Когда стоит проходить техобслуживание автомобиля и что включает в себя ТО

Каждый водитель в России обязан следить за техническим состоянием своего автомобиля. Основная задача технического осмотра — это своевременное обнаружение недостатков и их устранение. В 2021 году процедура техосмотра претерпит значительные изменения. В правила ГИБДД были внесены изменения, что может привести к большему количеству отказов в получении диагностической карты. Узнайте всё о регулярном техобслуживании автомобиля, его частоте и важных аспектах данной процедуры.

Коротко о главном
  • Периодичность техобслуживания: Рекомендуется проходить ТО каждые 10 000 — 15 000 км или раз в год, в зависимости от того, что наступит раньше.
  • Основные виды обслуживания: Включает проверку состояния масла, фильтров, тормозов, ходовой части и аккумулятора.
  • Проверка систем автомобиля: Тестирование системы охлаждения, рулевого управления и подвески для обеспечения безопасности.
  • Замена расходников: Регулярная замена масла, масла в трансмиссии и фильтров для поддержания работоспособности.
  • Сезонное обслуживание: Перед зимой и летом важно проверять отопление, кондиционер и состояние шин.

Зачем проводить ТО

Автомобиль — это сложный механизм, который с течением времени теряет свою надежность. Регулярное техническое обслуживание позволяет выявить потенциальные проблемы на ранних стадиях и избежать серьезных неисправностей, которые могут потребовать больших затрат на ремонт. Кроме того, систематический техосмотр — это гарантия безопасности при эксплуатации автомобиля. Неисправные машины чаще становятся причиной дорожно-транспортных происшествий, что может привести к травмам и другим последствиям.

Технический осмотр является важной профилактической мерой. Каждый автолюбитель обязан проводить плановое техническое обслуживание в соответствии с установленным графиком.

Даже у наиболее внимательных водителей, автомобиль со временем подвергается износу — его детали могут трещать, вибрировать и страдать под воздействием окружающей среды (солнце, дождь, грязь). Поэтому игнорировать технический осмотр не рекомендуется никому и ни при каких обстоятельствах.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Технический осмотр автомобиля

Виды ТО и что в него входит

В зависимости от регулярности выполнения и объема работ различают несколько категорий технического обслуживания.

  1. Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО). Включает проверку состояния колес (внешний вид резины, давление), контроль уровней масла и антифриза, осмотр внешних осветительных приборов (фары, поворотники, стоп-сигналы) и ревизию жидкости в омывателе. Обычно опытные водители проводят эту процедуру самостоятельно, так как она не требует специальных навыков. Давление в шинах можно измерить манометром, оптические приборы осмотреть визуально, а масло контролировать по щупу.
  2. Первое техническое обслуживание (ТО-1). Это осмотр осуществляется через 7-8 тыс. км пробега (точные сроки указаны в технической документации авто). Эта рекомендация предполагает мягкий режим эксплуатации. Если автомобиль используется в сложных условиях или при агрессивном стиле вождения, интервалы между ТО следует сокращать. В услуги первого техосмотра входят: весь комплекс ЕТО, настройка тормозов, рулевого управления, развала-схождения, проверка холостого хода и состояние ремней. У старых автомобилей список требований увеличивается — контроль аккумулятора, выхлопной системы, установка нового масляного фильтра и корректировка фар. Не забываем про замену моторного масла.
  3. Второе техническое обслуживание (ТО-2). Это обслуживание выполняется реже (после 16-20 тыс. пробега), но включает в себя более комплексные проверки. Цель специалистов — выявление всех возможных неисправностей и их устранение. Обычно перед этим проводят компьютерную диагностику для более точной работы. ТО-2 стоит проходить в специализированных сервисах, где имеется необходимое оборудование.
  4. Сезонное техническое обслуживание (СО). В ходе сезонного обслуживания осуществляется полный комплекс запланированных работ, а также дополнительно очищается система питания и охлаждения двигателя, меняется масло в коробке, редукторе и моторе, проверяются все жидкости (тормозная, гидроусилителя руля, антифриз).

Кроме указанных видов обслуживания, также существует такое понятие, как обязательное гарантийное техническое обслуживание. Оно предназначено для новых автомобилей и проходит у официальных дилеров или в специализированных сервисах, работающих по конкретной марке авто.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Гарантийное обслуживание проводится в специализированных автосервисах

Гарантия на новый автомобиль обычно составляет 100-150 тыс. километров(в зависимости от модели). Осмотр следует проводить в строго отведенные сроки, указанные в документации (после 10-15 тыс. километров), иначе автосалон может отказать в ремонте по гарантии при возникновении неисправностей.

Периодичность ТО

Сроки технического обслуживания автомобиля. Таблица

Вид транспортного средства

Дети в возрасте от 4 до 10 лет

Старше 10 лет

Личные автомобили

периодичность техобслуживания составляет 4-6 лет (первое техническое обслуживание должно быть выполнено спустя 5-6 лет)

Один раз в год

Автомобили-грузовики с максимальной массой до 3.5 тонн

один раз в год

два раза в год

Прицепные и полуприцепные транспортные средства

дважды в год (первое проведение через полгода после начала использования)

трижды в течение года

Мотоциклы

каждые 3-4 года (после достижения восьмилетнего периода интервал становится на год короче)

каждый год

Легковые машины, такси

дважды в течение года (первое обслуживание осуществляется спустя полгода эксплуатации)

трижды в течение года

Где проходить ТО?

С начала этого года вступили в силу новые требования по прохождению технического осмотра. Эти изменения касаются не только автомобилистов, но и служб, осуществляющих техобслуживание. В частности, теперь сотрудники ГИБДД вправе аннулировать свидетельства, получаемые исключительно для формальности.

Мнение эксперта
Александр Степанов
Автоэксперт с 20 летним стажем, автомеханик по образованию

Техническое обслуживание автомобиля необходимо проходить в соответствии с рекомендациями производителя, которые указаны в сервисной книжке. Обычно это делается каждые 10-15 тысяч километров пробега или раз в год, в зависимости от того, что наступит ранее. Однако важно учитывать условия эксплуатации: если я часто езжу по городским пробкам или в сложных погодных условиях, то рекомендуется проводить ТО чаще.

Техническое обслуживание включает в себя множество проверок и замен. В первую очередь, это замена моторного масла и масляного фильтра, что является ключевым моментом для поддержания двигателя в хорошем состоянии. Также проверяются тормоза, подвеска, уровень охлаждающей жидкости и жидкости в трансмиссии. Не забываю также о проверке состояния шин и сход-развале, так как это влияет на безопасность и экономию топлива.

Кроме того, во время ТО стоит обратить внимание на состояние свечей зажигания, фильтров и ремней. При необходимости производится диагностика электронных систем и обновление программного обеспечения. Полное техническое обслуживание позволяет не только поддерживать автомобиль в рабочем состоянии, но и предотвращать возможные поломки в будущем, что существенно экономит средства и время.

Автовладельцы обязаны проходить техосмотр только в аккредитованных сервисах. Они могут выбрать любое ближайшее заведение и получить диагностическую карту, оформленную согласно новым нормам.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%;»> Пункт технического осмотра

Важно отметить, что место регистрации транспортного средства и прописка владельца не имеют значения. Каждый гражданин России может пройти техосмотр у любого аккредитованного оператора, предоставив паспорт и один из документов на авто (например, ПТС или СТС).

На данный момент многим водителям в России продлили срок на обязательное прохождение ТО на 6 месяцев.

Однако им рекомендуется обратить внимание на следующие моменты:

  • при близком истечении срока действия диагностической карты не следует ожидать изменений (закон уже принят), поэтому пройти осмотр можно уже сейчас (хоть не все автосервисы готовы к новым стандартам);
  • если у автомобиля есть серьезные неисправности, их следует устранить как можно скорее, поскольку в таком состоянии авто не сможет пройти ТО (лучше отложить процедуру до завершения ремонтных работ);
  • если в районе недостаточно аккредитованных пунктов ТО — имеет смысл пройти осмотр сейчас, иначе в будущем (ближе к осени) могут возникнуть большие очереди;
  • если планируются дальние поездки — тоже стоит не затягивать с прохождением ТО.

Еще одна причина для прохождения ТО сейчас — финансовый вопрос. На данный момент стоимость диагностики автомобиля по 70 пунктам составляет примерно 700–800 рублей. Эта цена установлена законом, но будущие изменения стоимости остаются неизвестными.

Есть вероятность, что операторы попробуют поднять цены, особенно учитывая, что они уже предпринимали подобные попытки.

Можно ли сэкономить

Причины, по которым правительство решило изменить правила, кроются в том, что 80-90% прохождения техосмотра было формальным — инспекторы даже не заглядывали в салон автомобиля для проверки его состояния. Диагностическая карта выдавалась совместно со страховкой. Некоторые операторы продвигали возможности получения этой карты даже через интернет.

Водители были этому рады — не нужно было представлять авто, всего лишь достаточно было произвести оплату и за 5 минут получить все нужные документы. Однако фактически неисправности не выявлялись, что могло привести к аварийным ситуациям на дороге, например, если колесо отваливалось или рулевое управление выходило из строя.

С 1 марта 2021 года все радикально изменилось.

Теперь автолюбители обязаны посещать специализированные пункты ТО, и чтобы избежать нарушений, сам процесс фиксируется на видеокамеру (с регистрационными номерами авто, геолокацией и временем съемки). Таким образом, пройти техосмотр заочно стало практически невозможно.

Тем не менее, пока закон не вступил в силу полностью, на просторах интернета начали активно обсуждать способы обхода новых правил. Например, на некоторых СТО появились новые иномарки разного цвета, чтобы владельцы аналогичных автомобилей могли временно закрепить свои номера для фото. Эти данные отправлялись в базу, ускоряя процесс получения диагностической карты. Эта услуга стоит денег, но она способствует быстрому прохождению ТО. Естественно, это незаконно и грозит серьезными последствиями.

Существует также информация о том, что в Москве запущен сервис, где достаточно просто отвезти автомобиль на ТО, а затем сразу же забрать его с готовой диагностической картой (фото автоматически загружаются в ЕАИСТО). Естественно, существуют и проблемы с выявлением недостатков автомобиля.

Похоже, что правоохранительные органы тоже в курсе. Поэтому, возможно, в ближайшее время потребуют не только фото, но и видеозаписи процесса прохождения ТО.

Наказывают ли за отсутствие ТО?

Согласно новым правилам, дорожные камеры начнут фиксировать наличие или отсутствие диагностических карт. Если карты не окажется, владельца автомобиля оштрафуют на 2000 рублей. Кроме того, штраф будет начисляться каждый раз в течение 24 часов с момента первой фиксации. Это сделано с целью побудить водителей как можно скорее пройти ТО, нежели продолжать ездить без карты.

Таким образом, отсутствие действующего ТО влечет (с 1 октября 2021):

  • для автовладельца — штраф в 2000 рублей за каждое последующее нарушение, если камера зафиксировала отсутствие диагностической карты;
  • для операторов — штраф в 300000 рублей за случаи злоупотребления обязанностями.

Документ о техническом осмотре теперь будет в электронном виде, и СТО должны делать фотографии автомобиля до и после осмотра. Все данные отправляются в базу ГАИ, где они подлежат тщательной проверке. Если возникнут сомнения по поводу снимков, диагностическая карта может быть аннулирована (вместе с полисом), а СТО подвергнется штрафу.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%;»> При малейшем подозрении техосмотр может быть аннулирован

Чем грозит отсутствие техосмотра в случае ДТП

Если в момент аварии у автомобиля отсутствует действующий ТО (а, следовательно, и ОСАГО), то владельцу придется потратиться не только на штраф в 2000 рублей. Из-за отсутствия страхового полиса страховщик вправе подать иск на сумму ущерба, причиненного пострадавшей стороне.

При этом есть два сценария:

  • если срок действия диагностической карты просто истек на момент аварии — ОСАГО выплатит ущерб, но затем взыщет с виновника;
  • если диагностическая карта отсутствует вовсе или техосмотр был пройден фиктивно — страховая может отказать в выплате пострадавшей стороне, и весь долг ляжет на плечи виновника.

Право регресса для ОСАГО выглядит особенно серьезно. Лимит ответственности страховщика составляет 400-500 тыс. рублей. Если владелец автомобиля без действующего ТО влетит в дорогостоящую машину, он рискует оказаться в большом долгу.

Почему не стоит «покупать» техосмотр

С 2021 года процедура технического осмотра претерпела значительные изменения. Операторы теперь обязаны проверять автомобили на соответствие новым нормам. Они находятся под строгим контролем со стороны властей, должны осуществлять видеосъемку всего процесса ТО, и в случае нарушений им грозит штраф в размере 300000 рублей. Поэтому «приобретение» диагностической карты, как это делалось раньше, станет неосуществимым и бессмысленным.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%;»> Проверка документов о прохождении техосмотра

Изменения в законодательстве также уменьшили возможности для коррупции и халатности. Теперь штрафные уведомления начнут приходить не только за нарушение правил дорожного движения, но и за отсутствие диагностической карты.

Как подготовиться к техосмотру

В первую очередь, автомобиль должен быть укомплектован в соответствии с установленными требованиями. Обязательно наличие огнетушителя с действующим сроком, современная аптечка с необходимыми сертификатами и аварийный знак — все это должно находиться в автомобиле.

Перед прохождением ТО рекомендуется проверить:

  • внешний вид кузова;
  • работоспособность тормозов — как основной системы, так и стояночной;
  • состояние покрышек;
  • рулевое управление;
  • систему зажигания.

На официальном техническом осмотре особое внимание уделяется тормозам — их проверяют на всех колесах, контролируя как замедление, так и быстроту срабатывания. Обычно для этого используют специальные барабаны, поэтому перед проверкой важно тщательно осмотреть тормоза и при необходимости заменить колодки.

Отдельно проводят проверку оптики:

  • фонари — работа ближнего, дальнего света и габаритов;
  • поворотники и боковые повторители;
  • стоп-сигналы;
  • аварийные огни;
  • освещение номерного знака.

Даже если не будет работать одна лампочка, это станет причиной для отказа в техосмотре. Кроме того, особое внимание уделяется регулировке оптики — направление фар должно быть точно настроено, чтобы не ослеплять встречных водителей и не создавать аварийных условий. Исправность звукового сигнала и стеклоочистителей также будет проверяться. На лобовом стекле, где расположены дворники, не должно быть трещин.

Шины также проходят жесткую проверку. Крайне важно своевременно регулировать развал-схождение, чтобы протектор не изнашивался с одной стороны быстрее, чем с другой.

Использование шипованных покрышек запрещено — перед прохождением ТО стоит заменить их на универсальные или фрикционные.

Что выдают по итогам техосмотра

По завершении техосмотра владельцы получают диагностическую карту с отметками. Если находятся незначительные неисправности, то они могут быть зафиксированы. Однако владелец все равно будет обязан оплатить услуги.

Если же выявляют серьезные неисправности, в проведении техосмотра откажут. Водителю предоставят срок в 20 дней для исправления и устранения недочетов.

Для большинства владельцев автомобилей новые правила прохождения ТО вступят в силу с 01.10.2021. На данный момент не все СТО готовы к проведению процедуры по новым стандартам.


Вопросы по теме

Как выбрать оптимальный интервал между ТО для своего автомобиля?

Оптимальный интервал между техническими обслуживаниями зависит от нескольких факторов: типа вашего автомобиля, его возраста, пробега, условий эксплуатации и рекомендаций производителя. Большинство автомобилистов следуют графику, указанному в руководстве пользователя, который обычно рекомендует проводить ТО каждые 10,000-15,000 км пробега или раз в год. Если ваш автомобиль эксплуатируется в тяжелых условиях (частые поездки по некачественным дорогам, экстремальные температуры, частые стоп-энд-го), возможно, стоит сокращать интервал. Также полезно ориентироваться на состояние автомобиля и при необходимости делать дополнительную диагностику.

Какие признаки могут указывать на необходимость внепланового ТО?

Некоторые признаки могут сигнализировать о необходимости внепланового техобслуживания. Обратите внимание на следующие изменения: необычные звуки, стуки или вибрации в работе двигателя; ухудшение тормозной способности; увеличение расхода топлива; наличие предупреждающих сигналов на приборной панели; утечки fluids (жидкостей) на поверхности под автомобилем; и износ шин. Если вы заметили один или несколько из этих признаков, рекомендуется обратиться к специалистам для диагностики и решения проблемы.

Возможно ли провести ТО самостоятельно, и что для этого нужно?

Провести ТО самостоятельно можно, но это требует определенных навыков, знаний и наличия необходимого инструмента. Первым шагом будет ознакомление с руководством пользователя, где указаны рекомендации по техобслуживанию и необходимые процедуры. Для базового ТО вы можете проверить уровень масла, состояние фильтров, тормозной жидкости и охлаждающей жидкости, а также заменить масла и фильтры сами, если у вас есть опыт и инструменты. Тем не менее, более сложные виды работ, такие как настройки двигателя или диагностика электронных систем, лучше доверить профессионалами, чтобы избежать серьезных проблем.

Оцените статью
Авто Альянс
Добавить комментарий