Работа двигателя с перебоями не сулит ничего хорошего. Вибрации и периодические остановки цилиндров в конечном итоге наносят серьезный ущерб мотору, что приводит к снижению его мощности и общей производительности. В результате, двигатель теряет свою эффективность, что может негативно сказаться на разгоне автомобиля и ускорении. Это может быть особенно опасно во время обгона или в ситуациях, требующих быстрой реакции на изменения на дороге.
- Неисправности системы зажигания: проблемы с свечами зажигания, катушками или проводами могут привести к неполному сгоранию топлива.
- Неправильная работа систем впуска и выпуска: засоренные фильтры или поврежденные патрубки могут вызывать перекрытие потока воздуха.
- Проблемы с системой топливоподачи: недостаточное давление топлива или загрязнение форсунок влияет на качество работы двигателя.
- Неисправности двигателя: износ поршневой группы, клапанов или прокладок может повлиять на компрессию и стабильность работы.
- Системные электронные сбои: ошибки в работе ЭБУ и датчиков могут привести к неправильной настройке работы двигателя.
Если на холостых оборотах двигатель стучит, вероятнее всего, это указывает на проблемы с сгоранием топливно-воздушной смеси (ТВС). Необходимые пропорции кислорода и горючего нарушены, из-за чего автомобиль начинает расходовать топливо более интенсивно, чем указано в технической документации. Вместо ожидаемых 9 литров на 100 километров, двигатель «съедает» до 11-12 литров. В результате, владелец вынужден чаще заезжать на заправку и тратить больше финансы на топливо.
При наличии неисправностей страдают системы, отвечающие за подачу топлива и охлаждение. Особенно сильно страдает клапанный механизм и цилиндропоршневая группа (ЦПГ). Из-за несоответствия смеси, сгорание происходит лишь частично, а остатки оседают на свечах зажигания в виде черного налета. При повышенной температуре двигателя маслосъемные колпачки теряют гибкость, а поршневые кольца теряют свою упругость. Это приводит к стуку клапанов, появлению задиров на цилиндрах и поршнях, снижению уровня компрессии и проблемам с запуском утром.
Чтобы избежать серьезного ремонта двигателя, рекомендуем регулярно проводить диагностику при первых признаках его неустойчивой работы на холостом ходу. Устранение первопричин поможет сэкономить на дорогостоящем ремонте.
Перебои на холодном моторе
Сразу после запуска двигателя он функционирует в неуравновешенном состоянии. Тепловые зазоры находятся на максимуме, масло холодное и не может свободно циркулировать по внутренним каналам блока и головки блока цилиндров (ГБЦ). В этот период обнаруживаются многие проблемы, которые не проявляются в нагретом состоянии. Их следует своевременно диагностировать и исправить.
Залиты свечи
Многие водители сталкивались с ситуацией, когда утром мотор начинает запускаться с трудом, а снятые свечи показывают наличие топлива. Это свидетельствует о том, что свечи залиты. Запах бензина при этом ощущается отчетливо. На машинах с карбюраторным двигателем это может возникнуть из-за полного вытягивания рычага подсоса. У инжекторных автомобилей мокрый изолятор на свече указывает на наличие трудностей.
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Сравнение нормальных и залитых свечей зажигания
Сложный запуск двигателя является типичным признаком залива. Стартер вращается, временами свечи срабатывают в одном из цилиндров, что приводит к зажиганию. Однако добиться стабильной работы двигателя не удается с первого раза. Также появляются вибрации и прочие признаки нестабильной работы. На панели приборов инжекторных автомобилей загорается индикатор Check Engine. Обычно после прогрева двигателя проблемы исчезают. Если оставить в стороне сложности с вытянутым подсосом, главные причины залива свечей следующие:
- Неправильная настройка карбюратора. Слишком сильно выкрученный винт смеси пропускает избыточное количество топлива в камеру сгорания, что вызывает частичное детонирование и оседание остатков на свечах.
- Неисправность свечей. Пробитая свеча не дает искры, возможно из-за увеличенного зазора между центральным и боковым электродами. Без искры TVC не воспламеняется.
- Протечки форсунок. С течением времени распылители выходят из строя и не удерживают давление горючего, в результате чего бензин потихоньку просачивается в камеру сгорания.
- Отказ лямбда-зонда. Если этот датчик перестает работать, то блок управления не получает необходимые данные и смешивает топливо с избытком.
Если после выкручивания свеча мокрая, первым делом стоит проверить наличие искры. Подключите провод к свече, касаясь резьбы земли и прокрутите стартер. Искра должна быть видна даже при дневном свете. Если искра отсутствует, то необходимо заменить свечу. На карбюраторном автомобиле стоит настроить холостой ход, а на инжекторном — проверить форсунки на наличие утечек. Если все в порядке, потребуется провести диагностику лямбда-зонда для выявления возможных неисправностей.
Проблемы с проводкой
Электрическая и электронная системы автомобиля взаимосвязаны проводкой. Наиболее надежными являются высоковольтные провода, которые выдерживают значительное напряжение и температурные колебания. Однако остальные провода не могут похвастаться такой надежностью. На них нередко плавится изоляция, возникают перекручивания и поломки, особенно в местах соединений.
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Повреждение изоляции проводов
Обычный признак проблемы — непостоянные перебои в работе разных цилиндров: сначала второй, затем четвертый, и так далее. Обычно эта «эпопея» происходит при холодном двигателе. На клеммах аккумулятора появляются окислы, аналогичный налет можно заметить на большинстве контактных площадок. Визуально заметны трещины и оплавленные участки изоляции, а также плохое обжатие разъемов. Много проблем с проводкой появляется из-за неправильной установки дополнительных устройств, не предусмотренных заводом. Сюда относятся сигнализации, парктроники, камеры заднего вида и магнитолы.
Теперь рассмотрим причины, способствующие пробоям и плохому контакту проводки автомобиля:
- Механическое изнашивание. Вибрация, трение и температурные колебания со временем разрушают изоляцию, влага попадает к проводам и приводит к их окислению, что ухудшает проводимость.
- Перепады напряжения. Из-за короткого замыкания провода нагреваются, изоляция плавится, а жилы перегорают и истончаются, что нарушает проводимость.
- Воздействие химических реагентов. Зимой на дороги сыпят песок с агрессивными веществами, которые, попадая на контактные соединения, вызывают окисление. Это также ухудшает проводимость.
Сначала рекомендуется осмотреть бронепровода. Если обнаружатся трещины, лучше их снять и проверить с помощью мультиметра. Увидев разрывы, лучше заменить провода на новые. Не следует подключать к автомобилю дополнительные потребители без соответствующих знаний в электрике, это может привести к коротким замыканиям, повреждению проводки и её возгоранию.
Подсос воздуха
Ситуация, когда двигатель начинает троить на низких оборотах, может быть следствием избыточного поступления воздуха в систему питания. Кислород попадает в камеру сгорания, обедняя смесь. Из-за неустойчивого воспламенения ТВС происходит вибрация в цилиндрах. Признаком подсоса может служить свист из стороны впускного коллектора. Также свидетельством данной проблемы является белый налет на изоляторах свечей зажигания, когда нормальным цветом является кирпичный.
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Проверка подсоса с помощью дымогенератора
На бензиновых двигателях соотношение топлива к воздуху составляет 1:14.7. При нарушении этого баланс температура в камере сгорания увеличивается, что может привести к перегреву двигателя. У дизельных двигателей это соотношение значительно отличается — оно может достигать 145:1 на холостом ходу. Поэтому дизельные автомобили менее чувствительны к подсосу воздуха.
Другим характерным симптомом подсоса воздуха является шипение при нажатии на тормоза. Это происходит из-за разгерметизации вакуумного усилителя тормозов (ВУТ). Воздух попадает во впускной коллектор, что может вызывать подсос. Основные причины данной проблемы таковы:
- Неплотное затягивание хомутов на шлангах и патрубках системы питания. Воздух может проникать внутрь из-за различий в давлении. В момент открытия заслонки двигатель засасывает воздух с улицы.
- Плохая посадка фланцев ресивера. На месте соединения с ГБЦ может образоваться щель из-за износа прокладки, что позволит воздуху беспрепятственно входить в камеру сгорания.
- Износ прокладки между впускным коллектором и карбюратором. Постоянное воздействие топлива со временем разрушает уплотнение, образуются микротрещины.
- Разгерметизация вакуумного усилителя тормозов. В корпусе ВУТ появляются щели, через которые проникает воздух, затем попадает во впускной коллектор и в камеру сгорания.
Одной из основных причин, по которой двигатель может троить на холостых оборотах, является неисправность системы зажигания. Это может быть связано с износом свечей зажигания или проблемами с катушками. Если свечи загрязнены или повреждены, они не обеспечивают необходимую искру для воспламенения топливной смеси, что приводит к неравномерной работе цилиндров. Я рекомендую сначала проверить свечи, а затем уделить внимание катушкам и проводам, которые могут иметь плохой контакт или повреждения.
Еще одной важной причиной тройки двигателя может быть нарушение работы системы впуска воздуха и топлива. Загрязненные топливные фильтры или неисправные форсунки могут привести к тому, что неравномерное количество смеси попадает в цилиндры. Системы забора воздуха, такие как дроссельная заслонка или воздушный фильтр, также могут повлиять на работу двигателя. Я советую внимательно осмотреть эти компоненты на предмет загрязнений или механических повреждений, которые могут привести к недостаточной подаче смеси.
Наконец, состояние системы зажигания и подачи топлива напрямую зависит от системы управления двигателем. Сбои в работе датчиков, таких как ДМРВ или датчик температуры охлаждающей жидкости, могут вызвать неправильную настройку работы двигателя на холостом ходу. Поэтому, для точной диагностики следует подключить автомобиль к сканеру, чтобы проверить наличие ошибок и состояние датчиков. Понимание работы этих систем поможет выявить причину тройки и исправить ее наиболее эффективным образом.
Подсос — это достаточно серьезная неисправность. Воздух, проходя мимо фильтра, может заносить в цилиндр пыль. Частицы абразива накапливаются в масле и ускоряют износ цилиндропоршневой группы. Рекомендуем проверить все патрубки и соединения системы питания на предмет герметичности. Для выявления утечек подойдет дымогенератор. Если возникает шипение при нажатии на тормоза, обязательно проверьте вакуумный усилитель тормозов и восстановите его герметичность.
Большие зазоры в клапанном механизме
Газораспределительный механизм должен функционировать безукоризненно. Небольшие нарушения могут вызывать проблемы в работе двигателя. При этом мотор начинает троить даже на холостых оборотах. Все объясняется простыми физическими законами: при нагревании металлы расширяются, а при охлаждении сжимаются. По этой причине необходим определенный тепловой зазор, который компенсирует температурное расширение.
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Регулировка теплового зазора в клапанном механизме
В автомобилях более ранних моделей для настройки зазора применяют стандартный механизм, состоящий из гайки и контргайки. В современных транспортных средствах установлены гидрокомпенсаторы — автоматизированные устройства, которые компенсируют тепловое расширение. Если зазор оказывается слишком большим, при функционировании двигателя можно услышать резкие щелчки со стороны головки блока цилиндров, возникающие из-за недостаточного контакта клапанов с седлами. Обычно эти звуки исчезают после прогрева двигателя. Основные причины такого нарушения:
- Ошибочная настройка зазоров. Со временем контргайка может ослабнуть, а рычаги привода (коромысла) — износиться. Иногда происходит износ тарелок пружин.
- Неисправность гидрокомпенсаторов. В результате загрязнений клапан может заклинить. С течением времени возвратная пружина теряет упругость, и деталь больше не выполняет свою функцию.
При наличии проблем с клапанами рекомендуется установить правильный зазор. Для этого можно использовать регулировочный винт и набор щупов для измерений. Гидрокомпенсаторы следует очистить от накопившихся загрязнений. Если очистка не дает результата, целесообразно заменить гидрокомпенсаторы на новые.
Снижение компрессии
Троение двигателя может быть связано с утечкой герметичности в цилиндре. В обычных условиях система ведет себя как шприц. На этапе впуска поршневые кольца создают достаточный вакуум в камере сгорания для закачивания топливовоздушной смеси. На этапе сжатия поршень должен обеспечить нужное давление для нормального воспламенения топлива.
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Измерение компрессии с помощью пневмотестера
Когда компрессионные кольца теряют свою эластичность, образуются зазоры между ними и стенками цилиндра. В результате в камере сгорания не возникает необходимого разрежения, а давление падает. Двигатель начинает работать нестабильно. Один из характерных признаков снижения компрессии — трудности при запуске мотора. После прогрева проявления троения исчезают, поскольку масляная пленка на цилиндре компенсирует недостаточную эластичность колец. Рассмотрим основные причины:
- Износ компрессионных колец. Со временем металл может истончаться и терять прочность. Кольца утрачивают герметичность и перестают плотно прилегать к стенкам цилиндра, что ведет к снижению компрессии.
- Появление задиров на цилиндрах. Из‐за перегрева и продолжительной эксплуатации на дюралюминии поршней и чугунных гильз может образовываться повреждения — царапины и выбоины.
Для начала стоит измерить компрессию с помощью компрессометра. Нормальные значения для устаревших карбюраторных двигателей составляют 9,9 атмосфер, для новых — 10,8, а для дизельных — до 29,7 атмосфер. Разница между цилиндрами не должна превышать 1 атмосферу. Если компрессия ниже нормы, необходимо провести дефектовку двигателя и заменить поршневую группу.
Тосол проникает в камеру сгорания
Проникновение антифриза может быть причиной троения холодного двигателя на холостых оборотах. Одним из симптомов этой проблемы является появление белого дыма из выхлопной трубы, который указывает на смешивание тосола с топливом в камере сгорания. При работе двигателя детонация смеси приводит к образованию белесого дыма, что заметно даже на холостых оборотах.
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Из выхлопной системы идет белый дым
Еще один признак — снижение уровня антифриза. Проникновение тосола в камеру сгорания указывает на утечку из системы охлаждения двигателя. Охлаждающая жидкость также может попасть в картер, что приводит к образованию эмульсии на крышке маслозаливной горловины. Основные причины следующиe:
- Прогоревшая прокладка ГБЦ. Уплотнитель может разрушиться из-за неправильной установки головки. Также прокладка может прогореть из-за перегрева, когда антифриз начинает утекать.
- Трещины в головке блока или блоке цилиндров. Стенка между каналами системы охлаждения и смазки может разрушиться, что приводит к смешиванию жидкостей.
Для начала стоит проверить уровень антифриза в расширительном бачке. Если он ниже нормы, следует взглянуть на маслозаливную горловину. При попадании тосола на крышке появляется белый налет. В этом случае необходимо заменить прокладку ГБЦ или заварить трещину, если таковая имеется. Затем потребуется промыть системы охлаждения и смазки, а также залить новое масло и антифриз.
Засорение регулятора холостого хода и дроссельного узла
Регулятор холостого хода (РХХ) отвечает за контроль количества воздуха, поступающего в камеру сгорания. Аналогичную функцию выполняет дроссельная заслонка. При загрязнении штока РХХ или дроссельной заслонки количество воздуха может оказаться либо слишком низким, либо слишком высоким в зависимости от положения заблокированных подвижных частей.
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Регулятор холостого хода с загрязненным штоком
Типичный симптом проблемы — колебания оборотов, которые могут как повышаться, так и понижаться. При осмотре на штоке регулятора или дроссельной заслонке можно заметить темный налет, который мешает подвижным элементам занять правильное положение. Причины неисправностей следующие:
- Загрязнение воздушного фильтра. Воздух попадает к дозирующему оборудованию с пылью и загрязнениями. Абразивные частицы оседают на подвижных частях.
- Подсос воздуха. Принцип похож. Через «щели» попадает воздух, смешанный с грязью, что также оседает на штоке РХХ или дроссельной заслонке.
Рекомендуется регулярно, хотя бы раз в год, очищать регулятор холостого хода и дроссельный узел. Воздушный фильтр следует менять по мере загрязнения. Также важно избегать подсоса воздуха, для чего стоит затянуть все хомуты и поменять прокладки в системе питания двигателя.
Вибрация на горячем двигателе
На холодном двигателе могут возникнуть ложные признаки. Например, стук клапанов может исчезнуть после прогрева. Если же симптомы троения продолжаются даже после достижения рабочей температуры, это говорит о наличии реальных неполадок, которые могут быть более серьезными, чем проблемы при холодном запуске.
В камеру сгорания попало масло
В процессе нормального функционирования двигателя допускается небольшое количество масла в сгорание. Часть масла уходит в выхлоп, а остальная оседает на металлических компонентах в виде отложений. При этом хорошо, если за 1000 км пробега из картера уходит не более 0,4 литра масла. Однако иногда расход может значительно вырасти.
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Синий дым из выхлопной трубы
Основной признак данной проблемы — сизый или синий дым из выхлопной трубы. На свечах зажигания образуется черный рыхлый налет, легко устраняемый при очистке. Двигатель может начать троить даже на малых оборотах из-за нарушения пропорций топливовоздушной смеси, добавления масла к бензину и воздуху. Причины могут быть следующими:
- Износ маслосъемных колец. Поршневые кольца истощаются и начинают пропускать масло в камеру сгорания.
- Повреждение маслосъемных колпачков. Сальники клапанов могут трескаться, что также приводит к попаданию масла в зону детонации топливовоздушной смеси.
При появлении сизого дыма рекомендуется проверить состояние маслосъемных колец и колпачков. Изношенные детали лучше заменить на новые.
Отказали датчики
Современные автомобили предполагают электронную регулировку работы мотора вместо механической. Датчики передают сигналы в электронный блок управления (ЭБУ), который затем дает команды на регулировку топливовоздушной смеси и изменение оборотов коленчатого вала. Когда датчики выходят из строя, обратная связь теряется, что мешает ЭБУ выполнять свои функции.
Признаки неисправности датчиков проявляются в нарушении работы двигателя: он может троить и глохнуть при нажатии на педаль акселератора. Одновременно бортовой компьютер или система диагностики OBD–2 выдает ошибки, а индикатор Check Engine загорается. Основные причины поломки датчиков:
- Механическое повреждение. Удары или загрязнения могут привести к потере работоспособности.
- Сгорание предохранителя. Из-за разрыва тонкой плавкой перемычки цепь размыкается.
Для определения проблемы первым делом используйте сканер OBD–2. Достаточно подключить его к диагностическому разъему и соединить со смартфоном или ноутбуком по Bluetooth или Wi-Fi. На экране отобразятся коды ошибок. Если система диагностики не активируется, нужно проверить каждый датчик с помощью мультиметра и заменить неисправные на новые.
Перебои в системе зажигания
Если прогретый двигатель начинает троить на холостом ходу, следует обратить внимание на признаки поломки в системе зажигания. Один из осложняющих факторов — видимые искры, возникающие при осмотре высоковольтных проводов в темноте. Если провода искрят или светятся, это может свидетельствовать о неправильной работе системы, что автомобилисты иногда называют «северным сиянием».
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Проверка катушки зажигания
На старых автомобилях нередко выходят из строя трамблеры. Неисправности в работе прерывателя могут приводить к перебоям в работе двигателя. В новых моделях основной причиной может быть ошибка в индивидуальной или общей катушке зажигания, что зачастую вызвано коротким замыканием. Поэтому двигатель может сильно троить на малых, холостых оборотах.
Чтобы проверить катушку зажигания, вам понадобится мультиметр. Первым делом нужно измерить сопротивление первичной обмотки, и оно должно находиться в пределах 0,5–4 Ом. Затем переходите ко вторичной обмотке: ее сопротивление должно быть от 3 до 15 кОм. Если значения значительно превышают указанные нормы, это говорит о неисправности детали, и ее необходимо заменить.
Выводы
Когда в автомобиле возникают серьезные проблемы, такие как неисправности клапанного механизма, датчиков, систем зажигания и других ключевых узлов, попытка самостоятельно решить данные неисправности может быть затруднительной и потребовать наличия специальных знаний и оборудования. Водителю без должного опыта вряд ли удастся самостоятельно произвести замену элементов цилиндропоршневой группы (ЦПГ).
В таких ситуациях целесообразно обратиться в автосервис к квалифицированному автомеханику, который сможет провести правильную диагностику проблемы и выполнить необходимые ремонтные работы. Это обеспечит безопасность и надежность работы автомобиля, а двигатель перестанет троить.
Вопросы по теме
Как диагностика двигателя может помочь определить причину троения на холостых оборотах?
Современные диагностические инструменты позволяют проверить состояние различных систем двигателя. Используя сканеры OBD-II, можно выявить ошибки, связанные с датчиками, системами зажигания и впрыска. Кроме того, стоит обратить внимание на визуальный осмотр: проверка состояния проводки, шлангов и самого двигателя может указать на проблемы, способные привести к троению.
Что делать, если двигатель продолжает троить после замены свечей зажигания?
Если после замены свечей зажигания проблема не исчезла, стоит проверить другие компоненты системы зажигания, такие как катушки зажигания и провода. Также необходимо провести анализ системы впрыска и проверить состояние топливных инжекторов. В некоторых случаях может потребоваться проверка компрессии в цилиндрах, так как проблемы с компрессией также могут вызывать троение.
Как внешние факторы могут влиять на работу двигателя и вызывать троение?
Внешние факторы, такие как плохое качество топлива, низкая температура окружающей среды или высокая влажность, могут повлиять на работу двигателя. Например, использование бензина с высоким содержанием этанола может привести к неполному сгоранию, что и вызовет троение. Кроме того, загрязненная воздухозаборная система или фильтры также могут стать причиной неправильной работы двигателя.