Диагностика форсунок является такой же важной процедурой, как оценка тормозных систем или электрических компонентов автомобиля. Регулярная проверка позволит избежать неприятных ситуаций в будущем. Для выполнения диагностики можно использовать различные методологии и инструменты. Однако, первичную проверку можно провести самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов.
- Обратите внимание на проблемы с запуском двигателя – затрудненный старт может сигнализировать о неисправности форсунок.
- Проверьте стабильность работы двигателя на холостом ходу – вибрации и нестабильные обороты могут указывать на проблемы с инжекторами.
- Обратите внимание на расход топлива – резкое увеличение может свидетельствовать о недостаточной подаче топлива из-за неисправности форсунок.
- Слушайте необычные звуки – постукивание или дребезжание может быть признаком неисправной форсунки.
- Проверьте наличие черного дыма из выхлопной трубы – это может указывать на обедненную смесь, вызванную проблемами с форсунками.
Форсунки — это
Форсунка представляет собой своеобразный распылитель, который под давлением распыляет топливо через тонко настраиваемые сопла для его эффективного сжигания в цилиндре.
Данный метод подачи горючего обеспечивает точную дозировку топлива, а также возможность варьирования его объема в зависимости от режима работы двигателя. Такой подход позволяет достичь оптимальной эффективности сгорания и снизить потребление топлива.
Подача топлива осуществляется с помощью механического или электромагнитного привода. В зависимости от типа впрыска, давление может достигать десятков атмосфер при распределенном впрыске, и сотен или даже тысяч атмосфер при прямом впрыске.
Как работают
Топливный насос подает горючее к форсункам под определённым давлением. Электронный блок управления двигателем посылает импульс на электромагнитную катушку, которая управляет игольчатым клапаном. Этот сигнал открывает и закрывает поток топлива. Объем впрыскиваемого топлива регулируется длительностью электрического импульса. Форсунки классифицируются на три типа:
- электромагнитные
- электрогидравлические
- пьезоэлектрические.
Электромагнитные форсунки обычно устанавливаются на бензиновые двигатели. Ток, поступающий на катушку, подается строго по установленным временным интервалам, что позволяет постепенно открывать клапан. Таким образом, в цилиндр поступает определенное количество топлива. При отключении напряжения клапан возвращается в исходное положение.
Признаки неисправности форсунок инжектора
Основное предназначение форсунки — подача топлива в двигатель. Возможные неисправности включают засорение форсунки, при котором впрыск топлива становится невозможным, или повреждение самой детали. К признакам проблем можно отнести:
- неустойчивая работа двигателя на холостом ходу
- возрастание расхода топлива
- трудности при запуске двигателя
- избыток топлива в камере сгорания, что приводит к черным выбросам и резким звукам двигателя
- потеря динамики, проблемы с разгоном и рывки при смене режима движения или снижении скорости.
Хотя указанные симптомы могут не всегда указывать конкретно на проблемы с форсунками, их проверить все же стоит. При обнаружении неисправностей в форсунках, необходимо незамедлительно приступить к устранению проблемы.
Неисправность форсунок: причины
Форсунки, отвечающие за впрыск топлива в современных инжекторных двигателях, делятся на электрические и механические.
- Электромагнитные форсунки функционируют как клапаны, управляемые блоком контроля двигателя. Электрический импульс последовательно открывает клапан на разные степени, что позволяет подавать топливо в необходимых объёмах в зависимости от режима нагрузки.
- Механические форсунки просто распыляют топливо в канал, управляемые механически. Давление топлива отодвигает иглу, а подача закрывается с помощью пружины.
Электромагнитная система стала более популярной и высокотехнологичной, и большинство автомобилей уже оборудованы именно такими форсунками. Все последующие проверки и чистки, с демонтажем или без, будем производить именно с этим типом.
Среди возможных проблем такого типа можно выделить несколько:
- отсутствие сигнала от блока управления
- поломка обмотки электромагнитного устройства
- засорение рабочего отверстия форсунки.
Засорение является наиболее распространенной причиной отказа.
Как проверить форсунки не снимая с двигателя
Если возникают сомнения о работоспособности форсунки, необходимо удостовериться в их обоснованности и предпринять меры для решения возникшей проблемы. Проверка бензиновых форсунок не требует их снятия; можно провести диагностику непосредственно на двигателе. Существует несколько простых методов, которые следует рассмотреть более детально.
На слух
Квалифицированный специалист с легкостью оценит состояние и функциональность распылителей, не снимая их с места установки. Диагностику можно провести с помощью слуха. Для этого потребуется прямоугольная деревянная доска, а в идеале — стетоскоп.
Край доски прикладывается к тестируемой форсунке, а другой ее конец — к уху. В случае исправной работы не должно быть никаких звуков, кроме четкого частого щелчка. Если щелчков нет, или они неравномерные, а также появляются посторонние звуки, вероятно, часть неисправна и может быть засорена. Громкость и качество звуков указывают на степень забития.
Можно попробовать выполнить проверку без дополнительных инструментов — достаточно лишь хорошего слуха и опыта. Если в районе цилиндров слышен высокий звук, похожий на свист или тонкий писк, это сигнал о необходимости дальнейшей диагностики форсунки на специализированном стенде.
Измерение сопротивления мультиметром
Другой метод проверки бензиновых форсунок без их снятия включает использование мультиметра. Перед началом проверки стоит узнать электрическое сопротивление форсунок для конкретного двигателя. Рекомендуется следовать следующему алгоритму:
Когда возникают подозрения на неисправность форсунок инжектора, но нет возможности их демонтировать, я прибегаю к нескольким эффективным методам диагностики. Прежде всего, обращаю внимание на работу двигателя на холостом ходу. Если двигатель работает неравномерно, имеет пропуски зажигания или ярко выраженные колебания оборотов, это может указывать на плохую подачу топлива из-за засоренных или неисправных форсунок.
Также я проверяю запуск двигателя. Если требуется несколько попыток, чтобы завести автомобиль, или после запуска наблюдается черный, сизый или белый дым из выхлопной трубы, это свидетельствует о неправильном обращении с топливом. Черный дым указывает на избыток топлива, что может быть связано с неисправными форсунками, которые не закрываются должным образом. Сизый дым может говорить о проблемах с системой впрыска, а белый указывает на наличие некорректного соотношения воздуха и топлива.
Наконец, я провожу проверку давления топлива. Если давление существенно ниже нормы, это может указывать на проблемы с подачей топлива к форсункам. Также я обращаю внимание на возможные утечки, которые могут стать причиной неправильной работы всей системы впрыска. Используя указанные методы, можно определить состояние форсунок без их снятия, что значительно упрощает процесс диагностики и ремонта.
- Отсоединить провода высокого напряжения от форсунок.
- Установить мультиметр в режим омметра с диапазоном 0 — 200 Ом.
- Отключить электропитание, сняв провод с «минуса» аккумулятора.
- Обесточить тестируемую форсунку.
- Подключить мультиметр и произвести измерения.
Для форсунок с высоким импедансом сопротивление должно быть в диапазоне 11-17 Ом, а для низкого — 2-5 Ом.
Если полученные параметры значительно отличаются от установленных значений, скорее всего, форсунка неисправна.
Необходимо ее снять для более детального анализа. Проверка мультиметром должна проводиться для всех форсунок по очереди, чтобы выявить неисправные.
Важно помнить, что подача напряжения от ЭБУ осуществляется прерывисто, а не постоянно, поэтому мультиметр покажет усредненные значения.
Проверка питания форсунок на ВАЗах
В качестве примера рассмотрим двигатель ВАЗ 2110, у которого четыре контакта соединены с форсунками и пятый контакт служит для «массы».
Далее следуем таким шагам:
- Отключить электропитание форсунок.
- Настроить измерительное устройство на предел в 200 Ом.
- Измерить сопротивление пар контатк с «массой» для каждой форсунки.
Сопротивление на всех исследуемых элементах должно находиться в пределах 11,5-15,5 Ом. Таким образом, можно измерять их сопротивление индивидуально.
Кроме того, можно проверить исправность форсунок по вибрации. Рабочая форсунка должна слегка вибрировать на работающем двигателе. Если вибрация отсутствует, скорее всего, она сломана.
Для проверки наличия электрического питания выполните следующие шаги:
- По очереди отсоединить каждую форсунку от электрических проводов.
- Подсоединить их к аккумулятору с помощью двух отдельных проводов.
- Если форсунка начинает работать и распылять топливо, значит, проводка неисправна.
Манометром со сканером
Для проверки форсунок на порционную подачу топлива выполните следующие действия:
- Отключите подачу топлива от бензонасоса и дайте двигателю поработать для сброса давления, чтобы он заглох.
- Подключите манометр к топливной системе.
- Подключите подачу топлива обратно к бензонасосу.
- Затем подключите компьютер для получения показаний, а также для диагностики системы управления автомобилем.
- На последнем этапе проверьте функциональность включения и отключения бензонасоса.
Для каждой проверки выполняются следующие шаги:
- Включается зажигание.
- Считываются показания манометра, который должен показывать давление в диапазоне 2,8–3 атмосферы.
- Затем используем программное обеспечение для отключения бензонасоса.
- После этого манометр должен показать снижение давления до 2,8 атмосфер.
- Запускаем форсунку через управление ПО.
- На манометре не должно происходить значительных изменений.
- Снова включаем бензонасос, возвращая давление до первоначальных показателей 2,8–3 атмосферы.
- Этот же процесс повторяется для остальных форсунок, при этом давление в системе восстанавливается после каждого замера с помощью бензонасоса.
При проведении измерений показания сброса давления у всех форсунок должны быть идентичными. Если в какой-либо из форсунок обнаружены аномальные значения, требуется провести детальную проверку, так как возможна ее неисправность.
По окончании всех операций необходимо сбросить давление в системе. Подключаем бензонасос, запускаем двигатель и снимаем манометр.
Проверка форсунок снятых с двигателя
Если первичная проверка форсунок выявила проблемы, требующие дальнейшего обследования, потребуется их демонтаж с двигателя. Ниже приведены эффективные методы диагностики снятых форсунок.
На рампе
Этот метод включает демонтаж форсунок с топливной рампой. Рампа снимается, под нее устанавливаются сосуды для сбора топлива, выбрасываемого форсунками. Перед началом работы отключаем аккумулятор. После завершения работ питание необходимо подключить обратно.
Соединяем топливопроводы, зажимая их штуцеры. Кратковременно включаем стартер на 10–15 секунд. Наблюдаем за факелом подачи топлива и за заполнением сосудов. Если все форсунки функционируют корректно, то объем топлива будет одинаковым во всех сосудах. В случае выявления недостатков в работе какой-либо из форсунок, ее следует демонтировать и проверить на стенде для более подробной диагностики.
Необходимо также проверить корпус форсунки на наличие утечек топлива.
На стенде
Также следует проверить механические характеристики форсунок на тестовом стенде.
На стенде проверяются следующие параметры:
- единичный объем подаваемого топлива;
- давление внутри форсунки;
- характеристика образующегося факела распыления.
Форсунка подвергается полной диагностике на тестовом стенде. По результатам проверки можно принимать решения о возможности ее ремонта или о необходимости замены.
Проверка монофорсунки
Что такое моноинжектор? На данный момент он считается устаревшим и встречается крайне редко. Принцип его работы основан на подаче топлива через одну общую форсунку, расположенную перед дроссельной заслонкой. Такая система все еще используется на автомобилях VW, Audi, Skoda и Seat, выпущенных в 90-х годах.
Проверка моноинжектора осуществляется в следующем порядке:
- Измеряются параметры контактов форсунки, сопротивление должно колебаться между 1,2 и 1,6 Ом.
- Если значения выходят за эти пределы, требуется тщательное обследование.
В устаревших моделях моноинжекторов, помимо центральной форсунки, используется также пусковая, которая в условиях низких температур подает дополнительное топливо для надежного запуска двигателя. Работает она всего несколько секунд и тут же отключается после запуска.
Принцип действия пусковой форсунки аналогичен обычной. Проблемы возникают, когда старт двигателя становится затрудненным. После запуска может произойти глушение. Для проверки форсунки выполняются следующие шаги:
- Устанавливается контейнер для топлива.
- Снятая форсунка помещается в этот контейнер.
- Подключается клемма от аккумуляторной батареи.
- Также к Бензонасосу подключаем питание от аккумулятора.
- Проверяются параметры угла факела распыляемого топлива и уровень его подачи.
При сравнении можно ориентироваться на примерные данные системы K-Jetronic. Угол распыления должен составлять 80°, а количество подаваемого топлива — от 70 до 100 мл/мин. Эти значения являются приблизительными, но достаточно близки к стандартным.
После проверки настоятельно рекомендую тщательно высушить монофорсунку, чтобы удостовериться в ее герметичности. В течение нескольких минут следует провести визуальный осмотр на наличие утечек. Если утечек нет, можно продолжать эксплуатацию.
3 способа чистки форсунок без снятия
Очистка форсунок может выполняться тремя способами:
- Добавление активных чистящих добавок в топливо. Они содержат мягкие очищающие ингредиенты, которые вместе с топливом попадают в форсунки для их очистки.
- Принудительная очистка с помощью давления. Автомобиль разгоняется на трассе до скорости 110–130 км/ч и ездит с такой скоростью в течение 10 минут, поддерживая высокие обороты двигателя. Высокая нагрузка позволяет избавиться от загрязнений в отверстиях.
- Аналогично можно делать на холостом ходу. На неподвижном автомобиле необходимо увеличить обороты двигателя до 4000 и держать их в течение 5 минут. Несмотря на то, что такая очистка возможна также без движения, процедуры лучше проводить в движении, так как нагрузка на форсунки будет выше.
Название и фото | Цена руб. РФ |
Ручной инструмент с присосками![]() | 400 |
Ручное приспособление![]() | 400 |
Насадка на дрель с присосками![]() | 2,000 |
Пневматическая машинка![]() | 11,000 |
Цены указаны на август 2023 для Москвы |
Самостоятельная чистка снятых форсунок
Основная проблема форсунок заключается в их засоренности. Неправильная работа может быть устранена простой очисткой с использованием химических реагентов.
Очистка производится по следующему алгоритму:
- Готовится очиститель: шприц объемом 5 мл, пластиковая трубка, емкость для сбора реагента объемом 5–10 литров, зарядное устройство с прерывателем и проводами.
- Форсунка крепится в шприце.
- Подключается питание для форсунки через зарядное устройство.
- Закачивается чистящее средство в форсунку.
- Включается форсунка с помощью прерывателя.
Во время чистки реагент растворяет загрязнения и выбрасывается в подготовленную емкость. Процедура повторяется до тех пор, пока форсунка не будет полностью очищена.
Если материал оказался полезным, не стесняйтесь оставлять комментарии. Если же он оказался неэффективным или содержал неточные сведения, обратная связь также будет полезна.
Вопросы по теме
Как определить, работает ли форсунка при запуске двигателя на холостом ходу?
Чтобы проверить работу форсунок, можно обратить внимание на стабильность работы двигателя на холостом ходу. Если двигатель начинает «дребезжать» или «прыгать», это может указывать на неравномерную подачу топлива. Также стоит прислушаться к звукам: если одна из форсунок не работает, то можно услышать характерный звук, который отличает работающий цилиндр от неработающего. Однако такой способ является косвенным и требует навыков диагностики.
Могут ли неисправные форсунки привести к повышенному расходу топлива, и как это проявляется?
Да, неисправные форсунки могут значительно увеличить расход топлива. Это происходит в случае, когда форсунка заливает цилиндры, что приводит к неправильному сгоранию топлива. Водитель может заметить, что при равных условиях (например, та же скорость и стиль вождения) расход топлива увеличивается. Для проверки можно сравнить текущий расход с предыдущими показателями, а также обратить внимание на увеличения выбросов выхлопа.
Как с помощью диагностики контроллера проверить состояние форсунок без снятия?
С помощью оборудования для считывания кодов ошибок (OBD-II сканер) можно проверить состояние датчиков, связанных с форсунками. Требуется отслеживать данные о работе автомобиля в реальном времени. Неполадки в работе форсунок могут привести к появлению кодов ошибок, таких как P0201-P0204 (неисправности форсунок). Также можно наблюдать за показателями, такими как уровень кислорода в выхлопе, чтобы выявить проблемы с подачей топлива.