Классификация типов кузовов автомобилей: какие виды машин существуют

Автомобильные кузова представлены в множестве вариантов, и каждый из них обладает своими характерными чертами и достоинствами. Эта статья призвана помочь вам понять основные особенности различных типов кузовов.

Коротко о главном
  • Седан: классический кузов с четырьмя дверями и отдельным багажником.
  • Хэтчбек: универсальный кузов с задней дверцей, открывающейся вверх и местом для багажа в салоне.
  • Универсал: кузов с увеличенной длиной и полезным пространством для длинных грузов.
  • Купе: стильный двухдверный кузов с более низким силуэтом и спортивным дизайном.
  • Кроссовер: комбинация SUV и легкового автомобиля, обеспечивающая высокий клиренс и больший объем багажника.
  • Микроавтобус: кузов, предназначенный для перевозки большего количества пассажиров, обычно с несколькими рядами сидений.

Общая классификация автомобильных кузовов

Интересно, но главная классификация кузовов автомобилей основана не на их функциональном назначении, а на визуальном восприятии. Важнейшим аспектом является форма автомобиля. Если двигатель, пассажирский салон и багажное отделение четко разделены друг от друга, это значит, что кузов является трехобъемным.

Кузов описывается как двухобъемный, если внутри него соединены салон и багажник. Однообъемный кузов представляет собой конструкцию, в которой моторный отсек, место для пассажиров и грузовая часть находятся под единой крышей. Данная компоновка также известна как вагонная.

Таким образом, каждый тип кузова может быть отнесен к определенной категории по своей «объемности». Однако иногда это может быть не так просто, как кажется на первый взгляд. Причина кроется в современном дизайне автомобилей, который порой значительно скрывает их истинную функциональность.

Легковые авто с полноценной крышей

Автомобили с полноценной крышей являются наиболее популярными среди различных типов кузовов. Этот вариант отличается высоким уровнем комфорта и надежно защищает водителя и пассажиров от внешних воздействий.

Седан

Согласно традиционному определению, седан – это трехобъемный автомобиль, имеющий жесткую несъемную крышу, как минимум две боковые двери, два ряда сидений и отдельный багажник, который не связан с салоном.

Одно из самых распространенных предположений о происхождении термина «седан» указывает на его связь с латинским глаголом «sedere» (сидеть). Эта версия также поддерживается тем, что в XIX веке слово «седан» использовалось для описания закрытой кабинки с сиденьем, которую носили слуги для своих хозяев. В автомобильной истории термин «седан» впервые был введен компанией Studebaker в 1912 году для своих моделей Four и Six, после чего его активно начали использовать американские автопроизводители.

Автомобили, выпущенные знаменитыми дизайнерами и конструкторами с тех пор, имели различные размеры и формы. Таким образом, категории седанов включают такие машины, как Cadillac Fleetwood Series 60, принадлежавший Элвису Пресли, наша знаменитая «Победа» ГАЗ-М-20 с её плавной крышей, а также известный в 80-е годы двухдверный Opel Ascona B.

На сегодняшний день определение «седан» стало довольно узким и подразумевает только трехобъемную конструкцию, в которой моторный отсек и багажное пространство визуально отделены от салона. Седан должен иметь четыре двери и отдельную крышку для грузового отсека. Среди распространенных моделей седанов, выезжающих на дороги, можно назвать ВАЗ-2107, Hyundai Solaris, Toyota Camry и Mercedes-Benz S-класс.

Проектировщики автомобилей с кузовом седан в первую очередь сосредотачиваются на удобстве для пассажиров, что также отражается на габаритах салона. Современные компактные седаны могут предложить достаточно комфортное место для четырех взрослых и обладают вместительными багажниками, объем которых порой превышает 400 литров. Тем не менее, ввиду конструктивных ограничений, крупные предметы, такие как стиральная машина, не могут вместиться в такие автомобили.

Четырехдверное купе

Как звучит это название, однако оно на самом деле не относится к купе. Это обычный седан, но с безрамочными боковыми окнами, низким крышей и наклоненной линией заднего стекла.

Купе

Этот тип кузова отличается от других тем, что он имеет лишь две двери, удлиненную конфигурацию и закрытую крышу. Большинство моделей купе предлагаются всего с одним рядом сидений, хотя встречаются и варианты с двумя рядами.

Кузов автомобилей, известный как “купе”, обычно предназначен для передвижения одного водителя или небольшой группы, и считается автомобилем премиум-класса. Такой кузов демонстрирует высокие аэродинамические показатели, а мощный двигатель придает автомобилю спортивные качества. Этот вид транспорта подчеркивает индивидуальность и статус своего владельца.

Хардтоп

Стандартный хардтоп представляет собой автомобиль с кузовом, взятым от седана или купе, но лишенный центральной стойки и рамок на дверях. Этот тип кузова был очень популярен в США в 1960-х годах, но впоследствии потерял свою актуальность из-за недостаточной жесткости и недостаточных мер безопасности в случае переворота.

Автопроизводители заменили классические хардтопы на модели с замаскированными центральными стойками. В Японии мода на подобный кузов продолжалась долго, подарив множество шикарных автомобилей, таких как Toyota Chaser, безрамочные Mark II и Crown и другие. Классические хардтопы еще выпускались в 80-е и 90-е годы. Среди современных моделей можно выделить хардтоп-купе Mercedes CL-class.

Лимузин

В обыденной жизни лимузином называют любые длинные или роскошно оформленные седаны, включая те, что имеют дополнительные вставки между дверями. Однако согласно строгой классификации, лимузином считается кузов, в котором пассажирский отсек разделен перегородкой с водителем. По этой причине даже известная советская машина Чайка ГАЗ-13 не может быть отнесена к лимузинам с технической точки зрения.

Прототипы современных лимузинов начали производиться в начале 20 века в США, и намного позже к этому направлению присоединились европейские производители. В наше время лимузины в основном ассоциируются с официальными мероприятиями, включая государственные поездки и свадебные кортежи.

Универсал

Универсалы приобрели популярность благодаря своей функциональности. Эти автомобили имеют удлиненное багажное отделение и заднюю дверь, которая открывается вверх. Они сочетают в себе возможности перевозки пассажиров и багажа благодаря двум объемам кузова. Кроме того, задний диван часто можно сложить, что увеличивает объем багажника.

Хэтчбек

Хэтчбек имеет некоторые схожества с универсалом, но отличается более короткой базой и наклонной крышей, плавно переходящей в багажное отделение. Его значительной особенностью является объемный багажник. Хэтчбеки популярны в городских условиях, а некоторые модели изготавливаются в купе-дизайне с двумя боковыми дверями.

Лифтбек

Мнение эксперта
Александр Степанов
Автоэксперт с 20 летним стажем, автомеханик по образованию

В современном автопроме существует множество типов кузовов, каждый из которых имеет свои уникальные характеристики и предназначение. Основные типы кузовов можно разделить на несколько категорий: седаны, хэтчбеки, универсалы, купе, кроссоверы и внедорожники. Седаны имеют четкие линии и отделение кузова от багажника, что придает им элегантный вид. Хэтчбеки, в свою очередь, отличаются более практичным открытым доступом к багажнику через заднюю дверь, что делает их удобными для городских условий.

Универсалы представляют собой класс, который сочетает в себе элементы седана и хэтчбека, предлагая больше пространства для грузов, что делает их популярными среди семей. Купе и кабриолеты, как правило, более спортивные и имеют две двери, подчеркивая динамичный дизайн и характер. Кроссоверы и внедорожники, с их повышенной жесткостью кузова и высоким клиренсом, предназначены для более сложных условий эксплуатации, что позволяет водителям уверенно чувствовать себя как на асфальте, так и на пересеченной местности.

При выборе типа кузова важно учитывать не только стиль и эстетические предпочтения, но и функциональные требования. Например, если вы часто перевозите крупные грузы или планируете семейные поездки, универсал или кроссовер могут стать идеальным решением. В то время как, если вам важны скорость и маневренность, то купе или хэтчбек будут лучшим выбором. В конечном итоге, правильный выбор кузова зависит от множества факторов, включая образ жизни, бюджет и предпочтения в дизайне.

Лифтбек представляет собой средний вариант кузова между седаном и хэтчбеком. Его основное преимущество – это откидывающаяся крышка багажника, которая соединена со стеклом. Задние сиденья можно складывать, что увеличивает пространство в багажнике. Автомобили с кузовом лифтбек пользуются популярностью среди тех, кто ищет баланс между комфортом для пассажиров и возможностью перевозки грузов.

Фастбек

Фастбек иногда путают с лифтбеком. Слово «Fastback» означает «стремительная задняя часть», то есть крыша автомобиля плавно наклоняется и переходит в заднюю часть кузова. Ранее классические фастбеки имели неподвижное заднее стекло, отделенное от багажника, но современные версии могут интегрировать стекло в крышку.

Этот кузов получил популярность в 1950-х годах. Ярким примером того времени служит советская модель ГАЗ М-20 «Победа» с характерным закругленным дном. Изначально покатая крыша была призвана улучшить аэродинамические характеристики, однако со временем дизайн седанов значительно улучшился, и популярность фастбеков начала снижаться.

На сегодняшний день стремительная крыша вновь обрела популярность в автомобильном дизайне, и используется в различных типах кузовов, таких как седаны и купе. Например, Mercedes-Benz CLS, лифтбеки (Porsche Panamera) и кроссоверы (Honda Crosstour) могут считаться фастбеками.

Минивен/микроавтобус

Минивэн – это автомобиль с высоким кузовом и просторным внутренним пространством, который может вместить множество пассажиров. Существуют варианты с количеством мест до 8 и более, тогда как водителю, управляющему таким автомобилем, потребуется водительское удостоверение категории D.

Минивэны бывают различных конструкций, включая полукапотные (или «полутораобъемные»), где двигатель расположен спереди, и однообъемные, в которых мотор скрыт под кабинным пространством. Некоторые минивэны могут быть даже внедорожными, как, к примеру, Mitsubishi Delica.

Шутинг-брейк

Не все знакомы с уникальным типом кузова, известным как шутинг-брейк, представляющим собой обычный трехдверный универсал. Это название произошло от исторической функции автомобиля, предназначенного для состоятельных охотников. Шутинг-брейки олицетворяют роскошные автомобили с индивидуальным дизайном и отделкой.

Эти автомобили производились на заказ и часто основывались на эксклюзивных моделях, таких как Ferrari 365 GTB/4 Daytona, Aston Martin DB5/DB6, Porsche 928-4 и Pontiac Firebird Kammback. Один из немногочисленных серийных шутинг-брейков — Volvo P1800ES, выпущенный в количестве около 8000 экземпляров.

Сегодня название шутинг-брейк продолжает использоваться в автомобильном мире, но больше как дань уважения традициям. К примеру, Mercedes CLA Shooting Brake, несмотря на свое название, является обычным 5-дверным универсалом.

Легковые авто «без» крыши

Теперь углубимся в категорию кузовов легковых автомобилей без крыши.

Кабриолет

Кабриолет — это транспортное средство с крышей, которая может складываться или сдвигаться, и она может быть как жесткой, так и мягкой. Обычно такие автомобили имеют две достаточно длинные двери и предлагают один или два ряда сидений. Кабриолеты включают в себя такие подтипы, как фаэтон, родстер, ландо и брогам.










Купе-кабриолет

Существует также особый тип кузова с жесткой складной крышей, которая чаще всего складывается автоматически в багажник.

Родстер (спайдер)

Родстер — это кузов, у которого крыша либо выдвижная, либо вообще отсутствует. Этот класс автомобилей обычно имеет только один ряд сидений и чаще всего представлен спортивными моделями.






Тарга

В XX веке компания Porsche представила автомобилю Porsche 911 новую версию, названную «Тарга». Эта модель имеет металлическую дугу за сиденьями и откидную крышу. В отличие от традиционных родстеров, эта дуга служит для защиты пассажиров от травм при перевороте автомобиля.

Название «Тарга» стало зарегистрированным товарным знаком компании Porsche AG, однако такие конструкции стали использовать и другие автопроизводители, как, например, Chevrolet Corvette, также классифицируемый как Тарга.

Стоит заметить, что модель Triumph TR4 Surrey Top также была оборудована защитной дугой, но была выпущена на четыре года раньше, чем 911 Targa.

Спидстер

Спидстер представляет собой двухместный спортивный автомобиль без крыши (включая съемную) и без боковых и задних стекол, а иногда даже без дверей. В большинстве случаев такие модели не имеют лобового стекла или оно выполнено в низком варианте. Спидстеры, как правило, ближе к родстерам, однако лишены различных удобств для снижения веса. Чаще всего такие автомобили участвуют в гонках или находятся в коллекциях, так как использование их в городских условиях не всегда оправдано.

Jaguar e Type Eagle Speedster

Фаэтон

Фаэтон — это такой вид кузова автокабриолета с удлиненной колесной базой и мягкой крышей, имеющей четыре двери без стеклоподъемников. Этот тип автомобиля был особенно популярен до 1930-х годов. Первым советским легковым автомобилем в кузове фаэтон стал ГАЗ-А.






Ландо

Ландо представляет собой автомобиль, у которого на задней части находится отсек с съемной или откидной крышей. Этот тип кузова часто встречается на лимузинах, хотя также можно найти его на некоторых кроссоверах и даже внедорожниках, которые имеют открытое «пляжное» исполнение с конструкцией ландо.




Брогам

Брогам (в правильной транскрипции «бруэм») — это автомобиль, обладающий откидной крышей над местом водителя, в отличие от ландо, где крыша находится на заднем отсеке. Обычно брогам представлялся в стильных моделях, где на заднем ряду располагались важные персоны. В наше время такие автомобили в основном встречаются только в музеях.

Авто повышенной проходимости и грузовые

Автомобили, обладающие повышенной проходимостью, известные как внедорожники, предназначены для движения по сложным и неровным маршрутам, а также по грунтовым дорогам.

Пикап и Ют

Пикап — это транспортное средство, разработанное для перевозки грузов и пассажиров, имеющее открытую грузовую платформу, отделенную от кабины. Он, как правило, оснащен рессорной задней подвеской, что обеспечивает высокую грузоподъемность и устойчивость на дороге.

Изначально этот кузов создавался для коммерческих целей, однако в разных странах, особенно в США, он стал популярным среди обычных водителей и активно используется в повседневной жизни, подобно внедорожникам в России.












Стандартно пикапы оснащены внедорожной платформой, однако также бывают легковые пикапы с кузовом типа «ют» (Ute) или «утилитарное купе» (Utility Coupe).

Внедорожник/джип

На западе для обозначения внедорожников часто используют термин «Спортивно-утилитарный автомобиль», в то время как на русском рынке они традиционно называются джипами. Этот термин стал популярным еще во времена Второй мировой войны, тогда как название Jeep было зарегистрировано лишь в середине XX века.

В отличие от кроссоверов, внедорожники имеют более сложную систему 4WD, раму, высокий клиренс и крупные колеса. Кроме того, их размеры и вес обычно превышают характеристики, присущие паркетным автомобилям.

В современных условиях всё больше автолюбителей останавливаются на выборе внедорожников, руководствуясь потребностями в комфорте и статусе, а не в возможности ездить по труднопроходимым маршрутам. В этой связи автовладельцы делают различия между «истинными внедорожниками» и «громоздкими паркетниками». К тому же следует отметить, что расходы на эксплуатацию подобных транспортных средств достаточно значительны.

Кроссовер

Кроссовер, который также носит название «паркетник» или CUV (Crossover Utility Vehicle) в англоязычной культуре, представляет собой промежуточный тип между легковыми автомобилями и внедорожниками. Он отличается высоким положением водителя, увеличенным клиренсом и крупными колесами, что придаёт ему некую схожесть с внедорожником, хотя с технической точки зрения ближе к универсалу, обладающему внушительной проходимостью.

Первым автомобилем, который можно назвать кроссовером, считается советский «Нива». На данный момент же кроссоверы, как правило, более приспособлены для городских условий. Главное их преимущество – это высокая посадка, возможность легко преодолевать бордюры и популярность, которая поднимает их статус выше по сравнению с универсалами. Тем не менее, некоторые модификации этих машин обладают достойными внедорожными качествами и справляются с поездками в условиях вне асфальтового покрытия.

Купе-кроссовер

Такой тип кузова является результатом работы современных маркетологов и дизайнеров. Обычно это модификации стандартных кроссоверов с наклонной крышей на задней части. Внешний вид этих автомобилей отличается от привычных CUV, что, вероятно, и послужило поводом для введения нового термина.

Фургон

Фургон представляет собой легковой автомобиль с закрытым грузовым отсеком, который может быть разделён на две части с пассажирским салоном или образовывать единое пространство вместе с ним (как, например, в пикапах). В некоторых случаях грузовая часть может находиться на более высоком уровне, чем салон. Чаще всего задняя дверь фургона оборудована распашными створками.

Если информация оказалась полезной, не стесняйтесь оставить комментарий. Если же вы считаете, что материал не подошел или был недостоверен, будем рады любой вашей обратной связи.

Вопросы по теме

Какой тип кузова автомобиля считается самым универсальным и почему?

Седан можно считать одним из самых универсальных типов кузовов автомобилей. Он сочетает в себе хорошую аэродинамику, комфорт для пассажиров и достаточно места для багажа. Седаны идеально подходят как для городских условий, так и для длительных поездок, что делает их популярными среди разных категорий автолюбителей.

Что такое купе и чем оно отличается от других кузовов?

Купе — это тип кузова, который обычно имеет два дверей, спортивный силуэт и боковую линию крыши, постепенно сужающуюся к задней части. Главное отличие купе от седанов заключается в более спортивной направленности и меньшем количестве пассажирских мест. Купе часто создают для обеспечения лучшей управляемости и эстетического удовольствия от вождения.

Каковы преимущества автомобилей с кузовом «универсал» по сравнению с кроссоверами?

Автомобили с кузовом «универсал» предлагают несколько преимуществ по сравнению с кроссоверами. Во-первых, они часто имеют более низкий центр тяжести, что улучшает устойчивость на дороге. Во-вторых, универсалы обычно имеют больше полезного пространства в салоне и багажном отделении при аналогичной длине кузова. Это делает их идеальными для семейных поездок и перевозки грузов, сохраняя при этом хорошую топливную экономичность. Кроме того, универсалы часто дешевле в обслуживании и эксплуатации по сравнению с кроссоверами.

Оцените статью
Авто Альянс
Добавить комментарий