобы убедиться в законности его ввоза. Во-вторых, важно исследовать сервисную книжку, которая покажет историю обслуживания автомобиля, поможет выявить возможные проблемы. Не следует забывать и о контракте на покупку, в котором должны быть прописаны все условия сделки, а также информация о продавце. Наконец, желательно получить полный пакет оригиналов и копий всех документов, связанных с автомобилем, поскольку это защищает ваши интересы в дальнейшем.