Почему турбина сбрасывает масло: 4 основные причины для бензиновых и дизельных двигателей

Турбированные двигатели могут похвастаться высоким крутящим моментом и экономичным потреблением топлива. Однако, усложнение их конструкции часто приводит к повышенной вероятности возникновения неисправностей. Наши клиенты нередко сообщают о ситуации, когда турбина подкачивает масло в интеркулер, а также во впускной и выпускной коллекторы. Данная проблема может возникнуть как в дизельных, так и в бензиновых двигателях. Хорошая новость заключается в том, что обычно сам турбокомпрессор остается функциональным – в 90% случаев его менять не требуется. Плохая новость — нужно искать источник проблемы в системе вентиляции картера, в сливном масляном трубопроводе, воздушном фильтре или в выхлопной системе. Давайте подробнее разберем причины и последствия утечек.

Коротко о главном
  • Износ уплотнений: С течением времени уплотнительные кольца могут износиться, позволяя маслу проникать в турбину.
  • Неправильный монтаж: Неправильная установка или недостаточное затягивание соединений может привести к утечкам масла.
  • Заб clogged масла: Загрязненные масляные каналы могут подорвать циркуляцию масла и привести к его утечке.
  • Повышенное давление в системе: Неправильная работа системы PCV может привести к избыточному давлению и выбросу масла.
  • Качество масла: Использование некачественного или неподходящего масла может усугубить проблемы с утечками.

Механизм развития утечек

В идеальных условиях смазка предназначена исключительно для подшипников вала, к которому закреплены крыльчатки как в холодной, так и в горячей частях турбокомпрессора. Таким образом, масло может утечь лишь из полости ротора. Чтобы предотвратить газовывод со стороны впускного и выпускного коллекторов, на валу имеются уплотнительные кольца — по одному с каждой стороны. Эти сальники предназначены для предотвращения прорыва газов, однако они не могут полностью остановить протечки. При высоких оборотах от 80 до 250 тысяч в минуту резина может деформироваться до состояния «опилок». На второй линии, после прокладок, расположены динамические уплотнители — канавки, вырезанные на валу. Под воздействием центробежной силы масло зацепляется за эти канавки и затем покидает корпус. При повышении давления эффективность работы системы существенно снижается.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Утечка масла

Высокое давление может вытолкнуть смазку за пределы динамических и затем резинок уплотнителей. Это приводит к попаданию эксплуатационной жидкости во впускной коллектор или интеркулер. В некоторых случаях масло может попасть и в выхлопную систему, вызывая засорение катализатора и, как следствие, прогар глушителя.

Причины гона масла

Начнем с более серьезного случая. При длительной эксплуатации турбокомпрессора подшипники изнашиваются, вал начинает свободно перемещаться в своем посадочном месте, образовывая значительные зазоры. В этом случае динамические и резиноовые уплотнители теряют свою эффективность. Поэтому в старых двигателях наблюдается выработка масла турбиной. Определить проблему можно по скрежещу, исходящему от улиток, которое становится более явным при нажатии на педаль акселератора. Это, к счастью, встречается не так часто. Ниже представлен краткий список возможных неисправностей в табличном формате:

style=»text-align: center;»>Обоснование

style=»text-align: center;»>Как поступить

Система вентиляции картерных газов не функционирует

Убедиться в отсутствии засоров в центробежном маслоотделителе, провести осмотр клапана системы (возможна его блокировка) и проверить состояние патрубков (они могут быть повреждены).

Произошло загрязнение сливной системы турбокомпрессора

Удалите и очистите шланг или трубку от накопившихся загрязнений, тщательно промойте их.

Воздушный фильтр засорился

Установить новый фильтр и убедиться, что впускной патрубок не имеет никаких повреждений.

Сопротивление в системе выпуска

Проведите проверку сажевого фильтра и каталитического нейтрализатора. Если они загрязнены, требуется их замена. Также необходимо удостовериться в отсутствии деформаций на корпусе глушителя.

Разберем подробно четыре ключевые причины. Проблемы могут возникнуть как у бензиновых, так и у дизельных двигателей. В редких случаях неисправности касаются даже новых турбин, особенно если уровень масла превышен.

Отказала система вентиляции картерных газов

Мы установили, что масло в турбину проникает из-за повышенного давления. Система вентиляции картерных газов (СВКГ) необходима для нормализации этого давления. Если СВКГ не функционирует должным образом, смазочное масло может попасть в систему турбонаддува. В результате динамические уплотнители не успевают отводить избыточный объем масла в сливную магистраль. Оно проникает в турбину и далее в интеркулер, а также в впускной и выпускной коллекторы.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Неисправность системы вентиляции картера

Одной из возможных причин может быть неправильно работающий клапан вентиляции картерных газов (PCV), который иногда застревает в закрытом положении. В этом случае его необходимо проверить на подвижность и, если понадобится, заменить. Также довольно часто проблема заключается в зажиме или загрязнении воздушного патрубка, что ограничивает выход газов из картерной системы. Следует проверить, насколько свободно проходят шланги.

Иногда причина кроется в засорении центробежного маслоотделителя, что приводит к повышению давления в картере и выдавливанию масла через уплотнения турбины. Необходимо провести проверку и при необходимости очистить маслоотделитель.

Мнение эксперта
Александр Степанов
Автоэксперт с 20 летним стажем, автомеханик по образованию

Первая причина, по которой турбина может гонить масло, — это износ уплотнительных колец. Со временем, под воздействием высоких температур и давления, материалы уплотнений теряют свою эластичность и могут начать пропускать масло в камеры сгорания. Это проблема как для бензиновых, так и для дизельных двигателей, особенно если автомобиль эксплуатируется в жестких условиях или имеет высокую пробегу.

Вторая причина — это повреждение подшипников турбины. Низкое качество масла, грязь или недостаточный уровень смазки могут привести к увеличению зазоров между подшипниками и валом турбины. В результате масла будет попадать туда, где оно не должно находиться, что также приводит к его сгоранию в камере сгорания. Это довольно распространенная ситуация, особенно в старых моторах.

Третья причина — это перегрев двигателя. При слишком высокой температуре масла оно теряет свои смазывающие свойства, что может привести к его протечкам в турбине. В дизельных двигателях это часто связано с перегрузками или неправильной настройкой системы охлаждения, в то время как в бензиновых — с неисправностями в системе зажигания или с использованием некачественного топлива. Четвертая причина — это неправильно установленный или поврежденный трубопровод для масла, что также может стать источником утечки и стать причиной ущерба для турбокомпрессора.

Засорилась сливная магистраль турбонагнетателя

Ситуация, когда турбина начинает выбрасывать масло, возникает из-за засорения сливной магистрали турбокомпрессора. Эта магистраль предназначена для отвода отработанного масла от подшипников турбины обратно в картер двигателя. При наличии засора отток затруднен, что ведет к повышению давления в системе смазки.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Засор сливной магистрали

Из-за избыточного давления масло может вытекать через уплотнения вала турбины в зону, где находятся компрессионные лопатки. Это приводит к попаданию смазки во впускные и выпускные коллекторы двигателя. Чтобы устранить эту проблему, необходимо очистить сливную магистраль турбокомпрессора, что требует демонтажа трубопровода и его прочистки с помощью ершика или под давлением.

Рекомендуется также осмотреть маслоприемник турбины, фильтрующий элемент масляного фильтра и каналы в блоке двигателя, через которые проходит сливная магистраль. При наличии загрязнений их надо очистить, чтобы восстановить нормальную работу системы смазки турбокомпрессора.

Забился воздушный фильтр или патрубок

Утечка масла через турбину может также происходить из-за засорения воздушного фильтра или воздухозаборника. Загрязнение этих элементов приводит к повышенному сопротивлению, снижая давление наддува, создаваемое турбокомпрессором.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Забился воздушный фильтр или патрубок

Турбина продолжает работать на прежней угловой скорости, соответствующей оборотам коленчатого вала, но из-за низкого давления наддува она функционирует в аварийном режиме. Это создает вакуум, что уменьшает давление в системе смазки компрессора. Уплотнения вала начинают пропускать масло вместе с отработанными газами.

Чтобы восстановить нормальную работу, необходимо заменить или очистить загрязненный фильтрующий элемент и воздухозаборник. Следует проверить, нет ли вмятин или заломов на патрубке, что может уменьшать его сечение и пропускную способность. Рекомендуется также проверить давление в системе смазки турбокомпрессора и при необходимости отрегулировать подачу масла, чтобы избежать повторных проблем.

Сопротивление в выхлопной системе

Избыточное масло в корпусе турбины возникает при засорении катализатора или сажевого фильтра, а также из-за деформации глушителя. Это связано с увеличением сопротивления отработанных газов. Забитый катализатор или поврежденная банка глушителя ограничивают выход газов из выпускного тракта, что, в свою очередь, приводит к повышенному сопротивлению на лопатках турбины.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Забита выхлопная система

В таких условиях турбина вынуждена работать под большой нагрузкой, что вызывает повышение давления в системе смазки и может приводить к утечке газов через уплотнения вала.

Для решения проблемы важно восстановить нормальный отвод отработанных газов, очистив катализатор и сажевый фильтр или заменив их. При деформациях глушителя необходимо отремонтировать или заменить поврежденные элементы, что поможет снизить сопротивление на турбокомпрессоре и предотвратить утечки.

Типичные признаки течи из турбонагнетателя

Определить, что с турбокомпрессором что-то не так, можно по следующим признакам:

  1. Появление синего дыма из выхлопной трубы — это свидетельствует о попадании моторного масла в выпускной тракт и его сгорании вместе с отработанными газами.
  2. Увеличение расхода масла, при утечках из турбокомпрессора уровень в картере может понижаться быстрее обычного.
  3. Наличие масляных пятен или налета на внутренней поверхности выхлопной трубы, сигнализирующее о попадании жидкости в выхлоп.
  4. Посторонние звуки, шум от работы турбины, что может указывать на ослабление креплений или проблемы со смазкой из-за утечек.
  5. Снижение давления масла в двигателе, следствие утечек в системе смазки турбокомпрессора.
  6. Уменьшение мощности и динамики двигателя, вызванное утечками масла и пониженной эффективностью турбонаддува.

При появлении данных симптомов важно провести диагностику турбины и выяснить причины утечек масла, а затем устранить выявленные неисправности.

Норма расхода масла

Расход масла для двигателей можно условно разделить на несколько категорий. Для современных бензиновых двигателей нормальным считается расход не более 0,5 литра на 1000 км пробега. Если масло нужно доливать чаще одного раза на 5000 км, это повод обратить внимание и провести диагностику.

Для дизельных двигателей допустимый расход может составлять до 0,8 литров на 1000 км, поскольку такие двигатели работают при более высоких температурах и давлении. Если расход превышает 1 литр на 1000 км, это уже повод для беспокойства.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Расход масла для бензинового и дизельного мотора

Повышенный расход масла может указывать на внутренние утечки через прокладки, маслосъемные колпачки или сальники. Также возможны неисправности в работе турбокомпрессора или проблемы с вентиляцией картера.

Чтобы выявить причину, требуется провести комплексную диагностику, проверить состояние картера, турбины и системы смазки. Своевременное выявление и устранение неисправностей поможет предотвратить дальнейшее повреждение и износ двигателя. Рекомендуется заменять масло по графику, чтобы поддерживать стабильную работу двигателя.

Последствия для автомобиля

Наличие масла в корпусе турбины может повлечь за собой ряд негативных последствий как для самого турбокомпрессора, так и для двигателя и выхлопной системы автомобиля. Рассмотрим подробнее возможные последствия:

  1. Увеличенный износ подшипников и других компонентов турбины. Недостаточная смазка из-за утечек может привести к так называемому «сухому трению», в результате чего подшипники быстро выходят из строя.
  2. Поломка турбокомпрессора. Разрушение или прогорание подшипников может стать причиной полной деформации турбины и разрушения ее крыльчатки.
  3. Снижение мощности и ускорения мотора. Из-за ухудшения работы турбины ухудшается степень наддува, что приводит к падению мощностных характеристик двигателя.
  4. Разрушение выхлопной системы. Масло, поступая на раскаленные детали выхлопа, может воспламеняться, что приводит к прожиганию выхлопной трубы и других элементов.
  5. Закоксовка двигателя. При попадании масла в камеры сгорания оно сгорает не полностью, создавая отложения на поршнях, клапанах и стенках цилиндров.
  6. Повышенный износ цилиндров. Попадая в камеры сгорания, масло разжижает топливно-воздушную смесь и смывает масляную пленку со стенок цилиндров, что приводит к их быстрому износу. Это может вызвать задиры на цилиндрах.

В результате водитель сталкивается со снижением ресурса и преждевременным выходом двигателя из строя. Все вышеперечисленные факторы могут значительно сократить срок работы мотора. Лишнее количество масла в турбине вызывает ряд негативных последствий, ускоряющих износ как самого турбокомпрессора, так и других систем автомобиля.

Выводы

Мы рассмотрели основные причины, по которым турбина может терять масло:

  • неисправности системы вентиляции картера;
  • засорение сливной магистрали турбокомпрессора;
  • загрязнение воздушного тракта (фильтров, воздухозаборника);
  • повышенное сопротивление отработанных газов;
  • износ уплотнительных элементов и нарушение смазки турбины.

Большинство из этих неисправностей возможно устранить самостоятельно, если есть нужные навыки и знания. Однако это требует значительных усилий и времени, поэтому в большинстве случаев более целесообразно обратиться в профессиональный автосервис.

Эксперты оперативно выявляют точную причину утечки и устраняют ее. Это позволит избежать множества неудачных попыток самостоятельного ремонта. Кроме того, в автосервисе имеется всё необходимое: оборудование, инструменты и запасные части. Обращение к специалистам является разумным выбором для решения проблемы, когда турбина начинает пропускать масло.

Вопросы по теме

Что делать, если турбина гонит масло, и как это влияет на двигатель?

Если вы заметили, что турбина гонит масло, первым делом нужно остановить эксплуатацию автомобиля. Проблема может привести к серьезным повреждениям двигателя и другим компонентам трансмиссии. Следует провести диагностику, определить источник утечки и устранить неисправность, заменив уплотнения, проверив систему вентиляции картера или даже заменив саму турбину при необходимости. Регулярное техническое обслуживание и контроль состояния масла помогут предотвратить такие проблемы.

Как узнать, что турбина гонит масло, не разбирая двигатель?

Одним из первых признаков того, что турбина может гонить масло, являются
1. Неприятные запахи масла в салоне,
2. Появление голубоватого дыма из выхлопной трубы,
3. Увеличение расхода масла без видимых утечек на поверхности.
Если вы наблюдаете эти симптомы, рекомендуем обратиться к специалистам для проверки состояния турбокомпрессора и других систем автомобиля.

Почему некоторые автомобили больше подвержены проблеме с утечкой масла через турбину?

Некоторые автомобили, особенно модели с высоконагруженными двигателями и мощными турбинами, могут быть более подвержены утечкам масла из-за конструкции турбокомпрессора и других факторов. К примеру, в таких автомобилях может использоваться более высокое давление наддува, что увеличивает вероятность выхода масла через старые или поврежденные уплотнения. Также возраст автомобиля и качество материалов, из которых изготовлены его компоненты, могут сыграть существенную роль в развитии этой проблемы.

Оцените статью
Авто Альянс
Добавить комментарий