Когда из выхлопной трубы выходит темный дым, это признак наличия неисправностей в системе питания или зажигания. Цвет выхлопа служит индикатором ряда проблем, однако только квалифицированный моторист с опытом работы может установить точную причину. Проблемы могут варьироваться в зависимости от типа двигателя — бензинового или дизельного. После прочтения данной статьи вы сможете самостоятельно определить возможные источники неисправностей. Процесс деградации составляет несколько этапов: сначала изменяется цвет дыма, затем могут возникнуть такие неприятности, как прогорание клапанов или поломка поршневых колец. Важно вовремя отреагировать на проблему, чтобы избежать серьезных последствий для мотора.
- Причины появления черного дыма: Неполное сгорание топлива, вызванное богатой смесью топлива и воздуха.
- Бензиновые двигатели: Проблемы с системой впрыска, датчиками и свечами зажигания.
- Дизельные двигатели: Износ форсунок, неправильная подача топлива, либо загрязненный воздух.
- Проверка и обслуживание: Регулярное техобслуживание и диагностика систем впрыска помогают избежать проблем.
- Экологические последствия: Черный дым ухудшает качество воздуха и указывает на повышенный уровень вредных выбросов.
Откуда черный цвет
Что такое выхлоп? Это продукты сгорания от двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Они содержат углекислый газ и азот, и обычно являются бесцветными. Зимой же выхлоп может напоминать пар из-за образования конденсата, который при нагревании превращается в газ. Это простое физическое объяснение, знакомое даже школьникам. Однако при нарушении процесса смешивания топлива ситуация меняется — выхлоп становится заметным и появляется неприятный запах.
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Темный выхлоп из глушителя
Газы, выбрасываемые из камеры сгорания на этапе выпуска, направляются в выхлопную трубу, а при наличии системы EGR могут возвращаться во впускной коллектор для повторного сгорания. На автомобилях с катализаторами эти газы проходят дополнительную очистку.
Что именно делает дым черным? Основным виновником этого является простая сажа. Этот продукт образуется при сгорании любого вида топлива: бензина, солярки или даже пропан-бутановой смеси в системах ГБО. Сажа возникает в результате избытка топлива, смешиваясь с выхлопными газами и вызывая беспокойство у владельца автомобиля.
Не стоит игнорировать возникшую панику. Если при сильном разгоне поток темного дыма становится еще интенсивнее, это означает, что с двигателем происходит что-то серьезное. Следует сразу же искать причину, пока не стало слишком поздно.
Причины появления черного выхлопа
Первое, на что стоит обратить внимание, это качество топлива. Рассмотрим типичную ситуацию: вы заправились на малознакомной АЗС и вскоре заметили черный дым из выхлопной трубы. Проблема может быть в некачественном бензине или солярке. Во многих удаленных районах России до сих пор встречается «паленое» топливо. Этилированный бензин или дизель с сомнительными добавками могут быстро забить фильтры и не сгорать полностью.
Второй значимый фактор — температура. Зимой двигателю необходимо время для настройки. В холодное время года карбюраторы могут работать неэффективно, а форсунки не в состоянии нормально распылять топливовоздушную смесь (ТВС) в камере сгорания. Аналогичные проблемы наблюдаются и у дизельных двигателей. При низких температурах свечи накаливания не успевают нагреться, а для запуска топливного насоса высокого давления (ТНВД) требуется несколько минут.
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Двигатель на тепловизионном экране
Если через пять минут работы зимой черный дым перестал поступать из выхлопа, значит, все в порядке. В противном случае стоит обратить внимание на причины появления сажи. Летом с холодными запусками проблем вообще возникнуть не должно.
Общие
Существуют неисправности, характерные как для дизельных, так и для бензиновых двигателей. Воздушный фильтр — это элемент, который имеется в любой системе, и он часто является источником проблем с выхлопом.
Большие зазоры в ГРМ
Правильная работа системы газораспределения — это основа надежности работы мотора. Мы не будем обсуждать редкие неисправности, такие как задиры на распредвале. Тем не менее, часто случается, что настройки зазора клапанного механизма нарушены. Когда между седлом и тарелкой образуется значительное расстояние, впускной клапан может пропустить слишком много ТВС, а выпускной клапан начнет работать преждевременно. В результате камера сгорания очищается не в нужный момент, и из трубы выбрасывается черный дым.
Если зазоры маленькие, это тоже не к лучшему. Клапанные стержни могут зазубрились. Проблему необходимо решать. В случае механической системы регулировки следует воспользоваться щупом для корректировки винтов и гаек. А для двигателей с гидрокомпенсаторами рекомендуется заменить старые детали на новые, так как очистка не всегда является эффективным методом.
Засор выхлопа
Со временем в выхлопной системе образуются отложения, которые могут забивать трубы, сетки и катализаторы. Это приводит к перегрузке мотора, из-за чего расход масла и топлива увеличивается, а охлаждающая жидкость может закипать и перегреваться. Явным признаком станет громкий звук из трубы, особенно после резкого разгона. О перегреве свидетельствует стрелка термометра, уходящая в «красную зону».
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Засоренный катализатор
Черный дым из выхлопной трубы автомобиля на бензине или дизеле возникает в результате неполного сгорания топлива. В бензиновых двигателях это может быть вызвано слишком богатой смесью, когда количество топлива превышает объем воздуха, необходимый для его полного сгорания. Это приводит к образованию углерода, который и проявляется в виде черного дыма. Проблемы с системой подачи топлива или загрязненные датчики могут усугубить эту ситуацию.
В дизельных двигателях черный дым возникает чаще из-за избытка топлива или низкого качества сгорания. Эти двигатели работают по принципу самовоспламенения, и если подача топлива не оптимизирована, то происходит образование несгоревших частиц. Также это может указывать на износ топливной системы, а именно форсунок. Если они не распыляют топливо должным образом, это также может привести к образованию черного дыма.
Дополнительные факторы, такие как плохое качество топлива, загрязненные воздухозаборники или неисправности системы выхлопа, могут exacerbate проблему черного дыма. Например, забитый фильтр твердых частиц или неправильные настройки системы управления двигателем могут ухудшить процесс сгорания, что, в свою очередь, вызовет образование черного дыма. Каждая из этих причин требует тщательной диагностики и использования правильных методов устранения неисправностей для восстановления нормальной работы двигателя.
В результате засорения выхлопной системе появляется сажа и запах жженого металла. Рекомендуется провести диагностику глушителя, каталитического нейтрализатора и других элементов выхлопа. Для этого потребуется подъемник или яма, так как домкрата может быть недостаточно для проведения полноценной проверки. Поэтому лучше обратиться в автосервис.
Забился воздушный фильтр
ТВС состоит из воздуха и топлива. Пропорции для бензиновых и дизельных двигателей различаются, но перерасчет в сторону повышенного количества топлива приводит к переливу, в результате чего смесь не сгорает полностью. В городских условиях фильтрующий элемент служит 9–12 тыс. км. Однако при выезде на грунтовку, где много пыли, фильтр быстро загрязняется, и потока воздуха начинает не хватать.
Это не единственная проблема. Мелкие абразивные частицы могут попасть в камеру сгорания и вызвать задиры на цилиндрах. Фильтр можно промыть, но это временное решение. Гораздо предпочтительнее установить новый фильтр, так как его цена не так высока.
Бензиновые
В бензиновых двигателях предусмотрены системы зажигания и свечи, обеспечивающие искрение для воспламенения ТВС. С ними часто возникают различные трудности. Но и другие элементы могут значительно усложнить жизнь водителя. На инжекторах устанавливаются форсунки, о которых мы расскажем в разделе, посвященном дизелям.
Барахлят свечи зажигания
Зазор между электродом и корпусом свечи должен составлять 0,9-1,1 мм. При отклонениях зазор может стать слишком большим или маленьким, что нарушит искрообразование. Электрическая дуга будет недостаточно мощной для воспламенения смеси горючего и воздуха. Рекомендуем измерить зазор с помощью щупа и установить его в соответствии с нормами.
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Проверка свечи на наличие искры
Иногда свеча не работает из-за пробоя, что приводит к появлению влажных следов на керамическом изоляторе — это бензин, который не сгорел. Нужно провести простую проверку: выкрутить свечу, надеть на неё бронепровод и закоротить резьбу на массу. Затем прокрутите стартер и посмотрите, появляется ли искра. Если искры нет, свечу нужно заменить, чтобы исчезли клубы черного дыма из выхлопной трубы.
Переливает карбюратор
На российских дорогах до сих пор ездят автомобили с карбюраторными двигателями. Опытные водители ценят их за возможность быстрого ремонта в полевых условиях. Однаконенадлежащее топливо и забитые фильтры могут приводить к поступлению пыли в карбюратор, что вызывает засорение жиклеров и сбой подачи топлива в камеры. Это приводит к переливу.
Забивание воздушных камер поплавка также вызывает аналогичные проблемы, так как уровень бензина становится слишком высоким. Утечки топлива можно заметить сразу, а внутри салона появляется характерный запах. Рекомендуем очистить жиклеры и отрегулировать уровень топлива, а также провести настройку винтов, отвечающих за работу двигателя на холостом ходу.
Дизельные
На дизельных автомобилях установлены двигатели, которым не требуется искра для возгорания топливовоздушной смеси. Пламя возникает за счет высоких нагрузок. Однако свечи накаливания, предназначенные для прогрева камер сгорания, критически важны. При их неисправности двигатель может работать нестабильно. Есть и другие возможные причины.
Сломался топливный насос
Топливный насос высокого давления (ТНВД) отвечает за подачу солярки на дизельном двигателе. При неисправности насоса происходит избыток топлива, что приводит к образованию сажи и черному выхлопу. Вот характерные признаки этой проблемы:
- увеличение расхода топлива на 20-40 %;
- двигатель начинает троить на низких оборотах;
- для запуска требуется много попыток;
- возможно появление утечек топлива;
- двигатель перегревается и издает лишние звуки.
Насос очень деликатный, и его следует аккуратно разбирать и обрабатывать. Если у вас нет опыта, лучше доверить эту работу специалисту в сервисе — это минимизирует риск повреждения ТНВД и повысит шансы на успешный ремонт.
Отказала турбина
Атмосферные двигатели сами всасывают воздух на этапе впуска. На дизельных моторах часто устанавливаются турбонаддувы для улучшения пропускной способности. Когда турбина выходит из строя, в камере сгорания может накапливаться слишком много солярки, и она не сгорает полностью. В результате из выхлопной трубы образуется черный дым.
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Турбина дизельного двигателя
Для оценки состояния турбины можно выполнить несколько простых действий: прокрутите крыльчатку руками и покачайте её в разные стороны. Если вы заметите значительный люфт, это сигнал к тому, что узел требует замены. В качестве альтернативы можно рассмотреть ремонт ротора. Иногда наблюдается утечка воздуха в соединениях между турбонагнетателем и двигателем. В таких случаях, при работающем двигателе и открытом капоте, появляется характерный громкий свист. Необходимо определить и устранить источник зазора.
Забились или потекли форсунки
Во время эксплуатации автомобиля мелкие частицы и крупные абразивные материалы оседают в топливной системе и на сопутствующих узлах. С течением времени образуется шлам, смешивающийся с смолами и лаком. Этот клейкий состав забивает форсунки, нарушая нормальное распыление. Как следствие, горючее, будь то дизельное топливо или бензин, поступает в камеру сгорания не в виде аэрозоля, а в жидком виде. Это приводит к избытку сажи. Дым, выходящий из выхлопной трубы, становится черным.
Если ситуация еще не критична, возможно, форсунки будут подлежать очистке. Однако это не всегда дает гарантированный результат. В некоторых случаях форсунки утрачивают эффективность из-за износа. В таких ситуациях необходима их замена. Предпочтительнее использовать оригинальные запчасти, однако качественные аналоги тоже подойдут. Важно избегать деталей неизвестного происхождения.
Проблема с сажевым фильтром
Дизельные двигатели существенно выделяют больше копоти по сравнению с бензиновыми. Поэтому в выхлопной системе устанавливаются сажевые фильтры, что следует из их названия. Эти устройства поглощают частицы размером от 0,1 до 1 микрона. Однако со временем фильтры следят за своим состоянием и могут засоряться, что вызовет появление черного дыма из глушителя. Рекомендуем провести чистку фильтра.
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Засоренный сажевый фильтр
Сажевые фильтры в нормальных условиях способны к самоочистке, называемой активной регенерацией. Датчик перепада давления отправляет в электронный блок управления (ЭБУ) информацию о насыщении фильтра, после чего контроллер увеличивает подачу топлива. Вследствие высокой температуры копоть сгорает. Если активная регенерация не происходит, возможно применение пассивной регенерации, которая осуществляется при поездке на максимальной скорости в течение 20–30 километров. Альтернативный способ — добавить специальную присадку в бак с дизельным топливом.
Как устранить неисправность
Как универсальный совет можно выделить простую рекомендацию: используйте только качественное топливо, регулярно меняйте расходные материалы в соответствии со сроками техобслуживания и следите за состоянием автомобиля. Остальные меры зависят от конкретных неисправностей, которые была диагностированы.
Например, если вы выяснили, что одна из свечей зажигания не запускает искру, просто замените её на новую. Если клапана стучат — откорректируйте зазоры. А если карбюратор переизбыток топлива — займитесь чисткой жиклеров и установкой правильного уровня горючего.
Выводы
Существует множество причин, по которым из выхлопной трубы может выходить черный дым. Некоторые из них общие для всех двигателей, в то время как другие специфичны. Важно как можно быстрее устранить возникшую проблему. Выделение сажи свидетельствует о нарушениях в процессе смешивания и сгорания топлива. Загрязнения могут грозить серьезными последствиями. На первом этапе может выйти из строя прокладка головки блока цилиндров (ГБЦ) из-за перегрева, далее могут образоваться задиры на стенках цилиндров, что приведет к снижению компрессии. В итоге может понадобиться разборка двигателя и дефектовка, что обойдется гораздо дороже, чем замена турбины.
При первых признаках советуем незамедлительно обратиться в сервис. Специалисты быстро определят причину «задымления» и устранят её, что поможет сэкономить время и средства на дорогостоящий ремонт.
Вопросы по теме
Почему черный дым из выхлопной трубы может быть признаком неисправности двигателя?
Черный дым из выхлопной трубы обычно указывает на то, что двигатель сжигает больше топлива, чем требуется для правильного соотношения воздуха и горючего. Это может происходить из-за неисправности системы впрыска, забитого воздушного фильтра или неправильной настройки двигателя. В таких случаях может возникнуть избыток бензина или дизельного топлива, что приводит к неэффективному горению и, как следствие, черному дыму.
Как отличаются причины появления черного дыма у бензиновых и дизельных двигателей?
Появление черного дыма как у бензиновых, так и у дизельных двигателей связано с избытком топлива. Однако, у дизельных двигателей это чаще происходит из-за проблем с системой впрыска или засорения форсунок, так как дизельные двигатели работают на принципе сжатия. У бензиновых двигателей черный дым может также быть вызван плохой работой кислородных датчиков или неэффективной системой зажигания. Таким образом, хотя причина связанности с топливом одинакова, механизмы и проявления различаются между ними.
Можно ли предотвратить появление черного дыма, проводя регулярное техническое обслуживание?
Да, регулярное техническое обслуживание может значительно снизить вероятность появления черного дыма из выхлопной трубы. Замена воздушного фильтра, проверка систем впрыска и зажигания, а также своевременная диагностика и устранение неисправностей помогут поддерживать двигатель в оптимальном состоянии. Кроме того, использование качественного топлива также может влиять на эффективность сгорания и снижать вероятность выброса черного дыма.