Как распознать симптомы неисправного датчика положения дроссельной заслонки

Непредсказуемое функционирование двигателя автомобиля зачастую связано с неисправностью датчика положения дроссельной заслонки, сокращённо именуемого ДПДЗ. Эти сбои в работе силового агрегата могут проявляться в виде ухудшения динамических характеристик, повышенного расхода топлива и нестабильной работы на холостом ходу.

Коротко о главном
  • Неровный холостой ход двигателя.
  • Потеря мощности при ускорении.
  • Повышенный расход топлива.
  • Ошибка в системе управления двигателем (Check Engine).
  • Непредсказуемое поведение акселератора.
  • Задержка в реакции на нажатие педали акселератора.

ДПДЗ — зачем он нужен

Данный датчик является важнейшим элементом для современных бензиновых двигателей, работающих по принципу впрыска топлива.

Это электронное устройство, которое передаёт контроллеру информации о положении дроссельной заслонки и реакции на нажатие педали газа.

Полученные данные обрабатываются блоком управления для корректного расчёта необходимого объёма подаваемого топлива, основываясь на анализе процента поступающего воздуха. Иными словами, информация служит основанием как для активации, так и для деактивации режима кикдауна, а также для управления поступлением воздуха через нейтральный клапан.

Режим очистки мотора срабатывает, когда заслонка открыта более чем на 75 процентов.

Конструкция датчика положения включает в себя следующие элементы:

  • корпус, изготовленный из пластиковых и металлических материалов;
  • отверстие для подключения к заслонке;
  • вращающаяся ось токосъёмника;
  • фиксирующие точки;
  • разъём для подключения к электрооборудованию автомобиля.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Схема датчика положения дроссельной заслонки

Работа дроссельного элемента осуществляется через преобразователи. Электрическое сопротивление ДПДЗ составляет 8 Ом и состоит из четырёх контактов: на первые три подаётся напряжение 5 вольт, а четвёртый — индикаторный — соединён с педалью акселератора. Когда водитель убирает ногу с газа, на электронный блок приходит сигнал с просьбой прекратить подачу топлива. Это приводит к автоматическому снижению производительности двигателя — поток топлива отключается на некоторое время. В противном случае, если скорость автомобиля возрастает, подача топлива остаётся на прежнем уровне.

Типы датчиков

Существуют разные типы ДПДЗ, однако основные различия можно выделить только в двух категориях. В классической конструкции датчиков, которые используют все производители автомобилей, имеются резистивные дорожки и ползунок. Этот регулятор прочно закреплён на системе воздушного впуска и соединён с осью. Открытие заслонки происходит при нажатии водителем на педаль газа, что, соответственно, вращает ось и перемещает ползунок.

Бесконтактные датчики служат альтернативой традиционным контактным потенциометрам. Они работают на основе динамического изменения магнитного поля. Здесь бегунок не контактирует с рабочей частью, вся работа основана на электронных компонентах.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Бесконтактный ДПДЗ

Хотя такие регуляторы реже выходят из строя, их стоимость значительно выше.

Дополнительные сведения о типах потенциометров можно найти в таблице.

style=»text-align: center;»>Характеристики

style=»text-align: center;»>Магнитный

style=»text-align: center;»>Индуктивный

style=»text-align: center;»>Резистивный

Источник

обычный

обычный

маленький

Цена

значительная

усредненная

уменьшенная

Размеры

средние

обширные

обширные

Категория

формат аналоговый, формат цифровой

традиционный, электронный

алтернативный

Отношение напряжений

отличное

превосходное

превосходное

Методы увеличения уровня надежности

опция монтажа двух дополнительных датчиков резервного типа

дополнительные маршруты

почти не встречаются

Признаки неисправности датчика

Изменения удельной проводимости в датчике происходят, когда элемент находится в следующих состояниях:

  • в открытом состоянии — на третий индикаторный контакт подаётся напряжение в 4 вольта;
  • в закрытом состоянии — минимальная величина тока составляет до 0,7 вольта.

Регулятор дросселя имеет важное значение для работы двигателя, и неправильно поданное напряжение может приводить к серьезным проблемам. При высоких оборотах двигатель может глохнуть и работать нестабильно, особенно во время переключений скоростей либо при переходе на нейтраль. В это время также возникает увеличение потребления топлива.

Среди других проявлений: двигатель может неожиданно глохнуть даже в нейтральном режиме. Часто возникают провалы при нажатии на педаль акселератора и рывки, особенно во время разгона. Очевидно, что мощность двигателя падает, что особенно заметно во время подъёмов, буксировки или при перемещении тяжестей. Ещё одним из характеризующих признаков неисправности регулятора дросселя является включение индикатора Check. При подключении сканера обычно обнаруживается ошибка P0120.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Индикатор Check на панели приборов

Мнение эксперта
Александр Степанов
Автоэксперт с 20 летним стажем, автомеханик по образованию

Неисправность датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) может проявляться через различные симптомы, о которых важно знать. В первую очередь, одним из основных признаков является изменение работы двигателя в режиме холостого хода. Если я замечаю, что двигатель нестабильно работает, то есть он дергается или глохнет, это может указывать на проблемы с ДПДЗ. Неисправный датчик может неправильно передавать информацию о положении дроссельной заслонки, что приводит к неправильному смешиванию воздуха и топлива.

Также стоит обратить внимание на поведение автомобиля при ускорении. Если я испытываю задержку или рывки при нажатии на педаль акселератора, это тоже может сигнализировать о проблемах с ДПДЗ. В этом случае датчик может не регистрировать изменения в положении дроссельной заслонки, что затрудняет обработку команды на ускорение. Либо же, наоборот, двигатель может выдавать избыточную мощность, что приводит к резкому и непредсказуемому ускорению.

Кроме того, неправильная работа ДПДЗ может привести к увеличению расхода топлива и даже загоревшейся контрольной лампе «Check Engine» на панели приборов. Если я замечаю, что автомобиль стал гораздо более прожорливым, то стоит провести диагностику системы. Код ошибки в бортовом компьютере может подтвердить подозрения о неисправности датчика. В таком случае, необходима проверка и, при необходимости, замена датчика для восстановления нормальной работы двигателя.

Причины неполадок

Основная причина неисправности датчика дроссельной заслонки — это подгорание контактов или стирание резистивного слоя. Чаще всего повреждаются контактные датчики дроссельной заслонки, также известные как резистивные. Их работа основана на движении специального ползунка по резистивным дорожкам, которые со временем изнашиваются, в результате чего регулятор может передавать искажённые данные. Таким образом, факторы, способствующие выходу из строя контактных ДПДЗ, следующие:

  • износ резистивного слоя, поломка наконечника или другие механические повреждения;
  • утрата функциональности основного покрытия, что мешает току увеличиваться;
  • естественное старение приводных шестерён ползунка и других подвижных частей регулятора — контакт может ухудшаться, если зазор между ДПДЗ и осевым проводником расширяется;
  • обрывы в сигнальной или питающей проводке;
  • неисправность реле;
  • пробой в цепи;
  • окисление, загрязнение или коррозия соединений.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Окисление и коррозия датчика дроссельной заслонки

Магнитные или бесконтактные регуляторы ломаются гораздо реже, поскольку не имеют резистивного покрытия. Поэтому их неисправности, как правило, связаны только с повреждением выводов, соединений и проводов.

Как уже упоминалось, первыми на неисправность ДПДЗ реагируют двигатели. Это особенно заметно в режиме холостого хода. В инжекторных системах отсутствует карбюратор, который контролировал бы работу мотора в этом режиме — все настройки выполняются электроникой, которая опирается исключительно на информацию от датчика.

Проверка работоспособности ДПДЗ

Для диагностики датчика дроссельной заслонки обычно используют мультиметр в режиме прозвона. Симулируется работа клапана, после чего наблюдается за изменениями напряжения на приборе в звуковом режиме. Если возникают хрипы, это однозначный признак необходимости замены потенциометра.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Проверка датчика с помощью мультиметра

Более подробно о ходе проверки в автосервисах:

  • включают зажигание автомобиля;
  • отключают разъём от контактов ДПДЗ, подключают к тестеру и проверяют наличие тока — если напряжение отсутствует, прозванивается вся проводка для выявления места обрыва;
  • подключают датчик дросселя к мультиметру, оставляя один вывод на «массе», а другой — на основном контакте блока управления;
  • замеряют ток при закрытой заслонке (педаль газа не нажата) — значение должно составлять не более 0,7 вольта;
  • вычисляют ток, когда педаль газа выжимается (заслонка открыта) — значение должно быть не менее 4 вольт;
  • следят за показаниями на шкале прибора, одновременно вращая его сектор — увеличение тока должно происходить наиболее плавно, иначе дорожки могут быть изношены.

Далее проверка осуществляется с использованием специального оборудования через встроенную систему OBD II.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Диагностический тестер системы ODB II

Компьютерная диагностика позволяет получать коды ошибок, по которым специалисты выявляют конкретные причины неполадок.

После этого устанавливается новый датчик дроссельной заслонки, так как любые действия без полноценного анализа работы узла могут быть опасными.

К примеру, некоторые коды ошибок и их расшифровка: p0120 — неисправность цепи датчика положения дроссельной заслонки и p2135 — несоответствие значений ДПДЗ. Проблемы с потенциометром также обозначаются кодами p0122, p0123, p0220, p0222, p0223. Что касается повреждений проводки, они чаще всего вызваны низким качеством материалов, в особенности изоляции. После установки нового регулятора обязательно нужно удалить информацию об ошибке из памяти блока управления. Обычно для этого достаточно отключить аккумулятор на 15 минут, а затем подключить клемму обратно.

Специалисты умеют выявлять неисправности датчика дроссельной заслонки также по тому, как ведёт себя педаль акселератора. Если при разгоне возникают провалы и автомобиль ощутимо дергает, либо двигатель двигается вибрацией при отпущенном газе.

Как устранить неисправность

Ремонт потенциометра дроссельной заслонки не предусмотрен — при его повреждении следует устанавливать новый элемент. Тем не менее, иногда возможно частичное восстановление:

  • если есть проблемы с «землёй» — достаточно почистить окислившиеся участки, устранить обрывы в проводке;
  • при неисправности реле — заменить деталь на аналогичную, не менее 40 ампер;
  • если выходы неисправны — подогнуть их в разъёмах изнутри с помощью иглы или другого тонкого предмета;
  • если повреждён дроссель — заменить его целиком.

Рекомендуется устанавливать более дорогие бесконтактные датчики. Хотя цена у них выше, они предлагают большую надёжность и долговечность.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Новый датчик дроссельной заслонки

Методы профилактики

Хотя неисправность датчика не является критичной, распознавать симптомы сбоя положения дроссельной заслонки и устранять их нужно незамедлительно. В противном случае двигатель окажется под значительными нагрузками, что непременно приведёт к сокращению срока его службы.

Одним из эффективных методов профилактики является регулярная очистка воздуховодов. Это улучшает динамику автомобиля и продлевает срок службы датчика.

Очистка выполняется до тех пор, пока металлическая поверхность не засияет полностью.

Эта процедура, как правило, осуществляется вручную мастерами по следующему алгоритму:

  • снимают воздуховод и другие компоненты, которые закрывают доступ к заслонке;
  • отвинчивают болты крепления для извлечения узла;
  • отключают все штекеры, включая разъём для продувки абсорбера;
  • чищают поверхность с использованием специального химического средства.

В конце заслонка обязательно протирается до суха. Если конструкцией автомобиля предусмотрена защитная решётка, она тоже очищается. После чего узел фиксируется в обратной последовательности.

Существует и другой метод, при котором узел не снимается с автомобиля. Его преимущество в более быстрой реализации, однако он не даст такого эффекта, как ручная обработка. Чтобы очистить заслонку подобным способом, следует использовать жидкости для впускного тракта или клапана EGR. Хорошо подойдут также средства WD-40 и качественные растворители.

Очистка без снятия дросселя осуществляется по следующему плану:

  • снимают воздуховод для более удобного доступа;
  • распыляют чистящее средство на закрытую поверхность узла;
  • затем открывают заслонку, убирая грязь с боковых частей;
  • обеспечивают подачу жидкости во все доступные области узла.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Дроссельная заслонка до и после очистки

Рекомендуется проводить очистку дроссельной заслонки используя указанные методы каждые 10 тысяч километров пробега автомобиля или чаще, в зависимости от условий эксплуатации (город, деревня), климата и стиля вождения. Если осуществлять очистку вручную со снятием, такие процедуры можно делать раз в 5 лет.

Важный момент состоит в том, что после очистки следует провести адаптацию заслонки. Эта процедура выполняется с помощью специальной программы, интегрируемой с электронным блоком управления. Дроссель вновь адаптируется под датчик, педаль акселератора и зажигание.

Проблемы с датчиком давления в коллекторе могут привести к ухудшению соотношения топливной смеси. Поэтому периодически важно проверять её состав, обращая внимание на возможные неисправности. Прежде всего необходимо осмотреть лямбда-зонд и датчик расхода воздуха. Например, можно отключить регулятор кислорода и увеличить обороты двигателя до среднего значения. Если после этого работа мотора станет лучше, то нужно заменить лямбда-зонд. Кроме того, следует исключить возможные источники подсоса воздуха, кроме самого устройства дроссельной заслонки.

Вопросы по теме

Как неисправность датчика положения дроссельной заслонки может повлиять на расход топлива?

Неисправность датчика положения дроссельной заслонки может привести к неправильному измерению угла открытия дросселя. Это, в свою очередь, может вызвать неправильные настройки системы впрыска топлива, что ведет к переобогащению или недобогащению топливной смеси. В результате, машина может начать потреблять больше топлива, чем обычно, и это будет заметно при обычной эксплуатации.

Какие звуковые симптомы могут указывать на неисправность датчика положения дроссельной заслонки?

При проблемах с датчиком положения дроссельной заслонки могут возникать неожиданные звуки, такие как «рывки» двигателя или неравномерный звук работы двигателя на холостом ходу. Порой слышен даже металлический звук, когда дроссельная заслонка залипает. В некоторых случаях, если дроссельная заслонка не закрывается полностью, можно услышать заметное учащение работы двигателя при нажатии на акселератор. Эти звуки могут быть следствием неправильной работы системы управления двигателем и требуют диагностики.

Как самостоятельно проверить работоспособность датчика положения дроссельной заслонки?

Для самостоятельной проверки работоспособности датчика положения дроссельной заслонки необходимо использовать мультиметр и следовать нескольким шагам. Во-первых, отключите разъем датчика и проверьте его сопротивление на различных углах открытия дроссельной заслонки, сравнив измеренные значения с техническими характеристиками, указанными в сервисной документации. Во-вторых, с помощью диагностики можно измерить выходное напряжение датчика в разных режимах работы. Если значения не соответствуют норме или проявляются резкие скачки, это указывает на необходимость замены датчика.

Оцените статью
Авто Альянс
Добавить комментарий