Как своими руками отремонтировать омыватель лобового стекла на ВАЗ 2107

На автомобиле ВАЗ 2107 механизм стеклоочистителей приводится в действие электродвигателем с напряжением 12 В. В системе управления дворниками установлено реле, которое отвечает за включение дворников в прерывистом режиме; они могут либо работать постоянно, либо с паузой в четыре секунды.

Коротко о главном
  • Проверка уровня жидкости в омывателе и состояния насосов.
  • Очистка трубок и сопел омывателя от загрязнений.
  • Диагностика электрической схемы и предохранителей.
  • Замена повреждённых деталей, таких как насос или шланги.
  • Сборка и тестирование системы после ремонта.

Стеклоочистители подключены параллельно через контакты доводчика, находящегося в редукторе, который обеспечивает возврат щеток в первоначальное положение и резкое отключение мотора. Водитель управляет режимами работы стеклоочистителей с помощью переключателя. Работу всего механизма обеспечивает мотор. Если дворники не функционируют правильно, эксплуатация автомобиля становится небезопасной, поэтому владельцы должны тщательно следить за их состоянием. Особенно в непогоду, когда ездить с неисправными дворниками крайне рискованно!

Возможные неисправности стеклоочистителя

К основным неисправностям можно отнести:

  • неисправность переключателя, что наблюдается довольно часто;
  • вымерший предохранитель, который мог перегореть из-за перегрузки на электродвигатель, проникновения воды или перегрева проводов;
  • плохой контакт в цепи или его отсутствие;
  • поломка моторчика стеклоочистителя;
  • неисправность реле стеклоочистителей на ВАЗ 2107.

Если причина поломки заключается в предохранителе, то просто заменить его недостаточно, необходимо также выявить первопричину этой неисправности. Далее будут подробно описаны основные типы неисправностей дворников на ВАЗ-2107 и способы их устранения.

Почему не работает омыватель лобового стекла?

Система очистки стёкол и фар включает в себя: резервуар для жидкости, насос, форсунки, трубки, электропроводку и кнопку включения. Чаще всего проблемы с омывателем лобового стекла возникают из-за неисправности насосика или перегоревшего предохранителя. Учитывая простоту конструкции стеклоомывателя, диагностику и элементарный ремонт можно выполнить вблизи автозапчастей.

Неисправности, механизмы ручных и ножных стеклоомывателей, которые устанавливались на определённых моделях ВАЗ и АЗЛК, требуют отдельного обсуждения и в данной статье освещены не будут.

Причины поломки

  • Перегорел предохранитель насоса стеклоомывателя. На внутренней стороне крышки блока реле и предохранителей производители пометили графическими символами потребителей, защищённых плавкими вставками. Если маркировка неясна или нужный элемент не обозначен, можно найти схему расположения предохранителей в руководстве по ремонту и эксплуатации автомобиля. Важно! Установка предохранителя с более высоким номиналом может привести к возгоранию автомобиля. Если новая вставка сразу перегорела, это свидетельствует о коротком замыкании в цепи.
  • Насос стеклоомывателя может быть сгоревшим или закисшим. Поскольку стоимость насосов низкая, разборка и ремонт нецелесообразны, поэтому лучше просто его заменить.
  • Контакты на разъёмах могли окислиться, провода питания могут быть повреждены или отломаны. В полевых условиях окислы можно очистить острым предметом, при этом важно не повредить и не погнуть клеммы для сохранения хорошего контакта.
  • Возможно, забился фильтр грубой очистки, установленный перед насосом (не во всех автомобилях). Фильтр крепится к уплотнительному кольцу, которое герметизирует место установки насоса. Если неисправность произошла в дороге, и очистить фильтр не получается, временно удалите его из системы.
  • Шланги от насоса к форсункам могли быть повреждены или оторваны.
  • Форсунки могут забиться, особенно в холодное время года, когда они могут быть закупорены не только грязью, но и льдом. После работы стеклоомывателя на соплах остаётся жидкость, из которой со временем испаряется спирт. Замёрзшая вода рядом с соплом может привести к некорректной работе омывателя лобового стекла. Для устранения этой проблемы можно воспользоваться тонкой иглой.
  • В бачке омывателя может находиться замёрзшая жидкость.

Принцип работы и схема включения

Насос стеклоомывателя включает в себя крыло-колесо, вращающуюся электродвигателем постоянного тока. Жидкость, закачиваемая колесом, подаётся через трубки к распылителям. Ниже представлена простая схема включения стеклоомывателя для автомобилей ВАЗ 2104, 2105 и 2107.

Когда водитель активирует стеклоомыватель, контакты внутри переключателя замыкаются, серо-черный провод соединяется с массой автомобиля, что приводит к протеканию тока в цепи стеклоомывателя.

На автомобилях ВАЗ 2110, 2111 и 2112 за запуск омывателя ветрового стекла отвечает реле К2. Именно через него подаётся питание на насос. Второй контакт электродвигателя соединён с кузовом автомобиля. Схема, близкая к описанной, реализована на большинстве современных автомобилей. 

Проверка питания

Чтобы определить, неисправен ли насос или же проблема заключается в питании, достаточно иметь контрольную лампу для проверки электрических цепей. Если лампы нет, можно использовать любую 12-вольтовую лампочку и два отрезка провода. Один контакт контрольной лампы подключите к кузову автомобиля, а другой — к положительной клемме разъёма насоса.

Если при включении зажигания лампочка начинает светиться, отсоедините её от кузова и подключите к положительной клемме аккумулятора. Второй конец подключите к клемме, которая в момент включения стеклоомывателя должна замыкаться на массу.

Если лампочка загорелась, значит, с питанием все в порядке, и проблема может быть в моторчике. Хотя данная методика проверки относится к ВАЗ 2104, 2105 и 2107, в общем поиск питания на разъёме присущ всем автомобилям. Для быстрой проверки моторчика стеклоомывателя достаточно подать питание от аккумулятора на клеммы электродвигателя. Если моторчик не начинает работать, его необходимо заменить.

При активации омывателя лобового стекла дворники должны сделать несколько взмахов. Если этого не происходит, стоит начать с проверки подрулевого переключателя, реле и проводов от переключателя к насосу. Возможно, потребуется контрольная лампа или мультиметр. Тестер в режиме измерения сопротивления также пригодится для проверки целостности проводов. Для прозвонки подключите щупы мультиметра к концам провода. Если загорается знак OL (Over Limit), это указывает на обрыв или перелом провода.

С чего начать диагностику?

Если омыватель лобового стекла не функционирует, обратите внимание на явные симптомы. Если электродвигатель жужжит, но жидкость не распыляется на стекло, необходимо заглушить двигатель, включить зажигание и активировать стеклоомыватель с помощью подрулевого переключателя. Скорее всего, причиной будет забившаяся форсунка или фильтрующий элемент, а также повреждённый или перегнутый шланг.

Если моторчик стеклоомывателя при включении не издаёт звуков, это может указывать на проблему с насосом, проводами или подрулевым переключателем. Если предохранитель в порядке, следует заниматься диагностикой цепи электропитания.

Для работы насоса омывателя лобового стекла или фар необходимы положительный и отрицательный контакты. В зависимости от схемы подключения при работе подрулевого переключателя один провод замыкается на массу, второй становится питающим (на нём появляется положительный ток). Другой провод либо остаётся постоянным положительным, либо соединён с землёй. Поиск обрыва или короткого замыкания следует начать с изучения электрической схемы.

Вышел из строя моторчик

Первый этап — проверка исправности моторчика омывателя. Это можно сделать легко: откройте капот и активируйте подрулевой переключатель. Если насос омывателя не подаёт никаких признаков работы, значит, либо он неисправен, либо проблема в цепи питания.

Разобраться в поломке несложно, но для этого потребуется мультиметр или лампочка. Подключите устройство к контактам на моторчике и, включая подрулевой переключатель, произведите замеры. Если на проводах есть 12 В (или лампочка светится), значит, цепь исправна, а причиной является неисправность самого моторчика. Эта деталь не подлежит ремонту, поэтому её нужно заменить.

Форсунки

Проверку форсунок следует проводить, если насос стеклоомывателя исправен, а жидкость в бачке присутствует, но она не подаётся на ветровое стекло. Форсунки разбрызгивают жидкость согласно простой конструкции. Причина отсутствия подачи жидкости может быть связана с неисправностью самих форсунок, что легко установить:

  1. Проверить соединение трубки от насосика до форсунки. Возможно, трубка соскочила, и жидкость не может достичь форсунки.
  2. Проверить трубку на наличие перегибов и повреждений. Если есть изгиб, то насос не сможет его выпрямить, так как его мощность невелика. Если причина в перегибе, не включайте насос на долгое время, чтобы избежать его перегрева и сгорания.
  3. Забивание форсунок. Этот дефект легко диагностируется, так как отверстия могут забиваться не одновременно, и одна из двух форсунок будет функционировать нормально.
Мнение эксперта
Александр Степанов
Автоэксперт с 20 летним стажем, автомеханик по образованию

Когда омыватель лобового стекла на ВАЗ 2107 перестает функционировать, первым делом я проверяю уровень жидкости в reservoir. Нередко проблема заключается именно в этом. Если бачок пуст, то я заполняю его качественной омывающей液костью, а затем повторно проверяю работу омывателя. Если жидкость есть, а система все равно не работает, нужно двигаться дальше и разбираться с электрической частью.

Я уделяю внимание предохранителю, отвечающему за работу насоса омывателя. Обычно он находится в монтажном блоке под рулевой колонкой. После проверки целостности предохранителя, если он сгорел, я заменяю его на новый. Также мне стоит проверить, идет ли питание на моторчик омывателя. Для этого я использую мультиметр, измеряя напряжение на контактах мотора, когда нажимаю на кнопку включения омывателя.

Если с предохранителем и электроникой все в порядке, я проверяю сам насос омывателя. Я снимаю его с креплений и подключаю прямо к аккумулятору, чтобы убедиться в его работоспособности. Если насос не подает признаков жизни, это значит, что его необходимо заменить. Я устанавливаю новый насос, подключаю все шланги и проводу обратно и в итоге получаю исправный омыватель лобового стекла, который работает как новый.

Если отверстие форсунки забилось, его можно прочистить с помощью тонкой иглы, что вернёт системе работоспособность.

Предохранитель

Если мультиметр показывает нулевое напряжение при активации подрулевого переключателя, то неисправность стоит искать в цепи питания. В первую очередь, проверьте предохранитель, поскольку он отвечает за допустимый ток в цепи, который не должен превышать 8А. При увеличении нагрузки или коротком замыкании предохранитель может перегореть.

Следует проверить предохранитель F2, который обеспечивает работу не только цепи омывателя, но и стеклоочистителей. Если он сгорел, его необходимо заменить, но прежде убедитесь в целостности цепи, чтобы исключить возможность короткого замыкания.

Подрулевой переключатель

Ключевым элементом данной системы является подрулевой переключатель, который подает питание на насос омывателя. Это контактный механизм, который замыкается во время переключения. О неисправности данного элемента можно говорить только после проверки всех компонентов системы на работоспособность.

Проверка этого элемента достаточно проста: необходимо использовать мультиметр в режиме прозвонки. Сначала отсоедините клемму от переключателя и подключите щупы прибора. Если переключатель замкнут, тестер должен издавать звуковой сигнал. При его отсутствии деталь подлежит замене. Определить неисправность можно, следуя данной инструкции, что поможет самостоятельно выявить и устранить проблему с омывателем на ВАЗ 2107.

Основные причины отказов дополнительного оборудования

Для устранения неисправности омывателя автомобиля, необходимо провести диагностику, применив простые методы. Существует множество причин, по которым система может перестать функционировать, включая:

  1. поломка насоса;
  2. сгоревший предохранитель;
  3. перегиб или сжатие шланга;
  4. неисправность подрулевого переключателя;
  5. замерзание жидкости в трубопроводах;
  6. потеря электрического контакта.

Определить причину неисправности и estimate затраты на восстановление работы системы можно по итогам внимательного осмотра. Если возникают вопросы с заменой компонентов или отдельных элементов, все действия можно осуществить самостоятельно. Определенные устройства, отвечающие за обдув лобового стекла, могут не работать должным образом.

Механические поломки

Самыми распространенными причинами, по которым не функционирует омыватель лобового стекла на ВАЗ 2114, являются механические повреждения.

Наиболее часто встречающиеся из них включают:

  • отсутствие омывающей жидкости в бачке;
  • засорение трубопровода, идущего к стеклоочистителю;
  • засорение форсунок;
  • замерзание жидкости в омывателе;
  • снятие шланга с насоса;
  • перегиб или сжатие шланга к стеклоочистителю;
  • разрыв подающего шланга.

Проблемы с омывающей жидкостью можно решить довольно быстро — если жидкость закончилась, просто нужно долить, если она замерзла, следует отнести бачок в теплое место и отогреть его. После этого стоит слить старую жидкость и залить новую незамерзающую. В случае засорения шланга, его можно прочистить, после чего вернуть на место. Если засорились форсунки, также следует аккуратно очистить их с помощью тонкой иголки, избегая сильных усилий.

Рекомендуется заливать омывающую жидкость через специальную фильтрационную сетку, чтобы избежать засорения шлангов и форсунок. Иногда шланг может перегнуться или слететь с расширительного бачка. В такой ситуации просто нужно его выпрямить и вернуть на место. Если произошел разрыв шланга (например, вследствие замерзания жидкости), нужно установить новый шланг.

Стеклоочистители не функционируют в режиме прерывания

Если очистители не работают в режиме прерывании, стоит искать причину в реле стеклоочистителей. Циклическая работа устройств обеспечивается замыканием и размыканием контактов управляющего реле. Чтобы проверить, нужно подать питание на колодку реле. Процедура состоит из следующих шагов:

  1. достать реле;
  2. включить рычаг дворников с помощью переключателя около рулевого колеса;
  3. при помощи тестера проверить наличие напряжения на клемме.

Если питания нет, следует заменить переключатель. Возможно, причина в обрыве управляющей цепи, и нужно найти и устранить этот дефект. Если питание имеется, но реле не активируется, требуется его заменить. Ремонт реле невозможен, поэтому единственным вариантом является его замена.

Не функционирует электромотор очистителя

Если электромотор не функционирует, но напряжение на его контактах присутствует, проблема скорее всего в самом двигателе. Это может быть связано с износом щеток или повреждением обмоток. Щетки со временем изнашиваются, а обмотки могут повредиться из-за перегрузки. Эти детали подлежат ремонту, но для этого лучше обратиться в сервисный центр.

Осуществляем ремонт устройства

На моделях ВАЗ-2107 переключатели располагаются под рулем. При подозрении на поломку первым делом нужно выяснить причины, по которым какой-либо элемент не работает.

Ремонтируем переключатель

Снимаем подрулевой переключатель с ВАЗ 2107. Сначала убираем первое кольцо, затем рычаги фар, стоп-сигналов и дворников, добираясь до механизма, который отвечает за автоматическое отключение поворотников. Извлеките его, и вот, что может быть причиной проблем: между язычками находится пружинка, которая может сломаться и не разжимает язычки.

Необходимо поменять пружину, для этого подойдет обычная пружинка от шариковой ручки. После этого соберите все элементы обратно по порядку. После завершения работы проверьте, как функционируют рычаги и механизм выключения поворотников. Для этого соедините колодки и подключите клеммы к аккумулятору; если все работает, значит, вы успешно завершили ремонт.

Причиной поломки переключателя может быть также загрязнение или окисление контактов. В таком случае очистить грязные или окисленные контакты можно, немного подогнув «осевшие» пружинки и другие доступные детали. Как правило, после таких действий переключатель восстанавливает свою работоспособность.

Куда какой провод идет, или просто схема

«Плюс» питания поступает от замка зажигания через предохранитель №2 на 10 Ампер в монтажном блоке. Постоянный «плюс» проходит по черно-желтым проводам к контактам «4» на разъемах мотор-редуктора и подрулевого переключателя. Он должен оставаться, даже если переключатель находится в положении «выключено».

Голубой провод обеспечивает «+» 12 В мотору при включении непрерывного режима.

На бело-голубом проводе при выключенном состоянии должен быть «минус», а при включении непрерывного режима «минус» отключен. Это сделано, чтобы тормозить мотор при отсутствии питания от доводчика.

Красный провод на реле подает «+» 12 В от переключателя, когда включен прерывистый режим. При срабатывании контакты «2» и «4» замыкаются, а «1» и «3» размыкаются, в результате чего мотор начинает работать, а щетки выполняют одно или два движения. Затем «+» 12 В отключается, а контакты «1» и «3» замыкаются, и мотор останавливается на несколько секунд, после чего цикл повторяется.

Мотор насоса омывателя подсоединяется к «+» 12 В постоянно через черно-желтый провод через тот же предохранитель №2. «Минус» подается при нажатии на переключатель стеклоочистителя, подняв его снизу вверх.

Снятие электродвигателя стеклоочистителя

Для ремонта моторчика стеклоочистителя его необходимо демонтировать. Для этого потребуется рожковый или торцовый ключ на 10 и 22. Все действия производятся в следующем порядке:

  • открутите гайки крепления дворников с помощью ключа на 10;
  • снимите стеклоочистители;
  • открутите крепления кронштейнов с помощью ключа на 22 и снимите пластиковые вставки;
  • из подкапотного пространства извлеките резиновые уплотнители;
  • разъедините клеммы питания;
  • извлеките провода через отверстия в кузове;
  • разверните кожух на моторчике;
  • открутите крепежные гайки при помощи ключа на 10;
  • извлеките редуктор вместе с кронштейнами;
  • открутите гайки крепления трапеции;
  • извлеките мотор стеклоочистителей.

После завершения ремонта сборка производится в обратном порядке.

Замена насоса омывателя ваз 2107

Система омывателя лобового стекла включает бачок с омывающей жидкостью и насос. Замена насоса и бачка осуществляется при наличии механических повреждений, когда жидкость просачивается через бачок или насос больше не качает. Перед заменой насоса необходимо сначала слить всю жидкость из бачка.

Также следует отключить аккумулятор. Бачок для омывателя расположен в подкапотном пространстве слева и удерживается на кронштейне, который прикреплён к кузову автомобиля.

При замене насоса омывателя необходимо выполнить следующие шаги:

  1. Сначала снимите бачок, потянув его вверх и освободив от креплений.
  2. Затем отсоедините провода питания от насоса и уберите шланг, который подводит жидкость. Если в бачке есть жидкость, аккуратно слейте её в заранее подготовленную ёмкость.
  3. После слива жидкости плоской отверткой подденьте корпус насоса и аккуратно извлеките его из резинового уплотнителя в бачке.

Так вы завершите процесс снятия насоса омывателя на автомобиле ВАЗ 2107. Далее выполните необходимые ремонтные процедуры. Если насос вышел из строя, его следует заменить на новый, так как ремонтировать его нецелесообразно. Прежде чем установить новый моторчик, проверьте состояние резинового уплотнителя в месте установки на корпусе бачка.

При установке бачка имеется вероятность повреждения пластиковых стенок о края кронштейна. Чтобы избежать этого, используйте грубый напильник или крупную наждачную бумагу для сглаживания острых углов и заусенцев на кронштейне перед установкой бачка.

На этом этап ремонта завершается, установите все компоненты обратно в порядке обратном снятию, подключите аккумулятор и залейте жидкость в омывательный бачок, не забывая о том, что в него необходимо заливать специализированную незамерзающую жидкость.

Не работает омыватель лобового стекла по электрическим причинам

Насос омывателя лобового стекла работает на электрической энергии. Если она отсутствует, насос не сможет перекачивать воду к форсункам. Исходя из этого, можно выделить несколько возможных причин неисправности электрической системы омывателя:

  • Неисправный предохранитель. Для диагностики вам нужно найти блок предохранителей и определить, какой из них управляет омывателем. Проверить предохранитель можно визуально или экспериментально. Если вы сомневаетесь в его работоспособности, замените его на аналогичный из блока, и проверьте, исправен ли омыватель, основываясь на результатах этой замены.
  • Нарушение в цепи, передающей команду от переключателя омывателя. Если выключатель омывателя вышел из строя или команда не доходит до устройства, необходимо исследовать проводку на наличие разрывов. Прежде чем это делать, убедитесь, что на клеммах насоса нет напряжения. Для этого включите устройство и измерьте напряжение мультиметром. Если напряжение не обнаружено, это может указывать на повреждение проводки.
  • Неисправность самого насоса. Если клеммы насоса намокают, они могут окислиться, что приведёт к поломке насоса и его выводу из строя. Если на клеммах или контактах есть ржавчина, аккуратно зашлифуйте их.

Причины, почему омыватель лобового стекла может не работать, часто достаточно очевидны. Его конструкция состоит из малого числа деталей, и основной проблемой является обрыв электрической цепи, поиск которой может потребовать специализированных знаний, в то время как другие неисправности вполне возможно устранить самостоятельно.

Перестали включаться дворники

Если дворники на ВАЗ-2107 не функционируют в двух позициях переключателя, скорее всего, причина кроется в перегорании предохранителя. Этот элемент надежно размещён в блоке предохранителей и защищает цепь от перегрузок и коротких замыканий.

Первым этапом в ремонте должна быть проверка предохранителя. Для этого вам понадобится тестер или можно просто заменить его на рабочий с таким же номиналом. В редких случаях контакты предохранителя могут окислиться, и их следует очистить и вернуть на место.

Дворники не доходят до крайней точки

Автовладельцы часто сталкиваются с ситуацией, когда дворники, выключаясь, застывают в любом положении, не возвращаясь в нижнюю точку. Это происходит из-за проблем в редукторе привода.

Редуктор имеет концевой выключатель, который активируется кулачком, предназначенным для отслеживания положения щёток, когда питание отключается. Проблема обычно возникает, когда водитель включает замерзшие к стеклу дворники, что приводит к поломке редуктора, и в таких случаях его необходимо заменить.

Тюнинг дворников на автомобиле ВАЗ-2107

Также часто выходит из строя такая деталь, как трапеция дворников, которая не подлежит ремонту и может нуждаться в частой замене. Для решения этой проблемы можно попробовать заменить стандартные щетки на бескаркасные, которые обладают рядом достоинств:

  • Эстетичный вид, возможность кардинально изменить внешний облик своего автомобиля;
  • Отсутствие шарнирных соединений, на которых часто скапливаются грязь, снег и влага, что может привести к негативным последствиям;
  • Лучшая адгезия со стеклом, что значительно улучшает качество очистки.

Как замену, так и ремонт дворников можно осуществить самостоятельно, если у вас есть соответствующий опыт и инструменты для разборки необходимых элементов стеклоочистителя.

Вопросы по теме

Что делать, если проблема не устраняется после замены насосика омывателя?

Если замена насосика не решила проблему, необходимо проверить электрическую цепь, идущую к насосику. Убедитесь, что проводка не повреждена и соединения надежные. Также стоит проверить предохранитель, отвечающий за омыватель. Если все в порядке, возможно, дело в засорении трубок, по которым подается жидкость. Их стоит проверить и при необходимости прочистить.

Какие подручные средства могут помочь в диагностике неисправности омывателя?

Для диагностики неисправности омывателя можно использовать стандартные инструменты и материалы, такие как плоскогубцы, отвертка и провода. Также может пригодиться обычная бутылка с водой: её можно подключить к системе омывателя, чтобы проверить, проходит ли вода через трубки. Если вода не изливается, это может указывать на засор или разрыв трубки.

Как часто нужно проводить профилактику системы омывателя лобового стекла?

Профилактику системы омывателя рекомендуется проводить минимум раз в сезон, особенно перед зимним периодом, когда замерзшая жидкость может повредить насосик. Осмотрите трубки на наличие трещин и засоров, а также очищайте сопла от грязи. Регулярная проверка поможет избежать серьезных поломок и обеспечит надлежащее функционирование системы омывания.

Оцените статью
Авто Альянс
Добавить комментарий