Редко клиенты обращаются к нам с претензиями относительно опор двигателя. Это вполне объяснимо. Вибрация в моторном отсеке начинает ощущаться лишь после 90 тысяч километров пробега. До этой отметки резинометаллические подушки функционируют нормально. Однако со временем износ материала начинает себя проявлять. Монотонный гул становится раздражающим. Автомобилисты ищут источники проблемы. Мы поделимся информацией о том, как протестировать подушки двигателя и какие признаки указывают на их износ. В соответствии со стандартом три опорные точки располагаются внизу двигателя, а две — сверху. Коробка передач также установлена на опорах.
«`html
- Обратите внимание на вибрации: сильные колебания двигателя могут указывать на износ подушек.
- Проверьте визуально на наличие трещин или деформаций на опорах.
- Послушайте посторонние шумы при старте и работе двигателя.
- Оцените уровень шума в салоне: повышенная громкость может свидетельствовать о неисправностях.
- Проверьте положение двигателя: его смещение может быть признаком износа подушек.
«`
Способы проверить состояние
Процесс диагностики разнится для гидравлических и резинометаллических опор. У первых конструкция более сложная — внутри присутствует масло, улучшающее демпфирование.
Гидравлические
В первую очередь стоит произвести визуальный осмотр подушки. Характерные признаки износа — подтёки жидкости на поверхности. Содержимое внутренней оболочки вытекает внешне из-за образовавшихся микротрещин. Со временем они могут увеличиваться. Если вы заметили масло, демпфирующий элемент следует заменить. В некоторых случаях внешний осмотр может не выявить проблемы. В таком случае рекомендуем использовать метод раскачивания.
Найдите участок дороги с неровной асфальтовой поверхностью. Чем больше кочек и выбоин, тем лучше. Включите первую передачу в механике или аккуратно нажмите на педаль газа, если у вас автомат. Во время движения будут ощущаться вибрации и стуки. Иногда они передаются на рычаг переключения передач или на селектор. Даже рука может немного дрожать. Это явные признаки износа подушек. Можно продолжить тест — заглушите двигатель, поднимите его и вставьте длинную монтировку между мотором и опорой. Если при раскачивании монтировки возникает люфт, это плохой знак. В норме двигатель должен оставаться неподвижным.
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Старая и новая гидроопоры
Следующий метод подходит для автомобилей с автоматической коробкой передач. Он не требует особых подготовок. Установите на смартфон приложение для измерения вибрации, например, «Измеритель вибрации», доступное в магазине Android. Запустите мотор, поместите смартфон на торпедо. При работе на холостых оборотах вибрации должны быть незначительными. Сначала оцените переднюю подушку. Переключите в режим Drive и проедьте 10–20 метров. Если уровень вибрации на экране высок, значит проблема существует. Затем проверьте заднюю опору: включите Reverse и проезжайте 20–30 метров. При поврежденной подушке уровень вибрации будет чрезмерным. Найдите неисправный демпфирующий элемент: попросите кого-то сесть за руль, включить режим максимальной нагрузки и постепенно двигаться. Водитель будет наблюдать, куда наклоняется мотор. В этом направлении и находится дефектная опора.
С помощью последнего метода можно протестировать подушки двигателя с электронно-вакуумным управлением. Запустите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу. Откройте капот, выкрутите маслозаливную горловину. Вы сразу услышите ритмичные стуки. Найдите вакуумный шланг передней подушки, отсоедините его и заткните пальцем. Если звуки прекратились, причина найдена. В противном случае повторите с задним шлангом. Остановление стуков указывает на неисправность только с одной стороны. Иногда оба демпфирующих элемента могут одновременно выйти из строя. Их придется заменить.
Резинометаллические
Простой визуальный осмотр вряд ли даст ясную картину проблемы. Обычно резина трескается в труднодоступных местах, около креплений. Эти трещины выглядят как тонкие тёмные линии, которые сложно заметить. Поэтому рекомендуем использовать методы проверки подушек двигателя с учетом изменения их положения при раскачивании.
Для первого способа понадобится помощник. Он будет переключать передачи, пока вы наблюдаете за состоянием силового агрегата. Водитель открывает капот, помощник садится за руль и включает первую передачу или просто нажимает на газ, если у вас АКПП. Проезжать нужно всего 50 сантиметров вперёд. Затем резко переключите на заднюю и продолжайте движение. При изношенных демпфирующих элементах мотор явно сдвинется вперёд, начнёт трястись и вибрировать. Это явные признаки неисправности. Этот метод отлично подходит для проверки верхней подушки. А вот если нижняя опора повреждена, ее сложно будет выявить простым способом. Потребуется более точный метод.
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Резинометаллические опоры
Прежде чем начать, подготовьте необходимые инструменты: домкрат, надёжную опору для двигателя и монтировку. Чтобы избежать ненужных рисков, лучше работать на яме. Первым делом поддомкратьте ту часть, где расположен двигатель. Зафиксируйте поднятый кузов с помощью опоры. Затем установите домкрат под мотор, поднимите его, чтобы ослабить нагрузку на крепления, и получите доступ для осмотра. Все трещины будут видны. Повреждения обычно появляются на стыках резины и металла. Если вы заметите трещины, замените опоры – они не подлежат ремонту. Если же явных дефектов нет, вставьте монтировку между подушками и мотором. Когда образуется значительный люфт, это означает наличие неисправностей. Можно попробовать подтянуть крепления, но это не всегда помогает.
Еще один способ проверки — это тестовая поездка, которая позволяет оценить работу подвески и степень гашения вибраций в условиях реального движения. Рекомендуем следующий алгоритм:
- Протестируйте автомобиль, разогнав его до 70-80 км/ч, оцените плавность хода на ровной дороге. Если при разгоне будет высокая вибрация, это может говорить о проблемах с подушками.
- Выполняйте плавные торможения с замедлением, обратите внимание на поведение автомобиля: отсутствие кренов и рывков.
- Проверяйте средние и резкие повороты на разных скоростях. Оцените наличие покачивания кузова и устойчивость автомобиля.
- Слушайте, как работает двигатель на малых и высоких оборотах, обращая внимание на посторонние звуки или стуки, особенно на высоких оборотах.
Проверка подушек двигателя – это важная процедура для поддержания комфорта и безопасности автомобиля. Я всегда рекомендую обращать внимание на такие признаки, как чрезмерные вибрации при движении или на холостом ходу. Если вы замечаете, что кузов автомобиля слишком сильно дрожит, это может быть сигналом того, что одна или несколько подушек неисправны и нуждаются в замене.
Еще одним важным фактором является внешний осмотр подушек двигателя. Я советую проверять их на наличие трещин, деформаций или утечек масла. Часто это видно невооруженным глазом, особенно если подушки имеют резиновую основу. Если вы заметили, что материал подушек стал хрупким или обвислым, это также является прямым указанием на необходимость замены.
Не лишним будет и провести тестирование подушек двигателя. Я применяю метод проверки с помощью нажатия на двигатель, чтобы увидеть, насколько гибко он реагирует. Если двигатель не возвращается в исходное положение быстро и с легкостью, это может указывать на износ опор. Важно учитывать эти аспекты, поскольку неисправные подушки могут привести к дополнительным повреждениям других компонентов автомобиля и снизить его управляемость.
Этот способ позволяет выявить скрытые проблемы в подвеске и силовом агрегате в процессе движения. По результатам этой поездки можно сделать предварительные выводы о состоянии подушек двигателя без необходимости их демонтажа.
Признаки неисправности подушек двигателя
Существуют характерные признаки полной неисправности подушек двигателя, которые указывают на необходимость их замены. При износе или повреждении демпфирующих элементов возникает характерный звук или скрип во время движения. Этот звук становится более заметным при прохождении неровностей — ям, лежачих полицейских. Внимательное прослушивание таких звуков опытным водителем может помочь определить их источник — передняя или задняя часть автомобиля.
Другой признак неисправности опор — возникновение сильной вибрации. Чувствуется на руле или рычаге переключения передач. Тряска на высоких скоростях может привести к опасной ситуации, например, заносу из-за потери сцепления колес с дорогой. Причиной вибрации может стать ослабление крепежных болтов опор или износ резинометаллических элементов.
Если подушки двигателя изношены, автомобиль может начинать дергаться, пинаться и вибрировать. Наиболее заметные звуки возникают во время переключения передач. Проблемы усугубляются при резком торможении, поворотах и движении задним ходом. Здесь работает физика. Например, когда водитель едет вперед и резко врубает заднюю, силовой агрегат наклоняется вперед из-за инерции, а изношенные демпфирующие элементы не могут справиться со своей задачей.
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Утечка жидкости из гидроопоры
На поверхности гидроопор могут появляться следы демпфирующей жидкости при их деформации или повреждении внешней оболочки. Это проявляется в виде капель, пузырей или масляных подтёков. Достаточно заглянуть под капот, чтобы заметить явные признаки выхода из строя. Особенно хорошо деградация видна при осмотре на яме или эстакаде. Не забудьте снять защиту картера для доступа к изношенным креплениям.
Если внимательно прислушиваться к звукам, происходящим во время движения, отслеживать изменение вибраций, люфта и визуальные повреждения демпфирующих элементов, можно своевременно выявить неисправности опор двигателя и предпринять меры для их устранения. Это поможет избежать более серьезных поломок и продлить срок службы автомобиля.
Виды демпфирующих элементов
В конструкции автомобилей используются «амортизаторы» для крепления двигателя к раме и гашения вибраций, возникающих во время работы. Существует несколько типов таких подушек. Самые простые и относительно недорогие — резинометаллические опоры, которые изготавливаются из высококачественной автомобильной резины. Они хорошо гасят вибрации, однако их ресурс ограничен — не более 30-40 тысяч километров пробега.
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Виды опор двигателя
Резинометаллические опоры с металлическим сердечником, помещенные в резиновую оболочку, обладают высокой долговечностью. При правильной эксплуатации они могут служить до 90 тысяч километров. Хотя их стоимость выше, чем у чисто резинок, они более надежны и долговечны.
Гидравлические подушки, наполненные жидкостью, устанавливаются на новые автомобили с богатым электронным обеспечением. Они эффективно гасят вибрации в широком частотном диапазоне и при различных нагрузках, обеспечивая комфорт на любых скоростях. Однако, если оболочка подушки будет повреждена, жидкость быстро вытечет, что приведет к заметному увеличению вибрации и биений. Таким образом, невозможно будет проехать более 500 километров, так как ударам будут подвержены коробка передач и подвеска. Эти подушки могут работать как механически, так и под управлением электроники или вакуумных шлангов.
Алгоритм замены
При выявлении необходимости замены опор в ходе диагностического осмотра, водитель может выполнить эту работу самостоятельно. Для этого потребуются базовые навыки ремонта. Вот пошаговая инструкция:
- Паркуйте авто на ровной поверхности, желательно над смотровой ямой, и надежно зафиксируйте его стояночным тормозом, чтобы избежать скатывания.
- Выключите двигатель и отсоедините аккумулятор для обеспечения безопасности во время работы. Можно демонтировать либо положительный, либо отрицательный клеммы. Игнорирование этого шага может привести к короткому замыканию.
- Поднимите силовой агрегат с помощью домкрата или лебедки. Для начала достаточно поднять его на несколько сантиметров, чтобы снять нагрузку с демпфирующих элементов и не повредить их.
- С помощью ключей открутите болты, которые держат старые подушки, и аккуратно поднимите мотор на 5–8 см. Отсоедините все электрические подключения и вакуумные шланги.
- Осторожно извлеките старые демпферы и тщательно очистите освобожденные посадочные места от загрязнений. Проверьте, чтобы резьба крепежных болтов была в исправном состоянии.
- Установите новые подушки в правильном положении и надежно закрепите их болтами. Подсоедините разъемы электропроводки, убедитесь в отсутствии люфтов по всем направлениям.
- Медленно опустите двигатель до рабочего положения и подтяните крепеж до нужного момента. Это всего лишь пол-оборота гаечного ключа или головки. Главное, не перетягивайте крепления.
- Проверьте надежность крепления всех элементов, затем запустите двигатель и внимательно слушайте его работу на предмет посторонних звуков. После этого сделайте пробный выезд, чтобы убедиться в отсутствии вибраций.
При соблюдении всех мер предосторожности, замена опор силового агрегата может быть выполнена самостоятельно. В сложных ситуациях лучше обратиться в автосервис за профессиональной помощью.
Как продлить срок эксплуатации опор
Для продления срока службы моторных подушек и других опор настоятельно рекомендуем регулярно менять моторное масло. На первый взгляд, может показаться, что нет связи между качеством смазки и состоянием демпфирующих элементов. Однако отработанное масло может усиливать вибрацию двигателя из-за засорения масляных магистралей и рассинхронизации работы механизма цилиндро-поршня. Это приводит к быстрому износу подушек.
Следует избегать появления лишних биений. Даже отклонения в углах развала и схождения колес могут стать причиной неравномерного износа покрышек и вибраций. Поэтому важно следить за давлением в шинах и регулярно корректировать схождение и развал. Нельзя перегружать автомобиль. При движении с перегруженным багажником кузов и подвеска подвержены сильным сопротивлениям, что заставляет опоры работать на пределе своих возможностей.
Если есть выбор, старайтесь передвигаться по гладким дорогам. Участки с неровностями представляют собой своеобразное препятствие, быстро изнашивая подушки из-за повышенных нагрузок на точки их крепления к раме или кузову. Чем меньше ударных нагрузок, тем лучше для вашего автомобиля.
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%;»>
Затяжка болтов на опорах двигателя
Рекомендуем как минимум раз в год проверять затяжку всех болтов демпфирующих элементов. При обнаружении их ослабления следует сразу же подтянуть. В противном случае может появиться люфт, и мотор будет сильно раскачиваться, что приведет к повреждению подушек. Для увеличения срока службы опор имеет смысл изменить стиль вождения. Резкие ускорения и нехватка торможения негативно влияют на подвеску и демпфирующие элементы.
Зимой дороги обрабатывают агрессивными реагентами, которые разрушают резину, силикон и другие эластичные материалы. Регулярно мойте двигатель и опоры, чтобы избежать негативного влияния «химии» на подушки силового агрегата.
Выводы
Для раннего выявления неполадок опор двигателя стоит обращать внимание на появление характерных стуков, скрипов, вибраций и люфтов кузова во время работы мотора. Появление трещин, протечек и сколов служит однозначным поводом для замены. Эту процедуру можно выполнить и самостоятельно, но потребуется поднять мотор, что в гаражных условиях может оказаться затруднительным, особенно при отсутствии лебедки или смотровой ямы. Обращение в автосервис позволит быстро и безопасно решить вопрос; механики поднимут автомобиль на эстакаду и оперативно заменят опоры на новые.
Для увеличения срока службы подушек настоятельно рекомендуем своевременно проводить техническое обслуживание, избегать перегрузок и следить за состоянием крепежа и демпфирующих элементов. Это обеспечит максимальный ресурс работы опор силового агрегата.
Вопросы по теме
Как узнать, когда пора заменить подушки двигателя? Есть ли специфические звуки или ощущения?
Да, есть несколько признаков, которые могут указывать на необходимость замены подушек двигателя. Во-первых, вы можете услышать металлические стуки или гремящие звуки при ускорении или замедлении, которые возникают из-за перемещения двигателя. Во-вторых, если вы заметили увеличение вибраций в салоне автомобиля, особенно на низких оборотах, это может свидетельствовать о том, что подушки не выполняют свою функцию амортизации. Также стоит обратить внимание на нехарактерные движения двигателя — если он наклоняется слишком сильно или становится наклонным при старте, это весомый повод для проверки подушек.
Можно ли самостоятельно проверить подушки двигателя, не прибегая к услугам профессионалов?
Да, вполне возможно провести предварительную диагностику подушек двигателя самостоятельно. Начать можно с визуального осмотра: проверьте подушки на наличие трещин, разрывов или деформаций. Также стоит осмотреть крепежные детали — если они ржавые или имеют слабый контакт, это может повлиять на работу подушек. Для более глубокого анализа можно воспользоваться домкратом, аккуратно приподняв двигатель и наблюдая за подушками — если они явно прогибаются или издают необычные звуки, это может быть признаком износа. Однако для окончательной диагностики и замены лучше обратиться к специалистам, особенно если у вас нет соответствующего опыта.
Как часто рекомендуется проверять подушки двигателя и влияет ли тип вождения на их срок службы?
Проверка подушек двигателя рекомендуется не реже одного раза в год, особенно если вы часто используете автомобиль в тяжелых условиях, например, вождения по неровным дорогам или при частых остановках и стартах в городском трафике. Тип вождения действительно может влиять на срок службы подушек: агрессивное вождение, резкие разгоны и торможения, а также частое буксирование могут значительно ускорить их износ. Если вы часто испытываете двигатель на прочность, имеет смысл проверять подушки чаще, чтобы избежать серьезных повреждений и дорогостоящего ремонта в будущем.