Состояние тормозной системы является ключевым аспектом для обеспечения безопасного вождения. Именно поэтому важно заменять тормозную жидкость в установленный срок. Проведение этой процедуры должно основываться на инструкции по контролю уровня тормозной жидкости.
- Соберите необходимые инструменты: тормозная жидкость, шприц или трубка, ёмкость для сбора жидкости, ключ на 10, тряпка.
- Убедитесь, что машина находится на ровной поверхности и зафиксируйте её ручным тормозом.
- Откройте крышку резервуара тормозной жидкости и проверьте уровень — при необходимости долейте новую жидкость.
- Начните с задних тормозов: открутите клапан на суппорте, вставьте шприц и вытяните старую жидкость до чистой.
- Повторите процесс для передних тормозов, следя за уровнем жидкости в резервуаре.
- Закройте все клапаны, проверьте уровень жидкости и запустите двигатель, чтобы убедиться в исправности тормозов.
Чем пагубен низкий уровень тормозной жидкости
Интервалы замены тормозной жидкости по стандарту DOT определяются производителями на основе анализа её состава и характеристик. Важно помнить, что тормозная жидкость содержит различные добавки, которые способны разлагаться со временем и терять свои свойства.
Внимание: Температура кипения свежей жидкости DOT составляет около 230 градусов Цельсия, однако уже через 1-1,5 года эксплуатации эта жидкость начинает закипать при 150°C в условиях городской езды.
Крайне важно заботиться о качестве тормозной жидкости тем водителям, которые используют автомобиль с высокой интенсивностью и нагрузкой. Температура кипения может значительно упасть, и тормозная жидкость начнёт выкипать, что приведёт к ухудшению работы системы.
Низкий уровень жидкости в бачке должен вызывать настороженность у водителя! Это может привести к паровой блокировке — недостаточное количество жидкости не обеспечит необходимое давление. В результате педаль тормоза будет проседать, что может стать причиной аварийной ситуации.
Как проверить уровень
Чтобы избежать подобных проблем, необходимо регулярно проверять уровень и качество жидкости DOT. Существуют специализированные электронные устройства, которые определяют температуру кипения. На основе этих значений можно сделать вывод о состоянии жидкости:
- 175°C и выше — тормозная жидкость может продолжать использоваться;
- 165-175°C — допустимо использовать, но не более года;
- ниже 165°C — требуется немедленная замена.
Тормозная жидкость со временем «стареет» естественным образом, но есть факторы, требующие срочной замены:
- при смешивании различных составов — эксплуатационные качества DOT могут ухудшиться;
- если герметичность системы нарушена и воздух попал внутрь.
Как часто нужно проверять
Обычно срок замены тормозной жидкости зависит от времени эксплуатации или пробега автомобиля:
Для замены тормозной жидкости в автомобиле мне нужно подготовить ряд инструментов и материалов, чтобы процесс прошел гладко. В первую очередь, я использую новый комплект тормозной жидкости, соответствующий требованиям производителя. Также мне понадобятся ключи для снятия тормозных трубок, прозрачная трубка для слива жидкости, а также емкость для сбора старой жидкости. Я всегда настоятельно рекомендую работать на хорошо освещенном месте и обеспечить доступ к колесам.
Перед началом процесса я обязательно проверяю уровень старой тормозной жидкости и, если необходимо, сливаю её. Для этого я открываю расширительный бачок и с помощью насоса или специального приспособления удаляю старую жидкость. После этого я начинаю поочередно прокачивать тормоза, начиная с дальнего к ближайшему к главному цилиндру колеса, следя за тем, чтобы в бачке всегда оставался уровень жидкости, чтобы не допустить попадания воздуха в систему. При прокачивании я четко контролирую, как жидкость выходит из тормозных цилиндров, и при необходимости добавляю новую жидкость в бачок.
По завершении процесса я ставлю крышку на расширительный бачок и делаю финальные проверки. Убедившись, что уровень жидкости находится на нужной отметке, я тестирую тормоза, чтобы убедиться, что они работают правильно и без посторонних звуков. Важно помнить, что замена тормозной жидкости – это не только замена жидкости, но и профилактика всей тормозной системы. Такой подход обеспечивает безопасность на дороге и продлевает срок службы тормозов.
- раз в 1–2 года или каждые 30–40 тысяч километров — для стандартных автомобилей;
- раз в 10 тысяч километров — для суперкаров таких как Maserati или Ferrari.
Рис.: «Методы проверки уровня ТЖ»
Также непременно следует учитывать условия эксплуатации и частоту использования тормозов. Производители автомобилей рекомендуют полностью обновлять тормозную жидкость каждые 40 тысяч километров при обычном режиме эксплуатации.
Как заменить тормозную жидкость
Опытные автовладельцы, как правило, хорошо осведомлены о конструкции автомобиля и расположении его ключевых элементов. Тормозная система транспортного средства состоит из:
- педали тормоза;
- магистралей;
- вакуумного насоса;
- главного цилиндра или бачка;
- тормозных механизмов и клапанов на колесах.
Основные элементы системы, которые играют ключевую роль:
- исполнительные — цилиндры, тормозные диски, барабаны, колодки;
- привод — на легковых моделях он, как правило, гидравлический, с использованием специальной тормозной жидкости в качестве рабочего тела.
Рис.: «Схема тормозной системы автомобиля УАЗ»
Замена тормозной жидкости должна проводиться в установленные производителем сроки. Как только эти сроки истекают, затягивать с заменой нельзя. Для менее опытных водителей рекомендуется обращаться в специализированные сервисные центры, где есть необходимое оборудование для быстрой замены тормозной жидкости — всего 15 минут, и автомобиль будет готов!
Какую жидкость выбрать?
Все тормозные жидкости имеют различия в температуре кипения и степени поглощения влаги. Чем выше температура кипения и ниже гигроскопичность, тем дороже будет данный состав.
Тем не менее, неправильно полагать, что возможность использования любого состава DOT−4 или DOT−5 гарантирует его совместимость с современным автомобилем. Необходимо следовать рекомендациям производителя, который точно знает, какая жидкость подойдет для конкретной модели.
Сколько жидкости нужно для замены
Рекомендуем ознакомиться с инструкцией, где эта информация должна быть представлена.
В среднем тормозная система легкового автомобиля может вместить от 0,55 до 1 литра тормозной жидкости. Объем зависит от размеров машины, наличия системы ABS, а также класса автомобиля.
Этапы работы
Опытные водители часто занимаются заменой тормозной жидкости самостоятельно. Это можно сделать двумя способами: с прокачкой тормозов и без. Рассмотрим оба метода.
Замена с прокачкой осуществляется следующим образом:
- Автомобиль устанавливается на подъемник или домкрат.
- Снимаются колеса, чтобы облегчить доступ к тормозным механизмам.
- Открывается крышка бачка, куда будет заливаться жидкость.
- Снимается защитный колпачок со штуцера для прокачки.
- На штуцер надевается тонкая трубка, другой конец помещается в пустую пластиковую бутылку.
- Ассистент в автомобиле несколько раз нажимает на тормоза, соблюдая паузу между нажатиями в 1 секунду.
- Штуцер открывается на пол-оборота, и жидкость начинает стекать в емкость, возможно с пузырьками воздуха.
- Процедура продолжается до тех пор, пока не начнет вытекать чистая жидкость без пузырей.
- Клапан закручивается.
- В бачок добавляется новая тормозная жидкость.
- Проверяется эффективность работы тормозов.
Процедура без прокачки выполняется следующим образом:
- Определяется оставшееся количество жидкости в бачке.
- Снимается правое заднее колесо.
- Штуцер на суппорте ослабляется.
- На клапан помещается трубка, свободный конец которой помещается в емкость.
- Из главного цилиндра сливается около 300 г жидкости (это делается с нажатой педалью), затем штуцер зажимается.
- Добавляется новая жидкость.
- Процедура повторяется, сливая еще 200 г.
- Штуцер окончательно закрывается, трубка снимается.
Слив отработанной жидкость осуществляется на всех четырёх колесах автомобиля. Рекомендуется начинать с правого заднего колеса и завершать замену на правом переднем.
Заботливый автолюбитель понимает важность соблюдения сроков замены и необходимости проводить техническое обслуживание вовремя. В процессе проверки и замены рабочих жидкостей также можно провести ремонт стартера или генератора.
Вопросы по теме
Как часто нужно менять тормозную жидкость в автомобиле?
Частота замены тормозной жидкости зависит от типа используемого продукта и условия эксплуатации автомобиля. В общем случае рекомендуется менять тормозную жидкость каждые 2 года или каждые 40,000–60,000 км пробега. Однако, если вы активно используете автомобиль в условиях повышенных нагрузок, например, в спорте или при частых поездках по горным серпантинам, стоит проводить эту процедуру чаще. Также следует учитывать, что тормозная жидкость подвержена гигроскопичности и может впитывать влагу из воздуха, что снижает её эффективность.
Можно ли поменять тормозную жидкость самостоятельно без профессиональных инструментов?
Да, заменить тормозную жидкость самостоятельно возможно, и для этого вам не понадобятся дорогие профессиональные инструменты. Вам понадобятся механические навыки, а также стандартные инструменты, такие как ключи для откручивания крепежей, емкость для старой жидкости и новая тормозная жидкость, соответствующая спецификациям вашего автомобиля. Главное — соблюдать последовательность и внимательно следить за уровнем жидкости в тормозной системе, чтобы избежать воздушных пробок.
Как правильно утилизировать старую тормозную жидкость?
Старая тормозная жидкость относится к опасным отходам и не должна выбрасываться в обычный мусор. После замены стоит собрать использованную жидкость в герметичную емкость и сдать её в специальные пункты приема опасных отходов. Многие автосервисы и магазины автозапчастей принимают старую тормозную жидкость для дальнейшей утилизации. Также рекомендуем задавать вопросы местным органам по охране окружающей среды для получения информации о правильных методах утилизации в вашем районе.