Когда и как проводить замену масла в двигателе: полезные рекомендации

Чтобы долго и без проблем пользоваться автомобилем, важно регулярно обновлять масло в двигателе. Некоторые владельцы машин не следуют этому правилу и продолжают ездить, пока смазка не станет похожей на деготь. Это безответственное поведение рано или поздно обернется капитальным ремонтом, что потребует значительных финансовых затрат.

Коротко о главном
  • Регулярная замена масла продлевает срок службы двигателя и повышает его эффективность.
  • Рекомендуется менять масло каждые 7,500 — 10,000 км пробега, в зависимости от типа масла и условий эксплуатации.
  • Следите за состоянием масла: его цвет, уровень и запах могут указывать на необходимость замены.
  • При эксплуатации автомобиля в сложных условиях (высокие температуры, пыль, частые пробеги) замена масла может потребоваться чаще.
  • Процедура замены масла включает слив старого масла, замену масляного фильтра и заливку нового масла.

Зачем нужна замена моторного масла в двигателе

Регулярная замена масла в автомобиле — это необходимость, обусловленная тем, что со временем смазочные жидкости теряют свои эксплуатационные качества. Это происходит по нескольким причинам:

  1. Повышенные температуры и нагрузки ведут к окислению составляющих смазки.
  2. Масла содержат моющие добавки, предотвращающие загрязнение двигателя продуктами сгорания. Сажа, пыль и металлические частицы смешиваются со смазкой, и как только их количество станет критическим, фильтры и сама смазка перестанут выполнять свои функции.
  3. Даже если автомобиль стоит без дела, со временем смазывающие жидкости теряют свои качества из-за контакта с воздухом и кислородом.

Замена масла также необходима из-за резких изменений климатических условий. Например, масла, предназначенные для эксплуатации в теплую погоду, могут не подойти для зимнего периода. И наоборот, жидкости, способствующие легкому запуску двигателя при холоде, могут утратить свои свойства в жару.

Рассмотрим подробнее основные вопросы, связанные с заменой масла в двигателе автомобилей.

Периодичность замены масла в двигателе

Если автомобиль используется в обычных условиях, масло следует менять в сроки, указанные производителем в документации.

Можно делать это чаще, но продлевать сроки не рекомендуется. Не стоит полагаться на более длительные сроки службы, указанные на упаковке или в рекламных материалах.

В первую очередь следует руководствоваться рекомендациями производителя, приведенными в инструкции по эксплуатации. В отдельных случаях замена может потребоваться чаще. Частота замены зависит от следующих факторов:

  • Состояние авто.

    Если у вас новый автомобиль, то масло необходимо менять через 3–5 тыс. км пробега, согласно указаниям производителя.

    Во время обкатки следует избегать агрессивного вождения, предпочитая плавное переключение передач и умеренное ускорение.

  • Стиль вождения.

    Агрессивная езда приводит к быстрой циркуляции масла, что снижает его полезные свойства. Чем резче вождение, тем чаще потребуется замена масла, так как это может привести к поломке двигателя.

  • Качество топлива.

    Низкое качество горючего увеличивает количество отложений, что может негативно сказаться на смазке. Чтобы избежать частой замены масла, лучше не использовать дешевое топливо на сомнительных заправках.

  • Химический состав жидкости.

    Производитель рекомендует менять масла в зависимости от их химической основы: минеральные – каждые 5–7 тыс. км, полусинтетические – каждые 8-9 тыс. км, синтетические – каждые 10–15 тыс. км.

    Сроки замены зависят от содержания натуральных компонентов в смазке, и чем их больше, тем быстрее теряются потребительские свойства.

  • Сезонность.

    Если вы используете масла, рассчитанные на определенный сезон, их также нужно заменять своевременно, так как использование зимой летнего масла может привести к неисправностям.

  • Рекомендации производителя.

    Важно придерживаться указаний, представленных в технической документации, так как сроки замен определяются на основе серьезных испытаний.

    Замену масла в двигателе следует выполнять чаще в следующих ситуациях:

  • если двигатель постоянно нагружен;
  • если автомобиль много ездит по городу с частыми пробками;
  • если двигатель запускается и останавливается с короткими интервалами, менее 30 минут;
  • если транспорт эксплуатируется в условиях загрязненной среды.

При таких условиях замена смазки должна происходить на 25 % чаще.

Таким образом, своевременная замена масла в двигателе крайне важна, однако не менее важно точно рассчитать интервал замены, не пропуская сроки, но и не переплачивая за излишне частые замены.

Прежде всего, уточните информацию в технической документации к вашему автомобилю. При определении периодичности производитель учитывает условия эксплуатации, поэтому в разных странах могут быть различные показатели, даже если модель автомобиля идентична. Для машин, использующихся в России и странах СНГ, период замены обычно короче, чем для авто, поставляемых в Европу. Поэтому не стоит ориентироваться на указанные производителем интервалы.

В сервисной книжке иноавтомобиля в разделе «Периодичность ТО» указаны работы, выполняемые через каждые 15 тыс. км. Замена масла в двигателе должна происходить с каждым техническим обслуживанием.

К тому же, российское топливо по качеству значительно уступает европейскому или японскому. Низкое качество топлива приводит к тому, что на стенках цилиндров образуется больше отложений, которые попадают в масла, ухудшая их состояние. Регулярная замена масла после каждых 10 тыс. км пробега поможет продлить срок службы двигателя.

Это правило актуально для всех масел, используемых в странах СНГ, кроме тех, которые предназначены для определенных марок автомобилей и допускают «длительные интервалы замены». Например, для масла «BMW Longlife-01» замена необходима через 20 тыс. км пробега, что было определено в результате испытаний концерна BMW. Тем не менее, лучше придерживаться рекомендованного интервала в 10 тыс. км, чтобы долгосрочная работа силового агрегата была надежной.

Если замена масла была пропущена, не стоит паниковать. Выполнение операций через 1 000 или 2 000 км не приведет к серьезным последствиям, но тянуть с заменой, проезжая лишние 4-5 тыс. км, не рекомендуется.

К чему может привести несвоевременная замена масла в двигателе автомобиля

Использование отработанной смазки может привести к следующим проблемам:

  1. Проворот шатунных вкладышей.

    Причиной частого проворота шатунных вкладышей является несвоевременная замена масла. Отработанная жидкость негативно влияет на смазочную систему и детали, забивая масляные каналы. Шатунные вкладыщи перегреваются из-за воздействия отработанной смазки и начинают проворачиваться.

  2. Износ компонентов турбокомпрессора.

    Несвоевременная замена масла может привести к поломке ротора. Отработанная смазка вызывает износ вала и подшипников турбокомпрессора, образуя царапины и борозды, что приводит к повреждению подшипников и проблемам с валом и корпусом турбокомпрессора. Кроме этого, заторы в каналах могут вызвать заклинивание турбокомпрессора.

  3. Износ деталей двигателя.

    Чаще всего детали двигателя изнашиваются из-за низкокачественной смазки с низкой вязкостью. Неэффективная жидкость не может нейтрализовать сажу и кислоты, образующиеся при сгорании, что приводит к утрате масляной пленки на поршне и цилиндре. Ненадлежащее количество и качество смазки вызывает повышение температуры некоторых элементов двигателя, что может завершиться их расплавлением.

  4. Снижение антикоррозийных свойств.
  5. Засорение масляных каналов.

    Сажа, образующаяся во время сгорания, накапливается в ДВС, что со временем блокирует масляные каналы.

Несвоевременная замена масла в двигателе может вызвать искривление и поломку клапана, что, в свою очередь, приведет к утечке газов в камеру сгорания.

Качество смазочного масла ухудшается при частых поездках на короткие расстояния, так как оно не успевает прогреться до нужной температуры. Поступление значительного количества топлива в масло приводит к уменьшению его присадок. Также вода негативно влияет на свойства масла в двигателе.

Автомобилисты, которые в основном передвигаются по городу, должны внимательно следить за состоянием масла в своем двигателе, так как именно в таких условиях работа автомобиля усложняется.

Сколько литров масла нужно при замене

Информация о объеме масляной системы автомобиля доступна в его техническом паспорте. Однако, не у всех моделей можно полностью слить масло из двигателя. В таком случае необходимо измерять его уровень при помощи специального щупа. Следует помнить, что после прогрева двигателя уровень масла будет выше.

Современные автомобили оснащены датчиками, которые сигнализируют о критическом давлении смазки в двигателе.

Мнение эксперта
Александр Степанов
Автоэксперт с 20 летним стажем, автомеханик по образованию

Замена масла в двигателе — это одна из самых важных процедур по обслуживанию автомобиля, и я настоятельно рекомендую делать это в соответствии с рекомендациями производителя. Обычно замена масла требуется каждые 7 500–10 000 километров пробега или раз в год, в зависимости от условий эксплуатации. Если вы часто ездите в условиях города с частыми пробками или на короткие расстояния, масло может загрязняться быстрее, что увеличивает необходимость в его замене.

При замене масла необходимо использовать масло, соответствующее спецификациям вашего двигателя. Я всегда советую обращать внимание на вязкость и спецификации масла, указанные в руководстве по эксплуатации автомобиля. Также стоит помнить, что стоит поменять масляный фильтр вместе с маслом, так как забитый фильтр может снизить эффективность работы двигателя и привести к его повреждению.

Процедура замены масла достаточно проста. Для этого потребуется погрузчик или яма для доступа к масляному поддону, ключ для сливной пробки и специальная емкость для отработанного масла. После того как старое масло слито, устанавливаем новый фильтр и заливаем свежее масло. Обязательно проверяю уровень масла с помощью щупа, чтобы убедиться, что он находится в пределах нормы. Это позволит мне быть уверенным, что двигатель работает должным образом и защищен от износа.

Тем не менее, не стоит ждать, пока загорится индикатор — проверка уровня масла должна проводиться регулярно. Это следует делать, когда двигатель уже прогрет до рабочей температуры.

Щуп следует вынуть через 5 минут после выключения двигателя. Если уровень масла является нормальным, он должен находиться между нижней и верхней отметками. Не стоит стремиться поддерживать масло на самом верхнем уровне, так как его избыточное количество может негативно сказаться на двигателе.

Некоторые владельцы автомобилей считают, что избыток масла не повредит мотору, но это ошибочное мнение. Чрезмерный уровень масла может привести к:

  • значительному увеличению количества сажи в выхлопных газах, что может ухудшить работу кислородных датчиков, повредить катализатор и сократить срок службы сажевого фильтра (если он установлен);
  • повышению давления в масляной системе, что может привести к повреждению прокладок и сальников, в результате чего произойдет утечка жидкости.

А сколько же будет стоить замена масла в данном случае? Это станет понятно только после устранения упомянутых проблем, но можно с уверенностью сказать, что ремонт обойдется недешево. Поэтому не стоит наливать избыточное количество смазки в двигатель.

Нужно ли промывать двигатель при замене масла

Некоторые эксперты утверждают, что промывать двигатель во время замены масла не обязательно, приводя следующие доводы:

  • при промывке из масла могут удаляться и полезные присадки;
  • поскольку современные моторные масла совместимы друг с другом, можно менять марки, не нанося вреда двигателю;
  • во время промывки на фильтрах могут размываться отложения, которые затем попадут в двигатель.

Тем не менее, эти заявления можно считать сомнительными по следующим причинам:

  1. Присадки, входящие в состав моторного масла, образуют на деталях двигателя прочную пленку, которая не растворяется при обычной промывке. Вымываются только загрязняющие вещества.
  2. Не стоит говорить о совместимости масел, производимых разными компаниями, так как они могут значительно отличаться по своей формуле. Одни основываются на высококачественных базовых маслах, другие добиваются результатов благодаря добавлению большого количества присадок, состав которых является коммерческой тайной.
  3. Никто не может заранее предсказать, как будут взаимодействовать различные присадки и масла при смешивании.

    Есть вероятность возникновения пены в масле, появления отложений и ухудшения свойств жидкости. Чтобы избежать таких проблем при переходе на другой тип масла, рекомендуется провести промывку двигателя.

    Фильтры задерживают только нерастворимые частицы определенного размера.

    Наличие растворимых частиц в фильтре указывает на использование некачественного моторного масла.

    Для удаления растворимых загрязнений из двигателя полезно провести его промывку во время замены масла. Однако промывать двигатель нужно не каждый раз, а раз в два-три смены жидкости при условии, что тип и марка масла остаются прежними.

    При выборе промывочного средства и масла для двигателя следует уделить внимание продукции, которая зарекомендовала себя на рынке. Какова бы ни была цена замены масла в двигателе, она всегда окажется ниже, чем затраты на ремонт силового агрегата. Не стоит экономить на покупке дешевых масел сомнительного качества. Хорошие смазки основаны на промышленном масле, дополненном безопасными присадками.

    При этом говорить о том, что присадки, добавляемые в обычное масло для двигателя, которые помогают промыть его, действительно полезны, не стоит. В результате, двигатель очищается тем маслом, которое уже загрязнено продуктами сгорания.

Чтобы узнать, как осуществляется промывка двигателя при замене масла, вы можете посмотреть это видео:

Нужно ли менять старый масляный фильтр при замене масла в двигателе

Во время замены масла в двигателе важно не только провести его промывку, но и заменить масляный фильтр. Эта процедура является необходимой, а не прихотью производителей автозапчастей.

Во время эксплуатации автомобиля его двигатель подвергается серьезным нагрузкам. Изменение температуры способствует образованию сажи, что может сделать возможным необходимость в ремонте. Сажа удаляется маслом, защищающим двигатель от загрязнений. А фильтры задерживают грязь.

После прохождения через фильтры масло очищается и продолжает удалять копоть из деталей двигателя. Однако изношенный и загрязненный масляный фильтр не способен выполнять свою функцию, и примеси не остаются в безопасной зоне, а накапливаются в масле. Жидкость теряет свои свойства, в результате чего элементы двигателя подвержены более быстрому износу.

Проверить состояние фильтра можно лишь после его снятия с двигателя. Тем не менее, даже если он выглядит нормально, его не следует устанавливать обратно. В противном случае, через 2-3 тысячи километров пробега он засорится, не сможет эффективно защищать двигатель от грязи, и даже начнет ухудшать характеристики вновь залитого масла. Это приведет к его быстрому старению и сбоям в работе двигателя.

Исходя из этого, установка нового фильтра обязательна при каждой замене масла в двигателе.

Замена масла в двигателе своими руками

При обслуживании двигателя чаще всего производится замена масла. Эта процедура несложная и доступна даже начинающим. Для выполнения замены масла потребуются:

  • рожковые ключи;
  • специальный инструмент для снятия масляного фильтра;
  • контейнер для отработанной жидкости;
  • новое масло;
  • новый масляный фильтр;
  • воронка (можно использовать вырезанное горлышко пластиковой бутылки);
  • ветошь.

Если вы решили использовать масло другого типа, вам также придется выполнить промывку двигателя. Эта процедура необходима и при первой замене масла в б/у автомобиле, так как неизвестно, какое масло использовал предыдущий владелец.

Этапы бесплатной замены масла в двигателе следующие:

  1. Сначала стоит ознакомиться с технической документацией автомобиля, чтобы узнать объем и тип масла. Это рекомендуется делать каждый раз, так как даже опытный специалист может ошибиться.
  2. После этого нужно проверить уровень масла в двигателе. Для этого двигатель нагревается до рабочей температуры и выключается. Следует подождать 10-15 минут, чтобы масло стекло в поддон картера. Для ускорения процесса можно открутить крышку маслозаливной горловины.
  3. Подставьте контейнер под сливное отверстие, открутите пробку и подождите, пока все масло не стечет. Будьте осторожны, чтобы не обжечься горячим маслом.
  4. Если требуется промывка двигателя, закройте сливное отверстие и добавьте в двигатель промывочную жидкость. Уровень жидкости должен быть чуть выше минимальной отметки на щупе. Закройте заливное отверстие.
  5. Затем заведите двигатель, следуя указаниям на упаковке с промывочным маслом. Двигатель должен работать на холостых оборотах без повышения нагрузки.
  6. После этого выключите двигатель и подождите 10-15 минут, затем открутите пробку и дождитесь полного слива масла.
    • При замене масляного фильтра необходимо сначала открутить его крышку или полностью удалить фильтр. 
    • После установки нового фильтра, его корпус следует заполнить смазочным материалом, затем вернуть на место и аккуратно зафиксировать крышку. Важно избегать излишнего давления, чтобы не повредить компонент, так как для изготовления фильтров зачастую используют легкие сплавы или пластик.
    • Если вы меняете картридж фильтра, перед его установкой обязательно заполните его смазкой и обработайте резиновое уплотнение для лучшего прилегания. В этом случае придется приложить больше усилий при затягивании крышки.
    • Затем закройте сливное отверстие и залейте необходимое количество масла, уровень которого проверяется с помощью щупа. Поскольку жидкость поступает вниз, потребуется немного времени. После этого закройте заливное отверстие.
    • Теперь можно запускать двигатель. Индикатор давления масла должен погаснуть через 2-3 секунды. Двигатель должен работать на холостых оборотах в течение 5 минут, при этом важно убедиться, что нет утечек масла.
    • После этого выключите двигатель и через некоторое время проверьте уровень масла. Если необходимо, добавьте масло.

    Теперь можно с уверенностью сказать, что процесс замены масла в двигателе завершен.

    Видео по замене масла в двигателе:

    Экспресс-замена масла в двигателе

    Существует альтернативный метод замены масла в автомобиле, называемый экспресс-заменой. При этом отработанное масло откачивается через заливное отверстие с помощью автономного масляного насоса.

    Такой метод часто применяют на станциях технического обслуживания. Основное различие между ручными и профессиональными насосами заключается в объеме откачиваемой жидкости. С помощью ручных устройств можно слить масло с одного автомобиля, в то время как профессиональные насосы, имеющие объем до 45 литров, могут обслуживать 10-12 машин.

    Самостоятельная экспресс-замена масла в двигателе обеспечивает:

    • экономию времени;
    • отсутствие необходимости поднимать автомобиль на яму или эстакаду и разбирать силовой агрегат;
    • проверку и выполнение всех процессов быстро и просто.

    Тем не менее, данная процедура имеет и свои недостатки, которые следует учитывать, если вы решите провести замену масла самостоятельно. К ним относятся:

    • большая вероятность повреждения трубки насоса داخل агрегата;
    • невозможность полностью удалить масло из двигателя.

    При классическом методе слива жидкости можно извлечь смазку целиком, в то время как экспресс-замена это не позволяет.

    При обслуживании бензиновых или дизельных двигателей важно проявлять особое внимание. Точное соблюдение указаний производителя, регулярная замена масла в двигателе и избегание агрессивного стиля вождения помогут вам долго эксплуатировать автомобиль без проблем.

    Для увеличения срока службы двигателя рекомендуется использовать качественные горюче-смазочные жидкости, поэтому, выбирая между минеральными, полусинтетическими и синтетическими маслами, не следует экономить. Если вы сэкономите на масле, то в будущем на ремонте придется потратить куда больше средств.

    Комментарии автолюбителей о замене масла в двигателе

    1. Прогрев «сухого» двигателя при замене? Не для всех.

      «Несколько лет практикую: откручиваю фильтр, запускаю двигатель на 10 секунд, в это время вытекает еще около стакана масла. Так делать не рекомендуется, особенно если в вашем автомобиле цепной привод ГРМ».

    2. Промывать двигатель при замене масла нужно осторожно.

      «Промывать масляную систему мотора можно, но не всегда. Например, обычные 8-клапанные двигатели поддаются промывке, а 16-клапанные с гидрокомпенсаторами – нет (это я знаю из опыта с моим Ниссаном). Производитель рекомендует чаще менять масло, но говорит, что промывать нежелательно, так как остатки после промывки могут забивать технологические каналы в гидрокомпенсаторах. В результате приходится менять последние. Я сейчас не «пятнашке» катаюсь, двигатель не мою, использую полусинтетическое масло и меняю его каждые 10 тысяч километров.

      Что касается моего опыта: на «четверке» я постоянно промывал мотор, иногда добавлял солярку в промывочную жидкость. В итоге на холостых оборотах зажглась лампочка аварийного давления масла. И это произошло, когда до конца пробега было еще 8 тысяч километров. После разборки выяснилось, что верх чистый, а вот внизу… все, что могло накопиться, скопилось в картере, сетка масляного насоса полностью забилась и перестала функционировать. В общем, теперь я больше не злоупотребляю промывками».

    3. Для промывки использую обычное масло, а не специализированные жидкости.

      «Промывать надо тем же маслом, которое будете заливать. Поэтому стоит взять не 4 литра, а все 8. Это мне сказал механик, который проработал много лет на сервисе «Opel»».

    4. Недостатки экспресс-замены масла.

      «Раньше я всегда менял смазку в гараже, сливал старое через отверстие в масляном поддоне. Когда купил новую машину, обнаружил, что у неё есть защита картера, но нет слива. Начал думать, что делать: каждый раз снимать защиту или использовать экспресс-метод с насосом.

      Мое предложение: обязательно выясните, допускает ли производитель автомобиля откачивание жидкости из двигателя, прежде чем принимать решение. Если такая возможность не предусмотрена, отольем лучше отверстие в защите для слива».

    5. Замена масла на новом автомобиле. Когда и нужно ли это делать?

      «В сервисной книжке написано, что если автомобиль эксплуатируется в сложных условиях, замену масла нужно производить в два раза чаще. В России как раз такие условия: климат, пробки, короткие поездки, пыль. Если вы хотите проехать без проблем 200–300 тысяч километров, но не знаете, как часто менять масло, лучше всего делать это каждые 7,5 тысяч километров. Нет необходимости покупать самое дорогое, главное, чтобы оно соответствовало требованиям. Официальный сервис нужно посещать каждые 15 тысяч километров, а промежуточные замены можно делать там, где удобнее. Если вы планируете заменить автомобиль в ближайшие пару лет, не стоит слишком беспокоиться».

    Вопросы по теме

    Как часто стоит проверять уровень масла между заменами?

    Проверка уровня масла в двигателе должна стать регулярной практикой для каждого автовладельца. Рекомендуется делать это хотя бы раз в месяц, а также перед дальними поездками. Уровень масла может меняться не только из-за его замены, но и в процессе эксплуатации автомобиля, в результате утечек или его сгорания в двигателе. Особенно внимательно стоит следить за состоянием масла, если двигатель работает в условиях высоких нагрузок или экстремальных температур.

    Может ли замена масла в старом автомобиле ухудшить его работу?

    В некоторых случаях замена масла в старом автомобиле может действительно привести к ухудшению работы двигателя. Это связано с тем, что в старом масле могут быть отложения и загрязнения, которые, если их удалить, могут оставить открытыми изношенные участки, что может привести к повышенному износу. Поэтому рекомендуется, прежде чем менять масло, оценить состояние двигателя и, возможно, проконсультироваться с профессионалом. Важно понимать, что замена масла в любом случае лучше, чем его длительная эксплуатация в загрязненном состоянии.

    Какие сигналы указывают на необходимость замены масла?

    Существует несколько знаков, которые могут указывать на необходимость замены масла. Во-первых, это изменение цвета: если масло становится темным и мутным, его пора менять. Во-вторых, если вы начинаете замечать небольшие утечки масла под автомобилем или слышите посторонние шумы от двигателя, это также может быть признаком необходимости замены.Кроме того, если на приборной панели загорелся индикатор уровня масла, не следует игнорировать этот сигнал и откладывать замену.

Оцените статью
Авто Альянс
Добавить комментарий