Как работает вакуумный усилитель тормозов: устройство и принцип действия вакуумника

Вакуумный тормозной усилитель представляет собой устройство, которое значительно способствует улучшению эффективности торможения автомобиля за счет использования вакуумной силы. ВУТ стал неотъемлемой частью современных автомобилей и обеспечивает более безопасное управление. Мы подробно исследуем его конструкцию и обслуживание в этом материале.

Коротко о главном
  • Определение: Вакуумный усилитель тормозов (вакуумник) – устройство, увеличивающее силу торможения путем использования разрежения воздуха.
  • Принцип работы: Использует разницу давления внутри и вне устройства для создания дополнительной силы, усиливающей нажатие на тормоза.
  • Устройство: Состоит из корпуса, мембраны, управляющего клапана и соединительных трубок.
  • Преимущества: Обеспечивает более легкое управление тормозами, повышает безопасность и эффективность тормозной системы.
  • Типы вакуумников: Различают одно- и двухкамерные системы, в зависимости от требований и конструктивных особенностей автомобилей.

Вакуумный усилитель тормозов – это

Вакуумный усилитель тормозов — критический элемент тормозной системы вашего автомобиля. Его основная задача заключается в повышении усилия, которое передается от тормозной педали к основному тормозному цилиндру. Вакуумный механизм обеспечивает более легкое и эффективное управление автомобилем, а также быстрое торможение.

Предназначение ВУТ

Устройство, именуемое вакуумным усилителем (или ВУТ), выполняет множество важных функций. Основная задача вакуумного тормозного усилителя заключается в создании дополнительного усилия с использованием вакуума, что гарантирует надежную работу тормозной системы.

Конструкция

Вакуумный усилитель представляет собой круглый герметичный контейнер, установленный в моторном отсеке, поверх которого располагается основной тормозной цилиндр. Стоит отметить, что существует еще один вид этого устройства — гидровакуумный усилитель тормозов, который работает в интеграции с гидравлической системой тормозов.

Структура вакуумного усилителя торможения не является сложной. Основным элементом является цилиндрический корпус, внутри которого расположены два герметичных отсека. Первая камера, расположенная рядом с основным тормозным цилиндром, называется вакуумной, а другая, близкая к педали, — атмосферной.

Близко к вакуумной камере находится диафрагма, которая соединяется с поршнем основного тормозного цилиндра через шток. Кроме того, в вакуумной камере установлен обратный клапан, который соединяет камеры с источником разрежения, о котором будет сказано позже.

Если проанализировать схему вакуумного усилителя тормозов, то можно заметить, что над диафрагмой в атмосферной камере установлен клапан, который контроля связывает с тормозной педалью.

Для успешного функционирования вакуумного усилителя необходимо создать вакуумное давление. Это достигается путем соединения вакуумной камеры с впускным коллектором. Однако этот метод применяется только на бензиновых автомобилях, где вакуум в коллекторе может достигать значительных значений. Для дизельных автомобилей используется специальный вакуумный насос.

Как работает вакуумный усилитель тормозов

Принцип действия вакуумного усилителя основан на использовании разницы давления между двумя камерами, разделенными диафрагмой. При нормальном расположении вакуумная и атмосферная камеры связываются между собой через вакуумный канал в диафрагме, в результате чего в них возникает равное, низкое давление, что удерживает тормозной цилиндр в исходном положении.

При нажатии на тормозную педаль следящий клапан постепенно закрывает вакуумный канал, соединяющий эти камеры, и открывает атмосферный канал в атмосферной камере. В результате этого происходит увеличение давления в атмосферной камере, что заставляет диафрагму двигаться к тормозному цилиндру. Движение диафрагмы влияет на шток цилиндра, превышая силу, которую прилагает водитель к педали. Этот процесс содействует успешному усилению торможения.

Когда педаль отпускается, следящий клапан вновь закрывает атмосферный канал и открывает вакуумный, восстанавливая нормальное давление в камерах. Возвращение поршня тормозного цилиндра и диафрагмы в исходное положение обеспечивается возвратной пружиной.

Важно помнить, что усилитель тормозов продолжает работать даже при выключенном двигателе благодаря обратному клапану.

Эффективность вакуумного усилителя зависит от атмосферного давления: чем оно выше, тем лучше он функционирует. Обычное давление в вакуумной камере составляет примерно 0,067 МПа.

Какие датчики у ВУТ

Значительную роль в работе вакуумного усилителя играют датчики, расположенные в различных частях конструкции. Они не только повышают эффективность тормозов, но и облегчают управление автомобилем. Первым из них является датчик движения мембраны, который позволяет электронике отслеживать текущее состояние устройства.

Кроме того, вакуумный усилитель может быть дополнен датчиками перемещения штока и уровня вакуума в камерах. Последний из них помогает выявить нехватку или избыток вакуума в устройстве.

Признаки поломки

Характерным признаком неисправного вакуумного усилителя является шум, напоминающий свист, который возникает после нажатия на тормоза, а также увеличение усилия, необходимого для нажатия на педаль. Кроме этого, одной из типичных проблем можно считать нестабильную работу двигателя, вызванную попаданием воздуха во впускной коллектор, что обедняет смесь. Такая ситуация также может возникнуть из-за износа сальников клапана.

Мнение эксперта
Александр Степанов
Автоэксперт с 20 летним стажем, автомеханик по образованию

Вакуумный усилитель тормозов, чаще называемый вакуумником или ВУТ, представляет собой устройство, которое значительно облегчает процесс торможения автомобиля. Основной принцип его работы основан на использовании разницы давления, создаваемого в системе. В процессе торможения водитель нажимает на педаль тормоза, что, в свою очередь, приводит к созданию вакуума в одном из отделов усилителя. Этот вакуум «всасывает» поршень, который увеличивает усилие, передаваемое на тормозные цилиндры, благодаря чему требуется меньшее физическое усилие от водителя для достижения желаемого тормозного эффекта.

Устройство вакуумного усилителя включает в себя несколько ключевых компонентов. Во-первых, это корпус, разделенный на две камеры, обычно с помощью эластичной мембраны. Одна камера соединена с впускным коллектором двигателя, откуда берётся вакуум, а другая — с тормозной системой. В процессе работы мембрана перемещается в зависимости от разницы давления в этих камерах, обеспечивая увеличение силы, передаёмой на тормоза. Кроме того, в конструкции могут присутствовать специальные клапаны, которые регулируют поток воздуха и вакуума, а также предотвращают попадание влаги и загрязнений в систему.

Следует отметить, что эффективность вакуумного усилителя зависит от работы двигателя и состояния его системы впуска. В случае, если двигатель работает на низких оборотах или возникает другая неисправность, вакуум может недостаточно сильно генерироваться, что негативно сказывается на тормозной системе. Поэтому периодическая проверка вакуумника и своевременное обслуживание становятся ключевыми аспектами для обеспечения безопасности на дороге. Правильная эксплуатация и регулярное техническое обслуживание вакуумного усилителя позволяют поддерживать его работоспособность на высоком уровне, что в конечном счете влияет на комфорт и безопасность водителя и пассажиров.

Иногда проблема может быть настолько серьезной, что педаль тормоза не будет удаваться нажать полностью. При работающем двигателе обороты могут падать, что может привести к полной остановке или, наоборот, к резкому увеличению. Также могут возникнуть сложности со стартом, повышенный расход топлива и плохая динамика.

4 способа проверки вакуумного усилителя

Способ 1:

  1. Запустите двигатель и оставьте его на несколько минут.
  2. Выключите двигатель.
  3. Полностью нажмите на тормоза.
  4. Отпустите педаль, затем нажмите еще раз.

Если педаль вернулась не на прежнюю высоту или стало сложнее нажимать, это может указывать на проблемы с вакуумным усилителем. Если повторное нажатие идентично первому, значит, все в порядке.

Способ 2:

  1. Нажимайте на педаль около 8 раз и задержитесь на последнем нажатии.
  2. Держите указанное нажатие с усилием и одновременно запустите двигатель.

Если система функционирует корректно, то педаль тормоза уйдет еще глубже. Если этого не происходит, значит, могут быть проблемы с клапаном.

Способ 3:

  1. Заведите автомобиль и подождите несколько минут.
  2. На сильно нажатой педали заглушите двигатель.

Если педаль пытается вернуться в исходное положение, значит, вероятно имеется утечка воздуха.

Способ 4:

  1. Снимите шланг с впускного коллектора.
  2. Сожмите штуцер (это можно сделать рукой).
  3. Заведите автомобиль и оставьте его на несколько минут.
  4. Нажмите на тормоза.

Если обороты поменялись, значит, вакуумный усилитель пропускает воздух и нуждается в ремонте. Вначале стоит проверить шланг на наличие трещин.

Диагностика клапана

Чтобы проверить работоспособность обратного клапана вакуумного усилителя тормозов, необходимо снять шланг, извлечь клапан и подключить резиновую грушу. Ее нужно присоединить к клапану с внешней стороны, в том месте, где обычно установлен шланг. Затем следует нажать на грушу и отпустить ее. Если при нажатии она деформируется, значит, обратный клапан работает исправно. Если этого не происходит, целесообразно установить новый клапан.

Этот метод также может быть полезен для проверки герметичности вакуумного усилителя тормозной системы и ее впускного шланга. Если компрессор отсутствует, этот способ поможет определить, уходит ли воздух из устройства.

Какой купить для замены

При решении о покупке аналогичной детали, имеет смысл разобраться в компании, которая занимается продажей автокомпонентов. Некоторые компании производят и распространяют детали под своим брендом, а другие же продают продукцию, изготовленную первыми.

Конечно, производители могут отличаться и по цене, и по качеству изделий. В то же время вакуумные усилители от вторичных компаний могут проявлять свою непредсказуемость — например, продукция первой партии может сильно отличаться от последующей.

Поэтому рекомендуется приобретать вакуумные усилители от проверенных немецких брендов, таких как Bosch, ATE и TRW. Эти компании зарекомендовали себя как специалисты в области тормозных систем и поставляют свои запчасти большинству всемирно известных автопроизводителей в Европе. На практике, продукты этого производства будут идентичны оригиналам, но будут иметь другое имя производителя.

В ассортименте JP Group можно найти усилители, которые доступны по весьма привлекательным ценам, хотя их качество может быть немного ниже. В то же время, тайваньские изделия Vika, несмотря на свою недорогую стоимость, не всегда удается назвать надежными, так как данный производитель ориентируется на создание доступных копий запчастей для автомобилей VAG.

Практика показывает, что самые дешевые запчасти на рынке зачастую оказываются низкокачественными и имеют уменьшенный ресурс эксплуатации. Приобретать такие детали целесообразно только в тех случаях, когда бюджет ограничен и нет возможности купить более дорогие компоненты, но необходимо как можно быстрее восстановить работоспособность автомобиля.

Ремонт вакуумного усилителя тормозов

Вакуумный усилитель тормозов (ВУТ) представляет собой узел, состоящий из множества элементов. Каждый компонент может выходить из строя по отдельности, поэтому мы подробно рассмотрим процесс ремонта отдельных частей.

Стоимость ВУТ для автомобиля Лада Веста.

ПроизводительЦена в $ за 1 штОписаниеАртикул
Оригинал 300-400 ВУТ с главным тормозным цилиндром 8450006884
Trialli 200 ВУТ БЕЗ главного тормозного цилиндра VA 0101
Цена указана на март 2023

Регулировка штока

Регулировка длины штока в усилителе не предусмотрена на всех моделях автомобилей. Обычно шток нормируется по его выступу за фланец усилителя в демонтажном состоянии. Однако такие процедуры проводятся крайне редко, так как усилители настраивают на заводе, и необходимость в их дальнейшем регулировании, как правило, не возникает.

Тем не менее, существует возможность, что регулировка длины штока поможет уменьшить свободный ход педали. Для этого потребуется снять усилитель, после чего немного ослабить контргайку и корректировать длину штока, закручивая или откручивая его.

Важно проявлять осторожность при изменении длины штока усилителя, так как это может привести к негативным последствиям.

Обратный клапан

Этот элемент находится между корпусом усилителя и вакуумным шлангом и имеет достаточно простую конструкцию. Чтобы проверить его работу, нужно продуть через него воздух и убедиться, что он проходит только в одном направлении, а в противоположном – заблокирован. Если есть сомнения, лучше заменить этот несложный компонент.

Шланги

Наиболее распространенной проблемой вакуумного усилителя тормозов может быть утечка вакуума в подводящем шланге. Замена этого шланга на новый – это достаточно простое и недорогое решение. Не стоит искать шланг с особыми характеристиками, главное, чтобы он был устойчивым к бензину и подходил по размеру.

Ремонтный набор

Вместо того чтобы заниматься капитальным ремонтом с использованием ремонтного комплекта, проще заменить вакуумный усилитель целиком. Тем не менее, наборы для ремонта старых автомобилей по-прежнему доступны и могут быть применены.

Временные комплекты для вакуумных усилителей включают резиновую диафрагму, которая помещается между камерами. В некоторых случаях рвется именно она, в то время как другие компоненты остаются исправными. Кроме этого, в комплект также могут входить гофрированные резиновые чехлы для штоков, уплотнительные кольца и, возможно, обратный клапан.

Чтобы заменить все упомянутые детали, необходимо демонтировать и разобрать усилитель, ослабить закрепленную завальцовку, соединяющую половинки корпуса, а затем аккуратно разъединить их, не забыв удерживать возвратную пружину диафрагмы.








После замены резинок вакуумного усилителя тормозов необходимо собрать корпус, следуя обратному порядку, и вновь зафиксировать половинки корпуса.

Ни в коем случае не стоит передвигаться на автомобиле с неисправным вакуумным усилителем тормозов.

Если информация оказалась полезной, оставьте комментарий. Если же она показалась вам бесполезной или неточной, не стесняйтесь сообщить об этом.

Вопросы по теме

Как вакуумный усилитель тормозов влияет на безопасность автомобиля?

Вакуумный усилитель тормозов играет ключевую роль в системе торможения, обеспечивая безопасное и эффективное замедление автомобиля. Он уменьшает усилие, которое водитель должен приложить к тормозам, позволяя использовать меньшую силу на педали. Это особенно важно в экстренных ситуациях, когда быстрое реагирование имеет жизненно важное значение. Надежная работа вакуумного усилителя может предотвратить несчастные случаи, так как он позволяет поддерживать контроль за тормозами даже при сильном нажатии на педаль.

Какие альтернативы вакуумным усилителям существуют и как они работают?

На рынке существуют несколько альтернатив вакуумным усилителям тормозов, среди которых можно выделить гидравлические усилители и электрические усилители тормозов. Гидравлические усилители используют давление тормозной жидкости для увеличения усилия на тормоза, что делает их более эффективными в некоторых ситуациях, особенно при высокой нагрузке. Электрические усилители, в свою очередь, применяют электронику для управления тормозами, предоставляя возможность более точного контроля и настройки под различные условия вождения. Эти альтернативы могут быть особенно полезны в гибридных и электрических автомобилях, где традиционное вакуумное обслуживание может быть затруднено.

Почему важен правильный сервис и регулировка вакуумных усилителей тормозов?

Правильный сервис и регулярная регулировка вакуумных усилителей тормозов необходимы для обеспечения их эффективной работы и долговечности. С течением времени в системе могут возникнуть утечки, которые снижают уровень вакуума, тем самым уменьшая эффективность тормозов. Неправильная калибровка может привести к чрезмерному или недостаточному усилию на тормоза, что негативно сказывается на управляемости автомобиля и снижает уровень безопасности. Регулярные проверки и обслуживание помогают выявить и устранить потенциальные проблемы до того, как они станут серьезными, что гарантирует надежную работу тормозной системы в любых условиях.

Оцените статью
Авто Альянс
Добавить комментарий