Как правильно сменить масло в автоматической коробке передач: пошаговое руководство

Несвоевременная замена трансмиссионной жидкости в автоматической коробке может существенно снизить срок службы этого элемента. Давайте разберемся, в какие сроки нужно проводить обслуживание, как именно заменить масло в АКПП и рассмотрим все плюсы и минусы различных методов.

Коротко о главном
  • Подготовьте необходимые инструменты и материалы: новое масло, фильтр, прокладки, ключи.
  • Поднимите автомобиль и обеспечьте его стабильное положение.
  • Слейте старое масло из трансмиссии, используя специальный поддон.
  • Замените фильтр и прокладки на новые.
  • Залейте новое масло в АКПП через заливное отверстие.
  • Проверьте уровень масла и при необходимости добавьте его до оптимального уровня.

Когда необходимо менять масло в АКПП

Некоторые производители заявляют, что их автоматические коробки не требуют обслуживания. Это означает, что смена трансмиссионной жидкости не входит в регламент и предполагается, что коробка сможет проехать 150 тыс. км, после чего потребуется капитальный ремонт, во время которого и заменят масло. Однако, согласно практическому опыту, замена масла в АКПП через каждые 50–80 тыс. км может увеличить срок службы агрегата до 200 000–250 000 км.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Состояние масла при отсутствии замены

В то же время, другие автопроизводители прямо указывают, что жидкость необходимо менять каждые 60 тыс. км. Необходимость внеплановой замены может проявляться в следующем:

  • коробка проявляет резкие толчки при переключении;
  • заметные задержки при смене передач;
  • посторонние звуки (гул, стук) исходят от АКПП;
  • не включается задняя передача.

Для более глубокого анализа состояния масла потребуется провести диагностику, которая измеряет уровень, температуру и давление в коробке. Уровень масла определяется по щупу или контрольному отверстию, тогда как другие параметры измеряются с помощью специальных приборов.

Если масло потемнело, стало непрозрачным и пахнет гарью, то замена масла в коробке автомат требуется незамедлительно, независимо от пробега.

Если продолжать эксплуатацию с отработанным маслом, металлические частицы могут заблокировать каналы в гидроблоке, что приведет к выходу из строя гидротрансформатора. Это вызовет сбой в работе АКПП, и ваша машина перейдет в аварийный режим. Вам останется только двигаться на малой скорости или вызвать эвакуатор. Капитальный ремонт АКПП обойдется в приличную сумму, и возможно, придется полностью менять агрегат. Поэтому важно выполнять обслуживание вовремя, чтобы избежать серьезных поломок.

Подготовка

Замена масла может проводиться как на СТО, так и дома. Чтобы выполнить эту операцию самостоятельно, вам потребуется смотровая яма или эстакада. Можно обратиться к знакомым, у которых есть подходящие условия, или воспользоваться платной эстакадой рядом с гаражами.

Для смены масла в автоматической трансмиссии придется снять поддон и фильтр. Некоторые люди предпочитают чистить старые фильтры в бензине или керосине и использовать повторно, однако такой подход не рекомендуется.

Снижение пропускной способности фильтра может создать проблемы в работе коробки. Новый фильтр нужно подбирать по марке автомобиля и году выпуска. Кроме того, на сайте производителя можно найти информацию о трансмиссии (серия, номер), что будет полезно для выбора подходящего фильтра. Например, некоторые коробки японских или немецких марок устанавливаются на разные автомобили, поэтому можно найти фильтр, который соответствует вашему АКПП, хоть он и предназначен для другой марки.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Новый фильтр и прокладка обязательны

Перед началом работ нужно приобрести прокладку поддона, так как старая может быть изношена или повреждена. При снятии поддона прокладка часто рвется. Новая прокладка обеспечит герметичность и предотвратит утечки жидкости, которые могут вызвать понижение уровня масла. На сливной пробке имеется медная шайба, которая сталкивается с деформацией и износом во время эксплуатации, также нужно приобрести новый аналог. На официальном сайте производителя обязательно представлены рекомендации по вязкости SAE масла для вашей коробки и его объем. Также позаботьтесь о наличии инструментов для откручивания пробки поддона, замены фильтра и снятия поддона вместе с радиатором охлаждения АКПП (это необходимо, если вы выберете полную замену масла).

Как слить масло с АКПП

Сложность замены ATF в АКПП заключается в удалении отработанного масла. В отличие от механической коробки передач, автоматические имеют сложный гидравлический блок с гидротрансформатором, который содержит множество узких каналов для циркуляции масла.

При большинстве методов слива удается удалить лишь часть жидкости, и только полная замена с помощью специального оборудования позволяет удалить трансмиссионную жидкость полностью.

Тем не менее, независимо от способа, сначала нужно слить отработанное масло из поддона. Давайте рассмотрим последовательность действий и способы, которые можно использовать.

Слив масла через пробку

Наиболее простой вариант. Если на корпусе АКПП предусмотрена сливная пробка, выполните следующие шаги:

  1. Прокатитесь на автомобиле примерно 5 км, чтобы разогреть двигатель и коробку.
  2. Установите автомобиль на яму или эстакаду.
  3. Подготовьте контейнер или обрезанную канистру объемом не менее 5 л.
  4. Используя ключ (обычно это четырехгранный), откройте сливную пробку. Лучше откручивать ее руками, расположившись сбоку.
  5. Осторожно уберите руку с пробки, подставив контейнер.
  6. Как только отработанное масло перестанет капать, это будет означать, что основная часть слита — потребуется также снять поддон и фильтр.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Слив отработанного масла через сливное отверстие

Откачка масла через щуп

На автомобилях, где сливная пробка отсутствует, можно провести замену масла, откачивая старую ATF через щуп. Для этого потребуется прозрачная трубка от капельницы, которую можно купить в аптеке. Уберите щуп и вставьте трубку на его место, опустив её до дна поддона. Свободный конец трубки подключите к шприцу. Чем больше емкость шприца, тем удобнее будет процесс.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Откачка масла шприцем

Выдвигая поршень, создается вакуум, с помощью которого ATF откачивается из поддона. Это нужно делать аккуратно, так как отработанное масло густое и движется медленно. Для того чтобы выкачать 4 литра, процесс придется повторять около 30 раз. Для упрощения этого процесса существуют вакуумные насосы от сторонних производителей, которые подключаются к аккумулятору и автоматически откачивают старую ATF через отверстие щупа. Это значительно ускоряет процесс, но для этого необходимо будет приобрести такое устройство.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Откачивание отработанного масла насосом

Снятие поддона коробки

Другой метод замены масла в АКПП заключается в том, что старое масло сливается вместе с поддоном и фильтром. Эта процедура может быть грязной, но она занимает меньше времени. Прогретое авто устанавливается на яму, после чего выкручиваются болты крепления поддона. Убедитесь, что под ямой установлен большой таз для сбора жидкости. Сначала необходимо приоткрыть поддон с одной стороны, чтобы начать слив отработки. Когда слива больше нет, полностью открутите болты и снимите поддон с остатками жидкости. В поддоне находится фильтр и магнит для сбора металлической стружки. Магнит очищается, а фильтр заменяется на новый. Такой способ замены масла проще, так как позволяет избежать сложностей с шприцем и трубками или покупкой вакуумного насоса, но избежать загрязнения невозможно.

Мнение эксперта
Александр Степанов
Автоэксперт с 20 летним стажем, автомеханик по образованию

Первым шагом в замене масла в автоматической коробке передач является подготовка. Необходимо убедиться, что у вас есть все необходимые инструменты и материалы: новое трансмиссионное масло, фильтр, соответствующий прокладка, а также набор ключей и контейнер для слива старого масла. Также рекомендую иметь под рукой воронку для более удобного заливания масла.

Для начала необходимо поднять автомобиль на подъемнике или использовать домкрат и подпорки. После этого мы отсоединяем сливной болт на поддоне трансмиссии, чтобы слить старое масло. Важно дать жидкости стечь полностью, возможно, потребуется немного времени. Далее, после того как старое масло слито, заменяем фильтр и прокладку на поддоне, если это предусмотрено конструкцией вашей коробки передач. Убедитесь, что все соединения надёжно закреплены, чтобы предотвратить утечку.

Заключительным этапом является заливка нового трансмиссионного масла. Используем воронку для более аккуратного процесса. Для заливки масла необходимо использовать тот же тип масла, который рекомендован производителем. После заливки мы запускаем двигатель и переключаем передачи, чтобы масло равномерно распределилось по системе. Не забудьте проверить уровень масла с помощью щупа и при необходимости добавить масло до нужной отметки.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Снятие поддона и фильтра

Способы замены масла

Давайте рассмотрим порядок правильной замены масла в АКПП, как частично, так и полностью, а также, где и как заливать новую жидкость. Понимая все тонкости процесса, будет проще решить, провести замену самостоятельно или обратиться в сервисный центр.

Частичная замена масла в АКПП: инструкция

В современных автоматах обычно требуется от 6 до 8 литров ATF, в зависимости от модели и марки автомобиля. Частичная замена масла может рассматриваться как «освежение» жидкости, поскольку таким образом удается добавить только около 30-40% новой трансмиссионной жидкости. Этот вариант более доступен по цене и занимает примерно 60 минут, но эффекта хватает ненадолго — процедуру придется повторять каждые 15–20 тысяч километров.

Теперь рассмотрим этапы замены масла в АКПП в формате пошаговой инструкции:

  1. Запустите двигатель и проедьте на автомобиле 10–20 минут, чтобы двигатель и коробка разогрелись до рабочей температуры, что увеличит текучесть масла.
  2. Занесите машину на яму.
  3. Снимите защиту днища.
  4. Открутите пробку поддона с помощью квадратного ключа.
  5. Подставьте контейнер и дождитесь слива старого масла.
  6. Снимите поддон и замените старый фильтр. Не забудьте очистить магнит.
  7. Установите новый фильтр и прокладку на место. Верните поддон обратно.
  8. Залейте новую ATF через отверстие для щупа или сапун для поддержания атмосферного давления, выставив уровень между минимальной и максимальной отметками.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Не забудьте очистить поддон перед установкой

Советы для водителей. Для корректной настройки уровня жидкости необходимо переключать трансмиссию по всем доступным передачам. Это поможет заполнить муфты трансмиссионной жидкостью и избавиться от воздуха в системе.

Преимущества данного метода заключаются в том, что вы можете всё выполнить самостоятельно, затратив всего около одного часа. Расход трансмиссионной жидкости (около 3–4 л для автоматической коробки передач) относительно невысок. Однако, нужно учитывать и недостатки: после пробега в 15 000 км процедуру придется повторять, могут возникать задержки при переключении передач, а также шумы. Хотя ресурс коробки увеличивается, этот эффект будет незначительным.

Полная замена масла в АКПП: инструкция

Заменить трансмиссионную жидкость можно полностью, однако это обойдется дороже. Тем не менее, такой подход значительно улучшает работу коробки. Рассмотрим, как провести замену АТФ как аппаратным, так и ручным способом, чтобы выбрать наилучший вариант.

Способ №1

Данный метод идеально подходит для самостоятельной замены жидкости в условиях гаража с ямой. Процедура аналогична описанной ранее: старую жидкость сливают, очищают поддон, устанавливают новый фильтр с прокладкой, и заливают свежую трансмиссионную жидкость до нужного уровня. После пробега около 200 км процедуру можно повторить (при этом фильтр и прокладка не подлежат замене, достаточно лишь их очистки).

При сливе жидкости естественным образом или с помощью шприца удается извлечь около 40% старой жидкости из АКПП. При добавлении свежей жидкости уровень лишь разбавляется. В первой замене соотношение нового и старого масла составит 40/60%. При повторной — приблизительно 70/30%. При третьей замене — 85-90/15-10%. Повторять процедуру более трех раз экономически нецелесообразно.

Преимущества данного способа:

  • Возможность выполнить замену самостоятельно в гараже;
  • Не требуется сложное и дорогостоящее оборудование;
  • Стоимость только новой АТФ, так как фильтр и прокладка приобретаются один раз при первой замене.

Однако данный способ требует значительных временных затрат — каждые 200 км необходимо снимать защиту днища, сливать отработанную жидкость и заливать новую. Не у каждого есть возможность регулярно уделять время на такое обслуживание. Полностью заменить жидкость не получится, поэтому имеет смысл рассмотреть альтернативные варианты.

Способ №2

Полная замена масла в автоматической коробке передач возможна при условии использования давления в системе для выкачивания старой жидкости. Все действия остаются такими же, как и при частичной замене (слив, замена фильтра и очищение поддона). Затем в коробку заливается новая АТФ до тех пор, пока она не начнет литься из заливного отверстия. От соединений радиатора охлаждения трансмиссии отсоединяются подача и возврат, а концы шлангов опускаются в контейнер (например, ведро или таз на 12 л).

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Схема подключения АКПП к радиатору охлаждения

Мотор заводится, и начинают прокачиваться жидкость и давление в коробке. Таким образом, старая жидкость вытесняется из гидротрансформатора и гидроблока естественным образом. Когда сольется примерно 4 л, двигатель выключают и добавляют новую АТФ. Мотор снова запускается, и процесс прокачивания продолжается. Как только жидкость становится светлой, процедуру останавливают. Затем нужно подключить шланги обратно, выставить уровень и проехать на автомобиле в различных режимах для теста.

Этот способ позволяет использовать естественную циркуляцию в агрегате для прокачивания системы без дополнительных устройств. Расходы ограничены только стоимостью расходников и жидкости — 7–9 л. Вся процедура осуществляется за один раз — нет необходимости проводить подобные операции каждую неделю. Тем не менее, есть и недостатки: данный процесс может быть сложным и рискованным для неопытного водителя, так как есть вероятность ошибиться и повредить систему.

Наиболее распространенной ошибкой является слишком низкий уровень АТФ в поддоне, что может привести к всасыванию воздуха и работе системы «всухую».

Это может повредить фрикционные элементы, планетарную передачу, а также гидротрансформатор, что обойдется очень дорого в ремонте.

Способ №3

Наиболее эффективным методом является аппаратная замена, при которой старая жидкость вытесняется новой под давлением с помощью специализированного оборудования. Процедура замены масла в АКПП с использованием современного устройства проходит по следующему алгоритму:

  1. Автомобиль поднимается на подъемнике, где снимается защита и сливается отработанная жидкость.
  2. Снимается поддон, осуществляется его очистка, устанавливается новая прокладка и фильтр. Все возвращается на прежнее место.
  3. Откручиваются шланги подачи и возврата радиатора коробки.
  4. К ним подключаются шланги от аппарата, в котором предварительно залито 10–12 л новой АТФ.
  5. Запускается двигатель, и устройство начинает подавать новую трансмиссионную жидкость в коробку, которая перекачивается через гидроблок и выходит через выходной патрубок в специальный контейнер.
  6. Через прозрачную трубку видно, какого цвета жидкость. Как только она становится такой же, как новая, процесс останавливается и выставляется уровень.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Аппаратная замена масла в АКПП

Данный метод хорош тем, что обеспечивает полную замену жидкости за счет вытеснения. При этом очищается как гидротрансформатор, так и гидроблок. Качество замены можно оценить сразу по цвету выливающейся жидкости. Работоспособность трансмиссии улучшается: звук работы становится тише, переключение происходит быстрее и плавнее. Водители отмечают снижение расхода топлива. Однако имеются и негативные моменты: потребуется значительный объем — 11–12 литров трансмиссионной жидкости, половина из которых используется исключительно на промывку. Кроме того, общее оборудование для замены достаточно дорогое и не всегда доступно в каждом сервисе, не говоря уже о гаражах. В некоторых недобросовестных сервисах могут взять 12 л жидкости, но залить лишь 6 л, прикрываясь оставшейся частью. Иногда забывают установить фильтр или заменить прокладку.

Советы для водителей. Чтобы убедиться в качестве полной замены, вы можете присутствовать при обслуживании — в нормальных СТО не откажут в этом. Также протестируйте жидкость, капнув её с щупа на бумагу: новая будет красной, а старая — черного цвета или мутной.

Замена на станции техобслуживания

Станции технического обслуживания предлагают как частичную, так и полную замену трансмиссионной жидкости АТФ, и выбор оставляется за клиентом. Обычно качественная смазка различных вязкостей уже имеется в наличии, так что достаточно принести только фильтр для своей марки автомобиля. Однако некоторые сервисы хранят на складе и расходные материалы для популярных моделей, что позволяет сэкономить время автовладельцев.

При выборе клиентом частичного обновления отработка удаляется через сливное отверстие (если такое предусмотрено производителем) или откачивается посредством щупа.

При полной замене с промывкой используются современные устройства. Они универсальны и подходят ко всем моделям автомобилей. Некоторые обладают простым управлением с кнопками пуска и остановки. Качество промывки определяется визуально по фрагменту прозрачной трубки, закрепленной на рабочем столе аппарата.

Иные модели оборудования имеют экран и программное обеспечение под каждую марку и модель автомобиля. Они автоматизированы и запрограммированы с учетом объема жидкости и других параметров, обеспечивающих максимально качественную замену. Процедура вытеснения отработанной жидкости считается наилучшим способом для обслуживания АКПП. Использование такого устройства позволяет продлить срок службы узла до 200–250 тыс. км. Процедура занимает 2–3 часа, однако её необходимо проводить каждые 50 000–60 000 км.

Как залить масло в АКПП

Долить свежую АТФ можно при частичной смене или для достижения нужного уровня после полной замены различными способами, в зависимости от конструкции автоматической коробки.

Заливаем масло через щуп

Самый простой способ заправки, так как щуп имеется в большинстве автомобилей с автоматической трансмиссией. Для этого потребуется гибкий шланг от медицинской капельницы и воронка, подключаемая к его второму концу. Все операции проводятся сверху, в подкапотном пространстве.

Через сапун

Также можно задействовать клапан для регулировки давления для подачи жидкости в АКПП. Понадобится гибкий шланг диаметром 8–10 мм и воронка. Залить напрямую не получится из-за наличия проводов и других деталей в моторном отсеке.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Сапун АКПП

Закачка масла снизу через контрольку

Сбоку на корпусе АКПП имеется болт, который закрывает контрольное отверстие. Это один из методов установки уровня в тех моделях, где нет щупа. Открутив его, с помощью большого шприца через шланг подается АТФ. Работа выполняется снизу, из смотровой ямы.

Замена масла в АКПП prolongирует ресурс одного из ключевых узлов автомобиля. Если времени и средств в обрез, лучше сделать частичное обновление состава. Однако, более целесообразно будет выполнить аппаратное покачивание с промывкой, чтобы избежать дорогостоящего ремонта автоматической коробки в будущем.

Вопросы по теме

«`html

Какие признаки указывают на необходимость замены масла в АКПП?

Во-первых, это изменение цвета масла — если оно стало темным или приобрело коричневый оттенок, это сигнализирует о его загрязнении. Во-вторых, появление посторонних запахов, таких как жжение, может указывать на перегрев масла. Кроме того, если вы чувствуете рывки или затруднения при переключении передач, это также может быть признаком износа масла. Рекомендуется проверять уровень и состояние масла каждые 15 000 — 30 000 км пробега, хотя конкретный интервал зависит от рекомендаций производителя вашего автомобиля.

Можно ли самостоятельно поменять масло в АКПП или лучше обратиться к специалистам?

Самостоятельная замена масла в АКПП возможна, однако для этого необходимо обладать базовыми знаниями в области механики и иметь в наличии соответствующие инструменты. Если вы уверены в своих силах и внимательно следуете инструкциям, можете выполнить эту работу самостоятельно. Однако, если нет опыта работы с трансмиссиями или вы не хотите рисковать столкнуться с возможными проблемами, то лучше обратиться к квалифицированным специалистам. Это обеспечит более безопасное и качественное выполнение работ.

Какие инструменты и материалы понадобятся для замены масла в АКПП?

Для замены масла в автоматической коробке передач вам понадобятся следующие инструменты и материалы:
1. Новый фильтр для АКПП (если требуется).
2. Масло для АКПП, соответствующее требованиям вашего автомобиля.
3. Набор гаечных ключей и отверток.
4. Воронка для заливки масла.
5. Емкость для слива отработанного масла.
6. Рукавички и защитные очки для безопасности.
Имейте в виду, что использование качественных материалов и правильного инструмента имеет большое значение для успешного выполнения работы и долговечности трансмиссии.

«`

Оцените статью
Авто Альянс
Добавить комментарий