Современные автомобили зачастую оснащены гидрокомпенсаторами, известными как «гидрики». Эти устройства упрощают работу двигателя и способствуют улучшению его характеристик. Однако нередко можно услышать стук со стороны гидрокомпенсаторов, что вызывает настороженность. Давайте разберемся в причинах появления этого звука и методах его устранения.
- Причины стука гидрокомпенсаторов: износ, загрязнение масла и накопление отложений.
- Как работают гидрокомпенсаторы: автоматическая компенсация зазоров в клапанном механизме для минимизации шума.
- Методы устранения стука: промывка масла и использование специальный добавок.
- Рекомендации по промывке: использование качественных промывочных жидкостей для удаления загрязнений.
- Преимущества безразборного ремонта: экономия времени и отсутствие необходимости разбирать двигатель.
Немного теории о гидрокомпенсаторах
Гидрокомпенсатор представляет собой автоматический регулятор тепловых зазоров клапанов в двигателе внутреннего сгорания. Двигатели, не имеющие таких устройств, требуют периодической настройки зазоров клапанов.
Иногда во время работы мотора можно услышать стук клапанов. Рассмотрим, как работает этот механизм подробно.
Зачем устанавливают
Четырехтактные двигатели имеют систему впускных и выпускных клапанов, которые служат для заполнения цилиндров смесью топлива и воздуха, а также для удаления отработанных газов. Операции клапанов контролируются кулачками на распредвале, которые открывают клапаны через различные элементы.
Между кулачком и компонентом существует тепловой зазор, необходимый для компенсации расширения металлических деталей от нагрева в процессе работы двигателя. Этот зазор составляет меньше миллиметра и не виден визуально; его размер предписан производителем.
Нарушение теплового зазора может привести к следующим проблемам:
- Разгерметизация камеры сгорания из-за недостаточного зазора, что может привести к неполному закрытию клапанов.
- Недостаточная подача смеси в цилиндры при чрезмерном зазоре из-за задержки или неполного открытия клапанов.
Гидрокомпенсаторы устанавливаются для автоматизации регулировки тепловых зазоров, и в зависимости от конструкции двигателя они могут располагаться:
- В однораспредвальных двигателях (SOHC) — в гнездах коромысел;
- В двойных распредвальных двигателях (DOHC) — в специальных посадочных местах в головке блока цилиндров.
Гидрики имеют аналогичную конструкцию и обеспечивают следующие преимущества:
- Увеличение срока службы двигателя;
- Снижение уровня шума при работе мотора;
- Упрощение обслуживания — нет необходимости вручную регулировать тепловые зазоры клапанов;
- Автоматическая адаптация зазоров в соответствии с естественным износом компонентов.
Как работают
Работа гидрокомпенсаторов обеспечивается несколькими элементами:
- Цилиндрический плунжер (поршень);
- Масляные каналы;
- Втулки, пружины и шарик клапана плунжера.
Основным компонентом механизма является плунжер. Полость под поршнем заполняется маслом через специальные каналы. Заполнение происходит до закрытия клапана, после чего масло сжимается пружиной и блокируется шариком плунжера.
При открытии клапана в двигателе контакт кулачка распредвала с рабочей поверхностью гидрокомпенсатора передает усилие на последний, в котором находится избыточное давление масла.
Во время работы двигателя температура изменяется, что требует различных объемов масла для заполнения цилиндрического поршня. Регулировка происходит автоматически, что обеспечивает поддержание необходимого теплового зазора.
Как понять, что стучат именно гидрики
Стук гидрокомпенсаторов, возникающий при неисправностях, проявляется через характерные резкие металлические звуки. Эти шумы исходят из области головки блока цилиндров. При качественной шумоизоляции автомобиля эти звуки могут быть не слышны в салоне.
Чтобы лучше уловить звук, можно снять декоративную крышку с мотора, что поможет лучше слышать стук от головки блока.
Увеличение уровня шумов указывает на износ гидрокомпенсаторов. Если появляются громкие звуки, стоит проверить уровень масла в двигателе, так как гидрики чувствительны к недостатку смазки.
Также может быть нарушена работа маслоприемника из-за повреждений в поддоне. Рекомендуется проверить поддон на наличие вмятин, особенно после поездок по плохим дорогам.
Часто стуки возникают после замены масла в двигателе, что может указывать на низкое качество нового масла.
Причины стука гидрокомпенсаторов
Стук гидрокомпенсаторов может проявляться в разных режимах работы двигателя. Рассмотрим основные причины, вызывающие этот стук.
Гидрокомпенсаторы, или гидрики, представляют собой важную часть системы привода клапанов в современных двигателях. Их основная функция заключается в автоматическом поддержании зазора между клапаном и коромыслом, что позволяет избежать износа и повысить эффективность работы двигателя. Однако со временем в гидриках может образовываться воздух или грязь, что приводит к появлению characteristic стука, особенно на холодном двигателе. Причины этого явления могут варьироваться, включая старение и износ деталей или неправильную работу масла.
Устранение стука гидриков без необходимости их разборки возможно, если выявить и устранить причины, вызывающие шум. Первым шагом может быть замена масла на более качественное, либо использование специальных промывочных жидкостей, которые помогают удалить грязь и засоры из системы. Как правило, я рекомендую промыть систему маслом, которое содержит присадки для очистки и улучшения смазочных свойств, что способствует восстановлению нормальной работы гидрокомпенсаторов и снижению шума.
Для более серьезного подхода можно использовать методы, которые помогают сбросить давление в системе и удалить воздух из гидриков. Это может включать в себя последовательный запуск и глушение двигателя, особенно с помощью автомобилей, где имеется возможность работы двигателя на холостом ходу с длительными интервалами. Однако важно не забывать о том, что подобные меры не всегда гарантируют полный успех, и в случае постоянного стука стоит рассмотреть профессиональную диагностику и, возможно, замену изношенных гидрокомпенсаторов.
На холодную
Стук гидрокомпенсаторов в холодное время может возникать по следующим причинам:
- Низкий уровень масла. Гидркомпенсаторы первыми реагируют на его недостаток, прекращая заполняться смазкой и издавая стук.
- Густое масло. Затрудненный проход масла по каналам замедляет заполнение поршня, и стук прекращается после прогрева двигателя.
- Засорение масляных каналов или клапанов гидриков. Это может быть связано с низким качеством масла или несоблюдением сроков его замены.
- Износ или заклинивание плунжера, что может быть связано либо с его старением, либо с попаданием в механизм абразивных частиц.
На горячую
Стук гидрокомпенсаторов при прогреве может возникнуть по следующим причинам:
- Заклинивание плунжера в результате износа или засорения. Если на поверхности плунжера образуются задиры, его движение может быть заблокировано, что приведет к нарушению необходимого зазора и появлению стука.
- Снижение вязкости масла после прогрева двигателя. Смазка может начать быстрее вымываться из каналов, и тогда масло уходит быстрее, чем поступает от насоса.
- Избыток масла в двигателе, который может возникнуть из-за перелива или попадания воды, что вызывает вспенивание.
Диагностика гидрокомпенсаторов со снятием крышки
Когда гидрокомпенсатор стучит, важно выявить источник проблемы. Диагностика проходит в практическом режиме, но без полной разборки газораспределительного механизма. Процесс включает в себя следующие шаги:
- Прогреть двигатель в течение 5-10 минут.
- Снять крышку головки блока цилиндров.
- Повернуть коленвал, установив кулачки в нижнее положение.
- Подождать около шести минут, чтобы масло могло стечь из гидрокомпенсаторов.
- Выставить кулачки в верхнее положение и освободить гидрики.
- Поочередно надавливать на каждое устройство пальцем или монтажной лопаткой.
Поврежденный гидрокомпенсатор будет легко утоплен без сопротивления.
Как устранить стук
Рассмотрим, какие действия предпринимать, если гидрокомпенсаторы издают стук, и какие существуют способы для его устранения.
Простой и доступный способ устранить стук гидриков — использование специализированных присадок. Они очищают масляные каналы от загрязнений и восстанавливают проход к плунжерам. Хорошим вариантом являются продукты Liqui Moly Hydro Stossel Additiv. Это средство не только очищает каналы, но и повышает вязкость масла. Достаточно добавить присадку в масло, чтобы увидеть результат после пробега в 200-500 км.
LIQUI MOLY Hydro-Stossel-Additiv | 950 | 300 |
XADO 1 Stage | 2800 | 27 гр. |
SUPROTEC Актив Плюс | 2000 | 90 |
Motul Hydraulic Lifter Care | 1300 | 300 |
Hi-Gear HG2207 | 1300 | 444 |
Цена указана на февраль 2023 для Москвы |
Для устранения стука гидрокомпенсаторов также могут потребоваться следующие действия:
- Промывка масляной системы. Специальные моющие средства очищают весь масляный контур двигателя, что положительно сказывается на его работе. Стоимость такой процедуры разумна, однако не всегда она может решить проблему со стуком. Перед очисткой нужно ознакомиться с инструкцией.
- Замена механизма. Результат будет гарантирован, но такие работы и детали могут обойтись недорого. В современных двигателях замена гидрокомпенсаторов может быть трудной задачей, и потребуется помощь сервисных центров. А для импортных автомобилей иногда требуется приобрести детали отдельно, что может занять время. Кроме того, во время разборки могут понадобиться дополнительные запчасти (прокладки, крепеж, герметики и прочее).
- Смена маслонасоса и очистка магистралей. Эти действия проводятся в крайних случаях, так как могут потребовать частичной или полной разборки двигателя.
Если ездить со стучащими гидриками
Эксплуатация автомобиля с гидрокомпенсаторами, которые издают стук, не приведет к немедленным проблемам. Однако откладывание ремонта может усугубить ситуацию, вызвав увеличение громкости звуков работы двигателя, появление вибрации, снижение мощности и рост расхода топлива. В будущем это может привести к износу клапанного механизма, вплоть до распредвала.
Произвести профилактическую проверку или замену компенсаторов гораздо более выгодно по затратам.
Как увеличить ресурс гидрокомпенсаторов
Не следует доводить двигатель до состояния, когда гидрокомпенсаторы начнут издавать постоянный стук. Долговечность этих компонентов можно поддерживать, следуя простым принципам:
- Строгое соблюдение графика замены моторного масла и масляного фильтра. Важно учесть тяжелые условия эксплуатации (например, частые пробки, а также слишком высокие или низкие температуры окружающей среды), что может потребовать сокращения интервала замены масла до 5-7 тыс. км.
- Регулярная замена воздушного фильтра. Если вы используете качественное топливо и масло вместе с хорошими фильтрами, единственным источником загрязнений в двигателе остаются частицы, находящиеся в воздухе.
- Использование высококачественной смазки, рекомендованной производителем автомобиля.
- Применение промывочных средств для двигателя в случае использования некачественного или поддельного масла.
- Своевременное техническое обслуживание системы охлаждения двигателя.
Какой фирмы купить
Вместо звенящих гидрокомпенсаторов можно рассмотреть детали от следующих производителей:
Примерные цены на гидрокомпенсаторы для двигателя К4М, который устанавливался на модели Лада Ларгус, Рено: Логан, Дастер, Сандеро, Меган и Сценик
Оригинал | 6-8 | 7700107555 |
FEBI | 7-8 | FEBI 21005 |
INA | 9-11 | 420 0099 10 |
STELLOX | 4-6 | 20 00529 SX |
KOLBENSCHMIDT | 7-8 | 50006437 |
Цена указана на март 2023 |
- FEBI – немецкая компания, предлагающая продукцию с высоким качеством. В их ассортимент входят устройства для множества моделей автомобилей. Продукция сертифицирована и соответствует стандартам различных стран, при этом остается доступной по цене.
- INA – еще один производитель из Германии, предлагающий гидрокомпенсаторы для моторов разных модификаций. Эти детали способны выдерживать экстремальные нагрузки при высоких температурах. По сведению специалистов, гидрики INA могут прослужить до капитального ремонта двигателя.
- Stellox – немецкая компания, создающая запасные части для раскрученных моделей автомобилей, включая Ладу. Эти компенсаторы имеют продолжительный срок службы и снижают уровень шума работы силового агрегата. Но иногда можно столкнуться с дефектной продукцией.
- TSN – российская компания, производящая изделия на китайских заводах. Эти детали обладают приемлемой стоимостью и подходят для различных моделей автомобилей. Однако ресурс составляет всего 50 000 — 60 000 км, и часто гидрокомпенсаторы начинают стучать даже при небольшом пробеге.
- KOLBENSCHMIDT – немецкий производитель, который поставляет детали на сборочные конвейеры, включая BMW и AUDI. Продукция также доступна для вторичного рынка. Гидрокомпенсаторы этого бренда отличаются высоким качеством, однако имеют достаточно высокую цену.
Если информация оказалась полезной, не стесняйтесь оставить комментарий. Если же вы нашли ее бесполезной или неточной, также сообщите об этом.
Вопросы по теме
Почему гидрокомпенсаторы начинают стучать и какое влияние это может оказать на работу двигателя?
Гидрокомпенсаторы могут начать стучать по нескольким причинам, основными из которых являются недостаток масла, его загрязнение или износ самого компенсатора. Если гидрокомпенсаторы не работают должным образом, это может привести к неправильному зажиганию клапанов, потере мощности двигателя и даже к его повреждению. Постепенно износ компенсаторов может вызвать увеличение зазоров, что также способствует возникновению посторонних звуков.
Можно ли устранить стук гидрокомпенсаторов без их полной разборки и какие методы для этого существуют?
Да, существует несколько методов, позволяющих устранить стук гидрокомпенсаторов без необходимости их полной разборки. Один из самых популярных способов — это использование специализированных промывочных составов. Их добавляют в моторное масло и запускают двигатель. Эти составы помогают очистить забрудненные каналы и улучшить подачу масла к гидрокомпенсаторам. Также можно попробовать изменить масло на более высококачественное, что может улучшить его смазочные свойства и способствовать большему давлению на компенсаторы.
Как правильно выбрать промывку для гидрокомпенсаторов и какие компоненты в ней важны?
При выборе промывки для гидрокомпенсаторов важно обращать внимание на состав продукта. Хорошая промывка должна содержать детоксикационные вещества, которые эффективно растворяют отложения на внутренних поверхностях. Также важны ингибиторы коррозии и присадки, защищающие уплотнения и прокладки. Рекомендуется выбирать промывочные жидкости от известных производителей, так как они проходят множество тестов на безопасность и эффективность.