Когда колесо начинает биться во время движения, у водителя возникают опасения. Он обязан внимательно следить за состоянием своего автомобиля, ведь это напрямую связано с его безопасностью.
Если вас интересует, какие основные причины приводят к биению колеса на высоких и низких скоростях, а также при торможении, и что с этим можно сделать, читайте данную статью до конца. Мы предлагаем не только рекомендации, но и отзывы реальных водителей по этой теме.
- Причины вибрации: Неправильный баланс колес, деформации дисков или шин, а также недостаточное давление в шинах.
- Проверка состояния: Регулярно осматривайте шины и диски на наличие повреждений и износа.
- Балансировка колес: Проводите балансировку при установке новых шин или каждые 5-10 тыс. км пробега.
- Регулировка сход-развала: Настройка схождения колес помогает избежать неравномерного износа и улучшить управляемость.
- Обращение к специалистам: При выявлении проблемы рекомендуется обращаться в сервисный центр для профессиональной диагностики и ремонта.
Виды биения колеса и их последствия
Биение колеса заключается в том, что диск отклоняется от своей оси во время движения. Существует два типа смещения: осевое и радиальное. Водитель может ощущать вибрацию или удары, и с увеличением скорости эти эффекты становятся более выраженными.
Давайте подробнее рассмотрим, какие бывают виды биения колеса при движении.
- Осевое биение представляет собой сдвиг диска в горизонтальном направлении, что можно визуально описать как движение колеса «восьмеркой». Причина этого явления заключается в неравномерном распределении массы по плоскости колеса.
- Радиальное биение связано с статическим дисбалансом. Проще говоря, форма колеса и его диска меняется с идеальной круглой на овальную, что вызывает колебания автомобиля вверх-вниз во время движения.
Важно знать о возможных последствиях этих дефектов. Осевое биение может привести к следующим проблемам:
- износу ходовой части и рулевого управления;
- неровному износу протектора, что может сделать даже новую шину непригодной для использования.
Радиальное биение дает похожие результаты, однако больше всего начинает страдать подвеска автомобиля.
Существует статический и динамический дисбаланс, которые отличаются, прежде всего, своими методами исправления.
Статический дисбаланс проявляется, когда масса на колесе неуравновешена, что вызывает неустойчивость. Проще говоря, вращаясь, колесо попадает в крайнее положение, делая маятникообразные движения.
В то же время динамический дисбаланс появляется из-за неуравновешенности по ширине. Это видно только на вращающемся диске. В таком случае ось вращения отличается от центральной оси. Наличие двух центров массы в разных частях диска приводит к динамическому дисбалансу, который вызывает биение колеса, так как на него действуют силы центробежного характера в противоположные стороны.
5 основных причин, почему бьет колесо при езде
- Дисбаланс колеса
Это самое распространенное проявление вибрации колеса, которое выражается в неравномерном вращении с резко ощущаемыми рывками, передающимися на кузов и руль. Обычно дисбаланс замечают при движении со скоростью от 80 до 120 км/ч. Конструкция автомобиля может оказать значительное влияние: одной модели для ощутимых вибраций достаточно 10–15 г, в то время как другая может выдержать дисбаланс до 60–100 г.
Такая проблема может возникать после установки новых шин, неправильной балансировки, а также из-за повреждений, например, при преодолении неровностей дороги. Негативно сказывается на шинах длительный простой автомобиля или стоянка на спущенных колесах. Иногда даже во время мойки с колес могут смываться балансировочные грузики.
Чтобы решить этот вопрос, нужно просто правильно отбалансировать колесо.
- Влияние снега и грязи на обод колеса
Состояние колес также может ухудшаться из-за грязи и снега. Например, после проезда по заснеженной дороге переднее колесо может начать биться при скоростях от 50 до 70 км/ч. Что является причиной этого?
В данном случае источник дисбаланса — налипший снег. Из-за снегового покрытия центр массы колеса смещается, и в процессе вращения оно выходит за пределы идеального круга.
Предположим, при скорости 50 км/ч автомобиль Toyota LC200 с шинами 285/55R20 делает 5,3 оборота в секунду. На такой скорости колесо вращается очень быстро.
Чтобы не произошло никаких проблем, на диск и шину не должно попасть ничего, что может изменить их массу.
Таким образом, снег и грязь могут вызывать аналогичный эффект, что и дисбаланс, только гораздо сильнее. При движении по грунтовым участкам на колеса прилипает вода и грязь, снег может налипать при преодолении сугробов или парковке на заснеженных участках.
Некоторые водители удивляются, что даже небольшая масса снега может вызвать биение колеса на высоких скоростях, например от 60 км/ч. Все довольно просто: во время балансировки на колесах устанавливаются грузы массой от 20 до 60 грамм. При этом налипший снег или грязь, образующие слой в 2-3 см, могут существенно превышать это значение.
Иногда снег или грязь распределяются равномерно по окружности колеса, что не приводит к дисбалансу. Однако, если при мойке автомобиля загрязнение смывается только с одной стороны, это вызывает сильную вибрацию.
Чтобы избавиться от проблемы, необходимо тщательно очистить колесо от загрязнений. Эта задача легко решается на мойке, где могут удалить снег и грязь с обода колеса. Однако в некоторых автомобилях очистка без демонтажа колеса может быть затруднена.
- Искривление диска
В случае повреждения диска, например, при наезде на препятствие или ДТП, величина повреждения влияет на степень вибраций, которые ощущаются в кузове и рулевом управлении.
Чаще всего повреждение диска приводит к снижению баланса колеса. В результате такие колеса бьют так же, как и те, у которых присутствует дисбаланс.
Решение 1 – если деформация составляет всего 1-2 мм, то достаточно точной балансировки колеса для исправления проблемы.
Решение 2 – ремонт диска. Лучший способ устранить повреждения — использовать специализированное оборудование для приведения дисков в соответствие с необходимыми параметрами.
Важно! Ремонт диска с помощью молотка и других подручных средств неприемлем. Это может усугубить ситуацию и привести к большим повреждениям, которые сложно будет исправить даже на сервисе. На практике чаще всего удары наносятся неточно, а исправить места посадки шины народными методами не удастся, особенно это касается стальных дисков.
- Нарушение центровки колеса на ступице
Отсутствие точной центровки колеса на ступице может вызывать такое же биение, как и дисбаланс, однако вибрации могут быть даже более сильными и проявляться при низких скоростях. Эта проблема часто наблюдается у неоригинальных дисков, когда диаметр посадочного отверстия превышает диаметр выступающего элемента ступицы на 1 мм и более.
Эту проблему можно выявить самостоятельно. Следует приподнять автомобиль возле проверяемого колеса, ослабить болты крепления колеса и, прижав его к ступице, перемещать вверх-вниз, прислушиваясь к люфту. Если перемещения не наблюдается, то причина может быть в другом. Если же люфт составляет 1 мм или более, то, скорее всего, причина обнаружена.
Для решения этого вопроса можно воспользоваться центровочными кольцами. Также нередко происходит замена диска или же попытка установления диска на ступицу так, чтобы он сел ровно, равномерно затянутые болты.
- Деформированные шины
Аномальная форма шин может возникнуть из-за двух основных причин: либо это результат заводского брака, либо повреждения в ходе неправильной эксплуатации. Например, длительные простои автомобиля, стоянка на спущенных шинах, движение с неправильно установленным давлением или чрезмерная нагрузка, использование неподходящих для сезона покрышек, наезды на ямы и другие препятствия.
Если провал в протекторе образовался из-за длительного нахождения колеса в спущенном состоянии, то может быть шанс, что шина примет свои исходные размеры после некоторого времени. При движении такие шины ведут себя как неотбалансированные.
Для решения проблемы необходимо повторно сбалансировать данное колесо.
Иногда на протекторе появляются радиальные грыжи и шишки. Эти дефекты стремительно увеличиваются и приводят к лысению. Отремонтировать такие повреждения невозможно. Наиболее подвержены этому шины от NOKIAN, особенно зимние. При этом вибрация на руле ощущается как покачивание. Если же шина с дефектом находится на задней оси, то возникает ощущение «пританцовывания» автомобиля уже при скорости 10–20 км/ч.
Когда я сталкиваюсь с проблемой, когда колесо бьет при езде, первое, на что я обращаю внимание, это балансировка колес. Необходимость в балансировке возникает, когда веса покрышек распределены неравномерно, что приводит к вибрации на определенных скоростях. Я рекомендую проверить балансировку в специализированных сервисах, так как это довольно простая процедура, которая значительно улучшает комфорт вождения.
Следующим важным аспектом, на который стоит обратить внимание, является состояние шин. Изношенные или поврежденные покрышки могут стать причиной не только вибрации, но и потери контроля над автомобилем. Я всегда советую регулярно осматривать шины на предмет порезов, bulges и неровностей. Если колесо имеет значительное истирание, замена покрышек станет единственным правильным решением.
Не стоит забывать и о геометрии ходовой части автомобиля. Некорректная регулировка углов схождения и развала может привести к неравномерному износу шин, что, в свою очередь, вызывает вибрации. Я рекомендую периодически проверять и настраивать геометрию, особенно после поездок по плохим дорожным покрытиям или в результате удара о бордюр. Это не только предотвратит проблемы с вибрацией, но и продлит срок службы вашего автомобиля.
Для решения данной проблемы требуется провести дефектовку и заменить шины.
Биение колеса при езде на малой, большой скорости и при торможении
Теперь давайте выясним, почему переднее колесо может колебаться во время движения. Можно выделить три основные стадии, в которых это происходит:
- при движении на низкой скорости;
- при высоких скоростях;
- во время торможения.
1. При небольшой скорости колебания колеса могут возникать по нескольким причинам. Рассмотрим наиболее важные из них:
- наличие на шине неровных участков, шишек и бугров;
- внутренний износ покрышек;
- различные повреждения дисков;
- проблемы с балансировкой колеса.
2. Если биение колес становится заметным при высоких скоростях, то проблема, скорее всего, связана с балансировкой. Например, это может происходить из-за грязи, прилипшей к колесам, что часто случается после поездок по грунтовым дорогам. Также подобный эффект могут вызывать налипшие лед и снег. Кроме того, причиной возникновения колебаний могут стать образовавшиеся внутри шины окатыши.
3. Во время торможения биение колес может быть вызвано следующими факторами:
- отсутствие балансировки;
- повреждение подшипников;
- деформация тормозных дисков.
Наиболее явным образом колебания ощущаются именно при передних колесах. Важно отметить, что управление автомобилем с присутствием биения небезопасно. Это создает не только дискомфортные вибрации, но и может привести к преждевременному износу покрышек, дисков и деталей подвески. В свою очередь, это ставит под угрозу устойчивость автомобиля, что может привести к аварийной ситуации.
Биение задних колес менее заметно и не так сильно влияет на управление автомобилем. Поэтому возникает вопрос: «Нужно ли делать балансировку задних колес?» Ответ – однозначно, да! Дисбаланс вызывает износ шин, независимо от того, где они установлены. Разрушительное влияние на задние колеса также может оказать биение. Главный результат — это сокращение срока службы дисков и элементов подвески. Поэтому нельзя забывать и о задних колесах.
7 дополнительных причин биения колеса при езде
Чаще всего причиной возникновения вибраций в рулевом управлении и кузове автомобиля являются колеса. Эти проблемы уже давно изучены и методы их устранения известны. Однако существуют и другие факторы, вызывающие вибрацию. Ниже приведены наиболее распространенные причины, касающиеся подвески. Все они поддаются диагностике и ремонту.
- Биение шарниров равных угловых скоростей и приводных валов.
- Биение карданных валов (часто связано с износом крестовины).
- Вибрация из-за неисправности тормозных дисков.
- Критический износ шарниров и резинок в подвеске.
- Биение из-за заклинивания тормозов.
- Неисправности в узле трансмиссии (КПП).
- Коррозия и загрязнение между колесом и ступицей или тормозным диском (это нередкость после неаккуратного ремонта).
Мнение автовладельцев о биении колеса при езде
- Необходимо заменить поворотный кулак вместе со ступицей.
«Решение заключается в замене поворотного кулака совместно со ступицей. В качестве новых деталей лучше выбрать контрактные. Другие причины для постукивания отсутствуют».
- Возможно, виной является плохо запрессованный подшипник.
«Скорее всего, переднее колесо колеблется из-за неправильно установленного подшипника. Также возможно, что его посадочное место сильно изношено. Ступица допускает замену подшипника до пяти раз. Однако неосторожная установка может привести к возникновению биений. Сам вал же сложно деформировать, так как он имеет большой диаметр и короткую длину. Согнуть его невозможно».
- Виноват грязь между дисками.
«После того как приподнимешь переднюю часть автомобиля и снимешь колесо, необходимо раскрутить ступицу с помощью двигателя. Если тормозной диск также бьет, его следует демонтировать. Затем снова раскручиваешь ступицу. Если биения сохраняются, тогда ее нужно поменять.
Предположу, что причиной являются либо неумелые руки, либо загрязнения между диском и ступицей.
Поэтому первым шагом будет снятие колеса и тормозного диска. После этого важно очистить все контактные поверхности с помощью жесткой щетки. Если этого окажется недостаточно, возвращаемся к ранее обсуждаемым методам».
- Диск на ступице установлен не плотно, что и вызывает вибрацию.
«Я встречал штампованные диски, у которых посадочное место для ступицы было изготовлено штамповкой под прессом. В результате по краям образовывался технологический буртик. Это мешало диску плотно прилегать к ступице, что приводило к его смещению во время затягивания болтов. В процессе движения возникают биения и сильные вибрации. На стенде балансировка проходит, но стоит только изменить положение на оси – процесс придется начинать заново.
В этом случае имеет смысл проверить диск и шину на предмет биения с помощью индикаторной стойки».
Вопросы по теме
Что делать, если бьет колесо только на определенных скоростях?
Если колеса начинают бить только на определенных скоростях, это может быть вызвано несколькими причинами. Одной из наиболее распространенных является несоответствие балансировки колес, которое становится заметным только при определённых оборотах. Другими возможными причинами могут быть повреждения подвески или неправильная установка колес. Рекомендуется обратиться на сервис для профессиональной диагностики и устранения проблемы.
Может ли неправильный угол развала-схождения вызвать биение колес?
Да, неправильный угол развала-схождения может привести к биению колес. Позиция колес, которая отклоняется от стандартных норм, вызывает неравномерный износ шины и способствует появлению вибраций при движении. Регулярная проверка и корректировка углов развала-схождения помогут предотвратить такие проблемы и улучшить управляемость автомобиля.
Как заметить биение колеса до того, как оно станет серьёзной проблемой?
Чтобы заметить биение колеса до того, как оно перерастет в серьезную проблему, водителям стоит обращать внимание на необычные вибрации, шумы или изменение поведения автомобиля при движении. Двигайтесь на различных скоростях и прислушивайтесь к ощущениям; если вдруг появилась вибрация на руле или кузове, это сигнал к тому, что стоит проверить колеса и подвеску. Регулярное техническое обслуживание и визуальный осмотр шин также помогут выявить потенциальные проблемы на раннем этапе.