Не уверены, как выполнить замену жидкости в гидроусилителе руля? Прежде всего, отметим, что это вполне осуществимая задача, с которой можно справиться самостоятельно. Главное — следовать определённой последовательности действий и желательно иметь помощника.
- Обзор назначения жидкости ГУР и её важность для работы рулевого управления.
- Инструменты и материалы, необходимые для замены жидкости ГУР.
- Пошаговая инструкция по сливу старой жидкости и промывке системы.
- Процесс заливки новой жидкости ГУР и проверка уровня.
- Рекомендации по периодичности замены жидкости и уходу за системой ГУР.
Принцип работы гидравлического усилителя руля
ГУР — это гидравлический усилитель рулевого управления. Многие современные автомобили иностранного производства оснащены такими насосами.
Одним из ключевых преимуществ данной системы является то, что даже при неисправности усилителя, управление автомобилем остаётся возможным.
Основные задачи гидроусилителя:
- обеспечить дополнительное усилие при повороте руля;
- увеличить удобство управления;
- поддерживать управляемость автомобиля и смягчать удары на руле, возникающие при преодолении неровностей дороги.
Гидроусилительная система может устанавливаться на различные типы рулей, но в последние годы особенно распространён реечный механизм. Поэтому схема устройства в этом случае состоит из следующих компонентов:
- бачок — в верхней части системы, куда заливается масло;
- насос — соединённый с бачком, обычно представляет собой лопастной насос, который поддерживает необходимое давление;
- распределитель — расположенный на валу или элементах привода, предназначен для регулирования потока жидкости в соответствующие камеры гидроцилиндра или бачок;
- гидроцилиндр — встроен в рейку и перемещает её под воздействием давления, продолжая работу системы ГУР после распределителя;
- магистрали — соединяют все элементы гидроусилителя и служат для перемещения рабочей жидкости.
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Схема гидроусилителя рулевого управления автомобиля
Что касается принципа работы, то его можно описать следующим образом. При повороте руля усилие передаётся на вал распределителя. Открывается канал, через который жидкость поступает в полость гидроцилиндра, где масло давит на шток поршня, что приводит в движение рулевую рейку и, соответственно, колеса автомобиля.
Почему нужно менять рабочую жидкость ГУР
Как и другие автомобильные системы, гидравлика рулевой системы требует регулярного обслуживания. Хотя производитель может называть жидкость «волшебной» и утверждать, что она прослужит весь срок эксплуатации автомобиля, не стоит забывать о реальности.
Во-первых, срок службы жидкости варьируется в разных странах. Например, европейские и японские автомобилисты могут поменять машины через 5–6 лет, у нас же большинство владельцев иномарок пользуются ими 20, а иногда и 30-40 лет. Не заменяя жидкость все эти годы, полагаясь на чудо, кажется смешным.
Замена жидкости в гидроусилителе руля (ГУР) — это важная процедура, которая обеспечивает правильную работу системы управления автомобилем. Первым делом необходимо подготовить все необходимые инструменты и материалы: новую жидкость ГУР, воронку, подходящую емкость для слива старой жидкости и тряпки для уборки. Убедитесь, что вы используете жидкость, рекомендованную производителем вашего автомобиля, так как неправильный выбор может негативно сказаться на работе системы.
Начните с того, что припаркуете автомобиль на ровной поверхности и заглушите двигатель. Затем откройте крышку резервуара для жидкости ГУР и с помощью воронки слейте старую жидкость в заранее подготовленную емкость. Обратите внимание на состояние сливаемой жидкости: если она имеет темный цвет или в ней видны примеси, это может свидетельствовать о необходимости более тщательной проверки системы. После слива старой жидкости закройте сливной отверстие и залейте новую жидкость до нужного уровня, согласно указателям на резервуаре.
После заливки жидкости следует прокачать систему. Для этого включите зажигание, но не заводите двигатель, и несколькими движениями поверните рулевое колесо в крайние положения. Это поможет удалить воздух из системы и обеспечить правильное распределение новой жидкости. После прокачки проверяйте уровень жидкости в резервуаре; при необходимости добавьте её. В завершение убедитесь, что под автомобилем нет утечек, и закройте крышку резервуара. Регулярная замена жидкости ГУР поможет сохранить ваш автомобиль в исправном состоянии и повысить комфорт управления.
Во-вторых, в ходе эксплуатации автомобиля в жидкость могут попадать различные инородные предметы. Это приводит к износу гидроусилителя. К примеру, металлическая стружка или другие частицы. Кроме того, в старом масле скапливается конденсат, что влечёт за собой коррозию и уменьшение вязкости, в результате чего оно превращается в бесполезную жидкость.
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Попадание инородных элементов в жидкость гидроусилителя может быть опасным
Теперь, когда мы поняли, что замена жидкости — это не миф, давайте рассмотрим последствия несвоевременной замены.
- Каждый поворот руля с устаревшим маслом будет приводить к чрезмерной нагрузке на сальники, что может привести к их разрывам. В итоге жидкость станет утекать, что потребует регулярного добавления нового масла. В противном случае эксплуатация автомобиля станет шумной — при повороте руля вбок будет слышен скрежет. Не каждый механик на СТО возьмётся за починку повреждённого сальника — чаще проще заменить рулевую рейку.
- Фильтр на входе бачка ГУР может засориться. Это затруднит проход масла и увеличит нагрузку на насос, особенно в зимний период. Все это резко сократит срок службы всей рулевой системы.
В конечном итоге, руль перестанет должным образом реагировать на действия водителя. В зимнее время он может стать слишком лёгким, и тогда водителю будет необходимо дополнительно усиливать вращение руля на пол-оборота или даже целый оборот. В плотном потоке это может привести к аварийной ситуации, так как на высоких скоростях нет времени корректировать движение автомобиля и избежать столкновения.
Летом, когда используется старая жидкость с конденсатом, она становится слишком жидкой, что препятствует созданию необходимого давления на колёса. В результате руль будет работать неэффективно, проявляя излишнюю жёсткость или, наоборот, дергаясь при вращении.
Особенности замены
Вам понадобятся несколько инструментов и материалов: воронка, пустая ёмкость для слива, тряпки, новая жидкость и 20-граммовый шприц с трубкой. Вы можете заменить жидкость одним из двух способов. Проще всего произвести частичную замену, хотя этот метод будет менее эффективным. Тем не менее, новички смогут справиться с этой процедурой.
- Снять крышку с бачка. С помощью шприца откачать всю жидкость.
- Залить новое масло в бачок до требуемого уровня.
- Запустить двигатель и поворачивать руль в разные стороны.
- Заглушить мотор.
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Откачка жидкости из системы гидроусилителя руля
Повторите последние три шага несколько раз. При вращении руля уровень жидкости в бачке будет понижаться, поэтому вам потребуется снова доливать до нужного уровня, запускать двигатель и поворачивать руль. Так продолжайте до тех пор, пока уровень не станет нормальным.
Полная замена жидкости намного более эффективна, даже если она требует больше времени и определённых навыков.
В первую очередь, поднимите переднюю часть автомобиля — например, с помощью двух домкратов, если у вас нет другого оборудования.
Теперь подробнее о шаге замены.
- Откачать жидкость из бачка, как было описано ранее.
- Снять хомуты с шлангов, подключённых к бачку.
- Снять бачок и промыть его чистой водой.
- Подключить обратный шланг (идущий от рулевой рейки к радиатору) к пустой ёмкости.
- Начать вращать руль из стороны в сторону. Это должно выдавить жидкость из системы; для лучшего эффекта можно запустить двигатель.
- Когда масло перестанет вытекать, переходите под капот. Вставьте в первый шланг, который идёт на насос, воронку.
- Залейте свежую жидкость, в то время как помощник будет вращать руль.
- Когда новое масло начнёт выходить из обратного шланга, остановите процесс.
Теперь верните бачок и шланги на место. Долейте масло до необходимого уровня. Поворачивайте руль при работающем двигателе. Затем заглушите двигатель, опустите переднюю часть автомобиля и снова долейте жидкость до нужного уровня.
Вопросы по теме
Какие могут быть последствия использования старой жидкости ГУР?
Использование старой или загрязненной жидкости ГУР может привести к множеству проблем. Во-первых, снижено качество работы гидроусилителя руля, что может вызывать неустойчивое управление. Во-вторых, старые жидкости теряют свои смазывающие свойства, что увеличивает износ насосов и магистралей системы. Вдобавок может возникнуть риск появления коррозии, что в конечном итоге потребует более дорогостоящего ремонта. Регулярная замена жидкости позволит избежать данных проблем и продлить срок службы системы.
Можно ли заменить жидкость ГУР самостоятельно без специализированных инструментов?
Да, заменить жидкость ГУР можно самостоятельно, но определенные инструменты могут упростить процесс. Основным инструментом будет шприц или шланг для слива старой жидкости. Важно иметь доступ к качественной замене жидкости, а также к воронке для удобного заливания. Однако, если вы не уверены в своих силах или не имеете необходимых знаний о системе, лучше обратиться к специалисту — это поможет избежать потенциальных ошибок и гарантирует правильную работу системы.
Как часто следует проверять и менять жидкость ГУР?
Частота проверки и замены жидкости ГУР зависит от рекомендаций производителя автомобиля и условий эксплуатации. Обычно рекомендуется проверять уровень жидкости каждые 6-12 месяцев. Замена жидкости чаще всего требуется каждые 40-60 тысяч километров пробега, но при условиях интенсивной эксплуатации (например, частые поездки по городским пробкам или тяжелые нагрузки) этот интервал может сократиться. Важно обращать внимание на состояние жидкости: если она потемнела или появилась неприятный запах, это сигнал о необходимости замены.