Причины и последствия обрыва ремня ГРМ: что нужно знать

С начала нулевых годов крупные автомобильные производители начали активно внедрять в свои модели ременные двигатели. Это объясняется тем, что ремень работает более тихо, не требует смазки, не подвержен растяжению, как цепь, и, кроме того, его замена зачастую проще и экономически выгоднее. Однако сторонники утверждения «всё лучше было раньше» напомнят, что у ремня есть риск обрыва, в отличие от цепи, и они будут правы. Последствия могут быть довольно серьезными, вплоть до необходимости полной замены двигателя. Но не стоит заранее унывать; если правильно ухаживать за ремнем, шансы на обрыв значительно снизятся.

Коротко о главном
  • Опасность обрыва: Может привести к серьезным повреждениям двигателя, таким как bent valves или damaged pistons.
  • Причины: Основные причины обрыва ремня ГРМ включают износ, недостаточное натяжение и неправильную установку.
  • Предсказание проблемы: Регулярные проверки состояния ремня и других компонентов системы ГРМ помогут избежать обрыва.
  • Частота замены: Рекомендуется менять ремень ГРМ каждые 60,000-100,000 км, в зависимости от рекомендаций производителя.
  • Стоимость ремонта: Ремонт после обрыва может обойтись значительно дороже, чем своевременная замена ремня.

Почему рвется ремень ГРМ

Ремень ГРМ может порваться по различным причинам. Рассмотрим основные из них:

  • недостаточно своевременная замена;
  • заклинивание натяжителя, роликов или помпы;
  • контакт с маслом или антифризом;
  • неправильный ремонт;
  • заводской брак;
  • резкие изменения температуры.

Состояние этого элемента может заметно ухудшиться при неаккуратной эксплуатации.

Далее мы подробно рассмотрим причины, по которым может произойти обрыв ремня ГРМ.

Несвоевременная замена

Регулярнее проводите техобслуживание автомобиля, особенно относительно ГРМ. Это может показаться банальным советом, но именно из-за редких замен ремней владельцы чаще всего сталкиваются с капитальным ремонтом двигателей. Встал вопрос – как часто проводить сервисные работы – следовать установленному графику или производить замену раньше? Учитывая рекомендации большинства официальных дилеров, становится грустно. Так, например, официальные рекомендации по замене ремня на Ладе Весте составляют целых 180 тысяч километров. Не каждая цепь может прослужить так долго. А если учитывать, что распространенный бензиновый двигатель 1.8 на Мерседес w204 чаще всего выходит из строя уже на 50 тысячах километров, то масштабы проблемы становятся очевидны.

Статистика показывает, что ремень служит в среднем около 100 тысяч на иномарках и около 60 тысяч на автомобилях ВАЗ. Следуя этому предписанию, вероятность обрыва привода ГРМ минимальна, при условии что с самим двигателем всё в порядке и отсутствуют утечки масла (но об этом мы поговорим позже).

Неправильный ремонт

Заменить ремень проще, чем цепь, но здесь тоже есть свои нюансы. Первое правило – меняйте всё комплектом. Это включает натяжной ролик, обводной ролик (если такой предусмотрен на вашем двигателе) и помпу. Многие готовы потратиться на ролики, но на помпу, как правило, экономят. Почему менять её, если она не течёт и не шумит? Но шансы, что она останется в таком состоянии на следующие 100 тысяч километров, малы. Если она начнёт течь или заклинит, последствия будут серьезными – порыв ремня и необходимость капитального ремонта.

Обращайтесь к опытным специалистам, поскольку необходимо знать, как правильно установить привод ГРМ. Настройка должна строго соответствовать меткам, а вращение должно происходить в нужном направлении. Важно обеспечить правильное натяжение: если ремень будет слабым, он соскочит; а слишком сильное натяжение может привести к его обрыву.

Резюме: меняйте привод ГРМ комплектом и доверяйте работу только квалифицированным мастерам.

Заклинивание помпы, натяжителя, роликов

Проблема может заключаться и в экономии на запасных частях. Просмотрев обсуждения на форумах, владельцы решают, что детали от Toyota ходят по 200 тысяч километров без замены и игнорируют своевременную замену. Да, производители закладывают некоторый запас прочности, однако никто не может гарантировать, что тот или иной ролик или помпа доживут до указанного срока. Будет обидно, если в двигателе возникнут серьезные повреждения клапанов из-за недорогого ролика, который не заменили вовремя.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Новый натяжной ролик

Если следить за состоянием звуков, то можно предотвратить подобные проблемы. Изношенные ролики, как натяжные, так и обводные, издают характерный гул, похожий на шум изношенного подшипника. Помпа тоже начинает подавать сигнал о своём износе — при повышении оборотов она начинает громче шуметь. Если вы заметили такие звуки, не откладывайте ремонт, так как замена роликов или помпы уже не за горами.

Масло и антифриз на поверхности

Некоторые двигатели, особенно от компании Opel, имеют проблему с утечками масла — это происходит на всех сальниках и прокладках. Однако даже самый надежный мотор может начать под leaking из-за потери герметичности у коленвала. Стоит учесть, что деталь стоит недорого, но её замена требует разборки половины двигателя. Многие предпочитают игнорировать этот вопрос и продолжают использовать автомобиль без ремонта. Однако если масло попадает на ремень ГРМ, это может привести к его соскальзыванию, а затем к серьезным последствиям, связанным с поломкой клапанов и поршней.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Масляные потеки в зоне шкива коленвала

Аналогичная ситуация может возникнуть и с помпой. Со временем её сальники теряют эластичность и начинают пропускать антифриз. Этот фактор также способен уменьшить сцепление ремня, приводя к его обрыву или, по крайней мере, к перескоку на один зуб. Хотя такое перескальзывание не повредит клапанам, работа двигателя нарушается — машина теряет динамику и начинает потреблять больше топлива.

Как избежать данных последствий? Один совет: регулярно проверяйте состояние двигателя (в идеале – снизу). Если обнаружите утечки масла или тосола, лучше всего их устранить сразу.

Заводской брак

Старайтесь выбирать запасные части от известных брендов. Это такие компании, как Contitech, Dayco, Optibelt и Gates. При выборе между этими марками вероятность столкнуться с некачественными запчастями сведена к минимуму, если это, конечно, не подделка. Будьте внимательны – если цена ниже рыночной хотя бы на 10%, это может быть сигналом о том, что стоит отказаться от покупки.

Мнение эксперта
Александр Степанов
Автоэксперт с 20 летним стажем, автомеханик по образованию

Обрыв ремня газораспределительного механизма (ГРМ) – это одна из наиболее серьезных проблем, с которой может столкнуться автовладелец. Основная опасность заключается в том, что при обрыве ремня нарушается синхронизация работы элементов двигателя. В результате поршни и клапаны могут столкнуться, что приводит к тяжелым повреждениям. В зависимости от типа двигателя, последствия могут варьироваться от деформации клапанов до необходимости полной замены блока цилиндров.

Причины обрыва ремня ГРМ могут быть разнообразными. Одной из основных является естественный износ материала ремня, который со временем теряет свои эксплуатационные свойства. Нарушение герметичности системы охлаждения, а также неправильная установка или эксплуатация натяжителей также могут привести к обрыву. Необходимо также учитывать факторы, такие как перепады температуры и запасы масла, которые влияют на состояние ремня.

Чтобы избежать обрыва ремня ГРМ и связанных с этим неприятностей, важно следить за его состоянием. Регулярная замена ремня в соответствии с рекомендациями производителя, а также проведение профилактических осмотров позволяют минимизировать риск возникновения данной проблемы. Я настоятельно рекомендую уделять внимание этому аспекту обслуживания автомобиля, так как его игнорирование может в результатах привести к значительным финансовым затратам на ремонт.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Бракованный привод ГРМ после 30 тысяч километров эксплуатации

Некоторые недобросовестные продавцы могут даже продавать подделки под маркой оригинала. Обязательно следуйте двум правилам: покупайте запчасти по адекватной цене и только у проверенных поставщиков. Чтобы быть абсолютно уверенным, изучите маркировку и внешний вид каждой модели. Например, именно так можно отличить оригинальный приводной элемент Gates от фальшивки:

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Сравнение оригинала и подделки

Также отличия имеются в маркировке и упаковке. Однако особенности могут варьироваться в зависимости от фабрики.

Дефекты в ходе эксплуатации

Если ХРМ установлен корректно, ничто не должно мешать его работе. Тем не менее, существуют факторы, способные разрушить ремень. Первым является кожух ГРМ, который, хотя и предназначен для защиты, сам может нанести вред. Все довольно просто: если кто-то не затянул болты до конца, крышка смещается и начинает тереться о привод. В итоге, ремень оказывается более крепким и врезает в оболочку.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Канавка на защитной крышке

Как только зубья начнут взаимодействовать, привод срывается со своих мест. Последствия обрыва ремня ГРМ очевидны – загиб клапанов. Если заметите, что крышка плохо держится, не откладывайте – затяните болты. Если же привод уже начинает тереть, лучше произвести его замену, поскольку он не прослужит дольше своего срока.

Температурный режим

Может ли ремень ГРМ страдать от резких температурных изменений? Конечно.

В его составе присутствует каучук, и как всем известно, резина не переносит колебаний температуры. Чтобы предотвратить это, производители устанавливают защитные кожухи, но со временем материал всё равно портится.

Это часто проявляется на турбированных двигателях и на высоконагруженных атмосферных двигателях, где используются системы регулировки фаз (что характерно для большинства современных автомобилей).

Эта проблема также поднимает вопрос о графике замены. Ремень должен служить свой «правильный» ресурс (около 100 тысяч), даже если у вас установлен турбонаддув, а вот далее возможны проблемы. В какой-то момент высохший и потрескавшийся ремень не выдержит нагрузок и порвётся. Результат — замена должна быть осуществлена раньше, не дожидаясь разрушения.

Признаки обрыва

Каковы же признаки порванного ремня ГРМ?

Когда он уже порвется, двигатель не запустится — связь между коленчатым и распределительным валом будет потеряна. Распредвал и клапана останутся в одной позиции, в то время как коленвал будет вращаться отдельно.

Косвенные признаки обрыва ремня ГРМ могут проявляться в виде металлического стука при попытке запустить двигатель стартером.

Обрыв происходит внезапно и, как правило, без предвестников — двигатель моментально глохнет, и никаких попыток запустить его далее не будет успешными. Если вы двигались и внезапно заглохли, не спешите вращать стартер. Осмотрите состояние — вероятно, произошёл обрыв ГРМ. Прокручивая стартер, вы можете повредить клапана. С каждым новым запуском они только хуже погнутся.

Обрыв без последствий — такое возможно?

Да, на некоторых моторах, если ремень порвётся, это не повлечёт за собой загиб массива клапанов. Это касается, как правило, устаревших автомобилей (8-клапанных) с простой системой ГРМ, где используется один распредвал или имеются выемки на поршнях, защищающие клапана в случае обрыва привода.

Однако каждый случай уникален. Есть 8-клапанные двигатели, которые повреждают клапана при обрыве ремня ГРМ, и 16-клапанные, в которых такие повреждения маловероятны. Эта информация может быть получена из спецификации двигателя или на тематических форумах — там эти вопросы обсуждаются в достаточной мере.

Как безопасно добраться до сервиса?

Разумеется, наилучшим вариантом в критической ситуации является вызов эвакуатора. Однако такая возможность не всегда доступна — ожидание может занять много времени, а стоимость услуги зачастую высокой (или то и другое). Буксировка? Да, но с некоторыми оговорками. Если в вашем двигателе нет риска погиба клапанов при обрыве ремня ГРМ и у вас механическая коробка передач, то можно перемещаться на буксире на второй передаче без запуска двигателя. Однако учтите, что тормоза в таком случае не будут работать, поскольку тормозить будет двигатель. Поэтому скорость не должна превышать 30 км/ч. Если у вас автомат, против такой буксировки выступает то, что коробка передач может перегреться уже через 20-30 минут.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Эвакуация транспортного средства

Если ваш двигатель имеет проблему с гнутыми клапанами, буксировка на передаче — это крайне опасный вариант. В такой ситуации лучше всего дождаться эвакуатора.

Профилактика обрыва

Пара советов, которые помогут вам избежать обрыва ремня ГРМ:

  • Следуйте регламенту обслуживания автомобиля (каждые 60-100 тысяч километров). Не забывайте, что обрыв может произойти в любой момент.
  • Обращайте внимание на состояние трансмиссионного ремня. Если при пробеге в 30 тысяч он выглядит не очень, лучше менять его на 30 тысяч. Не допускайте, чтобы он терся о кожух или имел признаки утечки масла. При обнаружении таких проблем не откладывайте ремонт. В конечном итоге, сальник придется менять, и это возможно приведет к затратам на замену клапанов, если затянуть с ремонтом.
  • Приобретайте только качественные запчасти для автомобиля. Обязательно подбирайте хорошие ролики и помпу вместе с надежным ремнем ГРМ. Будьте внимательны с подделками. Использование оригинального комплекта ГРМ минимизирует риск обрыва.

Можно ли защитить клапана от загиба

Среди автолюбителей существует такой «дедовский» метод защиты клапанов от удара с поршнями — увеличить зазор между ними с помощью установки нескольких прокладок головки блока цилиндров (ГБЦ). Но эта практика нежелательна, поскольку со временем прокладки могут усаживаться, что приведет к тому, что крепежные болты не будут затянуты должным образом. Прокладки могут прогорать, и в результате смесь масел и антифриза может попасть в систему. Это потребует повторного разборки головы, замены прокладок, а также глубокого очищения масляной и охлаждающей системы. Если в одной из этих систем окажется посторонняя жидкость (антифриз в масле или наоборот), это может сильно сократить срок службы двигателя.

Что касается допустимого варианта, то часто на двигателях ВАЗ заменяют поршни — вместо обычных устанавливают доработанные с особыми выемками.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Доработанные поршни для ВАЗ Приора

Использование таких поршней позволяет поддерживать необходимый зазор, чтобы клапан не касался днища поршня. Некоторые автолюбители отправляют свои старые поршни на проточку к токарям. Однако это необходимо делать только при условии, что у мастера есть достаточный опыт. Более надежным решением будет найти заводской комплект доработанных поршней.

Когда нужна внеплановая замена?

К сожалению, низкокачественные запчасти — это распространенная проблема, особенно когда речь идет о таком ответственном элементе, как ремень ГРМ. Если вы заметили на нем трещины или разрывы (в частности, корда), необходимо незамедлительно произвести замену. Это убережет вас от мигающего кошмара обрыва ремня ГРМ.

Что делать, если на рабочей поверхности ремня обнаружено масло? Это вызывает споры: некоторые предпочитают менять ремень, другие чистят его и продолжают использовать. Если ремень в целом цел, и загрязнения незначительные, замена не столь обязательна — его можно просто очистить и продолжить эксплуатацию. Однако, если он изрядно загрязнен маслом или антифризом, или имеет явные дефекты (трещины, разрывы) — единственным выходом будет его замена.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Установка нового ремня ГРМ

Многие автолюбители думают, стоит ли менять приводной элемент, покупая подержанный автомобиль? Лучше провести его замену и замене помпы. Это обеспечит вас уверенностью, что ничего не заест и не порвется. Доверие к продавцу возможно только в случае, если имеется документальное подтверждение недавней замены в сервисе и если приводной элемент выглядит новым.

Ременной газораспределительный механизм вполне приемлем. По объективным причинам он может быть даже лучше цепного. Не стоит верить мифам о том, что ремень обязательно порвется. Если требуется, чтобы следить за ним, производить замену согласно регламенту и ставить только оригинальные комплектующие, то вы можете забыть о возможности обрыва. Регулярно обслуживайте свой автомобиль и выбирайте надежных специалистов!

Вопросы по теме

Что делать, если произошел обрыв ремня ГРМ во время поездки?

Если вы стали свидетелем обрыва ремня ГРМ во время движения, сразу остановите автомобиль в безопасном месте. Не пытайтесь завести двигатель, так как это может привести к серьезным повреждениям. Вызовите эвакуатор для транспортировки автомобиля в сервисный центр, где специалисты смогут провести диагностику и оценить возможные последствия. Чем быстрее будет проведено восстановление работы двигателя, тем меньший ущерб он понесет.

Как избежать обрыва ремня ГРМ и продлить его срок службы?

Чтобы избежать обрыва ремня ГРМ, следуйте регулярным графикам обслуживания автомобиля, согласно рекомендациям производителя. Это включает в себя замену ремня в установленные сроки, проверку натяжения и состояния других компонентов (роликов, натяжителей). Также важно использовать качественные запчасти и внимательно следить за поведением двигателя: если слышите посторонние звуки или наблюдаете изменения в работе, сразу обращайтесь к специалисту.

Как обрыв ремня ГРМ влияет на разные типы двигателей?

Обрыв ремня ГРМ может привести к различным последствиям в зависимости от типа двигателя. В двигателях с «недвижущимися» клапанами, как правило, происходит их деформация и, как следствие, значительный ущерб для цилиндров и поршней. В то время как в двигателях с «движущимися» клапанами, чаще всего происходит просто остановка работы двигателя без серьезных повреждений. Однако в любом случае, для оценки состояния двигателя необходимо провести диагностику в специализированном сервисе.

Оцените статью
Авто Альянс
Добавить комментарий