Почему аккумулятор не заряжается: 7 главных причин и решения

Если автомобильный аккумулятор не заряжается, это указывает на наличие неисправностей либо в самом аккумуляторе, либо в генераторе, либо в электрической проводке. Это затрудняет запуск двигателя и использование электрооборудования, поэтому важно быстро диагностировать и устранить источник проблемы.

Коротко о главном
  • Проблемы с зарядным устройством: Проверьте целостность кабеля и адаптера.
  • Неисправности в аккумуляторе: Возможно, аккумулятор вышел из строя или требует замены.
  • Проблемы с портом зарядки: Засоры или повреждения порта могут препятствовать зарядке.
  • Сбои в программном обеспечении: Перезагрузка устройства может решить временные ошибки.
  • Низкая температура: Попробуйте зарядить аккумулятор в более теплой среде.
  • Настройки энергосбережения: Проверьте установленные настройки, которые могут ограничивать зарядку.

Не идет зарядка на аккумулятор, проверим

Загоревшийся красный индикатор аккумулятора на приборной панели сигнализирует о том, что аккумуляторная батарея действительно не получает заряд из-за определенных неисправностей. Для выяснения причин недостаточной зарядки необходимо провести проверку.

Если есть подозрения в том, что аккумулятор не подзаряжается, первым делом следует внимательно осмотреть его внешний вид. Если корпус батареи поврежден, требуется немедленно произвести замену. Наличие коррозии или следов кислоты на корпусе указывает на перезарядку и испарение электролита.

Первая проверка должна заключаться в измерении напряжения на клеммах аккумулятора при выключенном двигателе. В этом состоянии напряжение должно находиться в пределах 12,6-12,7 вольт. При работающем двигателе уровень напряжения увеличивается почти на 2 вольта, достигая 13,5-14,5 В соответственно.

Если двигатель работает и в автомобиле используются электроприборы, напряжение на клеммах будет колебаться в пределах 13-14 вольт. Если оно не совпадает с указанными значениями, это свидетельствует о неисправности генератора.

Проверка АКБ и генератора
Условия замера Выдаваемое напряжение
Двигатель заглушен 12,5-12,8
Двигатель заведен: 1500-2000 об/мин 13,8-14,6
Двигатель заведен: включены потребители (свет, подогревы) 13,6-13,8

Если проверка генератора не выявила его неисправностей и он работает в нормальном режиме, но аккумулятор всё равно не заряжается, значит, проблема может заключаться в самом аккумуляторе. Наиболее распространенной причиной является недостаток заряда: в этом случае напряжение при диагностике с помощью вольтметра упадет до 11 вольт или ниже.

Тем не менее, отсутствие заряда — это не единственная причина проблемы. Сульфатирование пластин также является частой причиной неисправности; если сульфатация незначительна, её можно попытаться устранить самостоятельно, очистив пластины и затем снова зарядив батарею с помощью пуско-зарядного устройства.

При подключении аккумулятора к зарядному устройству также важно провести проверку. В процессе нормальной зарядки напряжение на клеммах должно изменяться. Если есть индикатор — на нем будут отображаться переменные значения. Если аккумулятор не подзаряжается, напряжение останется постоянным. При использовании зарядного устройства типа «Орион» явные признаки проблем с циклом зарядки могут включать шум (гудение) и мигание индикатора.

Аккумулятор не заряжается: причины

Существует несколько основных причин, по которым аккумулятор перестает заряжаться. Обычно это указывает на неисправность генератора.

От генератора

Если аккумулятор не получает заряд от генератора, это говорит о серьезных дефектах либо в самом генераторе, либо в аккумуляторе. Рассмотрим возможные причины:

  • обрыв или ослабление ремня генератора
  • окисление клемм аккумулятора
  • поврежденные или окисленные провода
  • сульфатирование пластин
  • неисправный регулятор напряжения
  • поломка диодного моста

Это лишь основные проблемы, с которыми сталкиваются чаще всего. Прежде чем проводить серьезную диагностику, нужно выполнить внешний осмотр на наличие механических повреждений.

От зарядки

Если аккумулятор не реагирует на зарядное устройство, первоисточник неисправности стоит искать среди самой аккумуляторной батареи:

  • замкнутая банка
  • аккумулятор сильно переохлажден
  • АКБ полностью разряжен
  • несоответствующая плотность электролита
  • наличие посторонних частиц в электролите

Не идет заряд на аккумулятор от генератора, что делать

Если аккумулятор не заряжается и отсутствует заряд, необходимо точно установить причину. Сначала нужно провести внешний осмотр на предмет механических повреждений. Также следует проверить клеммы и пластины на наличие окислов, а также определить плотность и уровень электролита, его цвет.

После выявления причины следует предпринять определенные действия для её устранения.

При окислении клемм и обрыве ремня

Окисленные клеммы могут препятствовать качественному контакту, что приводит к утечке тока и нестабильному процессу зарядки или невозможности его осуществления. Обязательно нужно проверить провода, идущие к аккумулятору и генератору, а также провода «массы» автомобиля.

Для удаления окислов с клемм можно использовать специализированные смазки, предварительно тщательно очистив контакты.

Новый, изношенный и порванный ремень

Обрывы ремня генератора легко заметить. Однако его ослабление может оставаться незамеченным. Ослабленный ремень начинает проскальзывать, что также может произойти при попадании на него масла. При активации мощных электроприемников на приборной панели может загореться индикатор. Кроме того, стоит обратить внимание на звуки при работе еще не прогретого двигателя: при проскальзывании слышен свист.

Проблему можно решить с помощью простой подтяжки ремня, если он ослаблен, или замены на новый, если он поврежден.

При неисправности генератора

Если зарядка аккумулятора не происходит, это может указывать на поломку диодов. Исправные диоды пропускают ток только в одном направлении. Если диод неисправен, это может стать причиной неполадки, мешающей полной зарядке аккумулятора, или, наоборот, приводить к его перезарядке. Найти поврежденный диод можно с помощью мультиметра, однако нецелесообразно менять диоды по одному, поэтому обычно заменяют весь диодный мост целиком.

Мнение эксперта
Александр Степанов
Автоэксперт с 20 летним стажем, автомеханик по образованию

Первой причиной, по которой аккумулятор может не заряжаться, является неисправность зарядного устройства. Иногда проблемы с проводом или разъемом могут привести к тому, что устройство не подает ток на аккумулятор. Я рекомендую проверить зарядное устройство на другом устройстве или протестировать другое зарядное устройство с вашим аккумулятором. Так вы сможете выяснить, в чем именно проблема: в аккумуляторе или в зарядном устройстве.

Вторая распространенная причина — это старение аккумулятора. Со временем любая батарея теряет свою емкость, и если аккумулятор уже несколько лет, возможно, его срок службы подошёл к концу. Я настоятельно рекомендую проверить возраст аккумулятора и, если он старше трёх лет, задуматься о замене на новый. Это особенно актуально для литий-ионных аккумуляторов, которые менее устойчивы к старению.

Наконец, третья причина — это наличие проблем с внутренними контактами или короткое замыкание. Если аккумулятор подвергался механическим повреждениям, это может привести к сбоям в его работе. Я советую внимательно осмотреть аккумулятор на наличие видимых повреждений. Если вы заметили какие-либо трещины или деформации, лучше обратиться в сервисный центр для диагностики и, при необходимости, замены. Своевременное выявление проблемы может предотвратить более серьезные поломки в будущем.

Необходимо также обратить внимание на температурный режим диодов; если они работают нормально, но сильно нагреваются, это может указывать на перезаряд аккумулятора из-за неисправности регулятора. Рекомендуется незамедлительно заменить этот элемент, чтобы избежать поломки других компонентов.

О неисправности регулятора свидетельствует высокое напряжение на клеммах аккумулятора при работающем двигателе мощностью 2,5-3 тонн. Напряжение в этом случае превысит 15 В.

Если диоды функционируют нормально и не перегреваются, но батарея по-прежнему не заряжается, стоит проверить щетки генератора на износ. В процессе эксплуатации они могут потерять эффективность, что не позволяет полностью зарядить аккумулятор. Для этого нужно разобрать источник тока.

Неисправности автомобильного генератора, их причины и способы устранения

Причины неисправностиСпособы устранения
При включении зажигания не горит сигнализатор разряда аккумуляторной батареи (АКБ)
Обрыв провода между генератором, выключателем (замком) зажигания и сигнализатором Устраните обрыв
Сигнализатор разряда АКБ не гаснет послу запуска мотора
Слабое натяжение ремня, неисправен автоматический натяжитель Подтяните / замените ремень, замените автоматический натяжитель
Неисправен генератор (изношены или неплотно прилегают к контактным кольцам щетки, сгорела обмотка возбуждения, неисправен выпрямитель или регулятор напряжения) Замените или отремонтируйте генератор
Замыкание на «массу» провода между генератором и сигнализатором Изолируйте провод
Генератор не обеспечивает заряд АКБ
Окисление клемм батареи Зачистите, закрепите и смажьте специальной смазкой наконечники проводов и клеммы
Неисправна АКБ Замените АКБ
Слабое натяжение ремня Натяните / замените ремень или натяжитель
Неисправен регулятор или выпрямительный блок Замените регулятор напряжения или выпрямительный блок
АКБ перезаряжается
Неисправен регулятор напряжения или выпрямительный блок Замените регулятор напряжения или выпрямительный блок
Повышенное падение напряжения в цепи генератор-аккумуляторная батарея Проверьте, зачистите, подтяните или замените контактные соединения в выключателе (замке) зажигания, монтажных блоках предохранителей и реле, разъемах, проверьте соединение корпуса генератора с массой

Узнайте, как выполнить проверку генератора за 5 минут с помощью мультиметра и определить, что именно неисправно.

При глубоком разряде

Если аккумулятор разряжен и не подзаряжается от генератора, а стандартное зарядное устройство не дает результата, можно попробовать подать высокое напряжение, чтобы аккумулятор “увидел” заряд, или сменить полюса.

Процесс зарядки постоянным током — график

Смена полярности обычно осуществляется для аккамуляторов AVG с напряжением менее 10 вольт. Эта процедура позволяет запустить полностью разряженный аккумулятор.

Зависимость напряжения на клеммах АКБ и уровня разрядки
Напряжение (U) на клеммах, В Степень разряда, %
12,7 0
12,6 10
12,4 30
12,2 50
12 70
11,9 90

Следует помнить, что процедура поможет только в том случае, если полярность была изменена. В противном случае это может окончательно испортить аккумулятор.

Смена полярности на клеммах аккумулятора производится одинаково для свинцово-кислотных и кальциевых моделей.

Учитывайте, что переполюсовку можно проводить только при сульфатации пластин (образовании белого налета на их поверхности).

Также важно понимать, при каких условиях процедура может не дать положительных результатов:

  • если одна из банок аккумулятора замкнута
  • при недостаточной плотности электролита
  • если электролит мутный, а пластины осыпались

Смена полярности эффективно удаляет сульфатный налет, однако стоит помнить, что таким способом можно восстановить не более 75% емкости от общего объема. Эффективность зависит от толщины пластин: толстые пластины восстанавливаются лучше, тогда как тонкие могут окончательно разрушиться.

При неверной плотности электролита

Если аккумулятор автомобиля не подзаряжается, возможно проблема в некорректной плотности рабочей жидкости. Для проверки уровня плотности используется специализированное оборудование — ареометр. При температуре 25 градусов по Цельсию плотность должна составлять 1,27 г/см3. Плотность пропорциональна концентрации рабочего раствора и зависит от температуры.

Климатический район (среднемесячная температура воздуха в январе, °С)Время годаЗаливаемогоПолностью заряженная батареяБатарея разряжена
на 25% на 50%
Очень холодный (от -50 до -30) Зима 1,28 1,30 1,26 1,22
Лето 1,24 1,28 1,24 1,20
Холодный (от -30 до -15) Круглый год 1.26 1,27 1,24 1,20
Умеренный (от -15 до -8) Круглый год 1,24 1,27 1,24 1,20
Теплый влажный (от 0 до +4) Круглый год 1,20 1,23 1,19 1,05
Жаркий сухой (от +4 до +15) Круглый год 1,22 1,23 1,19 1,15

Необходимо помнить, что использование аккумулятора, разряженного более чем на половину, в холодное время года может привести к разрушению свинцовых пластин и окончательному выходу батареи из строя.

Необходимо запомнить, что плотность электролита в различных секторах аккумуляторной батареи должна быть одинаковой. Если в одном из сегментов она варьируется, это может указывать на наличие проблемы: короткое замыкание или полная разрядка. Низкий уровень плотности везде может свидетельствовать о значительной разрядке аккумулятора или сульфатации пластин.

Высокая плотность электролита также не является хорошим признаком. Это может говорить о неисправности генератора, что привело к перезарядке аккумулятора. Для решения проблем, связанных с нерегулярной плотностью жидкости в разных секторах, необходимо провести комплексное обслуживание аккумулятора.

Как в домашних условиях измерить и улучшить плотность электролита в аккумуляторной батарее

При сульфатации

При наличии сульфатации пластин аккумулятор не подлежит зарядке. Это связано с плохим взаимодействием пластин с рабочей жидкостью или отсутствием такового. Сульфатация преграждает путь к электролиту, что, в свою очередь, уменьшает ёмкость аккумулятора. В подобной ситуации напряжение будет увеличиваться очень медленно, или же не изменится вовсе. На ранних этапах сульфатации возможно восстановление с помощью нескольких циклов заряда малым током, а затем разрядки через маломощные электроприборы, например, обычные лампы.

Также существует простой метод — применение содового раствора, который эффективно удаляет сульфатный налёт с пластин.

Сульфатация и десульфатация аккумуляторов: от определения до методов восстановления

При замыкании

Разрушающиеся пластины могут вызвать замыкание в банке. В процессе зарядки рабочая жидкость будет активно бурлить и шуметь, создавая впечатление полной зарядки батареи. Однако, повреждённый участок не сможет удерживать заряд и не поддаётся восстановлению. Средний срок службы современных аккумуляторов колеблется от 3-4 до 5-7 лет.

Причины сокращения ресурса АКБ

Кроме механических повреждений, ресурс аккумуляторной батареи может значительно уменьшаться из-за неправильной эксплуатации и совершения ряда грубых ошибок. При разрядке аккумулятора на 25% его срок службы может сократиться в следующих ситуациях:

Грязь на аккумуляторе способствует проводимости тока

  • Окисление клемм на силовых проводах;
  • Неисправный стартер, что приводит к увеличению попыток запуска двигателя;
  • Проблемы с генератором;
  • Сбои в работе регулятора напряжения;
  • Частое использование мощных электроприборов во время простоя с выключенным двигателем (например, ожидание);
  • Многочисленные попытки прокрутить коленвал стартером во время коротких поездок.

Не менее важно следить за уровнем рабочей жидкости в батарее, так как его понижение может стать причиной неисправностей и поломки аккумулятора. Чтобы избежать этого, следует:

  • Регулярно проверять уровень электролита, особенно летом — в два раза чаще, так как высокая температура способствует ускоренному испарению;
  • Если автомобиль эксплуатируется часто, проверку жидкости необходимо проводить каждые 3-4 тысячи километров.

Если информация оказалась полезной, оставьте комментарий. Если же вы нашли её бесполезной или неточной, обязательно дайте знать.

Вопросы по теме

Что делать, если зарядное устройство показывает нормальную работу, но аккумулятор все равно не заряжается?

Если ваше зарядное устройство функционирует исправно, но аккумулятор по-прежнему не заряжается, сначала проверьте состояние самого аккумулятора. Обратите внимание на визуальные повреждения, такие как вздутие или коррозия. Также, возможно, проблема заключается в разъеме или контактах – проведите очистку и убедитесь в надежности соединения. В некоторых случаях может понадобиться замена аккумулятора.

Как определить, что проблема заключается не в аккумуляторе, а в самом устройстве?

Чтобы исключить аккумулятор как источник проблемы, попробуйте протестировать его на другом совместимом устройстве или подключить другой аккумулятор к вашему устройству. Если аккумулятор работает на другом устройстве, а ваше устройство по-прежнему не заряжается с другим аккумулятором, вероятнее всего, проблема лежит в зарядном порте, плате управления или других внутренних компонентах устройства.

Может ли некачественный зарядный кабель привести к проблеме с зарядкой аккумулятора?

Да, некачественный или поврежденный зарядный кабель может серьезно повлиять на процесс зарядки аккумулятора. Он может не передавать достаточное количество энергии или вызывать постоянные обрывы в зарядном процессе. Рекомендуется использовать оригинальные или сертифицированные производителем кабели, чтобы избежать подобной проблемы.

Оцените статью
Авто Альянс
Добавить комментарий