Тонирование стекол автомобиля – это популярный способ изменения внешнего вида машины, который помогает снизить количество солнечного света внутри салона и скрыть пассажиров от посторонних взглядов. Однако владельцы автомобилей должны помнить о соблюдении установленных норм, чтобы избежать штрафов за неправомерное затемнение стекол. В данной статье мы рассмотрим основные правила тонирования и размер штрафов за нарушения, действующих в 2019 году.
- Знакомство с законодательством: изучите правила тонировки стекол в вашем регионе.
- Возможные штрафы: узнайте размеры и последствия за нарушение норм тонировки.
- Документы и освидетельствование: проверьте наличие всех необходимых документов на автомобиль.
- Способы оспаривания: рассмотрите варианты обжалования штрафа в суде или административной комиссии.
- Правила установки пленки: убедитесь, что тонировка соответствует установленным стандартам.
- Обратитесь к профессионалам: воспользуйтесь услугами специалистов для получения необходимых экспертиз.
Нормы тонировки стекол согласно ГОСТу
Все автовладельцы обязаны следовать правилам эксплуатации транспортных средств, установленным в России. Эти правила включают в себя не только ПДД, но и различные ГОСТы, указы Президента, постановления правительства, федеральные законы, а также требования, определяемые Таможенным союзом, и Кодекс об административных правонарушениях.
Чтобы не совершить ошибок при тонировании стекол, стоит обратиться к стандартам ГОСТ.
Что же подразумевается под тонированием стекол согласно ГОСТ? Важно отметить, что ГОСТ 5727-88, который определял технические параметры тонирования стекол для наземного транспорта, был заменен новым стандартом в 2015 году – ГОСТ 32565-2013 «Стекло безопасное для наземного транспорта. Технические условия».
Основные изменения в новом законе касаются государственного стандарта, который уточняет допустимый уровень светопропускания тонировки. По новому ГОСТу все стекла автомобилей делятся на две категории:
- категория I – стекла, отвечающие за передний обзор;
- категория II – стекла, обеспечивающие задний обзор.
Как избежать штрафных санкций за затемнение передних стекол? Каковы нормативные значения коэффициента светопропускания?
Согласно стандартам ГОСТ, условия для тонирования стекол категории I (передних) таковы:
- коэффициент светопропускания для лобового стекла – 75 %;
- для боковых и передних стекол – 70 %;
- заднее стекло может быть затемнено без указания процента, главное условие – наличие боковых зеркал для улучшения обзора;
- разрешенная ширина тонировки верхней части лобового стекла составляет 14 см, при этом коэффициент светопропускаемости может быть любым.
Согласно правилам дорожного движения, водителям автобусов разрешено использование шторок, а также в легковых автомобилях возможно использование оконных штор и жалюзи на задних стеклах, если они оборудованы зеркалами заднего вида с обеих сторон.
Как должна проводиться проверка тонировки стекол
Проверка коэффициента светопропускания стекол считается одним из элементов оценки технического состояния автомобиля.
На официальном сайте ГИБДД (gibdd.ru) указано, что эти проверки производят исключительно сотрудники Технадзора или представители ГИБДД.
Отказать должностному лицу в праве провести проверку вы не можете: они действуют в пределах своих полномочий, определенных в нормативных актах:
- КоАП РФ ст. 28.3. «Лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях»;
- КоАП РФ ст. 26.8. «Данные специальных технических средств»;
- КоАП РФ ст. 23.3 «Органы внутренних дел (полиция)».
Ссылаясь на вышеизложенные документы, можно утверждать, что каждый инспектор ГИБДД имеет право оценивать техническое состояние транспортного средства. Также данную проверку может проводить и сотрудник дорожной полиции, обладающий соответствующим званием.
Поскольку ГИБДД является частью полиции, инспекторы дорожного движения имеют полное право проверять коэффициент светопропускания тонировки и проводить оценку технического состояния автомобиля при необходимости.
Тауметр – это прибор, который в России используют для измерения светопропускания стекол первой категории.
В настоящий момент должностные лица применяют следующие устройства:
- «Блик-Н»;
- «Блик»;
- «Тоник»;
- «Свет».
Из этих приборов «Блик» является наиболее часто используемым. Его технические характеристики включают следующие требования:
- Калибровка должна проводиться уполномоченными органами не реже одного раза в год;
- После проверки прибор обязательно опечатывается, и на руки выдается сертификат, подтверждающий это;
- Для зарядки «Блика» используется прикуриватель автомобиля.
Документ о проверке может храниться в соответствующем отделе. Для подтверждения проверки на приборе прикрепляется бирка с информацией о дате калибровки и номере сертификата.
При проведении измерений с помощью «Блика» возможны небольшие погрешности в условиях зимы или облачной погоды. Это следует учитывать при считывании данных с экрана аппарата. Время суток на точность результатов не оказывает влияния.
Наличие тонировки на стеклах автомобиля часто становится причиной штрафов, и многие водители задаются вопросом, как избежать наказания или оспорить его. Важно помнить, что тонировка должна соответствовать установленным требованиям и нормам. Для того чтобы избежать проблем, я рекомендую заранее ознакомиться с законодательством и нормами, касающимися тонировки в вашем регионе. Так, если у вас есть возможность установить тонировку, соответствующую требованиям, это значительно снизит риск получения штрафа.
Если вас всё же остановили и выписали штраф, стоит тщательно изучить протокол и понять, действительно ли есть нарушения. Все действия инспектора должны быть обоснованы и зафиксированы. Я рекомендую требовать представить доказательства нарушения, такие как замеры уровня светопропускания стекол, сделанные с использованием специального оборудования. Если у вас есть сомнения в корректности проведенных замеров, вы можете оспорить штраф в суде, представив все необходимые документы и свидетельства.
Также вне зависимости от того, получали ли вы штраф или нет, стоит помнить о праве на апелляцию. Если вы уверены в своей правоте, вы можете подать жалобу на действия инспектора или на решение суда. Иногда разумный подход к делу и подготовленные доказательства могут сыграть решающую роль в исходе спора. Я всегда советую собрать всю имеющуюся информацию и документы, чтобы иметь возможность отстоять свои интересы в случае возникновения конфликтной ситуации с правоохранительными органами.
При оценке светопропускания тонировки полезно знать ГОСТ. На экране будет отображена не доля светопропускания, а сумма световых лучей, проходящих сквозь стекло. Значение 80 на тауметре говорит о том, что процент тонировки равен 20 %, что соответствует стандартам.
Штраф за тонировку стекол
В этой части мы представляем информацию из статьи КоАП РФ, касающуюся наказаний, применяемых к водителям, нарушающим правила тонировки:
Кодекс об административных правонарушениях, статья | Модуляция | Последствия, штрафные санкции |
Раздел 12.5, часть 3.1 | Вождение транспортных средств, на которых установлены стекла (включая те, что покрыты прозрачными или полупрозрачными пленками с различными оттенками), коэффициент светопропускания которых не соответствует установленным нормам безопасности | Цена составляет 500 рублей. |
До 2015 года за первое нарушение норм ГОСТа 5727-88, касающегося тонировки стекол, штраф составлял 500 рублей. При повторном правонарушении сумма увеличивалась до 1 000 рублей. С введением нового ГОСТа и Технического регламента в 2015 году изменения в размере штрафа не произошли. Однако в 2016 году в Госдуме обсуждали возможность введения более строгих мер за нарушения требований государственных стандартов:
- выдвигалось предложение повысить штраф за первое нарушение до 1 500 рублей (в три раза);
- за повторное нарушение предлагается установить штраф в 5 000 рублей;
- третий случай мог повлечь лишение прав на срок от 2 до 6 месяцев.
Тем не менее, в июле 2016 года в Госдуму был передан документ с только двумя первыми пунктами, который был поддержан в ноябре того же года, однако дальнейшего рассмотрения не последовало.
Таким образом, за неправильную тонировку стекол в 2019 году штраф остается прежним, как указано в КоАП ст. 12.5 ч. 3.1, и составляет 500 рублей.
Водители обязаны уплатить штраф в течение 70 дней с момента составления протокола. В противном случае их ожидают:
- штраф в размере 1 000 рублей;
- до 50 часов обязательных общественных работ;
- возможное лишение свободы на срок до 15 суток.
Если водитель выплатит штраф в течение первых 20 дней, сумма наказания сокращается в два раза.
Как можно избежать штрафа за тонировку стекол
Существуют свои особенности и при измерении степени тонировки стекол, знание которых может помочь водителю избежать штрафа.
Во-первых, как уже упоминалось, стоит учитывать условия, при которых проводится проверка. В холодную или облачную погоду многие приборы, используемые для определения коэффициента светопропускания, могут показывать незначительные отклонения.
Наиболее распространены ситуации, когда сотрудники ДПС составляют протоколы о нарушениях, не используя тауметр. Оспорить такой штраф относительно просто, так как административное наказание может быть наложено только на основании показаний прибора. Его отсутствие означает, что инспектор оценивал степень тонировки «по своему усмотрению».
При этом могут возникнуть некоторые подводные камни. Например, автоинспектор прекрасно знает правила ПДД, законы РФ и нормы ГОСТа. При составлении протокола о нарушении тонировки стекла без использования специального прибора, водителю могут назначить штраф на основании ст. 12.5.1 вместо 12.5.3.1. Размер штрафа будет одинаковым, но дело не в этом.
Ст. 12.5 ч.1 КоАП гласит: «Управление транспортным средством в неисправном состоянии или при наличии условий, запрещающих его эксплуатацию». Документ не описывает само правонарушение, тогда как штраф налагается за управление автомобилем, где обзор затруднен посторонними предметами или покрытиями.
Фотодоказательства или видеозапись могут служить подтверждением при обжаловании штрафа. Ключевым доводом является то, что тонировочная пленка не относится к этому, ведь отсутствует фиксированный специальным прибором коэффициент ее светопропускания.
Съемная тонировка попадает под категории предметов, ограничивающих обзор, поэтому к ней применима ст. 12.5 ч.1.
У инспекторов отсутствуют строгие правила относительно эксплуатации тауметра, так как ГОСТ 5727-88 «Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия» утратил силу, и новый ГОСТ 23565-2013, вступивший в силу с 1 января 2015 года, также не содержит этой информации.
Инструкция к прибору включает в себя детальные указания о том, при каких условиях должны проводиться замеры, но инспектор ДПС не обязан иметь этот документ при себе. Поскольку он находится на посту, водителю, если его остановили далеко от ДПС, нужно будет проехать с сотрудником ГИБДД на его рабочее место для ознакомления с инструкцией.
Имейте в виду, что для некоторых устройств условия, касающиеся предельной погрешности измерения, не прописаны в инструкции.
Также можно избежать штрафа, сняв пленку в присутствии автоинспектора, однако помните, что попытки обойти закон редко заканчиваются хорошо. Если вы хотите сделать тонировку стекол или фар, делайте это в соответствии с ГОСТом.
Если водитель не согласен с выписанным протоколом, он имеет право обжаловать его в суде. В такой ситуации важно помнить следующее:
- Жалобу на протокол можно подать не позднее 10 календарных дней с момента его получения (ст. 30.3 КоАП РФ ч. 1). Подача жалобы позже возможна, но здесь потребуется уважительная причина (например, нахождение на стационарном лечении, командировка и т. д.).
- Для выбора адресата жалобы поможет ст. 30.1 КоАП РФ «Право на обжалование постановления». Она гласит, что если постановление составлено инспектором ГИБДД, нужно обращаться к вышестоящему должностному лицу либо в вышестоящий орган, такой как районный или областной отдел ГИБДД, или в суд.
- Жалобу можно подать любым удобным способом: отправив заказное письмо через Почту России или посетив канцелярию суда. В первом случае не забудьте взять квитанцию о направлении документа, а во втором – заверить его печатью.
В вашей жалобе необходимо указать конкретные нарушения, обнаруженные вами во время составления протокола.
Это может быть:
- Отсутствие факта измерения плотности тонировки тауметром или его неправомерное использование.
- Составление протокола лицом, не имеющим на это прав, например, стажером.
- Ошибки, исправления без надлежащих отметок в документе, а также нехватка каких-либо важных данных.
- Отказ в разъяснении правонарушителю его прав и обязанностей (это слабый аргумент, но иногда он может сработать в сочетании с другими).
- Неправильное указание и применение статей закона и норм ГОСТов (например, как было описано выше, когда инспектор заменяет одну статью на другую).
Результаты обжалования могут быть различными:
- Отказ в удовлетворении жалобы.
- Частичное удовлетворение жалобы, что означает пересмотр решения.
- Полное удовлетворение жалобы, что приводит к прекращению административного дела.
- Перенос разбирательства на другую дату из-за новых обстоятельств (обычно такое случается редко).
Иногда в ходе разбирательства могут всплывать не самые приятные факты о нарушителе: неоплаченные ранее штрафы за другие нарушения ПДД и т. д., которые также могут быть официально предъявлены водителю.
Обращаясь в суд с просьбой пересмотреть постановление, снизить наказание или отменить штраф, убедитесь, что у вас нет других правонарушений. В противном случае, если, например, обнаружатся неоплаченные штрафы, вам придется заплатить не 500 рублей, а 3 000 или 5 000.
Вопросы по теме
Можно ли реально оспорить штраф за тонировку, если стекла соответствуют ГОСТу?
Да, можно. Если у вас есть документы, подтверждающие соответствие тонировки установленным стандартам (например, сертификаты или результаты замеров светопропускания), вы можете подать жалобу на штраф. Важно сохранить все доказательства. Суд сам рассмотрит ваше дело и примет решение, исходя из представленных вами материалов.
Какие последствия могут ожидать водителей, если штраф за тонировку не был оплачен вовремя?
Если штраф за тонировку не был оплачен в установленный срок, он может быть увеличен за счет пеней, что только усугубит финансовое бремя. Кроме того, у водителя могут возникнуть дополнительные проблемы с органами ГИБДД, так как неоплаченные штрафы могут стать основанием для лишения прав или временной приостановки возможности управления транспортом.
Что делать, если сотрудники ГИБДД требуют удалить тонировку на месте?
В данной ситуации важно сохранять спокойствие. Вы можете вежливо объяснить сотрудникам ГИБДД, что у вас есть документы, подтверждающие законность тонировки. Если они настаивают на удалении, можно попросить составить протокол и отразить в нем все ваши доводы. В дальнейшем у вас будет возможность оспорить действия сотрудников в суде, если вы посчитаете их требования незаконными.