Ремень ГРМ выполняет ключевую задачу в системе газораспределения автомобиля — он обеспечивает плавную работу клапанов, соединяя шкивы валов. В этом контексте критически важно поддерживать правильное натяжение ремня ГРМ, которое осуществляется с помощью натяжных механизмов (роликов). Давайте разберемся, как правильно оценить состояние этой детали.
- Ремень ГРМ (газораспределительногоMechanism) – ключевой элемент двигателя, регулирующий синхронизацию работы клапанов и поршней.
- Проверяйте натяжение ремня: при недостаточном или избыточном натяжении возможно повреждение деталей двигателя.
- Осмотр состояния: ищите трещины, износ или повреждения на поверхности ремня.
- Проверьте метки на шкивах: они должны совпадать с отметками на двигателе для правильной синхронизации.
- При замене ремня ГРМ рекомендуется менять натяжитель и водяной насос для обеспечения надежной работы.
- Регулярные проверки и замены ремня помогут избежать серьезных повреждений двигателя.
Зачем проверять ремень ГРМ
Почему же так важно проверять натяжение ремня ГРМ? Контроль за его состоянием помогает избежать серьезных неприятностей, поскольку ненадежный элемент может неожиданно соскочить с роликов или даже оборваться. Это зачастую приводит к изогнутым клапанам и иным значительным поломкам на двигателях.
При этом слишком сильное натяжение ремня также нежелательно. Это создаст дополнительные нагрузки и сократит срок службы компонента — особенно быстро могут износиться зубья на внутренней стороне.
Кроме того, используется и обводные ролики, которые, при чрезмерном натяжении, также менее долговечны.
Необходимо немедленно проверить натяжитель ремня ГРМ в следующих случаях:
- Если в зоне ГРМ слышны необычные звуки. Для тщательной диагностики обычно снимаются гибкие приводы вспомогательных агрегатов (кондиционера, генератора), чтобы исключить шумы от них. Если звуки остаются, это может свидетельствовать о поломке подшипников (в роликах или насосе) или о других неисправностях.
- Если возле защитного кожуха наблюдается утечка жидкости или масла. Это может быть связано с различными причинами (брак в системе ГУРа, сальнике двигателя или утечке антифриза), однако попадание масла на резину ухудшает ее свойства.
На большинстве силовых установок клапанный механизм также запускает помпу. При утечках антифриза или масла они могут попасть в насос, что ведет к заклиниванию подшипников. Особенно важно регулярно проверять натяжение ремня ГРМ на старых автомобилях.
Рекомендации по замене расходника четко определены, и обычно он подлежит замене после 50-60 тысяч километров. Что касается диагностики, лучше делать осмотр каждые 2-3 тысячи км.
Признаки, что с ремнем проблемы
Следующие симптомы могут сигнализировать о недостаточном натяжении:
- увеличенный выброс выхлопных газов — свидетельствует о неполном сгорании топлива;
- стремительный рост температуры двигателя — вследствие растягивания привода нарушатся фазы газораспределения;
- сложности при запуске двигателя;
- неустойчивая работа ДВС — частые детонации из-за проскока зубьев;
- повышенный расход топлива;
- понижение мощности силового агрегата;
- необычные шумы при работе.
Все перечисленные знаки — это причина для незамедлительного обращения в сервис. Также можно попытаться самостоятельно произвести натяжение, используя специальный ключ для натяжного ролика.
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>
Регулировка натяжение ремня ГРМ
Как проверить и оценить состояние ремня ГРМ
Визуальная проверка ремня ГРМ позволяет избежать необходимости разборки, что экономит время. Как уже упоминалось, желательно проводить данную проверку каждые 2-3 тысячи км, а лучше – раз в месяц, если вы используете подержанный автомобиль. Ремень следует осмотреть на наличие трещин и повреждений.
Пошаговая инструкция для проверки натяжения:
- открутить крепежные элементы передней крышки ГРМ — защита держится на двух боковых и одном центральном болте;
- снять кожух;
- провернуть коленвал против часовой стрелки, пока метка шкива распредвала не сместится на два зуба относительно усика задней крышки;
- попробовать прокрутить переднюю ветвь ремня большим пальцем на 90 градусов — можно использовать динамометр, прикладывая усилие в 15–20 Н.
При правильном натяжении, привод вращается с небольшим сопротивлением. Слабый ремень провернется легко, а слишком затянутый — будет трудно или невозможно сдвинуть.
На старых моделях Audi 100, натяжение ремня ГРМ изначально регулировалось через помпу — этот процесс выполнялся один раз с последующей установкой нового расходника. Позже система была модернизирована, и производитель внедрил подвижный ролик с термокомпенсацией.
Современная регулировка сводится к тому, что ремень можно провернуть на 90 градусов или на четверть оборота. Для проверки натяжного ролика ГРМ достаточно замерить штангенциркулем расстояние между фиксатором и регулировочным винтом — норма составляет 49 мм. После прогрева двигателя, величину необходимо измерить снова — никаких изменений не должно быть более чем на 7 мм.
В процессе диагностики ремня ГРМ я всегда обращаю внимание на натяжение. Это один из основных факторов, влияющих на надежную работу двигателя. Для проверки натяжения следует воспользоваться специальным натяжным инструментом. Я измеряю натяжение по указанным производителем значениям, обычно они прописаны в технической документации на автомобиль. При отсутствии инструмента можно использовать и простой метод: пальцем надавить на несколько зубьев ремня, они не должны углубляться слишком сильно. Если ремень сильно провисает или наоборот, переобтянут, это может привести к его преждевременному износу или обрыву.
Кроме натяжения, я всегда внимательно осматриваю сам ремень на предмет видимых повреждений. Это может быть износ, трещины, признаки старения или деформации. Я предпочитаю проводить визуальный осмотр при хорошем освещении, чтобы выявить даже малейшие дефекты. Важно помнить, что любые повреждения на ремне ГРМ могут привести к серьезным последствиям для двигателя, поэтому я рекомендую заменять ремень, если заметил хотя бы небольшой износ или трещину.
Также я не забываю проверять направляющие ролики и натяжитель, так как их состояние напрямую влияет на работу ремня ГРМ. Иногда необходимо проводить их замену даже при хорошем состоянии самого ремня, поскольку износ роликов может привести к неправильному натяжению и, как следствие, к поломке. Для этого я проверяю, нет ли на роликах заеданий, шумов или люфта, а также смазываю их при необходимости. Таким образом, я могу гарантировать надежность работы ГРМ и, соответственно, всего двигателя в целом.
Как ослабить ремень ГРМ
Предлагаемая далее инструкция даст возможность ослабить резиновый привод на довольно популярном автомобиле Skoda с 1,6-литровым мотором мощностью 100 л. с. Основные действия проводятся в правой части моторного отсека. Ремень ГРМ скрыт под защитным кожухом, поэтому для начала следует получить к нему доступ:
- установите автомобиль на ровную поверхность;
- не забудьте снять свечи зажигания — это поможет избежать больших нагрузок из-за давления в цилиндрах;
- снимите адсорбер и расширительный бачок с антифризом — они будут мешать;
- снимите верхнюю опору двигателя, чтобы получить доступ к фиксатору верхней крышки газораспределения;
- освободите крепления с помощью шлицевой отвертки и снимите защитный кожух;
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>
Снятие кожуха ремня ГРМ
- снимите привод вспомогательных агрегатов, ослабив натяжение ключом на 15;
- освободите ремень и верните устройство натяжения в начальное положение;
- снимите брызговик и правое переднее колесо для доступа к шкиву коленвала;
- открутите крепления шкива — фиксирующий болт удерживайте ключом на 19, а крепежи откручивайте головкой на 6;
- снимите нижнюю защитную крышку, открутив все пять болтов — это металлическая часть, а не пластиковая;
- поднимите двигатель домкратом, чтобы убрать правую опору — это будет последним препятствием к гибкому соединителю;
- открутите болты с головками на 16/18;
- ослабьте ремень ГРМ и натяжной ролик, используя ключ на 13.
Значительно проще ослабить привод на моделях, где он не спрятан под передней плитой ДВС. Например, на двигателях 4g93t и аналогичных. Нужно всего лишь воспользоваться трубным ключом с ручкой. Чтобы уменьшить натяжение (в системах с гидронатяжителем), необходимо:
- затянуть ключом регулировочный болт до упора;
- небольшая натяжка, добавив фиксатор на пол-оборота;
- подождать 10-15 секунд, после чего еще немного дотянуть — делать это одновременно нельзя, чтобы не повредить гидравлический натяжитель ГРМ.
Таким образом, вы узнали, как проверить натяжение ремня ГРМ и, если нужно, ослабить его. После этого можно будет демонтировать его для проверки на наличие микротрещин, масла или повреждений зубьев.
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>
Трещины на ремне ГРМ
Как натянуть ролик ГРМ
Если ремень постоянно соскальзывает, его необходимо дотянуть. В некоторых ситуациях, это можно сделать самостоятельно, не обращаясь в сервис. Обычно такой эффект возникает из-за перекоса водяного насоса, износа ролика и прочих факторов. Без сомнений, также деградировать может и сам ремень.
Подробности о том, как это осуществить на простых системах:
- остановите автомобиль на ровной поверхности;
- выкрутите свечи зажигания, сбросив избыточное давление из цилиндров;
- переведите рычаг трансмиссии в третью передачу (для автомобилей с механической коробкой);
- поднимите машину с помощью домкрата;
- прокрутите ведущее колесо до тех пор, пока сопротивление не станет минимальным;
- переведите КПП в нейтраль;
- ослабьте гайку натяжного ролика и затяните ремень до 2 кгс — величину определяйте динамометром.
Важно! На некоторых автомобилях натяжка производится против часовой стрелки. Сначала откручивается фиксатор, затем отклоняется в сторону ролик-держатель.
На большинстве машин с 8-клапанными двигателями (например, Opel, Lanos, Nexia) ролик выполняет две функции: помимо натяжения ремня, также показывает индикацию. Основная же задача — увеличить обхват коленчатого вала, улучшая сцепление зубцов. Поэтому правильное натяжение устройства крайне важно не только для самого привода, но и для связанных компонентов.
Теперь перейдем к делу. Индикатор будет подниматься по часовой стрелке при нажатии на ремень с обеих сторон. То есть, ролик переместится вниз, а индикатор поднимется. Это, конечно, при условии исправного натяжного устройства. Процесс натяжения резинового кольца осуществляется за счет проворачивания помпы. Достаточно просто прокрутить водяной насос по часовой стрелке.
Последствия езды с ослабленным ремнем ГРМ
Как уже было сказано, привод должен быть натянут правильно, согласно заводской спецификации. В противном случае его зубья могут соскочить на одно или большее количество позиций, что негативно отразится на работе мотора.
Проскока может произойти на шестернях, шкиве коленвала, звёздочке распредвала. В этом случае зажигание обязательно сбивается на более поздний срок и требует корректировки.
Степень изменения параметров зажигания зависит от количества зубьев. Например, если их 100, то смещение на один зуб вызовет изменения на 3,6°. Конечно, при таких обстоятельствах двигатель сможет работать, но насколько эффективно:
- увеличится потребление топлива;
- ускорится проблема с запуском утром;
- снизится тяговое усилие;
- возрастет уровень выхлопных газов.
Если произойдет проскок нескольких зубьев, это может вызвать серьезные проблемы. Например, сдвиг угла зажигания на 5 градусов на автомобилях с электронной системой управления может привести к полной остановке двигателя. Это защитное средство помогает избежать серьезных поломок, таких как разрыв ремня ГРМ и столкновение клапанов с поршнями. Если же блок управления отсутствует или работает неправильно, повреждения становятся неизбежными, что влечет за собой ряд неприятных последствий.
Последствия езды с перетянутым ремнем ГРМ
Недостаточное натяжение ремня столь же вредно, как и его чрезмерное натяжение — в этом случае ресурс ремня может сократиться почти в три раза. Повышаются тепловые и физические нагрузки на насос и системы натяжения.
Вот какие проблемы могут возникнуть:
- привод будет испытывать чрезмерные нагрузки, что сократит его срок службы;
- ролики и другие элементы натяжного механизма быстро износятся;
- водяной насос может выйти из строя, начнет издавать шум и в любой момент заклинит;
- шпилька, служащая опорой для натяжного ролика, может изгнуться.
Как недостаточное, так и избыточное натяжение ремня ГРМ может вызвать множество проблем с двигателем и его системами. Это может привести к повреждению газораспределительного механизма, клапанов и поршней. Возможны также заклинивания двигателя, сбои в компрессии и снижение мощности.
Для предотвращения неприятных последствий необходимо регулярно проверять натяжение ремня ГРМ. Это можно делать как самостоятельно, так и с помощью компьютерной диагностики на сервисе. Специалисты могут выявить неисправности по значительному углу зажигания.
Вопросы по теме
Как часто следует проверять ремень ГРМ на натяжение и состояние?
Рекомендуется проверять ремень ГРМ каждые 30 000 – 50 000 километров пробега или во время регулярного технического обслуживания автомобиля. Однако, если вы замечаете необычные звуки, перебои в работе двигателя или какие-либо повреждения на самом ремне, стоит провести диагностику немедленно.
Можно ли визуально оценить состояние ремня ГРМ без специального инструмента?
Да, визуальная проверка может дать общее представление о состоянии ремня ГРМ. Обратите внимание на трещины, износ или потемнения на поверхности ремня. Если поверхность кажется грубой или вы видите явные дефекты, рекомендуется заменить ремень даже без специального оборудования.
Как неправильное натяжение ремня ГРМ может повлиять на работу двигателя?
Неправильное натяжение ремня ГРМ может привести к ухудшению синхронизации двигателя, что в свою очередь может вызывать снижение мощности, увеличение расхода топлива и даже повреждение двигателя. Слишком свободный ремень может проскальзывать, а слишком натянутый – ломаться, что представляет серьезную опасность для работы автомобиля.