Автомобиль порой может удивить владельца неприятными неисправностями. Например, после запуска двигателя и включения обогрева или климат-контроля, в течение первых нескольких минут система может не выдавать теплый воздух, а стекло начинает запотевать. Однако стоит лишь увеличить обороты двигателя до 2000 в минуту, и ситуация резко меняется: потоки горячего воздуха начинают вытекать из дефлекторов. Что же может быть причиной такой аномалии? Существует шесть возможных факторов, которые можно исправить самостоятельно.
- Низкий уровень охлаждающей жидкости в системе отопления.
- Неисправность термостата, неправильно регулирующего температуру.
- Засоренные радиаторы, мешающие нормальному прогреву воздуха.
- Проблемы с насосом системы циркуляции жидкости.
- Неисправность заслонки отопителя, блокирующая теплый воздух.
- Воздушные пробки в системе, препятствующие правильному отоплению.
Низкий уровень охлаждающей жидкости
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Уровень антифриза
Как показывает практика, даже при нормальной эксплуатации уровень антифриза в системе может упасть. Особенно это вероятно после замены патрубков, радиатора или расширительного бачка, если металлические хомуты недостаточно плотно зажаты, что на низких оборотах не предастся вниманию из-за снижения давления в системе охлаждения. Однако, стоит увеличить обороты, как тосол может начать просачиваться из соединений.
Прежде всего, стоит удостовериться в уровне антифриза. На расширительном бачке имеется ряд меток:
- Min: минимальная не ниже.
- Max: максимальная предельно допустимая.
Если уровень находится между указанными метками, всё в порядке. При падении ниже отметки Min, необходимо дополнить жидкость. Также стоит проверить герметичность всех соединений системы охлаждения.
Сломался термостат
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Механизм термостата
Работа термостата осуществляется просто: при запуске двигателя антифриз начинает циркулировать по малому кругу, избегая радиатора, так как напиток еще холодный и охлаждать его не требуется. Через 5–6 минут клапан термостата открывается, позволяя тосолу попасть в радиатор. При этом отверстие открывается постепенно, и сразу же запускается электрический вентилятор, который способствует охлаждению.
Если термостат неисправен, клапан может открываться слишком быстро, особенно если пружина ослабла. В этом случае тосол может поступить в радиатор и долго не нагреваться. Для диагностики потребуется снять термостат. Но при этом вся охлаждающая жидкость вытекает. Существует несколько способов его проверки в зависимости от конструкции:
- Открытая: довести воду до кипения, затем опустить термостат в кастрюлю. Клапан должен плавно открываться и закрываться через минуту после извлечения.
- Закрытая: постепенно заливать горячую воду во впускной патрубок. Вначале жидкость будет вытекать из малого круга, а после истечет через минуту из большого.
Также имеются методы диагностики термостата, не снимая его. Если термостат поврежден, потребуется его замена. После этого функционирование печки должно восстановиться.
Забился, завоздушился радиатор отопителя
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Очистка радиатора печки
Антифриз не содержит воду с примесями, но даже качественные охлаждающие жидкости могут накапливать отложения на металлических поверхностях при высоких температурах. Со временем соты радиатора могут забиваться, и тосол перестает нормально циркулировать, что особенно становится заметно на холостых оборотах. Чтобы решить эту проблему, необходимо промыть радиатор, следуя следующему алгоритму:
- Заполнить 10-литровое ведро водой, добавить лимонную кислоту, тщательно размешать.
- Опустить в воду погружной насос и соединить его с входным патрубком радиатора.
- Установить второй шланг на выходной патрубок и направить его обратно в ведро с лимонной водой.
- Запустить насос и подождать 10-15 минут, чтобы раствор прочистил все загрязнения и очистил внутренние поверхности радиатора.
Первой причиной того, что печка дует холодным воздухом на холостых оборотах, может быть неправильная работа термостата. Если термостат застрял в открытом положении, это может привести к тому, что охлаждающая жидкость не нагревается до необходимой температуры, и, как следствие, печка будет подавать холодный воздух. Важно проверить состояние термостата и при необходимости заменить его.
Вторая причина — это проблемы с системой охлаждения. Например, если уровень охлаждающей жидкости слишком низкий, это может повлиять на эффективность работы отопительной системы. Утечки в радиаторе или шлангах также могут приводить к недостаточному объему жидкости, что станет причиной подачи холодного воздуха. Регулярная проверка и доливка охлаждающей жидкости могут решить эту проблему.
Третья возможная причина заключается в неисправности отопительного радиатора. Если радиатор забит грязью или коррозией, теплоотдача ухудшается, и на холостых оборотах печка может просто не успевать нагревать выходящий воздух. Рекомендуется провести промывку радиатора или его замену при необходимости, чтобы обеспечить правильную циркуляцию тепла в системе.
При этом насос лучше использовать низковольтный, чтобы избежать повреждения сот радиатора высокоточным потоком воды. После очистки, следует долить новое количество антифриза и проверить, работает ли печка. Если причина была в засоре, она должна обеспечить теплый воздух даже на холостых.
Важно. Воздушные пробки в радиаторе могут указывать на поврежденную прокладку головки блока цилиндров.
Чтобы удалить воздушную пробку из системы, нужно прогреть двигатель до 60 °C, затем снять верхний шланг системы охлаждения — в карбюраторных автомобилях это в нижней части карбюратора, а у инжекторных — подогрев дросселя. С этого шланга нужно направить поток в широкую емкость. Затем следует дуть в расширительный бачок до тех пор, пока антифриз не пойдет без пузырьков воздуха. Существуют и другие способы, которые помогут удалить воздух из системы охлаждения.
Заклинил клапан пробки расширительного бачка
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Работа клапанов на пробках
На заливных горловинах обычно установлены крышки с клапанами высокого и низкого давления, которые защищают систему от перегрева. Однако они могут опосредованно влиять на работоспособность системы отопления. При работе двигателя температура и давление тосола увеличиваются. Когда давление достигает 1,5 атмосферы, клапан сбрасывает избыточное давление.
С повреждением возможно возникновение вакуума в расширительном бачке по окончании работы двигателя, который сжимает шланги и патрубки, замедляя циркуляцию антифриза в радиаторе отопления. Поэтому печка может выдавать холодный воздух. Рекомендуем заменить пробку на исправную.
Вышла из строя помпа
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Работающая и неисправная помпа
Время от времени крыльчатка насоса может приходить в негодность. Если насос функционирует неэффективно, это ведет к снижению потока охлаждающей жидкости. Если насос приводится в движение посредством ремня ГРМ, диагностика может стать достаточно сложной. Рассмотрим способы проверки, которые не требуют снятия насоса:
- Осмотр. Нужно внимательно изучить соединение помпы с блоком двигателя. Протечка может свидетельствовать о необходимости замены насоса.
- Проверка люфта. Нужно взять вал и проверить его на подвижность, если есть люфт — это может указывать на неисправность.
- Проверка сжатия патрубка. Прогреть двигатель до открытия большого круга. Патрубок радиатора должен пульсировать.
Если насос вышел из строя, его следует заменить, иначе может возникнуть множество серьёзных поломок, от перегрева двигателя до выхода из строя газораспределительного механизма.
Не работает кран печки
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Установка крана отопителя
Рядом с радиатором отопителя, в центральной консоли автомобиля, располагается кран, который может быть как механическим, так и электрическим. Этот элемент необходим для регулирования потока антифриза. В летний период не требуется полное отопление салона, поэтому кран может быть закрыт наполовину. На старых моделях это делают вручную, а на современных — автоматически.
Если печка выдает холодный воздух, возможно, заслонка не открывается полностью. Тосол может поступать в радиатор недостаточно быстро, особенно на малых оборотах. Механический кран можно проверить самостоятельно, в то время как проверка электрического требует специалиста. Неисправный кран необходимо заменить.
Выводы
К основным причинам недостаточного теплоснабжения печки относятся неисправности в системе охлаждения. Рассмотрим кратко основные моменты:
№ | style=»text-align: center;»>Обоснование |
1 | style=»text-align: center;»>Недостаток охлаждающей жидкости |
2 | style=»text-align: center;»>Неисправность термостата |
Три | style=»text-align: center;»>В радиаторе отопления образовались воздух и заблокировка |
4 | style=»text-align: center;»>Заблокировался клапан на пробке расширительного бачка |
5 | style=»text-align: center;»>Помпа вышла из строя |
6 | style=»text-align: center;»>Кран печки не функционирует |
Многие неисправности можно выявить самостоятельно. Однако это не всегда решит проблему. Рассмотрим простой случай. Водитель заметил, что уровень антифриза в расширительном бачке уменьшился. Он просто долил жидкость и продолжил эксплуатацию автомобиля, не обращая на это внимания. В итоге причина заключалась в поврежденной прокладке ГБЦ. Спустя неделю из-за высокого давления в системе отопления образовалась трещина, и радиатор пришлось заменять.
Специалисты автосервиса проведут качественную диагностику, выявят настоящую причину неисправности и быстро с ней справятся. В результате печка перестанет дуть холодным воздухом на холостом ходу, и подобные проблемы больше не возникнут. Это поможет избежать негативных последствий, вызванных несвоевременным обращением.
Вопросы по теме
Почему печка на холостых оборотах может дуть холодным воздухом, даже если двигатель прогрет?
Если печка на холостых оборотах продолжает дуть холодным воздухом, это может быть связано с проблемами в системе охлаждения, такими как воздух в системе или недостаток охлаждающей жидкости. Также стоит обратить внимание на термостат: если он залип, это может мешать нормальной циркуляции жидкости. Не забывайте и о работе печного радиатора — засоры могут также приводить к недостаточному прогреву воздуха.
Как влияние внешней температуры может сказаться на работе печки автомобиля на холостых оборотах?
Внешняя температура играет важную роль в эффективности работы системы отопления. На холостых оборотах холодный воздух из внешней среды может негативно влиять на прогрев салона, особенно в зимний период. В этом случае лучшим решением будет использовать автономный обогреватель или увеличивать обороты двигателя, что позволит повысить поток теплоносителя в системе отопления.
Какие дополнительные факторы могут способствовать появлению холодного воздуха в печке на холостых оборотах в старых автомобилях?
В старых автомобилях могут возникать дополнительные проблемы, способствующие появлению холодного воздуха в печке. Одной из таких причин является износ теплообменника, что может привести к снижению теплопередачи. Также стоит учесть недостаточный поток воздуха из-за износа вентиляторов или их ложной настройки. Не забывайте также про возможные утечки в системе, которые могли бы снизить эффективность работы системы отопления.