Торможение автомобиля основывается на механизме трения и неизбежно сопровождается наращиванием тепла. Тормозные системы постоянно проходят циклы нагрева и охлаждения. На современных автомобилях тормозные диски устанавливаются как на передней, так и на задней осях. Дисковые тормоза обеспечивают большую эффективность по сравнению с барабанными, а также проще в обслуживании и надежнее.
- Неисправность тормозной системы: Износ или повреждение тормозных дисков, колодок, суппортов может привести к перегреву.
- Неправильная установка: Ошибки при замене колодок, такие как неправильное выравнивание, могут вызвать перегрев.
- Применение некачественных материалов: Использование низкокачественных тормозных колодок или дисков увеличивает вероятность перегрева.
- Проблемы с колесами: Плохо функционирующие подшипники или заклинивание тормозов на одной стороне ведут к локальному перегреву.
- Перегруз автомобиля: Загруженный автомобиль создает дополнительное давление на тормоза, что приводит к их перегреву.
Функционал дискового тормоза состоит в том, что поршень (6) воздействует на одну из тормозных колодок (4), вызывая её соприкосновение с диском. Вторая колодка под давлением корпуса суппорта автоматически прижимается к диску, который начинает сжиматься с двух сторон, и, как результат, замедляется поворот колес.
Температура тормозных дисков может повышаться до 250-300°C при интенсивной эксплуатации. Для спортивных автомобилей используются керамические диски, способные выдерживать температурные нагрузки до 1000°C без деформации, однако они не продаются в массовом порядке из-за высокой стоимости.
Почему греются тормозные диски
Нагрев тормозов считается нормальным процессом, если он равномерно распределен с обеих сторон, и температура остаётся в пределах допустимых значений. В данной статье термин “греются” подразумевает перегрев.
Большинство тормозных дисков изготавливаются из чугуна, так как этот металл недорогой и обладает хорошими фрикционными свойствами, однако имеет недостатки: частое торможение приводит к его перегреву и даже выделению дыма. Это может вызвать плавление и деформацию колодок.
Для снижения температуры, а точнее, чтобы ускорить процесс остывания, диски изготавливаются с вентиляционными пустотами внутри. Это немного влияет на характеристики.
Для улучшения особенностей тормозов стали использовать перфорацию и специальные сплавы. Переход на перфорированные диски позволяет значительно сократить время их остывания.
Почему же греются тормозные диски? Причина почти всегда кроется в трении, что происходит в 99% случаев. Не имеет значения, греются передние или задние тормоза, или, может, одна из сторон. При обнаружении данной проблемы автолюбители обычно проверяют свободу хода колеса:
- убирают ручной тормоз или снимают с передачи;
- поднимают машину с помощью домкрата;
- пробуют прокрутить колесо.
Перегрев тормозных дисков — это проблема, с которой рано или поздно сталкивается каждый водитель. После замены тормозных колодок, в частности, может наблюдаться перегрев, вызванный несколькими основными причинами. Во-первых, неправильная установка колодок или их несовместимость с дисками могут привести к неравномерному нажиму на элементы тормозной системы, что увеличивает трение и, как следствие, температуру. Также не стоит забывать о необходимости обкатки новых колодок, что иногда игнорируется автовладельцами.
Во-вторых, недостаточная вентиляция тормозных дисков тоже играет значительную роль. Убедившись, что при замене колодок диски не повреждены и имеют достаточную толщину, важно также обратить внимание на состояние системы охлаждения тормозов. Забитые воздуховоды, грязь и дорожные отложения могут препятствовать нормальному охлаждению, что приводит к перегреву. Как результат, диски могут деформироваться и возникнет необходимость в их замене.
Наконец, стоит учитывать специфические нагрузки на тормоза, которые могут возникать в зависимости от стиля вождения. При интенсивном торможении или частом использовании тормозов на спусках происходит значительный нагрев, что может быть особенно заметно на передних тормозах, которые принимают на себя большую часть нагрузки. Необходимо также проверять зазоры между дисками и колодками, поскольку слишком малый зазор может привести к постоянному трению и накаливанию тормозной системы с одной стороны.
Если при вращении слышен шорох или при движении чувствуется сопротивление, то причина, скорее всего, в тормозном суппорте, который не отпускает колодку даже при отключенной педали тормоза.
Часто на цилиндре или внешних стенках тормозного поршня образуется ржавчина, что может препятствовать их нормальному движению. В некоторых случаях проблема заключается также и в направляющих. Восстановление работоспособности суппорта обычно требует определённых затрат и замены изношенных резинок. В некоторых случаях необходимость замены может касаться и поршня.
Другая причина затрудненного вращения колеса и перегрев тормозов — это износ ступичного подшипника, что возможно при нагреве диска с одной стороны. Под воздействием температуры он передает тепло на тормоза и может вызвать вой или шум при определенных скоростях.
Если колесо вращается свободно в подвешенном состоянии, но по окончании поездки становится чрезмерно горячим, это может быть обусловлено несколькими причинами:
- Сильная степень износа или деформация тормозных дисков, что приводит к их быстрому нагреву.
- Установка низкокачественных колодок.
- Замена тормозной жидкости на неподходящую.
- Существенный износ колодок.
- Перегрев передних тормозных дисков у авто с задними барабанными тормозами, поскольку нагрузка приходится в основном на переднюю ось.
- Чрезмерно агрессивная манера вождения. При частых ускорениях и резких торможениях диски не успевают охлаждаться.
- Расслоение внутренней части тормозного шланга, которое мешает нормальному циркулированию тормозной жидкости и делает невозможным нормальное расхождения колодок.
- Наличие воздуха в тормозной системе.
Передние тормозные диски
Основные причины:
- износ;
- подклинивающий суппорт;
- плохое качество колодок;
- агрессивный стиль вождения с задними барабанными тормозами;
- ошибки при установке колодок.
Задние
Причины остаются прежними, как и в случае с передними тормозами, за исключением барабанных — речь идет о дисковых системах.
С одной стороны
Наиболее распространённые проблемы заключаются в заклинивании суппорта или износе ступичного подшипника. Также возможна неисправность из-за неверной установки колодки.
После замены колодок
Если у вас не возникало подобной проблемы прежде, но она появилась после замены колодок, скорее всего, дело в их низком качестве или неправильном подборе. Также не исключается неправильная прокачка тормозной системы. Дайте колодкам возможность притереться (это произойдет за несколько сотен километров) — вскоре проблема исчезнет.
Возможные последствия
При движении по городу тормозные диски постоянно нагреваются. Если вы также любите активно управлять автомобилем с частыми резкими разгонами и торможениями, ваши тормозные системы обязательно перегреются.
При столкновении с этой проблемой (или даже появлении дыма) одним из последствий станет деформация диска (или пары). Особенно опасно, если перегретые тормоза попадут в лужу или снег — это может привести к трещинам от резкого перепада температуры.
Перегрев будет заметен по изменению цвета поверхности — появятся синие и черные пятна. Если суппорта подклинивают, это также может привести к увеличению расхода топлива и ухудшению накатных характеристик автомобиля.
Деформация диска или наличие трещин снизит эффективность торможения, что может привести к аварийным ситуациям.
Если вы столкнулись с перегревом, рекомендуется пройти диагностику на СТО для выявления и устранения причин неисправности.
Как устранить проблему?
Процедура устранения проблем осуществляется следующим образом:
- Выполняется полная диагностика ходовой части, чтобы выяснить источник перегрева.
- В случае проблем со ступичным подшипником, производится его замена.
- При наличии износа компоненты заменяются на новые, после чего проводится прокачка системы.
- Если суппорт заклинивает, производится его разборка, замена всех манжет и уплотнителей, смазка движущихся частей, восстановление подвижности поршня и скоб.
Как избежать нагревания дисков?
Задумайтесь о своем поведении на дороге. Старайтесь уменьшить частоту резких ускорений и торможений, особенно при rainy погоде. Доверяйте замену тормозных компонентов только проверенным СТО. Не экономьте на запчастях — не выбирайте самые дешевые изделия из Китая. Следите за уровнем тормозной жидкости и своевременно производите её замену. Регулярно проводите диагностику тормозной системы.
Вопросы по теме
Как неправильная установка тормозных колодок может влиять на перегрев тормозных дисков?
Неправильная установка тормозных колодок, например, если они были установлены под углом или с перекосами, может привести к неравномерному контакту с тормозными дисками. Это ухудшает эффективность торможения и может вызвать перегрев, поскольку колодки будут излишне тереться о диск, создавая дополнительное тепло. Вдобавок, неправильно установленные колодки могут быстро изнашиваться и увеличивать риск образования тормозного биения и других проблем.
Может ли плохое качество тормозных дисков способствовать их перегреву?
Да, использование тормозных дисков низкого качества или несоответствующего размера может значительно увеличить риск перегрева. Дешевые диски часто изготовлены из менее стойких материалов, которые хуже переносят высокие температуры. Кроме того, они могут не обеспечивать должного теплоотведения, что приводит к перегреву при длительной эксплуатации. Замена на качественные диски поможет избежать перегрева и повысить безопасность.
Какие действия можно предпринять для предотвращения перегрева тормозных дисков после их замены?
Для предотвращения перегрева тормозных дисков после замены колодок важно обеспечить правильную установку компонентов и следить за состоянием тормозной системы в целом. Регулярная проверка уровня тормозной жидкости, а также состояние дисков и колодок поможет избежать перегрева. Рекомендуется также избегать длительного торможения и чрезмерных нагрузок на тормоза, особенно в гористой местности. Однако важно помнить, что профессиональная диагностика тормозной системы может выявить скрытые проблемы, требующие решения.