Иногда, при нажатии на тормоза, водитель может почувствовать прерывистые толчки. Причины этого явления могут варьироваться: от неисправностей в тормозной системе до проблем с двигателем или трансмиссией. Чтобы быстро выявить, какой из узлов является «виновником», стоит выполнить несколько простых тестов, которые различаются в зависимости от наличия механической или автоматической трансмиссии.
- Износ тормозных колодок: Старые или неравномерно изношенные колодки могут вызывать рывки при торможении.
- Неисправность тормозных дисков: Деформированные или поврежденные диски приводят к неравномерному сцеплению.
- Проблемы с тормозной жидкостью: Загрязненная или воздуховая тормозная жидкость может вызвать сбои в работе тормозов.
- Неисправность сцепления: Проблемы с сцеплением могут привести к рывкам и затруднениям при торможении.
- Дефекты системы подвески: Изношенные или поврежденные элементы подвески могут усугублять ситуацию при торможении.
- Неправильная регулировка тормозов: Некорректная настройка может привести к различной степени торможения на каждом колесе.
В данном тексте мы подробно рассмотрим распространенные неисправности, такие как заклинивание приводов, изношенные подшипники, а также desgaste колодок и дисков, и воздух в тормозной системе. Вы узнаете, как устранить такие проблемы — заменив детали, отрегулировав их или удалив воздух. Также мы поделимся советами по профилактике тормозов, что поможет избежать многих сложностей и обеспечит безопасность на дороге.
Локализация неисправности
Когда автомобиль тормозит с рывками, это может указывать на неисправности в тормозной системе. Однако, как показывает практика, иногда причина заключена не только в ней, а может быть вызвана работой коробки передач или двигателя.
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «> Автомобиль на уклоне для тестирования
Чтобы не тратить время и средства на полную диагностику всех систем, рекомендую сначала пройти простой тест, который поможет определить конкретный узел, ответственный за возникающие рывки.
Машина с коробкой‐автоматом
Разогнав машину до умеренной скорости, переключите трансмиссию в положение «N» и двигайтесь накатом, не применяя тормоза. Если рывки продолжаются, причина заключается в неисправности автоматической трансмиссии.
Типичные проблемы с АКПП, провоцирующие рывки, включают недостаток или избыток трансмиссионной жидкости (ATF), поломку гидротрансформатора, дефекты гидроблока и сбои в работе электронного блока управления. В таком случае вам следует пройти полную компьютерную диагностику АКПП, поскольку тормоза здесь не при чем.
Автомобиль с механической коробкой
На ходу слегка нажмите на тормоза. Если рывки продолжаются, полностью отпустите тормоза и двигайтесь накатом на нейтрали. Если толчки сохраняются, это может означать неисправность двигателя.
Чаще всего виновником является поломка датчика положения дроссельной заслонки, что приводит к сбоям в работе электронного блока управления двигателем: подача топлива в цилиндры может быть недостаточной или, наоборот, избыточной, нарушая оптимальное его расходование и вызывая рывки автомобиля.
Простые тесты накатом на разных передачах помогут приблизительно понять, является ли тормозная система источником проблемы или стоит искать неисправности в других узлах — двигателе или коробке передач. Это значительно сэкономит время и деньги на диагностику и обслуживание автомобиля.
Причины появления рывков машины
Резкое проявление рывков и подергиваний во время нажатия на тормоза — это крайне неприятное и опасное явление для водителей, свидетельствующее о серьезных неполадках в тормозной системе автомобиля.
Существует множество возможных причин появления рывков при торможении, включая неисправности в отдельных узлах и системах автомобиля: таких как подвеска, двигатель или трансмиссия. Рассмотрим наиболее частые и характерные факторы, приводящие к возникновению несоответствий в работе тормозной системы, такие как рывки, толчки и неравномерная работа педали тормоза.
Заклинивают механизмы тормозов
Одной из вероятных причин резких рывков при торможении, особенно на автомобилях со старыми барабанными тормозами, является заклинивание цилиндра или привода ручного тормоза. Эти элементы предназначены для обеспечения рабочего зазора между фрикционными накладками и поверхностью барабана по мере их износа. Но со временем привод может деформироваться и заклинить.
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «> Барабанный тормоз
В таком случае зазор становится ненормальным: с одной стороны он увеличивается, с другой — уменьшается. Колодки начинают прижиматься к барабану неравномерно, что приводит к «рваной» работе тормозов. Для решения этой проблемы нужно разобрать тормозной механизм колеса, освободить приводы, тщательно их очистить и проверить легкость движения. Если механизм демонстрирует сильно разгруженные или прижатые колодки, лучше всего заменить его на новый.
Разбило ступичный подшипник
Еще одной распространенной причиной рывков при торможении является разрушение подшипника ступицы переднего или заднего колеса.
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «> Разгибающийся ступичный подшипник
Со временем, под воздействием нагрузок, подшипник изнашивается, и в нем начинает появляться осевой и радиальный люфт. При торможении этот люфт вызывает вибрацию и «болтание» ступицы с диском относительно центральной оси, передавая последнее на подвеску.
Чтобы устранить проблему и восстановить плавность работы тормозов, нужно заменить поврежденный ступичный подшипник на новый. Рекомендуется также менять весь комплект: наружную и внутреннюю обоймы, сепаратор, шарики или ролики, а в финале — произвести смазку, чтобы избежать быстро разрушения шарнира.
Износились колодки
Очевидной причиной рывков при торможении является неравномерный износ фрикционных накладок, которые прижимаются к диску либо барабану. Со временем накладки стираются, однако этот процесс может быть неравномерным — на одной колодке может остаться материал толщиной 5–6 мм, тогда как на другой — всего 1–2 мм.
Одной из основных причин, по которой машина может дергаться при торможении, является износ тормозных колодок. Когда колодки становятся слишком тонкими или неровными, они теряют свою эффективность, что приводит к неравномерному тормозному усилию. Этот эффект может проявляться в виде рывков, особенно при торможении на высокой скорости.
Другой распространенной причиной может быть наличие воздуха в тормозной системе. Если воздух попадает в гидравлическую систему, это приводит к снижению давления в тормозах и в итоге к рывкам. Это явление требует немедленной диагностики и сцеживания тормозной жидкости, чтобы восстановить нормальную работу тормозов.
Также стоит обратить внимание на состояние тормозных дисков. Их деформация или наличие трещин могут вызывать неравномерный приток тормозного колодка к диску, что, в свою очередь, вызовет скачки при торможении. Регулярная проверка и замена тормозных дисков при необходимости помогают предотвратить такие проблемы и обеспечивают безопасность во время вождения.
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «> Изношенная и новая тормозная колодка
Разница в толщине накладок нарушает равномерность прижатия и давления на диск или барабан. В итоге, одна колодка тормозит сильнее, другая — слабее, что и приводит к толчкам на педали. Для решения проблемы достаточно заменить весь комплект изношенных накладок на новые, обеспечив равномерное давление на тормозные элементы.
Выработались диски или барабаны
В похожей ситуации неравномерная работа тормозов может возникнуть из-за сильного износа дисков или барабанов. Иногда достаточно заехать в глубокую лужу, чтобы нагретые диски деформировались из-за резкого изменения температуры.
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «> Изношенный тормозной диск
Долговременная эксплуатация приводит к естественному износу тормозных поверхностей. Так же, как и с накладками, процесс может протекать неравномерно. На одной стороне диска или барабана может остаться достаточная толщина, а на другой — критически малая. В результате нарушается контакт с колодками, давлением неравномерно распределяется, и появляются рывки при торможении. Можно попробовать проточить диски, но если это не поможет, потребуется замена изношенных деталей.
Воздух в гидроприводе тормозов
Очередной распространенной причиной возникновения рывков и вибраций при нажатии на тормоза является скопление воздуха в гидравлическом приводе тормозной системы. К причинам попадания воздуха относятся: утечки в трубопроводах или манжетах из-за износа, неплотные соединения шлангов или низкий уровень тормозной жидкости.
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «> Крышка бачка с ниппелем для легкой прокачки
Образовавшийся воздух создает «пробки» в гидролиниях и вызывает перебои в подаче давления к тормозным механизмам при нажатии на тормоза, что приводит к рывкам. Чтобы решить эту проблему, необходимо полностью «вытравить» воздух из системы, выявить и устранить источники утечек, а также довести уровень тормозной жидкости до нормы.
Не работает регулятор давления
Рывки и «провалы» при торможении могут также быть следствием неисправности регулятора давления («колдуна») — важного компонента гидропривода тормозов.
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «> Регулятор давления
Роль регулятора заключается в обеспечении плавного и равномерного нарастания давления в системе при нажатии на тормоза. Если регулятор выходит из строя, повышение давления происходит с рывками и толчками. Для восстановления нормальной работы тормозов потребуется либо отремонтировать регулятор, либо полностью заменить его на новый.
Люфтят передние суппорты
С течением времени в подвижных соединениях передних суппортов неизбежно возникают люфты, вызванные износом крепежных деталей. Эти зазоры могут стать причиной рывков. Из-за недостаточной прижимной силы суппорт может плохо фиксировать колодки к диску, что приводит к «проваливаниям». В некоторых случаях колодка может слишком сильно прижиматься, и это также вызывает дергания.
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «> Закисший цилиндр суппорта
Чтобы решить эту проблему, рекомендуется отрегулировать зазоры в креплениях суппорта к гидравлическим цилиндрам и устранить лишние люфты. В более сложных случаях может потребоваться разборка и замена изношенных крепежных элементы.
Потрескались сайлентблоки задней подвески
Одной из причин, провоцирующих сбои в тормозной системе, является износ, повреждение или образование трещин в эластичных сайлентблоках задней подвески автомобиля.
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Трещинистый сайлентблок
Эти повреждения приводят к образованию люфтов в системе подвески. Люфты могут быть замечены при торможении, когда возникают резкие толчки и вибрации, ощущаемые на педали и кузове автомобиля. Чтобы устранить эту проблему, потребуется заменить все изношенные сайлентблоки задней подвески на новые, что позволит восстановить их жесткость.
Неравномерный износ шин
Также еще одной причиной, которая может быть не явно выражена при торможении, является неравномерный износ протектора шин на передних или задних колесах. Это может вызывать рывки как при низкой, так и при высокой скорости.
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Неравномерный износ шины
Из-за резкого различия в высоте протектора тормозной путь у каждого колеса оказывается неодинаковым. Эта разница ощущается на педали тормоза в виде рывков. В таком случае необходимо заменить сильно изношенные шины или поменять колеса местами для выравнивания их износа. Кроме того, следует произвести настройку развала и схождения для предотвращения повторения проблемы.
Способы ремонта нестабильности при торможении
После анализа вероятных причин появления неприятных рывков и вибраций при торможении предлагаются следующие меры по исправлению неисправностей:
- освободить, отрегулировать или заменить заедающий привод механизма;
- полностью заменить вышедший из строя ступичный подшипник;
- заменить изношенные тормозные колодки и диски или барабаны;
- полностью удалить воздух из гидравлической системы тормозов;
- отремонтировать или заменить неисправный регулятор давления;
- отрегулировать зазоры суппортов на передних тормозах;
- заменить все дефектные сайлентблоки задней подвески;
- заменить шины с сильным износом или переместить их местами для выравнивания состояния.
Применение данных методов поможет устранить конкретную причину возникновения рывков и восстановить ровную работу тормозной системы.
Методы профилактики если авто дергается
Чтобы максимально продлить срок службы автомобиля и избежать возникновения неисправностей, ведущих к рывкам при торможении, рекомендуется регулярно проверять и обслуживать основные узлы транспортного средства:
- Своевременно проверять состояния колодок, дисков и барабанов, заменяя их по необходимости.
- Периодически проверять ступичные подшипники на наличие люфта.
- Обеспечивать герметичность всех соединений в системе гидравлического тормоза.
- Следить за уровнем тормозной жидкости, не допуская его падения ниже нормы.
- Проверять крепления и состояние всех сайлентблоков подвески.
- Регулярно контролировать степень и равномерность износа шин, оперативно заменяя или меняя их местами.
При замене деталей лучше использовать только качественные запчасти, а все работы по обслуживанию и ремонту рекомендуется доверить профессионалам автосервиса. Регулярные осмотры, обслуживание и замена изношенных деталей помогут значительно продлить срок службы всех узлов автомобиля и избежать множества проблем, в том числе связанных с рывками при торможении.
Часто задаваемые вопросы
Ответим на часто задаваемые вопросы водителей.
Почему машина дергается при торможении
Причины, по которым автомобиль может дергаться при торможении, могут быть разнообразными. К наиболее распространенным относятся: износ тормозных колодок, биение тормозных дисков, поломка ступичного подшипника и подклинивание тормозного механизма.
Какие еще проблемы могут вызывать рывки
Рывки во время торможения могут возникнуть из-за осевого биения колеса, люфта в направляющих суппорта, подклинивания тормозного цилиндра или трения на направляющих.
Могут ли рывки при торможении быть следствием рваного замедления
Да, рывки при торможении могут проявляться сразу после резкого замедления. Этим могут быть вызваны разные факторы, включая неравномерный износ колодок или биение дисков.
Каковы основные причины биения дисков
Основные источники биения тормозных дисков: неправильная установка, механические повреждения, несоответствие между плоскостями дисков и осями привода, а также неравномерное натяжение колесных болтов.
В чем может быть причина подклинивания тормозного механизма
Подклинивание тормозного механизма зачастую обусловлено износом направляющих пальцев, заеданием поршня в цилиндре суппорта, загрязнением поверхности либо неравномерным трением.
Выводы
Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что причины появления резких рывков и вибраций при торможении могут быть различными — от неисправностей тормозной системы до износа элементов подвески и неравномерности износа шин.
Важно правильно выявить неисправность и устранить ее с помощью соответствующих мер. Регулярные проверки, профилактика и своевременная замена деталей помогут значительно увеличить срок службы тормозной системы, обеспечивая безопасность в управлении автомобилем. Если перестановка колес является задачей, с которой можно справиться самостоятельно, то стравливание воздуха из тормозной системы и её прокачка требуют профессионального подхода. С этой задачей легко справятся мастера автосервиса.
Вопросы по теме
Что делать, если машина дергается только при торможении на определенной скорости?
Если ваше авто дергается только при торможении на определенной скорости, это может указывать на проблему с тормозами или подвеской. Вам следует проверить тормозные колодки и диски на наличие износа или деформаций, а также осмотреть амортизаторы и пружины. В случае подозрений на неисправности, рекомендуется обратиться к специалисту для диагностики.
Как состояние шин влияет на дергание автомобиля при торможении?
Состояние шин имеет прямое влияние на управляемость автомобиля и его устойчивость во время торможения. Неровности или неправильное давление в шинах могут привести к ухудшению сцепления с дорогой. Это, в свою очередь, может вызвать рывки при торможении. Регулярная проверка давления и состояния шин поможет избежать таких неприятностей и сделает вашу поездку более безопасной.
Можно ли устранить проблему с рывками при торможении самостоятельно?
Некоторые проблемы с рывками могут быть устранены самостоятельно, например, проверка и замена тормозных колодок или регулировка давления в шинах. Однако, для более сложных неисправностей, таких как неисправности суппортов, изношенные тормозные диски или проблемы с подвеской, рекомендуется обратиться в сервисный центр. Самостоятельные попытки решить сложные проблемы могут привести к еще большему ущербу.