Причины, почему щелкает реле стартера, но стартер не крутит

Распространённый вопрос «почему мотор не запускается и что с этим делать» зачастую дополняется деталями (реле щелкает, но стартер не вращается), что подразумевает: «виновато» не сам оборудование, а именно неисправное реле, мешающее полноценному запуску. Давайте рассмотрим возможные причины данной проблемы: что происходит, какие неисправности могут быть у втягивающего реле (ВР) и на какие моменты стоит обратить внимание в первую очередь, чтобы избежать «долгих размышлений» о том, что щелкает в авто.

Коротко о главном
  • Проблемы с аккумулятором: недостаточный заряд или слабые контакты.
  • Неисправность реле стартера: износ или повреждение компонентов.
  • Проблемы в цепи питания: обрывы проводов или коррозия.
  • Сбой в работе стартера: заклинивание или механические повреждения.
  • Проблемы с влючением муфты: неисправность в системе запуска.

Виды и конструкция реле электростартера

Выделяют три вида реле стартера:

  1. блокировочное (предотвращает запуска устройства, когда двигатель работает);
  2. разгрузочное (преобразует малые токи в устойчивые 12 V);
  3. втягивающее (тяговое), которое устанавливается непосредственно на стартер.

Два первых типа безусловно важны, но не все автомобили их имеют, в отличие от «тягового», который необходим для запуска двигателя.

Тяговое электромеханическое реле выполняет следующие функции:

  • Выталкивает бендикс, чтобы он зацепился с маховиком.
  • Замыкает и удерживает мост между «плюсом» реле и стартером.
  • Обеспечивает стабильное питание для щеточного узла электростартера.
  • Своевременно отключает механизм запуска.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>
Схема втягивающего реле стартера

Устройство реле довольно простое: оно состоит из металлического корпуса, внутри которого размещена двухобмоточная катушка с сердечником. С одной стороны корпуса находится выпущенный шток (тянущий конец якоря), а с другой – эбонитовая крышка с тремя выводами (два мощных контактных болта и один «пин»). Нижний болт соединён с «плюсом» электростартера с помощью силового провода (косого). Металлический сердечник якоря двигается внутри двух обмоток (катушек): «втягивающей» (ВО) и «удерживающей» (УО). Когда реле включается, сердечник давит на подвижный электрод, на конце которого прикреплена подпружиненная медная контактная пластина. В конечной позиции якоря (сердечника) эта пластина прижимается к «пятакам» болтов, замыкая цепь — с одного на другой, а далее — на щётки стартера.

Конец сердечника соединён с рычагом-вилкой, который движет шестернёю бендикса вперёд. В неактивном положении он сильно выступает из корпуса, а когда ток подаётся на тянущую катушку, он поджимается внутрь, «утягивая» за собой верхушку «вилки». Качаясь на оси, нижняя часть выдвигается вперёд — перемещая, через муфту приводной, бендикс (шестерню с муфтой свободного хода) в сцепление с зубьями маховика. Этот процесс сопровождается характерным металлическим стуком или щелчком.

Принцип работы ВР

С аккумулятора подаётся постоянный плюс на верхний силовой болт «тягового» реле. В режиме покоя контактная пластина не соприкасается с «пятками» силовых болтов в крышке. Обе обмотки — тянущая (ВО) и удерживающая (УО) — одним выводом соединены с маленькой «управляющей» клеммой, на которую приходит пусковой импульс от ключа зажигания (плюс). Вторым выводом — более мощная ВО — соединена с нижним силовым болтом (плюсом электромотора стартера), а УО — с «землёй» (корпусом).

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>
Схема включения стартера

Когда ключ зажигания замыкает цепь питания ВО, ток в ней создаёт магнитное поле, которое заставляет сердечник двигаться внутрь корпуса, вытолкнуть бендикс вперёд и прижать пластину к клеммам. Пластина формирует «короткий путь» для высоковольтного тока — с верхнего болта, на нижний и затем на щётки стартера. После этого ток прекращает поступать на тянущую обмотку, и начинает работать только удерживающая, продолжающая получать питание (и так будет, пока ключ зажигания находится в положении «Start»).

Почему реле щелкает, но стартер не крутит двигатель

Однократное щелчок указывает на то, что втягивающая обмотка действует, но если после этого шестерня не вращается — проблема может быть либо в самом стартере, либо в муфте свободного хода. Частые щелчки бендикса свидетельствуют о неисправности удерживающей катушки, которая не может «подхватить» сердечник, когда тянущая уже отключена.

Для успешного запуска двигателя необходимо, чтобы бендикс вращался с достаточной силой, находясь в надёжном сцеплении с зубьями маховика.

Эта сила обеспечивается электростартером, но именно реле открывает ему путь, поэтому надёжная работа обоих компонентов взаимосвязана. Если стартер издаёт щелчки, значит, проблема не в втягивающей обмотке.

Возможные неисправности:

  • Разряженный аккумулятор или плохо затянутые клеммы.
  • Отсутствие стабильной «массы» для ВО.
  • Замыкание якоря стартера.
  • Проблемы с проводимостью на «пятаках».
  • Износ щёток.
  • Плохой контакт общей «массы» (АКБ).
Мнение эксперта
Александр Степанов
Автоэксперт с 20 летним стажем, автомеханик по образованию

При возникновении ситуации, когда щелкает реле стартера, но двигатель не крутит, стоит обратить внимание на несколько ключевых моментов. Первая причина, которую я бы проверил — это состояние аккумулятора. Если уровень заряда аккумулятора недостаточен, то реле будет щелкать, но не хватит мощности для запуска двигателя. Проверка напряжения аккумулятора и его соединений поможет быстро установить этот факт.

Вторая возможная причина связана с самим реле стартера или его подключениями. Иногда контакты реле могут окисляться или загрязняться, что приводит к плохому контакту. Я рекомендую провести визуальный осмотр реле, а также проверить его работоспособность мультиметром. В случае обнаружения неисправностей в реле, его замена может решить проблему.

Наконец, не стоит забывать о состоянии самого стартера. Внутренние повреждения или обмотки стартера могут привести к тому, что он не будет крутиться, даже если реле срабатывает. Если предыдущие проверки не выявили проблемы, стоит осмотреть стартер — возможно, потребуется его ремонт или замена. Такой комплексный подход к диагностике позволит точно определить причину неисправности и успешно устранить её.

Чтобы быстро проверить один из узлов, постучите (не сильно, но резко) 2-3 раза (коротко) по корпусу втягивающего реле, ближе к крышке. Потеря проводимости часто возникает из-за перекоса пластины, замыкающей «пятки». Это может помочь вернуть её на место.

Неисправность, в которой втягивающее не при чем

Ситуации, когда стартер вращается, но не происходит сцепление зубьев бендикса и маховика, не редкость. Особенно это встречается после замены бендикса или в автомобилях, прошедших более двухсот тысяч километров.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>
Изношенная шестерня бендикса

Несмотря на щелчок, который сигнализирует о выпуске бендикса, его длины хода может не хватить для полного контакта, в результате чего мотор будет вращать муфту вхолостую. Эта неисправность сопровождается характерным жужжанием работающего стартера — энергично, но без результатов. Не поможет ни второй, ни десятый запуск, нужно будет демонтировать электростартер, проверить силу выталкивания «тягового» и состояние зубьев на бендиксе и маховике стартера.

Типичные неисправности втягивающего реле и их признаки

Обрыв или замыкание в управляющей цепи могут возникнуть на любом участке — от замка зажигания до клеммы на корпусе ВР. К этой категории относятся: износ контактной группы замка, сгоревший предохранитель, замкнувшее реле блокировки, короткое замыкание в проводке, окисление клемм в разъёмах. Проявляется поломка по-разному. Чаще всего — полным отсутствием реакции на попытки запуска. Иногда стартер щелкает только в начале, пока не сядет аккумулятор.

Подгорание контактной группы внутри устройства, из-за чего ток не поступает на щётки электромотора, также может быть причиной того, что не происходит вращение. Потеря проводимости из-за нагара, окисления «пятков», сломанной или сдвинутой со своего места пластины — это вторая по частоте проблема реле стартера. При таких неисправностях запуск может щелкать, но не крутить шестерню.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>
Подгоревшие провода и окисленные контакты втягивающего реле

Обрыв удерживающей обмотки в месте её крепления к корпусу может вызывать целый «каскад» бесполезных щелчков вместо одного. Бендикс в таком случае не успевает оказаться в сцеплении с зубьями маховика и немедленно отбрасывается назад. Автомобиль при этом демонстрирует сочетание коротких и бесполезных срабатываний с утренним стуком, воем или жужжанием. Хотя этот случай не совсем подходит под описание: «щелкает реле, а стартер не вращается», он всё же связан с неисправностью втягивающего реле.

Замыкание ВО — в этом случае стартер щелкает, но не в состоянии вытолкнуть бендикс и подать питание на нижний силовой болт (к щеткам). Неисправность может быть выявлена только при снятии с автомобиля и последовательной прозвонке катушек.

Как проверить втягивающее реле

Проверку ВР можно провести двумя способами — не снимая с авто и после демонтажа вместе со стартером. Если есть подозрение, что сигнал от замка теряется в цепи — вначале выполните стандартный тест на автомобиле, а затем, основываясь на результате, узел можно будет снять и проверить более детально — с помощью мультиметра.

Проверка без снятия с автомобиля:

  1. Убедитесь, что машина стоит на ручном тормозе и на нейтральной передаче.
  2. Включите зажигание, оставив ключ в замке.
  3. Отключите разъём с управляющей клеммы ВР (тонкий провод).
  4. С помощью отвертки замкните клемму с верхним силовым болтом (плюс от АКБ).

Если после этого двигатель завёлся — проблема в управляющей цепи (импульс с замка не поступает на клемму). Если стартер продолжает щелкать, но не вращается — проверьте приборы по отдельности. Для этого «тяговое» нужно отсоединить от корпуса стартера (удобнее снимать оба узла вместе, а потом разделить).

Проверка после демонтажа:

  1. Установите мультиметр в режим звуковой «прозвонки».
  2. Подключите один щуп к управляющей клемме.
  3. Второй – к нижнему силовому болту (клемма на щётки).
  4. Если слышен сигнал — втягивающая обмотка исправна.
  5. Оставив первый щуп на клемме, прикоснитесь ко второму к корпусу.
  6. Если есть сигнал — удерживающая катушка также исправна.
  7. Установите устройство вертикально, на якорь, с выводами вверх.
  8. Соедините щупы с болтами — один на верхний, другой — на нижний.
  9. Нажмите на реле, вдавливая якорь до упора.
  10. Если слышен звук — силовые клеммы корректно замыкаются, пластина функционирует.
  11. Если звука нет, но на экране выводятся цифры — реле не работает. Причина может быть в постороннем сопротивлении.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Диагностика втягивающего реле с помощью мультиметра

Если в процессе проверки обнаружилась хотя бы одна неисправность, деталь подлежит замене на новую или исправную. В случае если обе катушки находятся в порядке, и пластина корректно замыкает «пятаки», необходимо провести тест на усилие, с которым реле передвигает плунжер якоря. Для этого следует сначала измерить свободное положение плунжера, установив реле на место в корпус, до момента, когда петля рычажка вилки плотно соприкасается. Затем измерьте линейкой расстояние от корпуса стартера до самого втягивающего. Вытащите деталь, затем утопите плунжер до момента контакта с пружиной, и отметьте на плунжере полученное расстояние от края корпуса. Для этого можно использовать маркер или шило.

Для выполнения проверки вам понадобится: заряженный аккумулятор, три куска провода с сечением 2 квадрата; на одном конце – клеммы «крокодил», а на другом – штекер для управления (разъем 50).

Процедура силовой проверки:

  • Закрепите два провода одним концом на «массе» (корпусе) детали.
  • Подключите один из проводов к отрицательной клемме аккумулятора.
  • На положительную клемму аккумулятора наденьте третий провод с штекером.
  • Прижмите деталь одной рукой к поверхности, «сжав» плунжер до отметки.
  • Поместите штекер в разъем 50.
  • Прикоснитесь концом свободного провода (от корпуса) к нижнему силовому болту.
  • Если сердечник преодолеет сопротивление и втянется — это означает, что втягивающее реле функционирует исправно.

Для оценки силы нужно надежно закрепить устройство (за петлю на якоре) на ровной и прочной поверхности. Она не должна проводить электрический ток — желательно использовать деревянный или картонный стол.

Способы устранения неисправности

Если тестирование показало замыкание, более целесообразно сразу заменить деталь на новую. Чтобы восстановить нормальную проводимость на «пятаках» и устранить обрыв удерживающей обмотки в области крепления, необходимо разобрать компонент, выпаяв клеммы, тщательно очистить медь от окислов, осуществить сборку и надежно затянуть крепления.

В зависимости от бренда и года выпуска, втягивающее реле может быть с разборным корпусом (где крышка силовых контактов удерживается винтами) или с неразборным (завальцована в металл корпуса). Диагностику деталей обоих типов можно выполнить без вскрытия, в то время как ремонт вызывает сложности: у «неразборных» корпуса очень сложно собрать аккуратно, возможны повреждения во время сборки. Если крышка треснула, она становится непригодной для дальнейшего использования. Если вы не уверены в своем опыте работы с электромеханическими устройствами, проще будет приобрести новое, гарантированно рабочее реле.

Вопросы по теме

Как проверить реле стартера на работоспособность без специального оборудования?

Для проверки реле стартера без специального оборудования попробуйте выполнить следующие действия. Сначала найдите реле на вашем автомобиле и проверьте соединения – иногда проблема может заключаться в плохом контакте. Затем, с помощью проводов, аккуратно подайте питание напрямую на катушку реле, если оно щелкает, значит, реле работает. Также проверьте предохранители на наличие повреждений и убедитесь, что все соединения надежны.

Может ли проблема с аккумулятором влиять на работу стартера, если реле щелкает?

Да, даже если реле стартера щелкает, это не всегда означает, что аккумулятор в порядке. Возможно, что его напряжение недостаточно для запуска двигателя. Попробуйте протестировать уровень заряда аккумулятора с помощью мультиметра – нормальное значение должно быть около 12.6 В при выключенных двигателях. Если напряжение ниже, возможно, аккумулятор следует зарядить или заменить.

Какие еще могут быть причины, помимо неисправности реле стартера?

Помимо неисправного реле стартера, проблемы могут быть вызваны несколькими факторами: 1) неисправность самого стартера, которая может проявляться в заедании щеток или поломке втягивающего реле; 2) проблемы с проводкой – коррозия или обрыв проводов могут препятствовать нормальному запуску; 3) неисправность системы зажигания, из-за чего двигатель не запускается должным образом. Чтобы точно диагностировать проблему, лучше всего провести комплексный осмотр всех этих компонентов.

Оцените статью
Авто Альянс
Добавить комментарий