Как самостоятельно проверить стартер автомобиля без снятия: шаги по диагностике с аккумулятором и мультиметром

Давайте подробнее рассмотрим, как осуществить проверку стартера и его компонентов. Стартер играет ключевую роль в запуске двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Если возникают проблемы с этим устройством, запуск мотора может стать весьма сложным. Обычно стартер не выходит из строя внезапно; отклонения в его работе можно заметить по определённым признакам. Если же этот момент упущен, могут понадобиться усилия для идентификации и устранения неполадок.

Коротко о главном
  • Проверьте уровень заряда аккумулятора с помощью мультиметра: напряжение должно быть примерно 12.6 В.
  • Убедитесь в отсутствии коррозии на клеммах аккумулятора и креплений проводов к стартеру.
  • Подключите мультиметр к клеммам стартера, чтобы проверить наличие напряжения во время запуска.
  • Используйте «поиск короткого замыкания» для проверки целостности проводки к стартеру.
  • Обратите внимание на звук работы стартера: посторонние шумы могут указывать на неисправности.
  • При необходимости проверьте соединение реле стартера и его работу в цепи.

Коротко о работе стартера

Якорь, или ротор, представляет собой металлическую деталь, находящуюся в центральной части стартера. На нём расположена катушка возбуждения и коллектор.

Теперь разберёмся в принципах работы стартера, опираясь на электрическую схему. При повороте ключа в замке зажигания энергия подаётся к втягивающему реле на контакте 50. Электромагнитное поле вызывает движение штока реле, который перемещается к задней стенке и соединяется с контактами 30. Параллельно этому, рычаг, выполненный в форме вилки, толкает бендикс в сцепление с маховиком ДВС.

На конце штока установлен диск с контактами. Когда шток достигает задней стенки реле, замыкаются контакты 30 (положительный от аккумулятора) и 50. Ток начинает течь к обмотке ротора через щеточно-коллекторный узел, в результате чего якорь начинает вращаться. Вращающий момент передаётся на коленвал через маховик и бендикс, что приводит к запуску ДВС.

Как только ключ зажигания отпускается, цепь питания стартера разрывается. Шток реле возвращается в исходное положение под действием возвратной пружины. Цепь между контактами 30 и 50, а также питанием обмотки ротора прерывается.

Как проверить стартер, не снимая с машины

Если стартер работает неэффективно или совсем не срабатывает, первым делом стоит проверить аккумулятор. Напряжение на клеммах заряженного аккумулятора без нагрузки должно находиться в диапазоне 12.50-12.70 В. Значение ниже 12.2 В может быть недостаточным для нормальной работы стартера.

Чтобы проверить пусковой механизм, вам понадобятся:

  • длинная отвёртка с изолированной ручкой;
  • вольтметр.

Рассмотрим два метода проверки. В первом варианте выполняются следующие шаги:

  1. Nайти плюсовой контакт тягового реле в виде болта, к которому прикреплён провод толстого сечения в защитной изоляции.
  2. Подключить красный провод вольтметра к этому контакту.
  3. Чёрный провод вольтметра прикрепить к массе автомобиля.
  4. При помощи другого человека, повернуть ключ зажигания. На вольтметре должно показываться напряжение 12 В, и звучать характерные звуки работы стартера. Если значение ниже, стоит проверить состояние аккумулятора и замка зажигания.

Во втором случае процедуры выглядят следующим образом:

  1. С контактного болта тягового реле открутить клемму, которая идёт от замка зажигания.
  2. Используя отвёртку, замыкаем освободившийся контакт с плюсовой клеммой реле. Ток будет напрямую поступать в обмотки стартера.
  3. Если двигатель запускается, необходимо проверить работу тягового реле и замка зажигания.

Замыкание этих контактов необходимо, чтобы активировать стартер

Чтобы избежать неожиданных проблем, рекомендуется регулярно проверять состояние пускового устройства.

Как проверить стартер от аккумулятора

Полная диагностика требует предварительного снятия стартера с автомобиля. Процесс демонтажа может отличаться в зависимости от модели машины. Важно запомнить, как были подключены провода перед их отсоединением, чтобы упростить последующую диагностику и монтаж стартера.

Не следует забывать о безопасности и возможности случайного замыкания проводов. Перед началом работ нужно отключить питание бортовой сети, сняв минусовую клемму с аккумулятора.

Во время сборки схемы для проверки стартера с помощью аккумулятора используется три провода с зажимами на концах. Схема подключается так:

  1. Концы первого провода подсоединяются к отрицательному контакту аккумулятора и к корпусу стартера.
  2. Зажимы второго провода соединяются с положительным выводом батареи и с силовым контактным болтом стартера.
  3. Один конец третьего провода фиксируется на положительном выводе, а другой аккуратно прикладывается к управляющему контакту на тяговом реле.

Если всё исправно, вы заметите следующее:

  1. Прозвучит щелчок из втягивающего, и подвижная пластинка замкнёт контактные пятаки.
  2. Бендикс выбрасывается.
  3. Электромотор стартует вращение.

Если результата нет, нужно проверить тяговое реле. Порядок проверки описан отдельно. Если реле работает нормально, следует обратить внимание на электромотор.

Иногда может наблюдаться ситуация, когда проверка с помощью аккумулятора проходит успешно, но стартер не работает под нагрузкой (при подключенном к автомобилю). Необходимости искать неисправности могут возникнуть в электродвигателе или бендиксе.

Как проверить стартер мультиметром

Ещё один распространённый метод диагностики состояния стартера заключается в использовании мультиметра. Это обусловлено ограниченными возможностями автовладельцев в доступе к специальному оборудования (как контролька или дефектоскоп). Щётки и обмотки проверяются на наличие коротких замыканий, а катушки реле — на низкое сопротивление. Для этого на приборе выбирается режим измерения сопротивления.

Мнение эксперта
Александр Степанов
Автоэксперт с 20 летним стажем, автомеханик по образованию

Для проверки стартера без снятия с автомобиля, я сначала обращаю внимание на аккумулятор. Убедитесь, что аккумулятор заряжен и исправен. Для этого можно использовать мультиметр, установить его на режим измерения напряжения и проверить, сколько вольт выдает аккумулятор. Обычно нормальное значение должно быть в пределах 12,4–12,7 В. Если напряжение ниже, возможно, причина проблемы кроется именно в аккумуляторе, и стоит его зарядить или заменить.

После того, как я убедился в исправности аккумулятора, я подключаю мультиметр к клеммам стартера. Для этого нужно снять провод, и зафиксировать положительный щуп мультиметра на клемме стартера, а отрицательный — на кузове автомобиля или на минусовой клемме аккумулятора. Затем, в то время как кто-то другой поворачивает ключ зажигания в положение «стартер», я наблюдаю за показаниями мультиметра. Если на мультиметре отображается величина напряжения в пределах 10–11 В, это говорит о том, что стартер получает питание.

Если стартер получает напряжение, но не крутится, это свидетельствует о его неисправности. В таком случае, я проверяю проводку и соединения на наличие коррозии или повреждений. Если все в порядке, возможно, проблема в самом стартере — щетках, обмотках или редукторе, и его придется диагностировать более детально или заменить. Такой метод позволяет сэкономить время и исключить лишние работы, если проблема не в аккумуляторе или проводке.

Проверка стартера с помощью мультиметра осуществляется после его демонтажа. Сопротивление последовательно измеряется между следующими компонентами:

  • щетками и пластиной;
  • обмоткой и корпусом;
  • коллекторными пластинами и сердечником ротора;
  • корпусом и обмоткой стартера;
  • отключающей клеммой зажигания и постоянно «+» (контактным болтом для подключения возбуждающей обмотки электромотора) — это покажет состояние втягивающей катушки тягового реле (нормальным считается значение в пределах от одного до полутора Ом);
  • включающей клеммой зажигания и кожухом втягивающего — проверяется состояние удерживающей катушки реле (целостность подтверждает наличие сопротивления от двух до двух с половиной Ом).

При замерах мультиметром для первых четырёх пар деталей показания должны стремиться к бесконечности.

Также необходимо проверить обмотку ротора на обрыв. Сопротивление между всеми пластинами коллектора должно быть равно нулю. Кроме того, можно измерить падение напряжения между контактными пластинами коллектора. Значения должны быть одинаковыми, когда подаётся постоянный ток в один ампер между соседними пластинами.

Диагностика якоря стартера

Первичную проверку ротора можно провести, подавая напряжение 12 В напрямую на стартер от аккумулятора, исключив в цепи тяговое реле. Если якорь вращается, это свидетельствует о его исправности. В случае, если стартер не вращается, следует проверить якорь и щётки. Диагностику можно провести визуально и с помощью мультиметра на разобранном стартере.

Ротор стартера

К распространённым неисправностям якоря можно отнести:

  • короткое замыкание обмотки на корпус — это можно выявить с помощью измерительного прибора в режиме проверки сопротивления;
  • механическое разрушение паек выводов контактных пластин коллектора — определяется визуально;
  • короткое замыкание между витками обмотки — для этого потребуется специализированное оборудование.

Наличие явных коротких замыканий часто можно определить визуально:

  • частички, проводящие ток (например, стружка), могут замыкать коллекторные пластины друг с другом;
  • выгорание пластин коллектора может происходить из-за повреждения электрической связи между ламелями и «петушком».

Нередко неравномерный износ коллектора приводит к преждевременной износостойкости щёток и выходу пускового устройства из строя. Это может происходить из-за выступающей изоляции между пластинами коллектора, вызванной смещением коллектора относительно оси вала.

Минимальная глубина фрезеровки между пластинами должна составлять не менее полумиллиметра.

Проверка втягивающего реле

Чтобы проанализировать релейную часть стартера, выполняются следующие действия:

  1. К реле подводится «плюс» непосредственно от аккумулятора.
  2. Минусовой контакт от аккумулятора аккуратно подсоединяется к корпусу тягового реле.
  3. Если механизм исправен, бендикс должен выдвинуться с характерным щелчком.

Если бендикс не выдвигается, могут быть следующие причины:

  • подгорание контактных площадок тягового реле;
  • заклинивание ротора;
  • обрыв или короткое замыкание обмоток реле или стартера.

Диагностика щеток стартера

Диагностика состояния щёток может выполняться различными методами. Остановимся на простых и доступных вариантах.

Щетки

В первом способе проверки применяют контрольную лампочку с напряжением двенадцать Вольт. Для выполнения теста необходимо соединить выводы лампы с щеткодержателем и корпусом устройства. Если лампочка загорается, это указывает на наличие пробоев в защитной системе, и щетки нужно заменить.

Минимальный допустимый уровень щеток стартера составляет 10 мм.

Второй метод проверки подразумевает предварительную разборку стартера. В этом случае используются мультиметр с режимом фиксации сопротивления. Замеры проводятся между щеткодержателем и основной пластиной. Если нет замыкания, то прибор покажет бесконечно большое значение сопротивления.

К тому же требуется визуально осмотреть элементы стартера: щетки, коллектор, втулки, обмотки и ротор. Износ втулок может привести к снижению токов в момент запуска, а также сбоям в работе стартера. Наличие перекоса ротора или неравномерный износ щеток значительно увеличивают риск короткого замыкания между витками обмотки.

Любое механическое повреждение контактных пластин коллектора или их горение приводит к быстрому износу щеток.

Проверка бендикса

Проверка бендикса стартера осуществляется довольно просто. Корпус механизма необходимо зафиксировать в тисках при помощи деревянной проставки. Затем пытаемся прокрутить шестерню. Если она вращается в обе стороны, это свидетельствует о неисправности обгонной муфты. В нормальных условиях шестерня должна вращаться в одну сторону, а в противоположную — блокироваться.

Также может возникнуть ситуация, когда бендикс не зацепляется с маховиком двигателя. В этом случае стартер работает в холостом режиме. Причиной могут быть залипшие зубья или заедание муфты. Видимые механические повреждения шестерни можно определить визуально. Чтобы устранить заедание бендикса, придется разобрать механизм и очистить редуктор от грязи и старой смазки.

Как проверить обмотки стартера

Чтобы проверить обмотки стартера, потребуются дефектоскоп или контрольная лампочка, работающая от 220 В и мощностью до 100 Вт. Лампа соединяется последовательно с цепью статорной обмотки стартера. Один провод присоединяется к корпусу стартера, а второй — к выводам обмотки. Свет лампы будет означать, что изоляция обмотки повреждена. Если лампы нет, можно использовать омметр, и сопротивление целой обмотки должно составлять примерно 10 кОм.

Проверка ротора производится аналогичным образом. При подаче 220 В на лампу, её выходы подключаются к коллектору и сердечнику якоря. Свет лампы указывает на необходимость перемотки или замены якоря.

Стартер проверили, а что дальше

По завершении проверки можно определять следующие шаги для восстановления работы стартера.

После разборки тягового реле необходимо проверить состояние контактных площадок, отвечающих за замыкание, на наличие ржавчины, загрязнений или окисления. При необходимости контакты очищаются наждачной бумагой. Качество контакта площадок контролируется мультиметром в режиме замера сопротивления.

Проверяется свобода хода штока и наличие смазки. Эта проблема особенно актуальна для китайских изделий, где производители часто экономят на смазочных материалах, что приводит к заклиниванию штока, соответственно, вилка не сможет выталкивать бендикс.

Необходимо отдельно убедиться в целостности втягивающей и удерживающей обмоток реле, используя мультиметр. При повреждении катушек лучше всего провести полную замену устройства, так как самостоятельно перемотать их практически невозможно.

При наличии повреждений стартера после его разборки необходимо проверить:

  1. Состояние щеток. Минимально допустимая высота щеток составляет 12 мм. Часто щетки могут заедать. Важно обнаружить и устранить причину этого явления, для чего может помочь обработка графитовой смазкой.
  2. Замыкание между щетками и щеткодержателем также проверяется мультиметром в режиме измерения сопротивления. Нормальные показатели должны стремиться к бесконечным значениям.
  3. Коллектор. Пластинки коллектора не должны иметь повреждений, следов подгорания. Небольшой нагар можно удалить, используя бензин или мягкую тряпку.
  4. Ротор. Признаком неисправности ротора может быть запах горелой изоляции, который можно легко уловить при разборке стартера. Повреждение проверяется с помощью прозвонки обмотки возбуждения. Она не должна иметь замыкания на кожух. Проверка проводит мультиметр. При исправной обмотке измерение покажет сопротивление близкое к бесконечности. В случае замыкания обмотки на корпус потребуется её перемотка или покупка нового стартера.

В большинстве случаев неисправные компоненты стартера подлежат замене. Их можно приобрести в автомагазинах или на разборках.

Если информация оказалась полезной, оставьте комментарий. Если же она не удовлетворила или была неточной, пожалуйста, напишите об этом.

Вопросы по теме

Как определить, работает ли стартер, используя только аккумулятор и мультиметр?

Для проверки стартера вам понадобится мультиметр и немного времени. Сначала проверьте, есть ли напряжение на аккумуляторе — для этого установите мультиметр на режим измерения постоянного тока и подключите его к клеммам аккумулятора. Напряжение должно быть около 12.6 В (при полностью заряженном аккумуляторе). Затем, не снимая стартер, используйте мультиметр, чтобы измерить напряжение на выводах стартера, когда кто-то другой заводит машину. Если напряжение остаётся ниже 10 В, вероятно, стартер либо неисправен, либо не получает достаточно питания.

Какие признаки могут указывать на неисправный стартер, которые можно проверить без демонтажа?

Существуют несколько визуальных и слышимых признаков, которые могут указывать на неисправность стартера. Например, если при попытке запуска машины слышен щелчок, но двигатель не запускается, это может быть признаком проблемы со стартером или его соленоидом. Кроме того, если стартер издает треску или во время включения слышен гудящий звук, это свидетельствует о возможной поломке. Также обратите внимание на индикаторы на приборной панели: если они тускнеют или мигнут, это может указывать на проблемы с электрической цепью стартера.

Можно ли проверить стартер без доступа к целому набору инструментов?

Да, проверить стартер можно и без полного набора инструментов. Используя только мультиметр и доступ к аккумулятору, вы можете проверить основные электрические цепи. Если у вас есть возможность участвовать в запуске двигателя, это значительно упростит задачу. Также вы можете обратиться к голосовым подсказкам, чтобы учитывать возможные несоответствия в звуках, исходящих от стартерного узла — даже простой щелчок или отсутствие звука могут указать на проблему. Если индикация на приборной панели выглядит нормальной, но стартер не работает, вероятнее всего, проблема именно в нем.

Оцените статью
Авто Альянс
Добавить комментарий