Каждому автомобилисту полезно знать, как демонтировать датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ), так как этот элемент отвечает за контроль терморегуляции двигателя. Он служит для измерения температуры охлаждающей жидкости (ОЖ) и отображает данные на приборной панели. Понимая, как функционирует этот датчик, можно эффективно контролировать состояние двигателя.
«`html
- Подготовьте инструменты: ключи, отвертки, новая запчасть и контейнер для слива жидкости.
- Откройте капот и найдите датчик охлаждающей жидкости, обычно он расположен на радиаторе или патрубке.
- Слейте охлаждающую жидкость из системы, чтобы избежать пролива при снятии датчика.
- Отсоедините электрический разъем датчика и аккуратно открутите его.
- Установите новый датчик на место, затяните и подсоедините разъем.
- Залейте охлаждающую жидкость, запустите двигатель и проверьте на утечки.
«`
Неисправность ДТОЖ или его цепей может привести к увеличению выбросов углекислого газа и других вредных веществ в атмосферу. Кроме того, это может означать рост расхода топлива, перегрев двигателя или его медленное нагревание. Чтобы избежать таких последствий, важно ознакомиться с конструкцией этого датчика и процессом его замены.
Принцип действия датчика охлаждающей жидкости
Предшественниками современных датчиков температуры охлаждающей жидкости были термореле, которые использовались в некоторых типах бензиновых двигателей. Например, такое устройство встречается в системе впрыска K-Jetronic. При открытых контактах термореле двигатель прогревается, а как только контакты замыкаются, это означает достижение оптимальной рабочей температуры мотора.

Сейчас в основе ДТОЖ находится термистор — особый тип резистора, сопротивление которого меняется в зависимости от температуры. Датчик постоянно контролирует уровень температуры ОЖ.
Для создания термисторов применяют оксиды кобальта и никеля. При увеличении температуры количество свободных электронов возрастает, из-за чего сопротивление снижается. Обычно термисторы, установленные в ДТОЖ, имеют отрицательный температурный коэффициент, то есть их максимальное сопротивление наблюдается, когда двигатель холоден.
На ДТОЖ подается напряжение 5 В. Затем происходит нагрев двигателя, при этом снижение сопротивления автоматизировано. Датчик отправляет сигналы контроллеру о колебаниях напряжения, на основе которых вычисляется температура ОЖ. Например, на двигателях марки Renault для контроля температуры используются ДТОЖ с положительным температурным коэффициентом. Хотя структура этого прибора такая же, при нагреве его сопротивление не уменьшается, а наоборот, увеличивается.
На что влияет ДТОЖ
Сигналы от датчика позволяют блоку управления создавать команды, влияющие на множество других компонентов. Например, если ЭБУ определяет низкую температуру жидкости, он откорректирует время впрыска топлива в цилиндры с целью повышения. Это повышает стабильность работы двигателя вхолостую, но может привести к нагреву мотора, из-за чего блок управления начинает подавать обедненную топливную смесь.
В случае сбоев в ДТОЖ ЭБУ может получать искаженные данные, что приведет к обогащению топливной смеси. Это фатально скажется на расходе бензина и экологии, вызывая быстрое загрязнение свечей зажигания, которые могут выйти из строя.

Если во время запуска отсутствует необходимое количество оборотов, двигатель может не запуститься. Это можно предотвратить, при подаче некорректных команд от электронного блока управления, увеличивающих количество оборотов. Важно поддерживать клапан рециркуляции в закрытом состоянии на период запуска, пока система не достигнет рабочей температуры.
Когда возникают неисправности с ДТОЖ, поведение мотора может становиться хаотичным, и обороты начинают «прыгать». Также возможно, что двигатель остановится. Кроме этого, функционирование ДТОЖ существенно влияет на угол зажигания, который настраивается системой для минимизации вредных выбросов до полного прогрева двигателя.

Угол зажигания непосредственно сказывается на расходе бензина и общей мощности двигателя. Фильтр с активированным углем, улавливающий пары топлива, начинает свою работу только после того, как силовой агрегат достигнет оптимальной температуры. Муфта гидротрансформатора в трансмиссии также не блокируется, пока двигатель не прогреется, что обеспечивает более плавное управление автомобилем.
ДТОЖ даёт сигнал для запуска вентилятора в системе охлаждения автомобиля, что помогает быстрее понизить температуру жидкости. В некоторых моделях для принудительного включения вентиляции используется отдельное устройство. В автомобилях, где его нет, все функции автоматизации остаются на ДТОЖ.
Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости
ДТОЖ устанавливается между термостатом и головкой блока. С помощью двух датчиков температуры ОЖ можно регулировать температуру. Один датчик размещается на выходе двигателя, а другой — на выходе из воздушного теплообменника. Главным элементом датчика является термистор с отрицательным температурным коэффициентом. Объясняя проще: по мере нагревания двигателя сопротивление уменьшается. ЭБУ постоянно подает на прибор электрический импульс в 5 В, чтобы получать данные о температуре. Если сопротивление низкое, температура повышается, в противном случае — она снижается.
При замене датчика охлаждающей жидкости важно сначала убедиться, что двигатель остыл, чтобы избежать ожогов. Начинаю с отключения аккумулятора, чтобы исключить возможность случайного короткого замыкания. Затем аккуратно снимаю патрубки, соединяющие датчик с охлаждающей системой, и удаляю сам датчик. Обычно он крепится на резьбовом соединении, поэтому для его выкручивания потребуется подходящий инструмент — чаще всего, это ключ или головка. Важно помнить о том, что при извлечении могут вытекать остатки антифриза, поэтому под автомобилем следует подготовить емкость для сбора жидкости.
После извлечения старого датчика я осматриваю место установки на предмет загрязнений и повреждений. При необходимости очищаю резьбовое соединение от остатков старого герметика или загрязнений. Затем наношу новый герметик на резьбу нового датчика, если это требуется. Устанавливаю новый датчик на место, закручивая его аккуратно, чтобы не повредить резьбу. Важно соблюдать рекомендуемый производителем момент затяжки, чтобы избежать протечек в будущем.
После установки нового датчика я возвращаю на место патрубки и подключаю аккумулятор. Заполняю систему охлаждающей жидкости, если она была утечена, и запускаю двигатель. Наблюдаю за работой датчика на приборной панели, чтобы убедиться, что он функционирует правильно. Кроме того, проверяю на наличие утечек в месте установки датчика, так как это может быть источником серьезных проблем в дальнейшем.
Основным параметром, который определяет необходимую температуру, является нагрузка на двигатель. Это значит, что частота оборотов коленчатого вала и объем поступающего воздуха во внимание принимается. Данные от ДТОЖ указывают как на режим работы двигателя, так и на состояние вентилятора и степень открытости термостата.
Когда нужна замена датчика температуры охлаждающей жидкости
При запуске холодного двигателя происходит обогащение топлива, обеспечивая более быстрый прогрев. Это вызывает небольшое увеличение оборотов на холостом ходу. В процессе прогрева с помощью ДТ охлаждающей жидкости «мозг» силового агрегата корректирует состав топливной смеси до стандартных значений. Тем не менее, если ДТОЖ передает неверные данные, это может завершиться неравномерным распределением топлива и «потягиванием» мотора.
Наиболее распространенной проблемой считается неисправность индикатора температуры ОЖ, где терморезистор выступает в качестве реагирующего элемента. Если температура, зарегистрированная на корпусе, не соответствует разрешённому сопротивлению, то такое оборудование считается неисправным. Часто такие неполадки проявляются в быстром увеличении сопротивления при сравнительно небольших изменения температуры. Бывают также сбои в цепи терморезистора. В таких ситуациях запуск двигателя может оказаться невозможным. Иногда может потребоваться также замена свечей зажигания.

Если в работе датчика температуры охлаждающей жидкости выявлены неполадки или ошибки, то, как показывает практика, следует произвести его демонтаж и замену. Возможны разные сценарии поломок ДТОЖ, такие как включение вентилятора при холодном двигателе или нестабильная работа уже прогретого мотора. Также можно заметить увеличенный расход топлива.
Неисправности ДТОЖ могут быть разнообразными: ошибки в функционировании вентилятора, повреждение контактов и их разрыв, отсутствие связи с датчиком или его полное прекращение работы и т.д.
Важно! Перед тем как проверять ДТ охлаждающей жидкости, убедитесь, что это не индикатор температуры ОЖ.
Как найти причину неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости
Для диагностики и обнаружения неисправностей ДТОЖ можно воспользоваться различными инструментами, такими как омметр, вольтметр, мультиметр, электронный термометр, а также провести визуальный осмотр.
Перед началом проверки необходимо убедиться в исправности проводки автомобиля, так как датчик нуждается в постоянном питании (5 В) для корректного функционирования. Сделать это просто: сначала отсоедините ДТ охлаждающей жидкости от проводов, запуск двигателя, затем подключите мультиметр или вольтметр к проводам и проверьте напряжение.
Если прибор показывает 5 В, вы можете начинать проверять датчик температуры.
Внимательно осмотрите устройство на наличие трещин, ржавчины и проверьте, нет ли на поверхности прибора отверстий, через которые может выходить охлаждающая жидкость. Все эти дефекты могут свидетельствовать о том, что прибор неисправен. Для более точной проверки рекомендуется замерить сопротивление и напряжение устройства с помощью волтметра или мультиметра, осцилографа. Если у вас нет нужного оборудования, можно воспользоваться услугами СТО.
Многие датчики работают по принципу, при котором сопротивление значительно уменьшается с ростом температуры ОЖ. Для проверки исправности прибора необходимо просто подключить измерительное устройство (мультиметр, вольтметр) к проводам ДТОЖ и наблюдать за изменениями напряжения при различных температурах.

При средних температурных показателях напряжение может колебаться в пределах от 2 до 3 В.
Для начала необходимо запустить двигатель и дать ему прогреться до нужной температуры. В это время разделительный потенциал на датчике будет уменьшаться. Затем следует воспользоваться термометром для измерения напряжения. Если на выходе вы видите 0 В, это может свидетельствовать о том, что контакт с «землей» не установлен, или имеются повреждения проводов, которые передают сигнал от датчика к блоку управления. Если же визуально проводка в порядке, рекомендуется проверить соединительные элементы, которые обеспечивают подачу электропитания и заземление на ЭБУ. Если неисправностей не найдено, то стоит вращать внимание на сам электронный блок.
Если на выходе датчика фиксируется напряжение 5 В, это может интерпретироваться следующим образом:
- Контакт, предназначенный для передачи сигнала от датчика в разъеме, не осуществляет соединение с этим устройством.
- Цепь, к которой подключен датчик, разорвана.
- Заземляющая линия инструмента для определения температуры повреждена.
Часто основной проблемой является то, что значение сопротивления и уровень напряжения находятся вне допустимого диапазона. При горячем двигателе нормальным показателем ДТОЖ считается 0,5 В, а при холодном – 2 В. В случае поломки датчика он способен давать на прогретом двигателе 1,25 В, а на остывшем – 1,5 В.
Такие значения могут негативно сказаться на запуске силового агрегата, что приведет к переобогащению топливной смеси. Эти данные не позволят получить код ошибки, указывающий на источник проблемы, ведь датчик при этом будет функционировать в пределах нормы. Тем не менее, очевидно, что датчик охлаждающей жидкости необходимо демонтировать и заменить на новый.
Восстановить ДТОЖ невозможно. Необходима его замена. Температурный датчик стоит достаточно недорого, поэтому у водителей вряд ли возникнут затруднения. Не забывайте! ДТ следует заменять только на аналогичное устройство. В противном случае это может вызвать ошибки в работе двигателя, а также привести к неверным показаниям датчика.
Вам понадобятся следующие инструменты:
- Ключи на 8, 13, 17 и 21.
- Резервуар для антифриза.
Как снять датчик охлаждающей жидкости и заменить его на новый
Перед тем как приступить к демонтажу датчика температуры охлаждающей жидкости, необходимо снять воздушный фильтр и слить антифриз.

Сначала нужно снять защитный кожух с остывшего двигателя и с помощью ключа открутить крепления радиатора. Параллельно стоит установить печку на максимальный режим, открыть крышку у расширительного бачка и кран отопителя.
Под радиатором разместите емкость для слива охлаждающей жидкости и аккуратно откройте сливной клапан, стараясь не повредить генератор. Сливайте жидкость, этот процесс займет приблизительно 10 минут. После этого переместите резервуар под двигатель, открутите заглушку, которая находится под модулем зажигания на блоке цилиндров, и подождите около десяти минут, чтобы вся жидкость слилась.
Важно! Перед снятием датчика охлаждающей жидкости и его заменой очистите края всех отверстий.
Теперь вам нужно удалить защитную резинку. Определите местонахождение маркировки на корпусе датчика, чтобы правильно установить новый прибор. С помощью ключа открутите старый датчик и установите новый. После этого залейте антифриз в радиатор и блок цилиндров. Если после установки новый датчик не работает, стоит еще раз его проверить: возможны дефекты или утечка охлаждающей жидкости, либо прибор установлен недостаточно крепко.
Имейте в виду! Большинство неисправностей у ДТОЖ возникают из-за проблем с проводкой, качеством соединителей и их герметичностью. Эксплуатация неисправного датчика температуры охлаждающей жидкости может привести к частым остановкам двигателя и его поломкам.
Вопросы по теме
Как определить, что датчик охлаждающей жидкости нуждается в замене?
Проблемы с датчиком охлаждающей жидкости могут проявляться в виде неправильных показаний температуры на приборной панели, сигнализации о перегреве двигателя или утечек антифриза. Если вы заметили, что стрелка температуры колеблется без видимых причин или двигатель перегревается, стоит проверить работоспособность датчика. Кроме того, если на датчике видны трещины или коррозия, это может быть признаком необходимости замены.
Можно ли обойтись без профессионального оборудования для замены датчика охлаждающей жидкости?
Да, заменить датчик охлаждающей жидкости можно и без специального оборудования, основное, что вам потребуется — это набор гаечных ключей и отверток. Однако для достижения наилучшего результата важно иметь базовые знания о системе охлаждения автомобиля и уделить внимание безопасности: обязательно дайте двигателю остыть перед началом работы и тщательно проверьте место установки датчика на предмет утечек после замены. Кроме того, использование манометра для измерения давления в системе может помочь выявить другие возможные проблемы.
Как правильно утилизировать старый датчик охлаждающей жидкости?
Утилизация старого датчика охлаждающей жидкости может варьироваться в зависимости от его конструкции и материалов. В большинстве случаев, его можно сдать в специализированные пункты приема отходов, занимающиеся переработкой металлических и пластиковых деталей. Если вы не уверены, как правильно утилизировать деталь, обратитесь в местные организации по охране окружающей среды или сервисные центры, которые могут дать советы по утилизации автомобильных компонентов.




