Методы проверки уровня масла в двигателе: пошаговое руководство

Автомобилистам с опытом стоит уметь проверять уровень масла в двигателе. Невыполнение этой процедуры может привести к необходимости капитального ремонта уже после 10-20 тысяч километров пробега, так как именно в этот момент смазка обычно теряет свои свойства и требует замены. Для автомобилей с пробегом более 150 000 км следует менять масло каждые 5-6 тысяч километров.

Коротко о главном
  • Остановите двигатель и дайте ему остыть, чтобы избежать ожогов.
  • Откройте капот и найдите щуп для проверки масла.
  • Выньте щуп, протрите его чистой тряпкой и вставьте обратно.
  • Снова выньте щуп и проверьте уровень масла по меткам.
  • При необходимости долейте масло до нужного уровня, используя рекомендованный тип масла.
  • Закройте капот и проверьте, нет ли утечек масла.

Когда надо проверять масло в двигателе

Поэтому регулярно проверять уровень масла в ДВС крайне важно. Владельцы старых автомобилей обычно делают это два раза в месяц, чтобы избежать неожиданных проблем. Однако многие современные автолюбители, особенно молодежь, не всегда знают, где находится щуп и, как правило, проверяют уровень масла лишь раз в полгода, если вообще это делают. Если машина используется преимущественно в городских условиях с частыми остановками, уровень масла быстро снижается, и оно может быстро портиться.

Регулярная проверка масла в двигателе — это обязательная процедура, которую нельзя игнорировать.

Не станем углубляться в регламенты, а лишь перечислим самые важные ситуации, когда стоит проверить уровень масла:

  • автомобиль долго простоял в гараже — даже если вы не использовали его, может произойти потеря масла через уплотнители;
  • автомобиль проехал значительное расстояние — например, 200-300 километров по различным покрытиям;
  • вы приобрели б/у автомобиль — в этом случае нет достоверной информации о времени последней замены масла;
  • двигатель начал выдавать странные шумы, снизилась мощность, появилось неприятный запах внутри салона — эти признаки могут указывать на проблемы, связанные со снижением уровня масла;
  • под автомобилем обнаружено масляное пятно — это может свидетельствовать о протечке, возможно, потребуется долить масло в картер.

Теперь о числах: для автомобилей с небольшим пробегом целесообразно проверять масло каждые 1000 км. Однако с увеличением возраста автомобиля, частота проверки должна возрасти.

Чем и как делается проверка уровня

Полагаться на датчики уровня и давления масла нецелесообразно, так как они могут давать неверные показания. Лучше применить классический метод — проверить уровень масла с помощью щупа.

Вот инструкция, как это сделать правильно:

  • припарковать автомобиль на ровной поверхности — так, чтобы колеса не находились на склоне;
  • выключить двигатель и подождать 10-15 минут;
  • открыть капот;
  • найти масляный щуп — он обычно имеет яркую рукоятку и виден из патрубка картера двигательной установки;

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Извлечение щупа для проверки уровня масла

  • вытянуть щуп;
  • протереть его сухой тканью;
  • вставить щуп обратно и снова извлечь;
  • осмотреть метку — уровень должен находиться между отметками Max и Min (или двумя линиями).

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Отметки на щупе

Как восполнить масляный объем до нормы

Если уровень масла ниже нормы, необходимо долить его в картер двигателя до уровня между отметками. Для этого важно использовать масло той же марки, что уже в двигателе. Если вы знаете, какое количество масла требуется для заполнения промежутка между метками Max и Min, это значительно облегчит задачу.

К примеру, в 1,8-литровом двигателе Mercedes-Benz C-класса общего объема 5,5 литров, если масло на отметке «min», долив 1 литр, можно восполнить нехватку. Если информации о требуемом количестве нет, следует добавлять масло небольшими дозами — по 250-300 граммов, затем подождать, чтобы оно опустилось в поддон, и проверить уровень снова, при необходимости добавив еще.

Чтобы залить масло в мотор, необходимо отвинтить крышку заливной горловины.

Мнение эксперта
Александр Степанов
Автоэксперт с 20 летним стажем, автомеханик по образованию

Для проверки масла в двигателе я всегда начинаю с того, что необходимо подготовить автомобиль. Лучший вариант — это оставить машину на ровной поверхности и дождаться, пока двигатель остынет. Это позволяет получить более точные данные. После этого я открываю капот и вынимаю щуп для проверки уровня масла. Он обычно располагается в доступном месте и имеет яркую ручку для облегчения поиска.

Когда щуп вынут, я тщательно очищаю его чистой ветошью или бумажным полотенцем, чтобы убрать остатки масла. Затем я вновь вставляю щуп обратно до упора и снова вытаскиваю его, чтобы проверить уровень. На щупе есть специальные метки, которые указывают минимальный и максимальный уровень масла. Если уровень масла находится ниже минимальной отметки, это сигнализирует о необходимости доливки масла.

Кроме того, я обращаю внимание на состояние самого масла. Оно должно быть прозрачным и не иметь примесей, таких как стружка или мусор. Если масло выглядит темным или мутным, это может указывать на его загрязнение или большое количество отложений, что также требует внимания. В таком случае я принимаю решение о замене масла или обращении в сервисный центр для более детального анализа.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Крышка заливной горловины

Эта крышка открывается против часовой стрелки.

Тест на качество масла

Важно не только следить за уровнем масла, но и оценивать его качество — определять наличие в нем полезных компонентов. Сегодняшние масла могут быть поддельными, и после 4000–5000 километров пробега они теряют свои свойства. Двигатель не может работать должным образом с некачественным маслом и начинает выходить из строя.

Некоторые водители проводят экспертизу масла — они используют экспресс-тест с фототаблицей, предоставленный производителем автомобиля или независимой организацией, чтобы сравнить качество смазки.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Тест для проверки качества масла

Система «Мотор чекап» с фототаблицей от немецкого TUV включает две ячейки со специальной бумагой, чтобы сравнить образцы масла (новое и использованное).

Тем не менее, найти такие тесты в продаже сложно, поэтому есть альтернативный способ проверки — с помощью обычной бумаги. Этот тест называется «капельным».

Прежде всего, нужно оценить каплю масла, извлеченную с помощью щупа. Посмотрите на неё на свету — если жидкость темная, но сквозь нее видно поверхность щупа, значит масло всё ещё в рабочем состоянии. Однако это очень поверхностный способ проверки.

Чтобы тщательно оценить качество масла, нужно сначала прогреть двигатель до рабочей температуры, затем заглушить его, и через 5 минут предпринять следующие шаги:

  • открыть капот и достать щуп;
  • протереть его тряпкой, снова вставить и вынуть;
  • держать щуп над листом бумаги, пока капля не упадет;
  • подождать 24 часа;
  • изучить получившееся пятно.

После высыхания на пятне можно будет увидеть четкую структуру: центральная точка, окружность и контуры. На них и следует обратить внимание.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Тест масла от Тойоты на бумаге

Анализ капли масла из двигателя Toyota Prius показывает светлое ядро (масло залито недавно), цвет второго круга тоже сравнительно светлый (масло еще не старое), контуры третьего круга ровные, без каких-либо отклонений и желтых колец (отсутствуют вода и антифриз).

В отличие от этого, капля из картера Nissan Qashqai:

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Тест масла от Ниссана на бумаге

У масла среднее загрязнение, светлое кольцо вокруг ядра говорит о наличии воды, что указывает на проблему — масло не прогревается, образуется конденсат, и незамедлительно требуется его замена.

Чем грозит повышенный или пониженный уровень масла в двигателе

Обе ситуации негативно скажутся на функционировании ДВС.

  1. Низкий уровень масла приведет к недостатку смазки, что ускорит износ двигательных компонентов, включая ГРМ, шатуны и поршни.
  2. Высокий уровень тоже создает сложности. Чрезмерное количество масла может попасть в вентиляцию картера, забив катализатор. В некоторых случаях масло попадает в цилиндры, вызывая закоксовку. Если излишек масла минеральный, то оно может выдавить сальники коленвала из-за повышения давления.

Кроме того, избыточное масло может вызвать дополнительные проблемы, такие как потеря мощности, вспенивание, увеличенные выбросы, стуки гидротолкателей и повышенный расход смазки. Это касается любого двигателя, но особенно старых, где поршнево-цилиндровая группа уже может быть изношена. При увеличении количества картерных газов часть масла может попасть на впуск, что приведет к ряду неполадок.

«У меня была подобная ситуация. Я поменял масло собственноручно, чтобы сэкономить, и через несколько дней обнаружил стук в работе мотора. Срочно поехал на СТО, где выявилось, что я забыл закрутить сливную пробку и проверить уровень. В итоге потратился на капитальный ремонт из-за своей оплошности». Николай, автовладелец

Правила доливки масла в двигатель

Существуют некоторые правила при доливе масла, которые следует соблюдать:

  • доливать масло следует через воронку, чтобы избежать проливания на детали под капотом (например, на ремень ГРМ);
  • использовать то же масло, что и в двигателе — в случае синтетики доливать только синтетику, к универсальному можно добавить синтетику (хотя масло должно соответствовать вязкостным требованиям, лучше всего иметь при себе литровую бутылку «родного» масла в запасе);
  • не забывать закрывать крышку горловины после долива масла.

Доливать масло рекомендуется постепенно, чтобы избежать перелива. Лучше медленно пройти процесс, чем потом торопиться с удалением лишнего.

Как правильно заливать масло — на холодную или горячую

Существует мнение, что для доливки масла в мотор предпочтительно использовать жидкость, когда двигатель холодный или теплый, а не горячий. Первая причина заключается в том, что это минимизирует риск ожога, так как крышка цилиндров может быть очень горячей. Вторая причина — различные температурные показатели могут привести к неправильному объему масла, так как уровень жидкости может варьироваться. Поэтому рекомендуется остужать мотор до температуры около 40-50 градусов перед тем, как добавлять масло, чтобы обеспечить его соответствие с тем, что находится в канистре.

Зимой температура масла в канистре может оказаться слишком низкой. Это может увеличить вероятность повреждения горячих компонентов двигателя, таких как трещины на внутренних деталях. В это время года особенно важно остудить двигатель перед доливкой масла, чтобы избежать подобных проблем.

Не забывайте, что качество и уровень масла напрямую влияют на срок службы двигателя — это один из самых важных и дорогих компонентов автомобиля, наряду с кузовом. Поэтому проверяйте уровень и состояние масла регулярно, а если вы не уверены в своих силах или просто не имеете времени, лучше обратиться в ближайший автосервис за помощью.

Вопросы по теме

Можно ли проверить уровень масла в двигателе, не прибегая к щупу?

Да, можно использовать электронные системы мониторинга, которые установлены на некоторых современных автомобилях. Эти системы могут отображать уровень масла и его состояние на приборной панели. Однако, в целях точной диагностики и при возникновении сомнений, рекомендуется периодически проверять уровень масла с помощью щупа, так как электронные системы могут давать сбои.

Как часто следует проверять уровень масла в двигателе?

Рекомендуется проверять уровень масла по крайней мере раз в месяц или каждые 1,000 — 1,500 километров пробега. Также стоит проверять уровень масла перед дальними поездками или после проведения сервисного обслуживания. Учитывайте, что частота проверки может варьироваться в зависимости от модели автомобиля, типа масла и условий эксплуатации.

Что делать, если уровень масла слишком низкий?

Если уровень масла слишком низкий, следует немедленно долить масло до необходимого уровня. Используйте масло, рекомендованное производителем вашего автомобиля, чтобы избежать повреждения двигателя. Также важно выяснить причину утечки масла, если она существует, так как это может указывать на серьезные проблемы в системе. Не забудьте проверять уровень масла регулярно, чтобы избежать рисков перегрева и износа двигателя.

Оцените статью
Авто Альянс
Добавить комментарий