Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ): 5 советов по диагностике, симптомам неисправностей и его расположению

Датчик температуры охлаждающей жидкости (аббревиатура ДТОЖ) представляет собой элемент автомобиля, играющий ключевую роль. Он отвечает за измерение сопротивления электрической цепи в зависимости от температуры охлаждающей жидкости в двигателе внутреннего сгорания. В этом тексте мы обсудим, как неисправность этого компонента влияет на работу двигателя, его местоположение и способы проверки его работоспособности.

Коротко о главном
  • Определение ДТОЖ: Датчик температуры охлаждающей жидкости отвечает за счёт и передачу информации о температуре охлаждающей жидкости двигателя.
  • Признаки неисправности: Неправильные показания температуры, перегрев двигателя, активизация лампочки предупреждения о перегреве.
  • Способы проверки: Визуальный осмотр, проверка сопротивления мультиметром, тестирование на работающем двигателе, замена датчика, использование сканера для чтения кодов ошибок.
  • Место расположения: Обычно находится на блоке цилиндров или в системе охлаждения, рядом с радиатором.
  • Важность устройства: Правильная работа ДТОЖ критически важна для предотвращения перегрева и поддержания нормальной работы двигателя.

Назначение и принцип работы датчика температуры охлаждающей жидкости

Начнем с определения ДТОЖ с физической точки зрения. Это устройство, ключевым показателем которого является внутреннее сопротивление (R). Это значение изменяется пропорционально влиянию температуры.

При повышении температуры наблюдается снижение сопротивления ДТОЖ и наоборот. Чтобы измерить сопротивление, на положительный вывод датчика подают постоянное напряжение в 5 В. Затем, основываясь на законе Ома, вычисляется значение R, которое прямо связано с напряжением и обратно связано с током. Полученные данные обрабатываются в ЭБУ автомобиля, что позволяет узнать температуру охлаждающей жидкости.

Этот показатель служит для настройки различных параметров работы двигателя:

  • обеспечение оптимального соотношения топливовоздушной смеси;
  • определение угла открытия дроссельной заслонки;
  • включение вентилятора радиатора при высокой температуре антифриза.

Существуют также более сложные версии ДТОЖ, используемые в высокотехнологичных моделях ДВС.

В некоторых случаях устанавливаются два датчика температуры охлаждающей жидкости, которые располагаются на выходных патрубках радиатора и блока двигателя. Они отвечают за управление заслонкой термостата с электронным контролем, изменение скорости вентилятора радиатора и контроль системы охлаждения.

Неисправности ДТОЖ могут напрямую влиять на запуск и работу двигателя. Особенно ощутимо проявляется сложность запуска мотора в холодное время. Это связано с неправильной настройкой дроссельной заслонки, что может привести к недостаточному количеству оборотов после старта или их избытку после прогрева. Также возможны проблемы с запуском вентилятора теплообменника и появление ошибок из-за неправильно настроенной топливовоздушной смеси.

Не всегда неполадки вызывают загорание индикатора Check Engine. Даже в этом случае, необходимо проверить работу ДТОЖ, что проще всего сделать с помощью автомобильного сканера.

Признаки поломки ДТОЖ

Выявить проблемы в работе датчика температуры охлаждающей жидкости можно по заметным изменениям в работе двигателя. Но следует помнить, что описанные ниже признаки неисправности могут также указывать на другие проблемы. Поэтому для точного выявления поломки потребуется комплексная диагностика. Важно понимать функции, которые выполняет ДТОЖ в системе мотора. К ним относятся:

  • непрерывный мониторинг и передача данных о текущей температуре охлаждающей жидкости;
  • передача сигнала о повышенной температуре двигателя в ЭБУ для активации вентилятора радиатора;
  • регулировка соотношения топливовоздушной смеси для поддержания оптимальных оборотов на холостом ходу и при движении.

К основным признакам неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости можно отнести:

  1. Зажигание индикатора Check Engine – необходимо расшифровать код ошибки. Индикатор может проявляться и при других неисправностях.
  2. Рост расхода топлива – ЭБУ получает неправильные данные от датчика, что нарушает процесс смешивания топлива и воздуха. Это также мешает поддержанию температуры двигателя в рекомендуемых пределах.
  3. Нестабильная работа двигателя – затрудненный запуск из холодного состояния, колебания оборотов на холостом ходу или их повышение при прогреве, резкие остановки при низких оборотах.
  4. Остановка двигателя при высоких температурах – двигатель может неожиданно заглохнуть при достижении критического уровня температуры охлаждающей жидкости.
  5. Проблемы с работой вентилятора теплообменника – возможен сбой в его запуске при достижении температуры включения или, наоборот, постоянная работа независимо от температуры двигателя. В этом случае, помимо датчика, нужно проверить и термостат.

Информацию о системе охлаждения двигателя можно найти по данному ссылке.

Почему ломается датчик температуры двигателя

Конструкция датчика охлаждающей жидкости достаточно проста, что приводит к редким поломкам. Основные неисправности связаны с исчерпанием ресурса или механическими повреждениями. Ключевым фактором, негативно сказывающимся на сроке службы термодатчика, является использование воды вместо антифриза в охлаждающей системе, что ведет к коррозии его корпуса и контактов. Также имеются такие причины:

  1. Повреждение корпуса – неверные сигналы от датчика могут быть вызваны утечкой охлаждающей жидкости из-под корпуса или резьбы, а также повреждением контактов или терморезистора.
  2. Образование окисла на контактах – со временем на контактах датчика образуется окисление от испарений, что затрудняет прохождение электрического тока.
  3. Разрыв цепи питания – на наружной части ДТОЖ расположена клемма для подключения питания. Часто возникают проблемы с этой фишкой из-за повреждений проводов у основания.
  4. Отсутствие электрического контакта внутри датчика – для решения этой проблемы потребуется новый резистор, так как конструктивные особенности делают невозможным доступ к внутренним элементам датчика.
  5. Повреждение изоляции проводов питания – изоляция может быть разрушена от температурного или механического воздействия, а также короткого замыкания в бортовой сети. Необходимо проверить целостность проводов от ДТОЖ до ЭБУ.

Некоторые неисправности ДТОЖ могут быть исправлены путем проведения ревизий (например, очистка контактов, резьбы, восстановление изоляции проводов). Однако зачастую более эффективным является полная замена устройства.

Где находится

Чтобы выяснить, как протестировать датчик температуры охлаждающей жидкости, сначала нужно установить его местоположение. Конкретное расположение ДТОЖ зависит от марки и модели автомобиля. Рассмотрим основные моменты, которые помогут самостоятельно определить, где располагается термистор.

1 — расположение на ВАЗ 2112; 2 — ДТОЖ Нивы в головке блока

Для получения точных данных о температуре жидкости в системы охлаждения необходимо обеспечить надежный контакт датчика. Для этого используется резьбовое соединение, которое позволяет вставить рабочую часть датчика непосредственно в антифриз.

Обычно отверстие для установки измерительного элемента располагается на выпускном патрубке головки блока цилиндров.

1 — 2114; 2 — Ауди 80 дизель

На некоторых мощных, сложных или дорогостоящих моделях двигателей может быть установлено два термистора: один для мониторинга температуры в контуре охлаждения на выходе теплообменника, а другой – на выходном патрубке головки блока. Полученные данные передаются в ЭБУ для анализа с использованием специализированного программного обеспечения. Для определения точного расположения резистора для конкретного автомобиля можно обратиться к соответствующим мануалам.

5 способов проверки датчика ОЖ

Существует два основных подхода к проверке работоспособности датчика температуры охлаждающей жидкости: с демонтажем и без снятия детали с автомобиля.

Сначала проверяется наличие питания на термодатчике с помощью мультиметра. Для этого нужно отключить клемму питания от датчика и подключить щупы мультиметра к ее контактам. Нормальное значение постоянного напряжения составляет 5 В.

Для дальнейшего демонтажа датчика используется гаечный ключ. Проверить снятое устройство можно как с использованием термометра, так и без него. В случае без термометра актуально измерить сопротивление ДТОЖ. Рассмотрим подробнее способы проверки термистора.

Самый простой, но не самый точный

Проверить датчик охлаждающей жидкости без демонтажа можно следующим образом:

  1. Нагреть двигатель до рабочей температуры (90-95 °C).
  2. Отключить питающую клемму от ДТОЖ.
  3. Наблюдать за указателем температуры на панели приборов.
Мнение эксперта
Александр Степанов
Автоэксперт с 20 летним стажем, автомеханик по образованию

Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя (ДТОЖ) является важным элементом системы управления двигателем, и его неисправность может привести к серьезным проблемам. Чтобы проверить работоспособность датчика, я рекомендую использовать мультиметр для измерения сопротивления. При изменении температуры охлаждающей жидкости значение сопротивления должно изменяться. Также можно воспользоваться диагностическим сканером, который покажет текущее значение температуры и сравнит его с реальными данными. Если показания не совпадают, это может указывать на неисправность датчика.

К признакам неисправности ДТОЖ относятся нестабильная работа двигателя, повышенный расход топлива и неадекватные показания температуры на панели приборов. Если стрелка температуры поднимается выше нормы или, наоборот, показывает ниже, чем ожидается, это также свидетельствует о возможной неисправности датчика. Другим знаком может быть черный или белый дым из выхлопной трубы, что указывает на неправильную смесь топлива и воздуха, вызванную некорректными данными от ДТОЖ.

Датчик температуры охлаждающей жидкости обычно располагается в районе термостата или на радиаторе, но точное месторасположение может варьироваться в зависимости от марки и модели автомобиля. Чаще всего он устанавливается в головке блока цилиндров или в корпусе термостата. Перед проверкой или заменой датчика важно отключить аккумулятор, чтобы избежать короткого замыкания и других негативных последствий.

Если показания стрелки не изменились, проблема кроется в измерительном приборе или цепи питания;

Если стрелка указывает на ноль, следует проверить целостность предохранителя. Если предохранитель цел, значит, ДТОЖ неисправен. Дополнительным индикатором будет колебание стрелки указателя температуры при замыкании контакта на массу.

Автомобильным сканером

Чтобы удостовериться в исправности термодатчика охлаждающей жидкости, можно воспользоваться автомобильным сканером для считывания кодов ошибок с электронного блока управления (ЭБУ). Самыми распространенными моделями являются ELM327 и Scan Tool Pro Black Edition, которые могут подключаться через Bluetooth. Процесс проверки включает в себя несколько этапов:

  1. Подсоедините сканер к диагностическому разъему и включите его.
  2. Ошибка в работе ДТОЖ может проявляться в виде кодов: Р0115, Р0117, Р0116 или Р0118.
  3. Проведите визуальную оценку состояния термодатчика и его питающей цепи на наличие повреждений.

Мультиметром, не снимая с авто

Самым простым и доступным способом проверки функциональности ДТОЖ без демонтажа является использование мультиметра. Прибор служит для измерения сопротивления термодатчика. Полученное значение нужно сравнить с эталонными техническими данными.

При проведении измерений будьте осторожны, чтобы не контактировать с горячими поверхностями двигателя, чтобы избежать ожогов. Вот пошаговая инструкция по проверке термодатчика с помощью мультиметра без его снятия:

  1. Снимите разъем питания с ДТОЖ.
  2. Установите мультиметр в режим измерения сопротивления.
  3. Прикоснитесь щупами мультиметра к контактам термодатчика;
  4. Зарегистрируйте значение сопротивления и сравните с техническими характеристиками.

Полученные значения сопротивления будут соответствовать определенной температуре. Конкретные показатели для каждой модели представлены в мануалах, но для большинства автомобилей они весьма схожи.

Температура (t) °CСопротивление (R), Ом
+5 7250
+10 5650
+20 3500
+30 2250
+40 1500
+50 950
+60 660
+70 460
+80 330
+90 240
+100 170

Значения в таблице относятся к ВАЗ 2110, для других автомобилей они могут быть ориентировочными. Каждый датчик имеет свое собственное сопротивление, однако принцип его работы остается неизменным.

В реалистичных условиях, сняв с авто

Рассмотрим еще один метод проверки термодатчика охлаждающей жидкости с использованием термометра. Для начала необходимо демонтировать датчик, используя подходящий ключ. Рекомендуется также очистить резьбу как в своем месте установки, так и на указателе температуры охлаждающей жидкости.

Для тестирования вам понадобятся: электрический чайник или кастрюля с кипятильником, спиртовой термометр и мультиметр. Далее будет проверяться работа датчика при различных температурных условиях.

Процесс выполнения данной проверки включает следующие шаги:

  1. Погрузите термодатчик и термометр в воду.
  2. Подключите щупы мультиметра к контактам термодатчика и выберите режим измерения R.
  3. Начинайте нагрев воды и записывайте показания R при различных температурах. Рекомендуется фиксировать данные с шагом в 5-10 °C, например: 5, 10, 15 и так далее.
  4. Сравните полученные значения с техническими характеристиками. Используйте ранее представленные данные, они должны оказаться схожими.

Не измеряя температуру

С помощью методики, описанной в предыдущем разделе, возможно проверить работоспособность термодатчика без использования термометра. Для этого необходимо измерить сопротивление (R) ДТОЖ мультиметром в момент закипания воды.

Поскольку температура кипения воды составляет 100 °C, исправный датчик должен продемонстрировать сопротивление приблизительно в 177 Ом.

Учтите возможность ошибок измерений, связанные с небольшими колебаниями температуры воды.

Если данный материал оказался вам полезен, будем благодарны за ваши комментарии. Если информация не помогла, будем рады любому вашему мнению.

Расположение, проверка и артикулы ДТОЖ на разных авто

Теперь обратим внимание на характерные признаки неисправностей ДТОЖ для различных моделей автомобилей, а также на детали их проверки и расположение компонентов.

ВАЗ 2110

ВАЗ 2110 оснащен двигателями с восьмью или шестнадцатью клапанами. Обе версии используют по два термодатчика, расположение и порядок их проверки аналогичны. Рассмотрим, где именно размещены ДТОЖ на ВАЗ 2110:

  • на радиаторе – сигнал передается на приборную панель;
  • в районе термостата – информация идет в ЭБУ.

Для замены указателя температуры ОЖ подойдет Lusar LS 0101.

Газель (ЗМЗ 406, 405/409)

На Газели с мотором ЗМЗ 406, 405/409 термодатчик установлен на корпусе термостата или рядом с ним. Чтобы его демонтировать, потребуется ключ на 12. До этого стоит немного слить охлаждающую жидкость и отключить разъем питания термодатчика, удерживаемый пружинной планкой.

Выбирая новый датчик температуры ОЖ, учитывайте спецификации двигателя и тип используемого ЭБУ. Подходящие запасные части включают:

  • Калуга 193-828, Lusar LS 03 06, Рикор 405-226, Автотрейд 423-828 – для мотора 406 и ЭБУ МИКАС 7.1, 5.4, СОАТЭ, VS 5.6;
  • Артикулы 234.3828, 40.5215 или 421.3828 – для двигателя 405/409 и ЭБУ МИКАС 11/10.3, VS 8, СОАТЭ.

Для проверки температурных контроллеров охлаждающей жидкости Газель (ЗМЗ 406, 405/409) используется метод замера напряжения и R при различной температуре. В первом случае потребуется дополнительно собрать схему подачи тока (1-15 мА) от внешнего источника. Полученные результаты сопоставьте с данными из таблицы.

ДВС 406
Температура воды, °C Напряжение, В
-60 2,1
-40 2,3
-20 2,5
0 2,7
40 3,1
80 3,5
105 3,8
125 4
ДВС 405/409
Температура воды, °C Сопротивление, Ом
-40 100700
-20 28700
0 9400
20 3500
40 1460
60 670
80 330
100 180
128 80,8

ВАЗ 2114/2115

ДТОЖ установлен между ГБЦ и термостатом. Для замены подойдет деталь от GM с каталожным номером 211.2385.101001. Проверку исправности термодатчика рекомендуется проводить после его снятия с двигателя, используя метод с термометром, кипятильником и мультиметром. В таблице приведены значения для сравнения измеренных данных.

Температура (t) °CСопротивление (R) ОмНапряжение (U) В
+30 1350-1880 8
+50 585-820 7.6
+70 280-390 6.85
+90 155-196 5.6
+110 87-109 4.7

LADA Калина

В качестве оригинального термистора для замены можно использовать артикул 2112-3851010. Также доступны следующие аналоговые варианты:

  • TSN 2211.207 – Fenox;
  • 026 – ERA;
  • LS0112 – Lusar.

Термодатчик на LADA Калина расположен рядом с термостатом. На первых поколениях моделей, чтобы получить доступ к элементу, необходимо снять воздушный фильтр. Для выкручивания ДТОЖ нужен ключ на девятнадцать, при этом не требуется сливать антифриз. Определение неисправности датчика осуществляется методом измерения сопротивления при указанных значениях температуры. Состояние или поломка указателя температуры устанавливаются по значениям, представленным в таблице.

Температура (t) °CСопротивление (R), Ом
-40 100700
-30 52700
-20 28680
-15 21450
-10 16180
-5 12300
0 9420
+5 7280
+10 5670
+15 4450
+20 3520
+25 2796
+30 2238
+35 1802
+40 1459
+45 1188
+50 973
+60 667
+70 467
+80 332
+90 241
+100 177

Renault Logan (и другие авто с моторами K4M и К7М)

На Renault Logan, вне зависимости от установленного двигателя, можно использовать схожие артикулы запасных термодатчиков. Разница заключается в местоположении и контактной части. На моторах K4M термистор установлен в блоке цилиндров, а на К7М – в торцевой части ГБЦ. В качестве оригинала для замены предусмотрены следующие запчасти:

  • 12RENAULT 7700-1019-68 с треугольным расположением контактной части – используется для ДВС с восемью клапанами до 2012 года;
  • 12RENAULT 2263-0703-4R с рядным исполнением контактной части – применяется на моделях после 2012 года.

Проверка исправности ДТОЖ без демонтажа выполняется следующим образом:

  1. С помощью мультиметра определите наличие питания от бортовой сети. Для этого измерьте постоянное напряжение между контактом ДТОЖ B1 и массой. Нормальные показатели составляют от 4.8 до 5.2 В, имена контактов указаны на корпусе питающего разъема. Если питания нет, прозвоните проводку от ЭБУ (вывод 13) до клеммы B1 термодатчика. Если цепь в порядке, то неисправность скрыта в ЭБУ.
  2. Переключите мультиметр в режим измерения R. Снимите показания между массой ДВС и ДТОЖ. Они должны составлять менее одного Ома. В противном случае придется искать обрыв в цепи между контактом B2 и выводом 73 ЭБУ.
  3. На следующем этапе проводятся замеры R контроллера температуры охлаждающей жидкости при различных температурах двигателя. Измерения производятся между контактами B1 и B2. Нормированные значения указаны в таблице.
Температура (t) °CСопротивление (R), Ом
+4 7000-8000
+20 3000-4000
+25 2050.0
+50 810.0
+80 300-370
+90 210-270
+110 135.0
+120 105.0

LADA Приора

Priora оборудована двумя датчиками температуры охлаждающей жидкости: один установлен на патрубке термостата, а второй на блоке цилиндров. Чтобы снять второй датчик, потребуется снять воздушный фильтр. Вам понадобится головка на 21 и удлинитель, а также нужно будет слить ОЖ.

Для замены в качестве оригинальной детали подойдет ЭСУД 2338-28, а аналоговая запчасть – LUZAR LS 01-18. Для проверки целостности устройства можно использовать любые доступные методы. Если работоспособность определяется через измерения R и t, необходимо обращаться к показаниям таблицы из раздела LADA Калина.

Нива

На автомобилях Нива установлены два датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ). Один из них передает данные в электронный блок управления (ЭБУ) и непосредственно влияет на работу двигателя. Этот датчик находится на термостатическом патрубке, который охвачен дополнительными элементами, что усложняет его снятие. Проверка функционирования данного температурного сенсора осуществляется на основе анализа измерений R и t. Их нужно сравнить с показателями таблицы, относящейся к модели LADA Калина. Если датчик оказался неисправным, его можно заменить на модель 2112.38510.10, выпускаемую на Калужском заводе (артикул 2338-28).

Второй датчик предназначен для отображения показателей на приборной панели. Он установлен в районе четвертой свечи зажигания. Проверка его работы осуществляется по тем же принципам, опираясь на данные таблицы.

Температура (t) °CСопротивление (R), Ом
+30 1350-1880
+50 585-820
+70 280-390
+90 155-196
+110 87-109

Дастер 2.0

На модели Рено Дастер с двигателем 2.0 поломка ДТОЖ часто приводит к сбоям в запуске вентилятора. Во время диагностики может быть выявлена ошибка DF001. В качестве замены рекомендовано использовать оригинальный датчик Renault с артикулом 8200-5614-49 или его аналог FAE 33724.

Температурный измеритель охлаждающей жидкости установлен на блоке цилиндров и находится под воздухозаборником фильтра.

Х-Трейл

Неисправность оригинального датчика температуры охлаждающей жидкости на Ниссане Х-Трейл проявляется через характерные симптомы, такие как периодическое тряска автомобиля при резком отпускании акселератора. При этом может отображаться ошибка на бортовом компьютере. Для замены неисправного датчика рекомендуется использовать продукцию компании Bosch с артикулом 0280130129.

Вопросы по теме

Какую роль играет ДТОЖ в системе управления двигателем?

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) играет ключевую роль в системе управления двигателем, обеспечивая контроль за температурой охлаждающей жидкости. Эта информация необходима для корректной работы системы впрыска топлива и зажигания. Если ДТОЖ не функционирует должным образом, это может привести к неправильному обогащению смеси, увеличению расхода топлива и повышению выбросов вредных веществ. Также он помогает предотвратить перегрев двигателя, что является критически важным для его долговечности и надежности.

Как часто следует проверять ДТОЖ в ходе технического обслуживания автомобиля?

Обычно рекомендуется проверять ДТОЖ во время регулярного технического обслуживания автомобиля, которое осуществляется каждые 10-15 тысяч километров или раз в год. Однако если наблюдаются признаки неисправности, такие как нестабильная работа двигателя или fluctuating температур на приборной панели, следует проверить датчик вне планового обслуживания. К тому же, условия эксплуатации (частые пробки, езда по городу и т.д.) могут требовать более частой проверки.

Может ли ДТОЖ влиять на работу системы отопления автомобиля?

Да, неисправный ДТОЖ может существенно влиять на работу системы отопления автомобиля. Этот датчик отвечает за передачу информации о температуре охлаждающей жидкости, и если он выдает ложные показания, это может привести к тому, что система отопления будет работать неэффективно. Например, если ДТОЖ показывает низкую температуру, это может вызвать позднее включение печки или её работу в недостаточно эффективном режиме, что негативно скажется на комфорте водителя и пассажиров в холодное время года.

Оцените статью
Авто Альянс
Добавить комментарий