Как правильно проверить катушку зажигания и обнаружить неисправности

В процессе работы мотора могут возникать различные неполадки. Например, он может начать «троить», либо его обороты снижаются при резком нажатии на акселератор. Причинами таких проблем, как правило, становятся неисправности в системе зажигания. В этой статье мы рассмотрим, как проверить катушку зажигания и выявить повреждения. Для более удобного понимания диагностики, перед практическими шагами, мы предоставим необходимую теоретическую информацию.

Коротко о главном

«`html

  • Проверьте визуальное состояние катушки: наличие трещин или признаков коррозии.
  • Измерьте сопротивление первичной и вторичной обмоток с помощью мультиметра.
  • Проверьте целостность соединений и проводов, идущих к катушке.
  • Сделайте тест на наличие искры, сняв высоковольтный провод и прокручивая двигатель.
  • Используйте диагностическое оборудование для выявления соответствующих ошибок в системе зажигания.

«`

Принцип работы агрегата

Катушка зажигания функционирует как трансформатор, который преобразует низкое напряжение в высокое. Аккумулятор может обеспечить максимум 12 В, что недостаточно для воспламенения топливной смеси в цилиндрах. Искра на свече в таких условиях будет слишком слабой. Поэтому необходимо устройство, способное вырабатывать напряжение до 35 кВ, что обеспечит воспламенение сжатого бензина.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Схема работы катушки

Катушки зажигания используются в различных системах:

  • контактные;
  • бесконтактные;
  • электронные.

Показательный принцип работы представлен в следующем видео:

Когда ключ поворачивается в замке зажигания, электрический ток поступает на первичную обмотку катушки, состоящую из 100-150 витков толстой проволоки. Это создает электромагнитное поле. Затем прерыватель отключает питание, и включается вторичная обмотка, в которой несколько тысяч витков тонкой проволоки. Таким образом, электрический импульс передается на свечу, что приводит к воспламенению бензина и рабочему ходу поршня. Процесс повторяется цикл за циклом.

Устройство и виды

Автомобильная промышленность не стоит на месте, и конструкции систем зажигания постоянно совершенствуются. Катушки становятся всё более надежными, их работа больше не зависит от качества металлических контактов в трамблере. Рассмотрим основные виды катушек зажигания.

Общие

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Общее устройство катушки

Данные модули зажигания были одними из первых. В такой системе одна катушка отвечает за подачу искры, а электрический импульс распределяется между цилиндрами с помощью механического прерывателя. Бегунок вращается и замыкает контакты по очереди. Конструкция включает корпус, металлический сердечник и две обмотки: питающее напряжение поступает на одну из боковых клемм, а ток высокого напряжения выходит из центральной.

Двухвыводные

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Устройство двухвыводной катушки

В двойных системах зажигания отсутствует трамблер, что значительно повышает надежность. Использовать бегунки и очищать контакты не требуется. Управление осуществляет блок управления двигателем. У данной катушки имеется два выхода для высокого напряжения: каждый производит импульс для двух цилиндров. Однако есть и недостаток: когда в одном цилиндре происходит сжатие, а в другом — выпуск, во втором цилиндре вторая искра оказывается ненужной, и электрический импульс расходуется впустую.

Индивидуальные

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Устройство индивидуальной катушки

С помощью установки индивидуального модуля, удалось исключить трамблер и жгут высоковольтных проводов из системы зажигания, что увеличивает надежность конструкции. В каждом цилиндре находится своя катушка, а распределение импульсов контролируется ЭБУ — электронным блоком управления. В современных автомобилях устанавливаются компактные катушки, где сердечник и обмотки находятся наверху корпуса для простоты визуального осмотра.

Важно отметить, что секционные или реечные катушки, объединенные в батарею из 3-4 элементов, начинают заменять индивидуальные модули. Инженеры исходят из простой логики: меньше соединений и клемм — больше надежность.

Признаки неисправности

Существуют определенные признаки, которые с высокой вероятностью свидетельствуют о неисправности катушки зажигания. Вот основные «симптомы»:

  1. Двигатель не запускается, особенно в дождливую погоду.
  2. «Троение» двигателя усиливается, особенно в холодное время при прогреве.
  3. Ухудшение работы мотора при резком нажатии на газ.
  4. Регулярные пропуски зажигания как на холостом ходу, так и под нагрузкой.
Мнение эксперта
Александр Степанов
Автоэксперт с 20 летним стажем, автомеханик по образованию

Для проверки катушки зажигания я обычно начинаю с визуального осмотра. Важно убедиться, что все соединения надежно закреплены и отсутствуют видимые повреждения или коррозия. Я также проверяю состояние проводов зажигания, поскольку их неисправности могут повлиять на работу катушки. Если обнаруживаются признаки износа, провода следует заменить, так как это может решить проблему с зажиганием.

После визуального осмотра я использую мультиметр для измерения сопротивления катушки. Я проверяю сопротивление как между первичной, так и между вторичной обмотками. Обычно значения сопротивления первичной обмотки должны находиться в пределах 0,5-2,5 Ом, тогда как вторичная обмотка показывает сопротивление от 5 до 15 кОм. Если результаты проверки выходят за эти пределы, катушка зажигания, скорее всего, неисправна и ее следует заменить.

Также я не забываю о тестировании катушки во время работы двигателя. Для этого я подключаю диагностический сканер, чтобы выявить ошибки в системе зажигания. Если возникают проблемы с зажиганием, такие как пропуски искры или нестабильная работа двигателя, я проверяю, подает ли катушка зажигания достаточное напряжение на свечи. В случае выявления недостаточной искры, имеет смысл подумать о замене катушки на новую, чтобы восстановить нормальную работу двигателя.

На современных автомобилях диагностика неисправностей значительно упрощается благодаря лампе Check Engine на приборной панели. Также можно использовать диагностику с помощью OBD2-сканера, который покажет код ошибки, обычно это P0363 — пропуск зажигания в одном из цилиндров.

Причины выхода из строя

Катушки зажигания обладают большим сроком службы, безотказно работая на протяжении 60–80 тысяч километров. Однако их долговечность во многом зависит от условий эксплуатации и воздействия внешних факторов.

Механические повреждения

Со временем материалы могут ухудшаться. На пластике и резине появляются трещины, что приводит к нарушению изоляции. Это часто происходит из-за попадания масла на поверхность катушки.

Перегрев

Высокие температуры представляют опасность для индивидуальных модулей зажигания, поскольку они имеют прямой контакт с двигателем. Наиболее частыми причинами перегрева являются проблемы с системой охлаждения и утечка антифриза.

Поломка контактного соединения

Летом катушки подвергаются воздействию влаги, особенно при проезде по лужам. Зимой на них попадают реагенты из дорожного покрытия. Агрессивные химические составляющие оказывают разрушительное действие на материалы.

Вибрация

Основной источник вибрации находится в головке блока цилиндров (ГБЦ). Чтобы минимизировать негативное влияние, рекомендуется следить за состоянием подушек двигателя и предотвращать детонацию.

Неисправность проводки

Катушки не подключаются напрямую к источнику питания. В контактных системах зажигания имеется трамблер, а в бесконтактных — блок управления, и в любой части этой цепи может произойти обрыв.

Способы проверки катушки

В первую очередь рекомендуется проверить другие компоненты системы зажигания на наличие повреждений. Сначала нужно протестировать свечи, затем проверить высоковольтные провода. На автомобилях с карбюратором необходимо убедиться в исправности трамблера. В инжекторных моделях вместо трамблера установлен блок управления, который выходит из строя очень редко. Если диагностика не показывает проблем, переходите к проверке катушки.

На искру

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Проверка искрового разряда

Этот метод диагностики удобен тем, что его можно осуществлять в процессе движения. Вам понадобится исправная свеча, предпочтительно новая. Процедура проверки выполняется следующим образом:

  1. Выключите зажигание автомобиля.
  2. Наденьте наконечник провода первого цилиндра на свечу.
  3. Замкните корпус свечи с массой.
  4. Поверните ключ в положение II.
  5. Наблюдайте за возникающей искрой.

Если искра стабильная и имеет ярко-фиолетовый цвет, то катушка работает исправно. В противном случае, если искра отсутствует или имеет желтый оттенок, это указывает на проблемы.

Важно помнить, что легче провести диагностику вдвоем. Один человек поворачивает ключ зажигания, а другой наблюдает за искрой.

Искра в шприце

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Схема для изготовления тестера

Для этого метода вам будет необходимо создать самодельный тестер. Его конструкции показаны на изображении. Нужно обрезать коннектор для иглы и вставить в него винт диаметром 4 мм, зафиксировав гайкой. Квиног хорошоствий и его конце нужно прикрепить высоковольтный провод и закрепить крокодил на массу, а затем включить зажигание ключом.

Процесс сборки и тестирования представлен на видео:

Во время тестирования внутри корпуса шприца образуется искра между винтом и концом провода, и чем дальше вы отводите поршень, тем длиннее она будет. Идеальный разряд — около 4 см. Если же длина менее 2,5 см и цвет тусклый, то это указывает на неисправность катушки.

Проверка мультиметром

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Проверка катушки с использованием тестера

Теперь расскажем, как с помощью тестера проводить проверку катушки зажигания. В каждой катушке указаны параметры сопротивления первичной обмотки в спецификации. Обычно это значение находится в диапазоне от 0,6 до 4 Ом. Для вторичной обмотки значение составляет 3-15 кОм. Мы будем сверять эти показатели с реальными значениями. Выполним замеры по пошаговой инструкции:

  1. Снимите катушку с двигателя.
  2. Настройте мультиметр на режим измерения сопротивления.
    1. Соединяем щупы — если наблюдаем ноль, прибор работает исправно.
    2. Прикладываем щупы к клеммам первичной обмотки.
    3. То же самое выполняем для вторичной обмотки.

    Итоги. Если полученные значения ниже стандартных, это может указывать на межвитковое замыкание изолированных проводов. Если сопротивление превышает норму, это означает обрыв.

    Диагностика вторичной обмотки катушек с диодом

    style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Конструкция катушки с диодом

    В катушках с интегрированным высоковольтным диодом измерение сопротивления вторичной обмотки стандартным способом не получится. Необходимо переключить мультиметр в режим постоянного тока. Щупы прибора подключаются между клеммами вторичной обмотки и аккумулятором. Если батарея соединена в сторону диода, то мультиметр отобразит напряжение. Изменив полярность, на дисплее не должно появиться напряжение.

    Если отсутствует напряжение в обоих направлениях, значит, произошел обрыв во вторичной обмотке. Если напряжение присутствует при любой полярности, значит, высоковольтный диод вышел из строя.

    Измерение питающего напряжения

    style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Методика измерения

    Для того чтобы проверить питающее напряжение, сначала нужно отключить предохранитель бензонасоса, что предотвратит запуск двигателя во время теста. Затем необходимо отключить разъем питания от катушки зажигания и вставить в него пару скрепок. К ним подключаем щупы мультиметра в режиме измерения постоянного напряжения. Далее поворачиваем ключ в замке зажигания. Прибор должен показать изменения напряжения в диапазоне от 0 до 12 В.

    Если мультиметр не показывает никаких значений при повороте ключа, то питающий разъем неисправен, и необходимо очистить контакты от ржавчины.

    Выводы

    Если катушка зажигания не функционирует, ее целесообразно заменить. Тем не менее, самостоятельная диагностика может оказаться сложной задачей. Для этого необходимы навыки работы с мультиметром и базовые знания в области электротехники. Мастера сервисного центра быстро решат эту задачу без ущерба для электропроводки автомобиля. После их работы двигатель перестанет «троить» и реагировать неадекватно на резкое нажатие на педаль акселератора.

    В представленном видео автор наглядно показывает, как проводится диагностика отдельных катушек зажигания:

    Вопросы по теме

    Каковы основные симптомы неисправной катушки зажигания?

    Симптомы неисправной катушки зажигания могут включать нестабильную работу двигателя, проблемы с запуском, потери мощности при разгонe и повышенный расход топлива. В некоторых случаях может возникать сильный запах бензина, что указывает на неполное сгорание смеси. Если вы заметили один или несколько из этих признаков, стоит проверить катушку зажигания и другие компоненты системы зажигания.

    Можно ли самостоятельно проверить катушку зажигания без специального оборудования?

    Да, самостоятельно проверить катушку зажигания можно с помощью простой диагностики. Сначала отключите катушку от автомобиля и визуально проверьте её на наличие трещин, коррозии или обугливания. Затем можно проверить сопротивление с помощью мультиметра: сверьте значения с рекомендуемыми в руководстве по эксплуатации. Если значения выходят за пределы нормы, вероятность неисправности катушки высока.

    Какие факторы могут влиять на срок службы катушки зажигания?

    На срок службы катушки зажигания влияют несколько факторов. К ним относятся качество используемого топлива, частота технического обслуживания автомобиля, условия эксплуатации (например, частые поездки на короткие расстояния или езда по плохим дорогам) и нагрузки на двигатель. Также стоит обратить внимание на состояние сопутствующих компонентов системы зажигания, таких как свечи, провода и датчики, которые могут оказывать влияние на работу катушки.

Оцените статью
Авто Альянс
Добавить комментарий