Необходимо воспринимать постоянное закипание антифриза как серьезный признак неисправности — это угрожает двигателю! Проблема может быть вызвана множеством факторов, включая и незначительные, но их последствия могут оказаться крайне негативными.
- Перегрев двигателя: Вызван недостаточностью охлаждающей жидкости или неисправностью системы охлаждения.
- Протечки: Утечки в системе охлаждения могут привести к недостатку антифриза.
- Неисправности термостата: Заклинивание термостата может блокировать циркуляцию охлаждающей жидкости.
- Неисправность водяного насоса: Плохая работа насоса приводит к недостаточному движению антифриза по системе.
- Загрязнение системы: Наличие отложений и грязи может ухудшить теплопередачу.
- Проверка и профилактика: Регулярное обслуживание и мониторинг системы охлаждения помогут избежать проблем.
Как работает система охлаждения
Охлаждающий блок современного автомобиля функционирует на основе циркуляции жидкости. Когда двигатель работает в нормальном температурном режиме, антифриз движется по малому кругу, охватывая водяную рубашку, обогреватель и термостат. Уровень тосола остается в пределах нормы.
С ростом температуры двигателя начинается работа большого круга. Антифриз начинает поступать в главный радиатор. При этом жидкость расширяется, избыток стекает в расширительный бачок. Давление снижается благодаря переливному клапану крышки. Когда температура достигает 100°C, объем жидкости увеличивается до предела, и ее излишки сбрасываются — в этот момент и наблюдается бурление антифриза. Когда двигатель остывает, антифриз сжимается, давление и кипение снижаются. Это естественный процесс, при котором жидкость нормально нагревается и охлаждается.
Существуют разные типы систем охлаждения для двигателей внутреннего сгорания.
- Воздушная. Она основана на обдувах холодным воздухом, который выводит горячий воздух из моторного отделения наружу. Это может быть естественный или принудительный воздушный поток с помощью вентилятора. Эффективность этой системы, особенно для современных двигателей, достаточно низка, поэтому она часто сочетается с жидкостной.
- Жидкостная. Представляет собой систему трубопроводов, по которым перемещается охлаждающая жидкость. Бывает принудительного типа с насосом или термосифонной. Во втором случае циркуляция происходит за счёт разницы в плотности горячей и холодной жидкости. Обычно эти два типа объединяют, что улучшает их эффективность.
- Комбинированная. Эта система сочетает в себе как воздушное обдувание, так и жидкостные контуры.
style=»margin-left: 0; border: 1px; solid #ccc; background-color: #f1f0f0;padding: 5px; font-size:12px; width:82%;»>Схема охлаждающей системы двигателя
Важно отметить, что жидкостное охлаждение бывает открытого и закрытого типа. В первом варианте система имеет связь с атмосферой, благодаря пароотводной трубке. В закрытой системе все элементы полностью изолированы от окружающей среды, что позволяет достичь гораздо более высокой температуры кипения.
В жидкостных и комбинированных системах радиатор играет ключевую роль. Он состоит из сердцевины, двух бачков, воздушного клапана и креплений. В зависимости от конструкции, сердцевина может состоять из труб, пластин или ячеек.
В верхнем бачке расположена заливная горловина и герметичная крышка с паровым клапаном, который открывается при достижении жидкости температуры кипения. Также имеется шланг для подачи антифриза. Нижний бачок имеет лишь патрубок для подключения отводящего шланга.
Воздушный клапан нужен для заполнения радиатора воздухом после остановки двигателя. При охлаждении антифриза может возникнуть разрежение, что приводит к сжатию трубок, поэтому предусмотрен дополнительный подвод воздуха для заполнения пустого объема.
Кипение антифриза в расширительном бачке может быть признаком серьезных проблем в системе охлаждения двигателя. Во-первых, это может происходить из-за недостатка антифриза в системе. Если уровень жидкости ниже нормы, это приводит к перегреву двигателя, так как охлаждающая жидкость не может выполнять свою функцию должным образом. Также стоит обратить внимание на качество используемого антифриза — старая или низкокачественная жидкость может терять свои свойства, что также приводит к перегреву.
Еще одной причиной может быть образование воздушных пробок в системе охлаждения. Если в системе есть воздух, это мешает нормальному циркулированию антифриза, что приводит к его перегреву и, как следствие, к кипению. Часто это случается после замены антифриза или устранения утечек, когда воздух не был удален должным образом. Важно следить за системой и регулярно проводить её диагностику, чтобы исключить подобные ситуации.
Кроме того, стоит учитывать возможность неисправности термостата или водяной помпы. Если термостат заедает в закрытом положении, он не позволяет антифризу циркулировать, что приводит к перегреву. Также, если водяная помпа не работает должным образом, она не сможет обеспечить необходимый поток жидкости через систему охлаждения. В случае, когда антифриз начинает закипать, важно не игнорировать проблему и провести диагностику, чтобы предотвратить более серьезные повреждения двигателя.
Причины закипания антифриза
Когда антифриз закипает, а температура двигателя поднимается выше 115–120 градусов Цельсия, стоит бить тревогу! В системе уже присутствует одна из следующих неисправностей:
- сбой в работе датчика, регулирующего работу электровентилятора;
- неисправность термостата — его клапан не открывается должным образом, и это препятствует нормальной циркуляции жидкости;
- пониженный уровень «охлаждайки», что препятствует отводу тепла от головки блока цилиндров — это нередко вызвано халатностью владельца, который забыл своевременно долить жидкость, или утечкой тосола через поврежденные или ослабленные соединения;
- засорение основного радиатора;
- неисправность переливного клапана — в данной ситуации бурление начинается спустя пять минут после остановки двигателя;
- попадание воздуха в систему — это часто происходит после замены жидкости или при ослаблении соединений;
- повреждение электромотора принудительной циркуляции — он срабатывает при достижении антифризом определенной температуры (80-90°C);
- пробой прокладки ГБЦ — выхлоп будет густым и белым;
- заклинивание водяной помпы.
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%;»>Загрязненный основной радиатор
Еще одной причиной такого поведения может быть использование некачественного тосола, содержащего много примесей и воды, что приводит к бурлению жидкости в расширительном бачке.
Самостоятельно диагностировать перегрев современного двигателя крайне сложно. Температура многих моторов превышает 100°C. Точка кипения может значительно повышаться — до 120°C и даже 125°C, в зависимости от качества хладагента.
В чем опасность бурление тосола
Как уже было сказано, если двигатель прогревается до рабочей температуры в 90-95°C (100-115°C), а антифриз не выходит и нет других признаков перегрева, в бурлении нет ничего опасного. Однако кипение, не связанное с нормальной работой системы охлаждения, служит сигналом к действию. Эта неполадка может перегреть двигатель, что часто приводит к разрушению внутренних компонентов силового агрегата, таких как коленвал и распределительные валы.
Существуют разные уровни перегрева: легкий, когда поршни двигателя плавятся незначительно, и более серьезные, способные к искривлению корпуса ГБЦ, образованию трещин на головке, повреждению межкольцевых перегородок и разрушению сальников. Длительное игнорирование проблемы может привести к критическим последствиям — двигатель может полностью выйти из строя: поршни перегреваются до состояния пожара, все трущиеся элементы разрушаются, клапанные места вылетают, и может пробить стенки блока цилиндров. Поэтому крайне важно вовремя обнаруживать проблемы в системе охлаждения и предпринимать соответствующие меры.
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%;»>Кипение охлаждающей жидкости
Если вы заметили кипение «охлаждайки», категорически нельзя нагружать автомобиль, ускоряться, резко тормозить. Также не следует обрызгивать двигатель холодной водой, трогать горячие детали или открывать крышку расширительного бачка. Важно придерживаться следующих рекомендаций:
- съехать на спуск;
- плавно уменьшить скорость, переключившись на нейтраль — встречный поток воздуха охладит двигатель;
- включить отопление на максимальную мощность, чтобы отвести тепло от радиатора;
- катиться до полной остановки, желательно на тенистом месте;
- выключить двигатель, оставив зажигание включенным;
- после того как печка поработает еще 5-10 минут, выключить зажигание полностью.
После этого откройте капот и подождите около 30-40 минут. Вызовите эвакуатор для транспортировки автомобиля в СТО или гараж. Если автосервис рядом, можно обойтись без помощи. Когда бурление прекратится — долейте в радиатор свежей воды до нужного уровня. Запустите двигатель, включите печку и направляйтесь к месту назначения, но делайте остановки каждые 40 минут, если температура двигателя продолжает превышать норму.
Доставиться до сервиса без помощи тягача не получится, если водяной насос вышел из строя, когда головка повреждена, и тосол уходит в больших количествах.
Как устранить неисправность
В первую очередь проверьте нижнюю часть радиатора. Если она холодная, это на 90 процентов указывает на неисправность термостата. А значительная утечка антифриза в сочетании с резким увеличением температуры хладагента чаще всего указывает на заедание помпы.
Способы устранения некоторых неисправностей.
- Воздушная пробка устраняется так: необходимо снять шланг в самой верхней части системы циркуляции — обычно это патрубок дроссельной заслонки, и добавлять жидкость, пока она не начнет вытекать из снятого места.
- Крышку с повреждениями следует незамедлительно заменить на новую, так как ремонт в данном случае может оказаться временным.
- Сломанную прокладку ГБЦ также необходимо заменить как можно быстрее. Попадание масла в тосол может вызвать серьезные проблемы, например, на дизельном двигателе может произойти гидроудар с последующим разрушением камеры сгорания.
Выявить остальные причины неисправностей возможно только после разборки системы и снятия деталей. Лучший вариант для устранения проблем в системе охлаждения — обратиться в автосервис, где опытные специалисты смогут быстро определить источник проблемы.
Вопросы по теме
Каковы последствия длительного кипения антифриза в расширительном бачке?
Длительное кипение антифриза в расширительном бачке может привести к различным проблемам с системой охлаждения автомобиля. Во-первых, это вызывает утрату жидкости, что может привести к перегреву двигателя. Во-вторых, высокие температуры могут повредить радиатор и другие компоненты системы охлаждения. Наконец, частичное испарение антифриза может вызвать образование коррозии и отложений, что в дальнейшем потребует дорогостоящего ремонта.
Может ли качество антифриза влиять на его кипение?
Да, качество антифриза напрямую влияет на его термические свойства и устойчивость к перегреву. Использование антифриза низкого качества или рассчитанного на другие климатические условия может привести к тому, что он закипит при более низкой температуре. Кроме того, некачественный антифриз может содержать примеси, которые негативно сказываются на работе системы охлаждения. Рекомендуется использовать антифриз, рекомендованный производителем автомобиля.
Что делать, если антифриз закипает только при определенных условиях, например, в жаркую погоду?
Если антифриз начинает закипать только в жаркую погоду, это может свидетельствовать о недостаточной эффективности системы охлаждения. Первым шагом следует проверить уровень антифриза и его состояние. Если уровень низкий, необходимо долить свежий антифриз. Также стоит проверить радиатор, термостат и помпу на предмет их исправности. Возможно, потребуется чистка радиатора от грязи или замена термостата, если они не обеспечивают должного теплоотведения. Не забывайте следить за вентиляцией моторного отсека, чтобы не допускать перегрева двигателя.