Пошаговое руководство по регулировке ручного тормоза: как правильно выполнить процедуру

Как отрегулировать ручной тормоз: правильная регулировка ручника

В некоторых случаях стояночный тормоз способен предотвратить серьезные инциденты. Простой пример: водитель оставляет автомобиль на наклонной поверхности и активирует ручной тормоз. Если механизм исправен, то машина зафиксируется на месте, иначе она может начать катиться вниз. Если стоят неустойчивые положения, срочно требуется регулировка тормозной системы. На автомобилях с механической коробкой передач можно частично компенсировать нестабильность, включая первую скорость, а на машинах с автоматической коробкой передач это более проблематично, так как режим паркинга не обеспечивает такой же надежности. Без правильно функционирующего стояночного тормоза трогаться с места на склоне может быть затруднительно.

Коротко о главном
  • Определите необходимость регулировки ручного тормоза, проверив свободный ход ручки.
  • Подготовьте инструменты: ключи, отвертки и домкрат для подъема автомобиля.
  • Поднимите автомобиль с помощью домкрата и снимите колеса, если это необходимо для доступа.
  • Найдите механизм регулировки тормоза: он обычно находится под панелью или в области колес.
  • Отрегулируйте натяжение троса ручного тормоза, следуя рекомендациям производителя.
  • Проверьте работу тормоза после настройки, убедившись в его надежности.

Устройство «ручника»

Первоначально стояночный тормоз действовал через механическую систему. Внутри автомобиля расположено управление в виде рычага, который соединяет задние тормозные колодки через систему регулирующих элементов:

Водитель тянет рычаг, который закрепляется с помощью щелчков в количестве от 2 до 8. Передний трос проходит в специальной рубашке, передавая усилие на задние тросы, что вызывает расходование колодок в барабанной системе либо смещение суппортов на дисках. Таким образом, автомобиль остается неподвижным, пока владелец не решит отключить тормоз, нажав на кнопку управления. После этого блокировка прекращается, а натяжение троса ослабевает, позволяя колесам свободно вращаться.

Существуют и альтернативные системы стояночных тормозов. В гидравлической версии утечка замены троса — это тормозная жидкость, проходящая по тонким трубкам. Движение рычага включает поршень в гидроцилиндре, и жидкость, в свою очередь, воздействует на суппорты или колодки. В электронном варианте «ручника» работает электродвигатель, который при нажатии кнопки управляет тросом, автоматом высвобождая тормоза при начале движения.

В каких случаях нужна регулировка

Согласно правилам дорожного движения (ПДД), рабочий стояночный тормоз обязан удерживать автомобиль без нагрузки на уклоне до 23 %. При загрузке его эффективность снижается. Например, на уклоне в 16 % автомобиль не сдвинется с места. Для грузовых автомобилей максимальный допустимый уклон — 31 %. Пример внешнего вида уклона:

Стояночный тормоз часто изнашивается, если водитель забывает его отпустить после начала движения. Если транспорт продолжает движение с активным «ручником», необходимо немедленно заняться его регулировкой.

Об этом свидетельствует последняя стадия износа системы. Необходимость регулировки возникает в таких случаях:

  • при замене тормозных колодок;
  • при замене тросика стояночного тормоза;
  • при установке новых дисков или регулировочных механизмов;
  • если количество щелчков увеличивается до 8 или более.

Рекомендуемое действие — как только вы заметили признаки неисправности стояночного тормоза, займитесь его диагностикой. Обычный признак проблемы — повышенный ход рычага, который должен фиксировать автомобиль на 2–3 щелчках.

Причины неисправности ручного тормоза

Сложности возникают по причине механических аспектов. Регулировочные системы могут ослабевать, а тросы растягиваться. Это реальность. Если прикладывать к тросу сечением 10 мм² и длиной 50 м усилие в 500 кг, он может растянуться до 122 мм. На «ручнике» используют более короткие тросы, но даже в этом случае удлинение может достигать 3–4 мм. Вот несколько причин, вызывающих поломки:

  • износ накладок тормозных колодок;
  • потеря сцепления с диском из-за больших зазоров.

Колодки можно заменить (периодичность замены регламентирована), в то время как трос необходимо подтягивать. Этот процесс можно выполнить даже в домашних условиях. Другим вариантом является обращение в сервисный центр. Порой трос может закиснуть в своей обойме, и вмешательство коррозии может помешать его движению. В этом случае потребуется залить трансмиссионное масло в зазор между тросом и рубашкой и затем осуществить его разработку.

Мнение эксперта
Александр Степанов
Автоэксперт с 20 летним стажем, автомеханик по образованию

Регулировка ручного тормоза — важный процесс, который гарантирует безопасность вождения. Начинаю с проверки состояния троса и механизмов, которые приводят в действие тормоз. Для этого поднимаю автомобиль на подъемнике или использую домкраты, чтобы получить доступ к колесам. Осматриваю трос на наличие повреждений, а также определяю, есть ли избыточный зазор между тросом и механизмом тормоза.

Следующий шаг — это регулировка натяжения троса. Обычно для этого имеется специальный регулятор, который можно найти в задней части консоли автомобиля или под панелью. На этом этапе я аккуратно затягиваю или ослабляю трос, чтобы добиться оптимального натяжения. Правильная настройка гарантирует, что ручной тормоз будет эффективно работать и не будет слишком легким или слишком тугим при использовании.

После завершения регулировки я провожу тест-драйв, чтобы убедиться, что ручной тормоз работает корректно. Для этого ставлю машину на ровную поверхность, включаю передачу и поднимаю ручной тормоз. Если автомобиль не катится, значит, я достиг нужного результата. В случае необходимости, повторяю регулировку, пока не добьюсь идеального функционирования тормоза. Правильная настройка ручного тормоза — это залог безопасности как для водителя, так и для других участников дорожного движения.

К наиболее уязвимым элементам гидравлических стояночных тормозов относятся резиночки, сальники и трубки. Неаккуратная парковка может привести к повреждению металлической трубки, что остановит работу тормоза из-за утечки жидкости. Электронные «ручники» также подвержены неисправностям, например, из-за поломок двигателей, сбоев в работе датчиков или электронных блоков управления (ЭБУ).

Самостоятельная диагностика

Рекомендуем проверять состояние ручного тормоза не реже чем раз в месяц или через каждые 30 тыс. км пробега. Существует два метода диагностики:

  1. Включите ручной тормоз, затем активируйте первую передачу и попытайтесь тронуться. Если колеса вращаются свободно, это сигнал о проблемах. Двигатель должен заглохнуть при попытке движения.
  2. Найдите безопасный участок с уклоном около 16 %, припаркуйте автомобиль и активируйте стояночный тормоз. Если отката не происходит, значит, все в порядке. В противном случае стоит заняться регулировкой.

Для более тщательной проверки предлагается создать простую конструкцию из деревянных досок и обрезков столбов, так как в естественных условиях найти необходимый уклон может быть сложно. Сначала необходимо убедиться, что поверхность ровная, с помощью строительного уровня. Ваша самодельная эстакада будет выглядеть таким образом:

Эта площадка подойдет для большинства легковых автомобилей. Просто заезжайте на неё и включайте «ручник». Если машина не начинает катиться назад, это значит, что всё в порядке и о диагностике можно забыть в течение следующих 30 тыс. км. Если же это не так, то время заняться регулировкой.

Пошаговое руководство по регулировке

В первую очередь рекомендуется найти схему стояночного тормоза для вашей модели автомобиля. На этой схеме будет видно, где расположены регулировочные гайки. Обычно это привод «ручника», соединения передних и задних тросов, а также механизм расположения тормозных колодок. В 90 % случаев, если автомобиль плохо фиксируется на откосах, достаточно подтянуть гайку, расположенную около рычага.

Установка домкрата

В большинстве автомобилей «ручник» блокирует задние колеса. Для начала необходимо поднять одно из колёс. В первую очередь следует установить под передние колёса противооткатные упоры. Если у вас механическая трансмиссия, лучше включить первую скорость. А если автомат, то поставьте селектор в режим «паркинг», обозначаемый буквой P. Баллонным ключом ослабьте крепеж на одном из колёс, затем поднимите его домкратом. Убедитесь, что под домкратом хорошая опора. Если работы выполняются на грязной земле, то под основание стоит положить кусок деревянной доски, чтобы минимизировать риск.

Хотя этот шаг можно и пропустить, существует риск перетягивания троса, что может привести к тертым колодкам о диск или барабан. Прокручивание колеса поможет определить, когда стоит остановиться с закручиванием регулировочных элементов.

Подтяжка регулятора

Регулировочный механизм находится у основания рычага. Как правило, чтобы добраться до нужного места, нужно снять отделку и пластиковые элементы, окружающие «ручник». Если там находятся два троса, то они соединены металлической пластиной — уравнителем. Для начала нужно проверить натяжение тросов вручную. Для этого нажмите на кнопку рычага и считайте щелчки. Их больше 6–7? Это сигнал о проблеме. Необходимо взять ключ. Примерный вид регулировочного узла:

Сначала ослабляем контргайку, если таковая имеется. Затем закручиваем гайку натяжителя по часовой стрелке. Продолжаем процесс, пока свободный ход троса не станет минимальным. Для проверки можно потянуть рычаг — он должен фиксироваться на втором-третьем щелчках. Если этого не происходит, продолжайте закручивать гайку. В завершение зафиксируйте соединение контргайкой, чтобы оно не ослабло из-за вибраций.

Разводка колодок

Перед началом работы установите селектор на нейтраль, чтобы разблокировать трансмиссию. Возьмитесь за вывешенное колесо и попытайтесь его прокрутить. Если колесо вращается легко и без посторонних звуков, всё в порядке. Если возникают шумы, ослабьте гайку регулятора свободного хода около «ручника». В большинстве барабанных тормозов установлен механизм с зубчатым колесом, отвечающим за разводку:

На этом этапе потребуется снять колесо, чтобы получить доступ к регулятору без полного разбирания барабана. На его поверхности часто расположена резиновая заглушка, которую нужно удалить. В результате появится отверстие. Вложите в него плоскую отвертку и вращайте зубцы до момента, когда барабан начнет крепко цепляться за накладки. После этого стоит немного ослабить механизм разводки.

Для проверки качества регулировки просто активируйте ручной тормоз и попробуйте прокрутить установленное колесо — оно не должно вращаться даже при значительном усилии. После этого снимаем автомобиль с домкрата и пытаемся тронуться с места с активированным «ручником». Если двигатель глохнет, а автомобиль остается на месте, значит, всё в порядке.

Выводы

Настройка свободного хода стояночного тормоза возможна своими руками, но сложности могут возникнуть уже на этапе диагностики. Найти естественный уклон в 16-23 % не так просто. Эту задачу можно решить, собрав самодельную эстакаду, но на это могут потребоваться затраты, время и силы. Иногда может случиться, что одно колесо фиксируется, а другое — нет, что невозможно проверить в домашних условиях.

В автосервисе имеется специальное оборудование для проверки работы «ручника» с подвижными роликами. Это позволит удостовериться в соответствии тормозной системы нормативам, а также выявить отклонения от нормы у каждого колеса. В случае обнаруженных неисправностей их можно устранить непосредственно на месте, без необходимости проводить долгую настройку в домашних условиях. Регулировка гидравлического и электронного стояночного тормоза требует обращения к специалисту.

Вопросы по теме

Как часто нужно проверять и регулировать ручной тормоз?

Регулировка ручного тормоза — важный элемент техобслуживания автомобиля. Рекомендуется проверять его состояние и эффективность каждые 10 тысяч километров пробега или хотя бы раз в год. Однако, если вы заметили ухудшение работы тормоза, например, он не удерживает машину на склоне или при нажатии требуется больше усилий, следует проверить и отрегулировать его сразу. Это поможет избежать неприятных моментов и обеспечить безопасность на дороге.

Какие инструменты понадобятся для регулировки ручного тормоза?

Для проведения регулировки ручного тормоза вам понадобятся следующие инструменты:
1. Ключи (обычно, дюймовые или метрические в зависимости от автомобиля).
2. Отвертка с крестообразным и плоским лезвием.
3. Бокорезы для снятия изоляции, если потребуется.
4. Набор для проверки и регулировки тормозов (если требуется более глубокая настройка).
5. Домкрат и подставки для безопасности при поднятии автомобиля.
Имейте в виду, что в некоторых случаях может потребоваться специальные инструменты, например, для снятия барабанов тормозов или для работы с дисковыми тормозами.

Какие могут быть последствия неправильной регулировки ручного тормоза?

Неправильная регулировка ручного тормоза может привести к самым различным негативным последствиям. Во-первых, сцепление с дорогой может ухудшиться, что значительно увеличивает риск того, что автомобиль начнет катиться, особенно на склонах. Во-вторых, это может привести к преждевременному износу тормозных колодок и механизмов, что в свою очередь увеличивает затраты на ремонт и обслуживание. Также, в случае аварии из-за неэффективного ручного тормоза, могут возникнуть серьезные юридические последствия для владельца автомобиля.

Оцените статью
Авто Альянс
Добавить комментарий