Как восстановить аккумулятор своими руками: десульфатация с помощью зарядного устройства

Аккумуляторная батарея играет ключевую роль в работе автомобиля, так как отвечает за его запуск. Когда автолюбители сталкиваются с проблемами с источником постоянного тока, они часто без предварительного анализа заменяют его на новый. В данной статье мы рассмотрим одну из наиболее распространённых причин неисправности аккумуляторов — сульфатацию. Также мы обсудим методы десульфатации.

Коротко о главном
  • Десульфатация – процесс восстановления свинцово-кислотных аккумуляторов, улучшения их производительности.
  • Причины сульфатации: недостаточная зарядка, длительное хранение в разряженном состоянии.
  • Для восстановления требуется специализированное зарядное устройство с функцией десульфатации.
  • Процесс включает циклическую зарядку и разрядку, что способствует растворению сульфата свинца на пластинах.
  • Важно следить за температурой и временем процесса, чтобы избежать повреждений АКБ.
  • Десульфатация может значительно продлить срок службы батареи и улучшить ее характеристики.

Сульфатация и десульфатация аккумулятора — это

Сначала давайте разберёмся в терминах: что такое сульфатация и десульфатация аккумулятора?

Сульфатация — это процесс, при котором на поверхности активных пластин аккумулятора образуется сульфат свинца. Этот процесс активируется химической реакцией, происходящей во время разряда аккумулятора.

Сульфат свинца может образовываться даже в обычных условиях эксплуатации аккумулятора — в ходе циклов зарядки и разрядки. Однако в этом случае формируются лишь небольшие кристаллы, которые со временем растворяются. Если аккумулятор работает вне пределов нормы, кристаллы сульфата нарастут и начнут затрагивать отдельные участки пластин, выводя их из процесса генерации электричества. Это приводит к снижению ёмкости аккумулятора и в конечном итоге к его полному выходу из строя.

Кроме того, сульфат свинца загрязняет пластины и снижает плотность электролита, опуская её до 1.05 г/см³ при норме 1.27 г/см³. Как уменьшение, так и увеличение плотности негативно сказываются на работе аккумулятора.

Десульфатация — это процесс удаления сульфата свинца с поверхности пластин аккумулятора с использованием специализированного оборудования.

Причины сульфатации

Сульфатирование может происходить по нескольким причинам:

  • Глубокий разряд батареи — для некоторых моделей аккумуляторов даже один полный цикл разряда может оказаться критичным.
  • Низкие температуры эксплуатации — холод отрицательно влияет на процесс зарядки, снижая ёмкость и ведя к потере энергии и нежелательным последствиям.
  • Высокие температуры эксплуатации — жара ускоряет реакцию образования сульфата свинца, обостряя ситуацию даже при небольшом разряде аккумулятора.
  • Добавление концентрированного электролита или кислоты в банки — эти жидкости не способны растворить уже образовавшиеся кристаллы сульфата, что лишь усугубляет проблему.
  • Длительное нахождение аккумулятора в состоянии низкой зарядки — отсутствие регулярного процесса зарядки ведет к постепенной сульфатации пластин.

Признаки

Признаки сульфатации пластин аккумулятора могут включать:

  • Быструю потерю и набор заряда.
  • Увеличение температуры и бурление электролита во время зарядки — быстрое закипание и нагрев обычно сигнализируют о сульфатации.
  • Светлый налёт, видимый при снятии пробок с банок.
  • Показатели ёмкости заряженного аккумулятора. Для проверки следует использовать специальные устройства. Минимальная допустимая ёмкость для заряженной батареи составляет 30-50% от её номинала, который указывается в документации или на ярлыке аккумулятора. Согласно стандарту ГОСТ 959-2002, критическим считается уровень в 40%, хотя даже 30% могут позволить попытаться восстановить батарею.

Когда восстановление аккумулятора оправдано

Степень сульфатирования аккумулятора варьируется, и эффективность восстановления с помощью десульфатации зависит от состояния аккумулятора. В некоторых ситуациях пытаться восстановить аккумулятор не имеет смысла, и его лучше утилизировать. Это относится к случаям:

  • механического повреждения пластин,
  • короткого замыкания между банками.

Прежде чем принимать решение о необходимости десульфатации, стоит тщательно оценить состояние аккумулятора. Рассмотрим ключевые критерии:

  1. Срок службы. Если батарея использовалась более пяти лет в тяжёлых условиях, вероятность успешного восстановления невелика. Шанс того, что она прослужит ещё один сезон, минимален.
  2. Время, проведённое в глубоком разряде. При глубоком разряде ускоряются реакции сульфатации, и вредные кристаллы накапливаются на пластинах. Их крайне трудно удалить, даже с помощью болгарки. Если аккумулятор простоял разряженным более трёх месяцев, не теряйте время на его восстановление.
  3. Количество циклов разряда. Этот критерий особенно важен для кальциевых аккумуляторов: каждый повторный разряд до нуля уменьшает ёмкость, которая не восстанавливается. Если таких циклов накопилось пять и больше, шансы на успешное восстановление минимальны.
  4. Состояние корпуса. Внешняя и внутренняя часть должны быть неповреждёнными. Полезно будет промыть корпус содовым раствором, чтобы удалить пыль, так как загрязнение может вызывать утечку тока.
  5. Состояние выводных контактов («+» и «-»). Они не должны иметь деформаций, отслаиваний, нарушений целостности и загрязнений.
  6. Целостность банок и отсутствие короткого замыкания между ними. Проверка производится при зарядке, и при наличии повреждений наблюдается бурление электролита.
  7. Способность набирать заряд. Если аккумулятор не восполняет потерянную электроэнергию, нет смысла в десульфатации.
  8. Работа после зарядки. Восстановлению подлежат только те аккумуляторы, которые способны несколько раз прокрутить стартер. Если при повороте ключа не происходит реакции, десульфатация нецелесообразна.
  9. Саморазряд. Этот показатель проверяется на заряженном и очищенном от грязи аккумуляторе. Аккумулятор остается в покое на сутки. Если он не запускает автомобиль, стоит обратиться к утилизации.
  10. Состояние электролита. Наличие коричневого или мутного оттенка, а также частичек в электролите сигнализирует о том, что восстанавливать аккумулятор не стоит. Электролит должен быть прозрачным.

При выявлении указанных дефектов от идеи восстановления аккумулятора лучше отказаться. Даже после десульфатации такие АКБ могут работать в аварийном режиме. Так же важным моментом для успешного восстановления аккумулятора является правильный выбор метода борьбы с сульфатацией.

Десульфатация аккумулятора своими руками

Для проведения профессиональной десульфатации используется специальное оборудование. В последующих разделах мы подробно рассмотрим методы, однако сейчас остановимся на возможностях самостоятельной очистки пластин аккумулятора, основанных на практическом опыте умельцев. Решение о применении того или иного способа остаётся за вами.

Содой

Одним из методов десульфатации является использование соды. Сначала необходимо освободить банки от электролита. Далее готовится очистительный раствор — в 100 мл воды с низкой жесткостью добавляются три чайные ложки соды. Раствор доводится до кипения и быстро наливается в банки. После выдержки 30-40 минут раствор сливается, а внутренние стенки аккумулятора несколько раз промываются водой. Затем заливается новый электролит, и аккумулятор полностью заряжается.

Специальным средством

Другим популярным вариантом является использование динатриевой соли этилендиаминтетрауксусной кислоты, известной под названием «Трилон Б». Препарат представлен в виде белого порошка и используется в соотношении 100 г на 1 л воды.

«Трилон Б» предназначен для растворения наслоений солей металлов, превращая их в жидкость. Важно соблюдать условия хранения: не оставлять в металлических ёмкостях, чтобы избежать коррозии. Этот раствор также иногда применяют для промывки системы охлаждения автомобилей.

Мнение эксперта
Александр Степанов
Автоэксперт с 20 летним стажем, автомеханик по образованию

Десульфатация аккумулятора — это процесс, который позволяет существенно восстановить работоспособность свинцово-кислотных аккумуляторов, особенно тех, которые уже потеряли часть своей емкости. Я всегда рекомендую этот метод, когда наблюдаю, что аккумулятор не держит заряд так, как раньше. Это происходит из-за образования сульфата свинца на пластинах, что снижает их эффективность. Используя специализированное зарядное устройство с функцией десульфатации, можно снизить этот сульфатный налет и вернуть батарее жизнь.

Основной задачей является правильный заряд аккумулятора с помощью устройства, которое поддерживает режим десульфатации. Обычно такие устройства имеют специальный алгоритм, который периодически переключает напряжение и ток. Для меня это оказалось важным, так как без создания условий, способствующих растворению сульфата, восстановление невозможно. Я обычно провожу несколько циклов зарядки-разрядки, контролируя состояния батареи и общее напряжение на клеммах.

Важно помнить, что десульфатация не всегда дает гарантированные результаты, особенно если аккумулятор сильно изношен. Однако, если вы четко следите за процессом и используете качественное зарядное устройство, шансы на успешное восстановление значительно увеличиваются. Я всегда советую делать это постепенно, аккуратно подводя аккумулятор к его рабочему состоянию, чтобы не повредить его окончательно. Это не только экономит средства, но и позволяет расширить срок службы аккумулятора.

По отзывам владельцев автомобилей, десульфатация АКБ с использованием «Трилона Б» эффективна лишь для относительно новых аккумуляторов. Более старые батареи с большим уровнем сульфатации после попыток восстановления с этим раствором могут выйти из строя, поэтому в таких случаях стоит рассмотреть специализированные методы десульфатации.

Вот пошаговая инструкция по удалению сульфатации с аккумулятора с использованием «Трилона Б»:

  1. Приготовьте раствор, следуя указанной пропорции.
  2. Слейте электролит из банок.
  3. Не дожидаясь высыхания, влейте раствор в банки и закройте их крышками.
  4. Оставьте аккумулятор на 45-60 минут, чтобы сульфат растворился. Возможно бурление раствора и образование пара.
  5. Слейте раствор с банок и промойте их дистиллированной водой.
  6. Заполните батарею электролитом с плотностью 1.27 г/см³.

При правильном соблюдении всех этапов, можно восстановить аккумулятор. Однако, если батарея сильно изношена, добиться положительного результата не представится возможным. Используемое средство может повредить пластины аккумулятора. Кроме того, если в банках присутствует свинцовый осадок, это увеличивает вероятность короткого замыкания во время промывки.

Чистка «руками»

Механическая десульфатация аккумулятора является сложным и рискованным процессом. Работы должны проводиться с учетом средств безопасности для глаз, дыхательных путей и кожи. Электролит представляет собой опасное вещество, а также существует риск повреждения конструкции аккумулятора – как корпуса, так и пластин.

Мы не рекомендуем использовать данный метод.

Суть процесса состоит в следующем:

  1. Корпус аккумулятора разрезается при помощи болгарки или пилы по верхнему краю.
  2. Извлекаются пакетики с пластинами из корпуса.
  3. Каждый пакет разбирается и очищается.
  4. Производится сборка в том же порядке.

Десульфатация зарядным устройством

Эффективность восстановительных работ по десульфатации аккумулятора, выполняемая своими руками, вызывает большие сомнения. Кроме того, за реализацию методов придется потратить много усилий. Наиболее распространены способы очистки пластин аккумулятора от сульфатации с использованием специализированных зарядных устройств. Это оборудование может работать как в режиме зарядки, так и разрядки. Его стоимость довольно высока. В качестве альтернативы можно рассмотреть покупку двух новых аккумуляторов. Такое оборудование наиболее актуально для постоянного использования, например, в автосервисах.

Некоторые умельцы могут справиться с последствиями сульфатации, используя классические зарядные устройства или собрав самодельную схему для очистки и восстановления батареи. Однако в таких случаях процесс десульфатации может занимать длительное время – от одной недели.

Прибором с функцией десульфатации

Очищать пластины аккумулятора от свинцового сульфата с помощью специального оборудования достаточно просто, но такая процедура займет несколько дней в зависимости от степени загрязнения пластин.

Для применения этого метода нужно подключить зарядное устройство с функцией десульфатации, предварительно проверив полярность. На оборудовании активируется режим десульфатации.

Специализированное зарядное устройство работает в циклах, периодически подавая напряжение на аккумулятор для восстановления энергии, а затем осуществляя разряд. В режиме десульфатации соблюдается соотношение 10 к 1 (ток зарядки к току разрядки). Например, если зарядный ток составляет три ампера, то разрядный будет равен 0.3 А. На большинстве таких устройств имеются индикаторы, указывающие на завершение процесса десульфатации и уровень восстановления аккумулятора.

Обычным зарядным устройством

Можно восстановить аккумулятор и с использованием обычного зарядного устройства, которое имеет возможность регулировки тока и напряжения. Существует много вариантов удаления свинцового сульфата при помощи простого зарядного устройства. Главное – соблюдать меры безопасности.

Независимо от типа аккумулятора (обслуживаемого или необслуживаемого), работы следует выполнять в хорошо проветриваемом помещении, так как при зарядке могут выделяться пары электролита, опасные для дыхательной системы человека.

Теперь давайте рассмотрим два метода борьбы с сульфатацией аккумулятора с помощью обычного зарядного устройства.

1 алгоритм

Первая инструкция для эффективного и простого восстановления аккумулятора от сульфатации с использованием стандартного зарядного устройства:

  1. На обслуживаемых моделях аккумулятора проверяется уровень электролита. Жидкость должна полностью покрывать пластины. Если уровень недостаточен, нужно добавить дистиллированную воду. Использовать концентрат или чистый электролит недопустимо.
  2. Аккумулятор нужно разрядить до уровня около восьми вольт и плотности электролита 1.07 г/см³.
  3. Аккумулятор подключается к зарядному устройству на восемь часов с параметрами: напряжение 14-14.3 В, ток 0.8-1 А. После завершения заряда плотность электролита останется прежней, а напряжение увеличится на пару вольт.
  4. Аккумулятор оставляется в покое на сутки.
  5. После этого повторно ставим аккумулятор на заряд на восемь часов – напряжение 14-14.3 В, ток 2-2.5 А. Напряжение снова вырастет на пару вольт, а плотность увеличится примерно на 0.01 г/см³.
  6. Для запуска десульфатации начнем разряд аккумулятора, используя лампу дальнего света или подобное оборудование с аналогичной мощностью. Процесс разрядки займет 6-8 часов, причем периодически нужно проверять напряжение аккумулятора. Разряжать нужно до уровня 9 В, но не ниже. Плотность электролита должна достигнуть 1.11-1.13 г/см³.
  7. Затем повторяем цикл зарядки и разрядки, выполняя действия с пунктов 3 по 6 включительно, до тех пор, пока плотность электролита не достигнет оптимального значения 1.27 г/см³.

Эта методика позволяет восстановить емкость аккумулятора до 80-90 %, что достаточно для успешного запуска автомобиля даже в условиях низких температур. Однако для достижения оптимального уровня плотности может потребоваться несколько недель.

2 алгоритм

Вторая инструкция для десульфатации пластин аккумулятора с использованием обычного зарядного устройства:

  1. С пробок банок аккумулятора снимаются, уровень и плотность электролита проверяются. Если плотность ниже 1.25-1.27 г/см³, необходимо начать десульфатацию. Уровень электролита восстанавливается за счет добавления дистиллированной воды до полного покрытия пластин электролитом.
  2. Аккумулятор подключается к зарядному устройству на несколько часов. Устанавливается напряжение 14-14.3 В, а ток – 6-10 % от емкости аккумулятора. Например, при емкости 55 А·ч ток составит 3-5.5 А. Первоначально стрелка амперметра будет увеличиваться, затем остановится на одном значении, и начнется закипание электролита. Этот момент крайне важно не пропустить.
  3. Ток зарядки снижается до двух ампер, и АКБ остается в режиме зарядки на 8-12 часов.
  4. После завершения процесса батарея снимается с зарядки и оставляется в покое на 8-12 часов.
  5. Измеряется плотность электролита. Ожидается увеличение на 0.01 г/см³. Таким образом, заканчивается один цикл удаления последствий сульфатации аккумулятора, который займет около 24 часов.
  6. Циклы десульфатации повторяются до достижения плотности 1.25-1.27 г/см³. Их количество зависит от начальной стадии сульфатации аккумулятора, в среднем требуется провести 4-6 циклов.

Способ обратной зарядки

Метод обратной зарядки является спорным и потенциально опасным. Рекомендуется применять его только в крайних случаях.

Для его реализации понадобится мощный источник постоянного тока. Идеально подойдет сварочный аппарат без инвертора с диапазоном регулировки тока от 80 А и напряжением до 20 В. Порядок работ:

  1. Сначала аккумулятор снимается с автомобиля и устанавливается на ровную поверхность.
  2. С банок находящихся в аккумуляторе аккуратно снимаются пробки.
  3. К выводам подключения аккумулятора подключается источник питания с соблюдением обратной полярности («+» к «-», а «-» к «+»).
  4. Включается внешний источник питания на тридцать минут.
  5. В процессе произойдет закипание электролита, десульфатация и смена полярности аккумулятора.
  6. С банок сливается электролит и производятся их промывка дистиллированной водой.
  7. Затем вводится новый электролит, и аккумулятор ставится на обычную зарядку. Значение зарядного тока должно составлять 10 % от емкости батареи.

Ресурс АКБ после десульфатации

Срок службы восстановленного аккумулятора после удаления свинцового налета варьируется от 6 до 24 месяцев, в зависимости от метода десульфатации и состояния самой батареи.

При восстановлении аккумулятора своими силами можно достичь уровня емкости около 50 %. Обычно срок службы в таких случаях составляет порядка полугода. Также часто отмечается, что десульфатация, проведенная вручную, может быть более эффективной. Однако последующая поломка аккумулятора может потребовать его утилизации.

Как избежать сульфатации

Предотвратить или минимизировать сульфатацию пластин аккумулятора помогают соблюдение профилактических мер:

  • Регулярная зарядка аккумулятора с помощью зарядного устройства. Это особенно актуально зимой, когда температура опускается ниже нуля. Летом достаточно делать подзарядку от генератора, когда совершаются поездки длительностью 30-40 минут.
  • Систематический контроль уровня электролита. Этот аспект важен для обслуживаемых аккумуляторов. При необходимости уровень восстанавливается за счет добавления дистиллированной воды до полного покрытия пластин. Также стоит оставить небольшой запас жидкости для компенсации вибраций и при поворотах автомобиля. Для необслуживаемых батарей обязательно следует придерживаться правильной схемы зарядки, чтобы избежать критического падения уровня электролита.
  • Приобретение аккумулятора с запасом по емкости относительно модели автомобиля. Это особенно важно для дизельных двигателей и машин с множеством дополнительных электрических приборов, например, мощных колонок и усилителей. Рекомендуется внимательно рассчитать требуемую емкость аккумулятора. Однако имеется и значительный минус: генераторы часто не рассчитаны на выдачу повышенного тока, что требует периодической полной зарядки АКБ с помощью зарядного устройства. При частых поездках на длинные расстояния необходимость в дополнительной подзарядке отпадает, но стоит следить за работой регулятора напряжения.
  • Избегайте эксплуатации разряженного аккумулятора. При длительных простоях вашего автомобиля сначала необходимо зарядить аккумулятор. Не допускайте его сильной разрядки, так как это может привести к активному процессу сульфатации, что в конечном итоге может стать причиной необратимых неисправностей источника питания.

Не забывайте о заявленном сроке службы аккумулятора. В зависимости от производителя, модели и условий, в которых используется устройство, он может варьироваться от одного года до девяти лет. По истечении этого срока сульфатация становится неизбежной.

Порой избавиться от свинцового налета, вызванного серной кислотой, невозможно. Единственным решением становится утилизация. Не следует выбрасывать аккумуляторы, так как они содержат опасные для экологии вещества.

Зарядные устройства с десульфатацией

Артикулы и цены зарядных устройств с функцией автоматической десульфатации
Бренд и название Цена* руб. РФ
CTEK MXS 3.8 13,800
FUBAG MICRO 80/12 4,700
ПОЛЮС 912Т 8,000
Цены указаны на июль 2023 для Москвы

Если информация оказалась полезной, оставьте свой комментарий. Если же нет, обязательно дайте знать.

Вопросы по теме

Как понять, что аккумулятор нуждается в десульфатации?

Первым признаком необходимости десульфатации является снижение ёмкости аккумулятора и его неспособность держать заряд. Также стоит обратить внимание на физические проявления, такие как изменение цвета свинцовых пластин или наличие кристаллов сульфата на них. Если вы заметили, что время работы аккумулятора резко сократилось, а его напряжение не достигает нормы после зарядки, это может быть сигналом, что он нуждается в десульфатации.

Можно ли использовать зарядное устройство для десульфатации, и если да, то как именно?

Да, зарядное устройство можно использовать для десульфатации аккумуляторов, но для этого необходимо, чтобы оно обладало функцией импульсной зарядки. Этот метод заключается в периодическом подаче импульсов тока, что способствует разрушению кристаллов сульфата на свинцовых пластинах. Прежде чем приступить к процессу, убедитесь, что ваше устройство имеет соответствующие настройки и внимательно следуйте инструкциям, чтобы избежать повреждения батареи.

Существуют ли альтернативные методы десульфатации аккумуляторов без использования зарядного устройства?

Да, существуют и другие методы, например, химическая десульфатация с использованием специальных присадок, которые могут помочь уменьшить сульфатацию. Также некоторые владельцы АКБ используют низкие токовые нагрузки для медленного разряда батареи, что может способствовать разрушению сульфатных кристаллов. Однако данные методы могут быть менее эффективны, чем использование специализированных зарядных устройств, и могут потребовать больше времени для достижения результата.

Оцените статью
Авто Альянс
Добавить комментарий