Почему стартер крутит в холостую и не зацепляет маховик: основные причины и решения

Когда стартер работает без нагрузки, и двигатель не запускается, важно выявить конкретную причину. Чаще всего это связано с износом зубьев маховика, поломкой вилки или сдвигом шестерни бендикса. Недостаточная компрессия двигателя или электрические сбои в пусковом механизме также могут прерывать процесс запуска. Ниже рассмотрим, как поступить в подобных ситуациях.

Коротко о главном
  • Причина 1: Износ бендикса — недостаточная насечка для зацепления с маховиком.
  • Причина 2: Неправильная установка стартера — неправильное положение может препятствовать зацеплению.
  • Причина 3: Неисправность реле стартера — не подает напряжение на стартер.
  • Способ решения 1: Замена бендикса — установить новый, исправный элемент.
  • Способ решения 2: Проверка и регулировка установки стартера — убедиться в правильном расположении.
  • Способ решения 3: Проверка электропроводки и реле — диагностировать и при необходимости заменить неисправные компоненты.

Крутит и не цепляет — в чем причина?

Существует множество факторов, способных нарушить правильное функционирование стартера.

Например, в зимний период стартер часто создает трудности, так как масло становится более вязким, и стартер теряет мощность для вращения коленчатого вала.

Если стартер вращается, но не захватывает — можно выделить пять основных причин.

Рассмотрим их подробнее:

  • износ зубьев маховика — они перестают нормально соединяться с бендиксом;
  • поломка вилки;
  • некорректное положение шестерни стартера;
  • проблемы с электричеством — износ частей, таких как втягивающее реле или втулки;
  • низкая компрессия — отсутствует или слишком мала.

Каждый из этих аспектов требует детального изучения.

Зубья маховика

Со временем маховик подвержен износу. Наиболее быстро изнашивается венец, который взаимодействует со стартером. Неправильное использование ключа зажигания также приводит к стачиванию зубьев, как и постоянные нагрузки на детали.

При этом шестерня стартера или обгонная муфта может прокручиваться без какой-либо связи с маховиком.

Проверить состояние зубьев маховика можно без снятия стартера. Для этого нужно:

  • включить третью или четвертую передачу;
  • попробовать сдвинуть автомобиль на полметра вперед, задействовав несколько человек;
  • пробовать снова запустить двигатель.

Если двигатель запускается, венец необходимо заменить. Это подтверждает, что какой-либо зубец изношен. Возможно, что они стачивались по всему кругу, но столь частое явление — редкость.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>
Износ зубьев венца маховика

Поломка вилки

Вилка стартера — это особый рычаг, изготавливаемый из пластиковых или металлических материалов. Она передает усилие от втягивающего реле к пускателю. Если эта деталь повреждена, запуск двигателя оказывается невозможным, так как обгонная муфта не может выдвинуться.

Частые причины поломки вилки включают в себя:

  • износ крепежных деталей — особенно это касается пластиковых вилок, так как их сломанные штифты не подлежат ремонту, и приходится заменять весь элемент;
  • перегрев стартера — в случае заклинивания обгонной муфты или неисправных контактов, пускатель может не отключиться после запуска, что приводит к повреждению вилки;
  • длительное удерживание ключа зажигания — приводит к поломке из-за человеческой ошибки.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>
Сломанная вилка стартера

Замечено, что на современных автомобилях с хорошей шумоизоляцией вилки стартеров ломаются чаще. Причина кроется в том, что водитель может не услышать, когда двигатель запускается, и продолжает крутить ключ.

Перекос шестерни

Когда стартер работает, но не захватывает маховик, это может быть свидетельством того, что шестерня бендикса находится в неправильном положении. Причина этого в деформации подпружинивающей детали. Обычно такая неисправность приводит к тому, что муфта касается венца маховика лишь краем. Это создает неудобные звуки — лязг и скрежет.

Длительное удерживание ключа в положении «пуск» не приведет ни к чему хорошему. Поэтому запуск стартера необходимо останавливать, иначе есть риск поломки различных компонентов, вплоть до облома зубьев шестерни.

Мнение эксперта
Александр Степанов
Автоэксперт с 20 летним стажем, автомеханик по образованию

Ситуация, когда стартер крутит в холостую, но не зацепляет маховик, часто возникает из-за износа или повреждения зубчатого венца на маховике. Такое может произойти при длительной эксплуатации автомобиля, вследствие чего зубья венца стираются и не могут обеспечить надежное сцепление с бендиксом стартера. Также причиной может быть сам бендикс, который не подает достаточного давления для входа в зацепление. Это часто видно по характерному звуку – стартер издает шум, но система не срабатывает должным образом.

Другой распространенной причиной может быть неисправность электропривода стартера. Если контакт не подается должным образом, бендикс может не выполнять свою функцию. Проверьте, не повреждены ли провода и клеммы, и нет ли окисления. В таком случае достаточно просто восстановить контакт или заменить неисправные элементы. Также стоит обратить внимание на состояние зарядного устройства аккумулятора: недостаточная сила тока может быть не в состоянии запустить стартер должным образом.

Если у вас есть опыт работы с автомобилями, начать диагностику лучше всего с визуального осмотра стартера и маховика. Проверка на предмет повреждений, а также замена изношенных частей может решить проблему. В случае если сам стартер работает неправильно, его стоит протестировать или отдать в сервис для проверки. Устранение таких неисправностей может занять время, но правильная диагностика в сочетании с качественными запчастями поможет надежно восстановить функционирование системы запуска автомобиля.

Другим фактором, вызывающим перекос шестерни, может быть банальное усталостное износ. Части постепенно стачиваются и реже попадают в зацепление с венцом, что ведет к повышению нагрузки и еще большему износу. При ударах о поверхность маховика обгонная муфта теряет свое естественное положение.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>
Перекос шестерни бендикса

Причина в электропитании

Не стоит исключать возможность электрических неполадок. Проблемы могут быть связаны с втягивающим реле, которое расположено на стартере и представляет собой магнит с двумя обмотками.

  1. Одна из обмоток — втягивающая, она выдвигает шестерню и замыкает контакты для подачи тока на щетки стартера. Она соединена с клеммами управления и электрическим моторчиком.
  2. Вторая катушка создает дополнительное усилие, чтобы обеспечить надежное соединение обгонной муфты с маховиком. Она называется удерживающей и подключается к корпусу и управляющим выводам.

Наиболее распространенные проблемы с этой деталью включают: полное сгорание обмоток, износ контактных пластин, разрушение возвратной пружины или якоря, межвитковое замыкание стартера. В любом случае, если бендикс не фиксируется, вращение не передается на двигатель. Это и есть причина, по которой муфта вращается без нагрузки — не взаимодействует с маховиком. Как правило, неисправное реле заменяют, так как обмотки редко восстанавливаются.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>
Прозвонка втягивающей обмотки реле мультиметром

Еще одна проблема может таиться в самом стартере. Часто его можно отремонтировать, так как его съемные части — щетки, якорь и статор — легко поддаются замене. Однако самой распространенной причиной, когда двигатель не запускается, являются изношенные втулки.

Втулки представляют собой подшипники, которые удерживают якорь с обеих сторон. При значительном износе ротор начинает двигаться, что приводит к его заклиниванию. Именно поэтому стартер может работать «вхолостую».

Вот что происходит, например, на современных автомобилях с работающим стартером на изношенных втулках:

  • электродвигатель требует больше напряжения;
  • вследствие этого напряжение в электрической системе автомобиля падает;
  • если вольтаж опускается ниже 9, происходит отключение ЭБУ;
  • система не генерирует искру, стартер вращает вал, но двигатель не запускается.

Конечно, втулки подлежат замене. Но еще лучше полностью заменить стартер, особенно если он служит уже долгое время.

Низкая компрессия

В заключение, если стартер вращается, но двигатель не запускается, это может быть вызвано проблемами с самим двигателем. Например, это может быть из-за низкой компрессии, что часто наблюдается утром или в холодное время года. Давление оказывается недостаточным для сжатия топливной смеси, в результате чего ДВС не может запуститься. Кроме этого, коленвал может иметь повышенное сопротивление, что затрудняет запуск.

Слабая компрессия может быть связана с такими проблемами:

  • задиры на цилиндрах;
  • неисправности поршневых колец;
  • прогорание прокладки блока;
  • треснувшая ГБЦ;
  • негерметичность клапанов ГРМ.

Примечательно, что в некоторых случаях добавление небольшого количества масла может помочь повысить компрессию. Рекомендуется использовать синтетическое масло.

В некоторых ситуациях может быть целесообразно воспользоваться специализированной присадкой (более детальная информация представлена ниже).

Что делать

В дальнейшем, представлены рекомендации по действиям при наличии определенной проблемы. Обычно ремонт подобных неисправностей лучше доверить специалистам на сервисе.

1. Зубья маховика. Как правило, требуется демонтаж стартера и тщательный осмотр. При подтверждении износа часто заменяют не только венец, но и сам бендикс.

2. Вилка. Обычно в автосервисе определяют поломку после тестирования автомобиля, и только затем приступают к демонтажу стартера. Необходимо разобрать узел и проверить все его компоненты. Исправные детали подготавливаются к обратной сборке, а изношенные — заменяются. После установки вилки стартер TESTируется на стенде, затем снова устанавливается на автомобиль.

3. Шестерня. Перекос также подлежит ремонту. Стартер нужно снять и разобрать. После подачи напряжения с аккумулятора на выводы пускателя проводятся тесты хода шестерни. Шестерня должна выдвигаться на 0,3–1,5 мм. Регулировать деталь можно, используя проставочные шайбы под крепления втягивающего реле. Причиной перекоса может быть якорь или его подшипники, поэтому необходимо тщательно проверить и их состояние.

4. Электропитание. Любая электрическая неисправность требует немедленного вмешательства. В противном случае это может привести к замыканию и повреждению устройства. Обязательно нужно проверить, как щетки контактируют с коллектором, состояние втягивающего реле и коллектора якоря. При необходимости дополнительно подлежат замене втулки, если их осмотр показывает износ.

5. Компрессия. Этот термин обозначает давление, возникающее в верхней части цилиндра во время сжатия. Низкий уровень или полное отсутствие этого показателя свидетельствует о наличии неисправностей. В таких случаях может понадобиться капитальный ремонт двигателя. Однако иногда получается решить проблему с помощью специальных добавок. К примеру, можно добавить немного синтетического масла, которое снизит трение и обеспечит бесперебойный запуск холодного двигателя.

Процесс замены бендикса стартера зависит от его конструкции. Существуют механизмы с элементом «клюв» (наиболее распространенные) и без него. В случае с первым вариантом передняя часть вала выполнена в одном корпусе, а во втором — она размещена в картере отдельно.

При установке бендикса возникают сложности в основном из-за необходимости вставки опорного подшипника качения. Этот элемент имеет асимметричную форму и специальную широкую фаску, что облегчает его установку. Если подшипник неправильно снять, он может легко подвергнуться деформации, поэтому перед сборкой следует его выправить. Установка детали осуществляется строго без перекоса.

Таким образом, если стартер не захватывает маховик, необходимо выяснить причину неисправности. Если попытки самостоятельно запустить двигатель не приводят к успеху, целесообразно вызвать эвакуатор и доставить автомобиль в автосервис.

Вопросы по теме

Почему стартер может крутить в холостую даже при исправном аккумуляторе?

Крутящий момент стартерa зависит не только от уровня заряда аккумулятора, но и от состояния его соединений, качества контактных проводов и вероятности наличия коррозии. Если контакты плохие, стартер не сможет передать достаточную мощность на зубья маховика. Кроме того, износ шестерни стартера или маховика также может привести к ситуации, когда стартер крутится, но не захватывает маховик.

Как определить, что проблема заключается именно в стартере, а не в других компонентах системы запуска?

Для начала стоит проверить аккумулятор, убедившись, что он полностью заряжен и контакты чистые. Затем можно ослушать стартер: если он издает звук, но не захватывает маховик, значит, проблема может быть в нем. Обратите внимание на состояние шестерни стартера и маховика. Иногда можно визуально заметить износ или повреждения. Если все компоненты кажутся исправными, проверьте реле стартера и проводку.

Каковы последствия длительной эксплуатации автомобиля с неисправным стартером?

Длительная эксплуатация с неисправным стартером может не только ухудшить его состояние, но и привести к более серьезным проблемам в системе запуска. Например, повреждение маховика может потребовать более дорогого ремонта, включая замену всей системы. Также есть риск разряда аккумулятора, так как стартер может постоянно пытаться запуститься безрезультатно, что ведет к его быстрому износу.

Оцените статью
Авто Альянс
Добавить комментарий