Резкие толчки и вибрации в автомобиле являются следствием неправильной работы систем управления. Машина может ежемесячно дергаться при старте, маневрировании или в процессе разгона, а также при разных нагрузках. Поломку можно заподозрить по следам топлива, повышенному шуму и иным симптомам.
- Проблемы с топливной системой: Плохое качество топлива, засоры в фильтрах или неисправности насоса могут вызывать перебои в подаче топлива.
- Неисправности системы зажигания: Сбои в работе свечей зажигания или катушек могут приводить к пропускам зажигания и дерганию.
- Проблемы с трансмиссией: Износ или повреждение компонентов коробки передач может вызывать рывки при переключении.
- Дефекты подвески: Изношенные амортизаторы или поврежденные детали подвески могут негативно влиять на управление автомобилем.
- Недостаточный уровень масла: Низкий уровень масла или его плохое качество могут приводить к дерганию двигателя и трансмиссии.
Поломки в системе питания двигателя
Основная причина рывков — это некорректная топливная смесь. Это приводит к нестабильному поведению автомобиля:
- дергается при нажатии на педаль акселератора, не достигает нужных оборотов или делает это крайне медленно;
- внезапно меняет скорость без какого-либо внешнего воздействия.
Недостаток бензина или дизельного топлива в смеси не позволяет мотору развивать необходимую мощность. Что же становится причиной неполадок системы питания? Основными факторами могут быть засоренный фильтр, дроссель, топливная рейка или воздуховоды. Эти компоненты могут потерять герметичность или давление, изнашиваясь. В каждой из ситуаций крайне важна тщательная диагностика для выявления и устранения проблем.
Неправильная работа системы зажигания
Нестабильная работа двигателя также может вызываться системой зажигания, особенно из-за:
- свечей — неисправность можно быстро выявить по цвету нагаров и величине зазора;
- высоковольтных проводов — их стоит проверять с помощью мегомметра;
- катушки — производится визуальная проверка на наличие трещин и утечек тока.
Для проверки свечей лучше всего использовать специальный разрядник, который позволит точно установить зазор между электродами — в норме он должен составлять 1-1,3 мм (для карбюраторных машин — 0,7-0,8 мм). Значительное увеличение этого расстояния может повредить различные элементы системы зажигания. В качестве альтернативного тестера можно использовать любые исправные свечи.
Катушка также проверяется на «искру». Для диагностики понадобятся свечной ключ и плоскогубцы. Во время теста стоит отключить зажигание. Затем можно убрать любой бронепровод и соединить его с исправной, свободной свечой. Далее запускается двигатель, и нужно проверить искру, создающуюся между электродами свечи. Она должна быть насыщенного фиолетового цвета.
Проблемы с работой двигателя зачастую появляются из-за короткого замыкания или обрыва в цепи низковольтного напряжения. Неверное соединение проводов к свечам также существенно снижает эффективность работы ДВС, что может приводить к перебоям.
Поломки трансмиссии
Сбои в двигателе могут происходить и по причине неисправностей в трансмиссии. Наиболее часто изнашивается сцепление или происходят поломки гранат. Редко выходят из строя коробка передач и крепежные узлы, включая опоры и кронштейны силового агрегата.
Во время движения, старта и разгона автомобиль может дергаться по нескольким причинам, и я, как эксперт в данной области, могу выделить основные факторы, влияющие на это явление. Прежде всего, причиной может быть неисправность системы подачи топлива. Если топливо не поступает в необходимом объеме или давление в системе нестабильно, это приводит к прерывистой работе двигателя и, как следствие, к дерганиям. Часто проблема заключается в забитом фильтре бензонасоса или в неисправности самого насоса.
Еще одной распространенной причиной дерганий является неполадки в системах зажигания. Свечи зажигания, катушки, провода и другие компоненты могут давать сбои, что приводит к неправильному искрообразованию. Когда все цилиндры не работают синхронно, это вызывает колебания мощности двигателя, что ощутимо при старте и разгоне. Я рекомендую провести диагностику системы зажигания и заменить изношенные компоненты, если таковые имеются.
Также стоит обратить внимание на трансмиссию и подвеску. Проблемы с коробкой передач, такие как залипание синхронизаторов или неисправности в гидротрансформаторе, могут привести к рывкам и дерганиям при переключении передач. Кроме того, неисправности в подвеске, например, изношенные амортизаторы или поврежденные крепления, способны вызывать ухудшение сцепления колес с дорогой, что также негативно сказывается на плавности движения. Регулярный осмотр и техническое обслуживание помогают предотвратить многие из этих проблем.
Наиболее сложными являются поломки КПП и сцепления — для их диагностики необходимо демонтировать и разбирать детали. А вот с проверкой состояния подушек и ШРУСов можно справиться с помощью подъёмника или смотровой ямы. Шарниры проверяются путем прокачивания в разные стороны. Разрывы в опорах двигателя можно выявить с помощью длинного лома: нужно поднять мотор (или коробку) в районе крепления, и повреждения будут сразу видны.
Плохое топливо
Современные топлива загрязняют не только водой, но и различными непонятными добавками. В таких бензинах содержится большое количество серы, бензола, ароматических углеводородов и эфиров. Это приводит к чрезмерным нагрузкам на все системы автомобиля. В первую очередь страдают инжектор, система зажигания и выхлоп. Повышенная детонация может привести к перегреву двигателя и повреждению поршней, колец и стенок цилиндров.
Если вы уже залили некачественное топливо, срочно примите меры! Слейте остатки из бака, промойте топливную систему, очистите форсунки и замените свечи зажигания. Только после этих действий заправляйтесь качественным топливом.
Засорившийся воздушный и топливный фильтры
На автомобилях, выпущенных за последние годы, предусмотрены несколько топливных фильтров. Их основная функция — удерживать крупные и мелкие примеси, так как системы питания и ДВС плохо реагируют на грязное топливо. Существует два типа фильтров: грубой и тонкой очистки — последний обычно представляет собой сетку, находящуюся внутри топливного насоса. Срок службы фильтров составляет 15–30 тысяч километров, а сетка может прослужить до 100 тысяч км. Основными признаками загрязнения служат рывки и дерганья автомобиля. Также могут проявляться и другие проблемы:
- возрастает расход топлива;
- снижается мощность двигателя — ухудшается разгон;
- двигатель может самопроизвольно глохнуть как на холостом ходу, так и в процессе движения.
Грязный топливный фильтр подлежит замене, чаще всего очищению.
Аналогичные эффекты могут вызывать и загрязненные воздушные фильтры. В этом случае автомобиль может дёргаться еще сильнее, увеличивается детонация. В результате также могут выйти из строя свечи зажигания, а электроника будет «сходить с ума», сигнализируя о проблемах, например, через индикатор Check Engine. Новый фильтр стоит около 200–300 рублей, поэтому рекомендуется часто его заменять — не реже чем каждые 10 тысяч километров пробега.
Засорившиеся или неисправные форсунки
При длительной эксплуатации инжекторного двигателя на форсунках скапливаются лаковые и смолистые отложения, состоящие из мелких частиц и тяжелых фракций серы, углеводородов и этилена. Эти отложения серьёзно замедляют работу системы впрыска, изменяя направление и форму распыла, а иногда и полностью блокируя подачу топлива. Это, безусловно, приводит к ухудшению воспламеняемости топлива, утечкам в регуляторах и снижению общей производительности ДВС. Поэтому автомобиль начинает двигаться с рывками и дерганьями.
Замена форсунок должна производиться по рекомендациям производителей каждые 120–150 тысяч километров. Однако, еще более актуальной является их очистка. Эту процедуру стоит производить не реже чем на каждые 30 тысяч километров, особенно в условиях российских дорог.
Другие причины
Двигатель может работать неправильно также по другим причинам:
- неисправность датчика холостого хода — например, загрязнение, повреждение или обрыв обмотки;
- недостаточная работа топливного бака — иногда летом внутри резервуара образуется разрежение из-за плотно закрытой крышки, что не позволяет насосу эффективно забирать топливо;
- поломка бензонасоса — его работу можно проверить без снятия, достаточно набрать его вручную;
- износ трамблера — необходимо убедиться, что под его крышкой сухо, а также проверить функционирование вакуумного и центробежного регуляторов;
- неправильная установка момента зажигания;
- некорректное функционирование электронного процессора управления.
Также имейте в виду, что сбои могут быть вызваны и самим двигателем — наличием поломок маслосъёмных колец, перегоранием поршней, сколами на стенках цилиндров. Определить истинную причину можно только после тщательного осмотра узлов автомобиля.
Лучше всего доверить диагностику специализированным автоцентрам, как это делается в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и других крупных городах. Например, на моделях BMW снижение мощности ДВС может быть связано с датчиком VANOS, а на автомобилях Mercedes-Benz и некоторых других иномарках — с «сбоем» программы, отвечающей за взаимодействие двигателя с трансмиссией. Качественно проверить это возможно лишь с помощью профессионального оборудования.
Вопросы по теме
Что может вызывать дергание автомобиля при старте на холодной погоде?
Дергание автомобиля при старте в холодную погоду может быть связано с несколькими факторами. Во-первых, масла и жидкости в двигателе становятся более густыми, что затрудняет их движение и работу компонентов. Во-вторых, недостаток топлива или проблемы с системой впрыска могут ухудшать работу двигателя, особенно если он не прогрет. Наконец, неисправности в системе зажигания, такие как изношенные свечи или проводка, также могут способствовать неровному ходу на старте.
Как неисправности трансмиссии могут влиять на дергание автомобиля при разгоне?
Неисправности трансмиссии могут существенно влиять на плавность движения автомобиля. Если в трансмиссии возникают проблемы, такие как износ сцепления, поврежденные шестерни или недостаток трансмиссионного масла, это может привести к проскальзыванию или задержкам между переключениями передач. Таким образом, двигатель может начать работать с перегрузкой, что вызывает дергание при попытке ускориться. Кроме того, некорректная работа автоматической трансмиссии может также вызвать резкие рывки при переключении скоростей.
Могут ли колесные диски или шины стать причиной дергания автомобиля?
Да, состояние колесных дисков и шин может конфликтовать с плавным движением автомобиля. Неправильный баланс колес, деформированные диски или неравномерный износ шин могут привести к вибрации, которая ощущается как дергание. Особенно это проявляется при достижении определенной скорости или при ускорении. Регулярная проверка и обслуживание колес, включая балансировку и развал-схождение, могут помочь предотвратить такие проблемы.