После старта двигателя в норме тахометр показывает около 1000 об/мин, затем через несколько минут он устанавливается на отметке 800 об/мин. Если возникает поломка, водитель может ощутить, что двигатель сейчас начнет работать с повышенными оборотами. В этой статье мы расскажем о причинах, по которым двигатель может демонстрировать завышенные обороты на холостом ходу, а также о способах их устранения. Представим методы диагностики и ремонта. В конечном итоге владелец автомобилей сам решит, следует ли ему решать проблему самостоятельно или обратиться в сервисный центр (СТО).
- Большие обороты двигателя на холостом ходу могут быть вызваны неправильной регулировкой дроссельной заслонки.
- Неправильная работа вакуумных датчиков может приводить к увеличению оборотов в режиме холостого хода.
- Засорение системы впуска и недостаточное количество воздуха также способствуют высоким оборотам.
- Неисправности в системе зажигания (например, сбои в работе котлов или свечей) могут повышать обороты двигателя.
- Контрольная электроника двигателя может некорректно реагировать на данные от различных сенсоров, что приводит к увеличению холостых оборотов.
Главные причины
Когда вы поворачиваете ключ зажигания и двигатель запускается, первоначальные обороты могут показаться чрезмерными. На самом деле, это нормально, так как маслу требуется время для прогрева, а деталям цилиндропоршневой группы (ЦПГ) необходимо синхронизировать свою работу. На состав топливно-воздушной смеси (ТВС) современных автомобилей влияют данные, поступающие от электронных датчиков. Следует немного подождать, пока они начнут передавать корректные импульсы в электронный блок управления (ЭБУ), без всяких искажений. Обычно на это уходит не более трех минут. Если тахометр по-прежнему показывает высокие обороты, значит, произошла какая-то неисправность. Затем важно понять, что приводит к увеличению оборотов двигателя на холостом ходу.
Отказ датчика положения дроссельной заслонки
Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) на основе получаемых сигналов регулирует подачу топлива. При выходе этого датчика из строя ЭБУ начинает функционировать некорректно. Даже если дроссельная заслонка работает исправно, электроника может подавать в камеру сгорания избыточное количество бензина, дизельного топлива или газа. В результате обороты могут колебаться и расти без контроля.
Основными признаками неисправности датчика положения дроссельной заслонки являются частые глохновения двигателя. Наиболее эффективным и простым способом диагностики является использование сканера OBD–2. Для проверки состояния датчика можно воспользоваться компактным устройством ELM–327, которое отображает данные на экране смартфона. Подключившись к ЭБУ, можно запустить программу OpenDiag. Существуют несколько методов проверки:
- В меню найти пункт «Выбор параметров ЭБУ» и установить галочку напротив строки «Положение дроссельной заслонки». Если не нажимать на педаль акселератора, показания будут оставаться на уровне 0 %. Если данные колеблются от 5 % до 10 %, это сигнализирует о поломке датчика.
- Перейти в раздел «Каналы АЦП» и выбрать пункт «Положение дроссельной заслонки». Значения будут отображаться в Вольтах; при отсутствии нажатия на газ датчик должен показать 0,5 В. При нажатии на педаль напряжение возрастет до 4,8–5 В на максимуме. Любые отклонения от нормы указывают на неисправность.
При серьезных неисправностях с ДПДЗ могут возникать ошибки:
Текстовая информация о коде | Текстовая интерпретация |
P0120 | Ошибки в работе датчика |
P0121 | Сигнал выходит за пределы допустимого диапазона |
P0122 | Недостаточная величина выходного сигнала |
P0123 | Значительное качество выходного сигнала |
Если у вас нет под рукой диагностического сканера, а высокие обороты двигателя продолжают беспокоить, можно воспользоваться мультиметром для диагностики. Во-первых, нужно найти контакты питания, которые находятся на узле дроссельной заслонки. Датчики могут быть трехконтактными или четырехконтактными, поэтому необходимо найти соответствующую сигнальную «фишку».
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%;»>Распиновка ДПДЗ
Для начала включите зажигание, затем подключите плюсовой щуп мультиметра к сигнальному проводу, а минусовой — к массе. Рекомендуется установить мультиметр в режим измерения постоянного тока с диапазоном 20 В. Если при закрытой заслонке устройство показывает 0,5 В, это свидетельствует о нормальной работе. Далее необходимо провести диагностику в динамике: медленно открывайте заслонку вручную. Напряжение должно постепенно увеличиваться до максимума в 4,8 В. Если показания скачут или в начале теста мультиметр показывает 0 В, значит, датчик следует заменить.
Заклинила дроссельная заслонка
Со временем на «лепестке» накапливается грязь, что затрудняет его движение и приводит к избыточному попаданию воздуха в камеру сгорания. Это нарушает баланс топливовоздушной смеси, что вызывает повышенные холостые обороты как на прогретом, так и на «холодном» двигателе. Также возникают другие проблемы: увеличивается потребление топлива, двигатель может работать с перебоями.
Большие обороты двигателя на холостом ходу могут возникать по нескольким причинам, которые требуют внимательного анализа. Во-первых, одной из основных причин является неправильная работа дроссельной заслонки. Если дроссель заедает или не закрывается полностью, это приводит к избытку воздуха, поступающего в камеру сгорания, что, в свою очередь, ведет к увеличению оборотов двигателя.
Во-вторых, немалую роль в этом процессе играют системы управления двигателем. Современные автомобили оснащены электронными блоками управления, которые регулируют параметры работы двигателя. Если датчики, такие как датчик положения дроссельной заслонки или датчик температуры охлаждающей жидкости, выходят из строя или дают неверные показания, это может вызвать неадекватные команды на холостом ходу, что и приведет к повышенным оборотам.
Наконец, следует также учитывать и механическое состояние двигателя. Износ элементов системы впуска, например, утечки воздуха в вакуумной системе или неисправности системы EGR, может привести к нарушению нормального воздушно-топливного баланса. Эти аспекты крайне важны для обеспечения стабильной работы двигателя на холостом ходу и их игнорирование может привести к серьезным проблемам с автомобилем в дальнейшем.
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%;»>Закоксованная заслонка
Восстановление работы заслонки не представляет сложности: необходимо снять ее с посадочного места и очистить от накопившихся отложений. В качестве чистящего средства подойдет любое средство для карбюраторов. Не используйте жесткую щетку, поскольку щетина может повредить покрытие и оставить царапины. Лучше взять кусок мягкой ткани, смочить его в чистящем растворе и аккуратно протереть поверхность. Если на заслонке заметны серьезные следы износа, ее следует заменить на новую.
Не работает регулятор холостого хода
Карбюраторные двигатели не оснащены системой РХХ. За состав топливовоздушной смеси отвечает механический регулятор, состоящий из двух винтов:
- количественного;
- качественного.
При неправильной настройке обороты могут увеличиваться выше допустимых. Процесс регулировки довольно простой: сначала запустите двигатель, затем постепенно закручивайте винт количества на несколько оборотов, не допуская полной остановки двигателя. Постепенно откручивайте винт до достижения стабильных оборотов. Тахометр должен показывать не более 1000 об/мин. Аналогичные действия следует проделать с винтом качества.
В инжекторных системах вместо механического регулятора установлен электронный регулятор холостого хода, который автоматически устанавливает обороты в зависимости от режима работы двигателя. Для проверки работоспособности РХХ потребуется мультиметр.
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%;»>Распиновка РХХ
Установите тестер в режим измерения сопротивления до 200 Ом. Затем отсоедините колодку с клеммами и измерьте сопротивление. Нормальные значения: между контактами A и B, C и D должно быть от 50 до 55 Ом, а между A и C, B и D — стремиться к бесконечности. Устройство должно показывать высокие значения.
Существует альтернатива: диагностику можно провести с помощью сканера OBD-II. Подключив его к системе, вы сможете получить информацию об ошибках:
Код | Расшифровка |
P0505 | Неисправность регулятора |
P0506 | Низкие обороты |
P0507 | Высокие обороты |
Рекомендуем установить новый РХХ, если во время осмотра были обнаружены какие-либо проблемы. В противном случае неприятности останутся, и двигатель будет продолжать громко работать при запуске, а расход топлива не снизится.
Неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости
Датчик ДТОЖ отвечает за измерение температуры охлаждающей жидкости и передает результаты в электронный блок управления. В зависимости от полученных данных, могут как увеличиваться, так и снижаться обороты при малом газу. Обычно датчик располагается в области между головкой цилиндров и термостатом. Когда антифриз нагревается, сопротивление датчика снижается, а при охлаждении — повышается. Для проверки состояния датчика необходимо сопоставить показания, полученные с помощью мультиметра (между контактами), и данные термометра на панели приборов:
Фаренгейт, °C | Сопротивление, Ом |
style=»text-align: center;»>0 | 9420 |
style=»text-align: center;»>5 | 7280 |
style=»text-align: center;»>10 | 5670 |
style=»text-align: center;»>15 | Число 4450 |
style=»text-align: center;»>20 | 3520 |
style=»text-align: center;»>25 | 2796 |
style=»text-align: center;»>30 | 2238 |
style=»text-align: center;»>35 | 1802 |
style=»text-align: center;»>40 | 1459 |
style=»text-align: center;»>45 | 1188 |
style=»text-align: center;»>50 | 973 |
style=»text-align: center;»>60 | 667 |
style=»text-align: center;»>70 | 467 |
style=»text-align: center;»>80 | 332 |
style=»text-align: center;»>90 | 241 |
style=»text-align: center;»>100 | 177 |
Рассмотрим пример. Если сопротивление составляет 332 Ом, а термометр показывает 80 °C, то датчик температуры охлаждающей жидкости работает нормально. Однако значительное расхождение данных может указывать на неисправность устройства. Для проверки датчика можно воспользоваться сканером OBD–2, который выведет ошибки в диапазоне от P0115 до P0118.
Подсос воздуха в коллекторе
При разрушении прокладки впускного коллектора нарушается герметичность системы. Аналогичная проблема возникает и при появлении механических повреждений. В результате воздух проникает в камеру сгорания, и двигатель начинает работать на повышенных оборотах. Для диагностики необходимо демонтировать коллектор.
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%;»> Износилась прокладка коллектора
При осмотре можно выявить все дефекты. Основное внимание следует обращать на прокладку: ее поверхность не должна иметь «промятых» мест или трещин. Все неровности нужно тщательно выровнять. В сервисном центре для этой операции используют специализированное оборудование, однако в домашних условиях можно обратиться к абразивным камням. Но следует помнить, что ручной подход не гарантирует полной герметичности.
Вышел из строя блок управления
Электронный блок управления (ЭБУ) может выйти из строя из-за перепадов напряжения. Если произошел программный сбой, достаточно обновить прошивку устройства с помощью специального программатора. Некоторые водители могут справляться с этой задачей самостоятельно, однако при отсутствии опыта лучше обратиться в автосервис.
Ошибки ЭБУ в OBD–2 находятся в пределах от P0600 до P0610.
С аппаратными сбоями дело обстоит хуже. Заменить сгоревшую микросхему — задача не из простых и требует специальных навыков. С перепайкой транзистора можно справиться, однако сначала нужно тщательно проверить всю плату и определить, какая деталь неисправна. На практике часто оказывается, что ЭБУ необходимо заменять на новый.
Выводы
Существует шесть основных причин, из-за которых ранее стабильные обороты двигателя на холостом ходу могут увеличиваться. Проведение самостоятельной диагностики может занять много времени, так как просто использование сканера OBD–2 и мультиметра недостаточно. Некоторые датчики требуют проверки с осциллографом, который доступен только в автосервисах. Профессиональные электрики и механики быстро выявят причину неисправности и заменят сломавшуюся деталь.
Вопросы по теме
Как влияние конструкции двигателя сказывается на больших оборотах на холостом ходу?
Конструкция двигателя, включая его тип (например, V-образный или рядный) и количество цилиндров, может существенно влиять на обороты на холостом ходу. Двигатели с большим количеством цилиндров или с более сложной системой впуска и выпуска могут генерировать больший объем воздуха и газа, что в свою очередь повышает частоту вращения коленчатого вала. Также, использование переменных фаз газораспределения может способствовать более эффективному заполнению цилиндров, что зачастую приводит к увеличению оборотов на холостом ходу.
Как температура двигателя влияет на его холостой ход?
Температура двигателя играет значительную роль в работе на холостом ходу. Когда двигатель холодный, системы впуска и впрыска формируют более богатую смесь для облегчения запуска. Это может увеличить обороты на холостом ходу до тех пор, пока двигатель не достигнет оптимальной рабочей температуры. По мере прогрева автомобиля, система управления двигателем автоматически регулирует параметры впрыска топлива и зажигания, что может снижать обороты до нормального показателя.
Какие внешние факторы могут привести к увеличению оборотов на холостом ходу?
Существуют несколько внешних факторов, которые могут увеличить обороты на холостом ходу, включая атмосферные условия и состояние системы впуска. Например, разреженный воздух (как на больших высотах) может потребовать от двигателя работать на более высоких оборотах для достижения необходимой мощности. Также загрязнение фильтров воздуха или выпускной системы может привести к изменению потока газов, что также может сказаться на оборотах на холостом ходу. Поврежденные датчики, такие как датчик положения дроссельной заслонки, могут вызывать непредсказуемое повышение оборотов, требуя внимания механика.