Опытные механики способны распознать проблемы с мотором, исходя из цвета выхлопных газов. В нашем центре имеются такие эксперты. Однако не всегда есть возможность посетить станцию технического обслуживания (СТО). Поэтому мы предоставим теоретические рекомендации водителям, обратившим внимание на резкие изменения в цвете выхлопных газов. В данном материале мы расскажем о причинах появления сизого дыма из выхлопной трубы дизельного двигателя. Также мы покажем, как правильно диагностировать проблемы, определить неисправности и грамотно осуществить ремонт.
- Сизый и синий дым из выхлопа дизельного двигателя может указывать на неправильную работу двигателя.
- Причины сизого дыма включают избыток топлива, недостаток воздуха или неисправности системы впрыска.
- Синий дым чаще всего появляется при сгорании масла, что может свидетельствовать о проблемах с поршневыми кольцами или клапанами.
- Дым может также свидетельствовать о необходимости замены фильтров или обслуживании системы впуска и выпуска.
- Игнорирование проблем с дымом может привести к серьезным повреждениям двигателя и увеличению расходов на ремонт.
Характерные признаки
Если причиной дымления является попадание масла, то из выхлопной трубы будет выходить дым с легким оттенком синевы, а в радиусе нескольких метров ощущается выраженный запах гари. Ситуация ухудшается при увеличении нагрузки на двигатель. В бензиновых автомобилях ненужные эмиссии сжигаются в катализаторе, тогда как дизельные двигатели выбрасывают отработанные газы без предварительной очистки.
Для того чтобы подтвердить наличие масла, рекомендуем взять чистый лист бумаги формата A4 и прижать его к выхлопной трубе на 20-30 секунд. Если на бумаге образуются жирные пятна, то утечка масла подтверждена.
Симптомы неисправностей с сгоранием топлива отличаются. В воздухе появляется явный запах дизельного топлива. Топливо не доходит до конца процесса сгорания, и остатки выбрасываются наружу. В этом случае можно заподозрить неисправность в одном из пяти компонентов:
- поршневая группа;
- газораспределительный механизм;
- воздушный фильтр;
- форсунки;
- топливный насос высокого давления (ТНВД).
Не стоит откладывать решение проблемы, ожидая, что всё наладится само собой. Перегрев элементов цилиндропоршневой группы (ЦПГ) может привести к серьезным последствиям, включая пробой поршня или выпускного клапана. Это скажется на уровне компрессии, и автомобиль начнет потреблять дизельное топливо в больших объемах. В конечном итоге система может не запуститься или заклинить, что является еще более серьезной проблемой.
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>
Густой синий дым из выхлопа
Когда синий дым наблюдается из выхлопной трубы холодного дизельного двигателя, это может указывать на неисправность свечей накаливания. Их температура может быть недостаточной для эффективного прогрева топливовоздушной смеси (ТВС). Как результат, часть горючего не сгорает и выбрасывается в атмосферу.
Основные причины
В обычных условиях цвет выхлопа близок к прозрачному, особенно в теплую погоду. Зимой же возможны белые оттенки, возникающие из-за попадания воды или конденсата в систему выпуска. Пока жидкость полностью не испарится, владелец автомобиля будет сталкиваться с образованием облаков пара. При наличии сизого дыма из выхлопа можно предполагать следующие причины:
- попадание моторного масла в камеру сгорания;
- нарушение процессов формирования или сгорания топливовоздушной смеси.
Обе ситуации являются неутешительными и потребуют значительного времени для поиска неисправностей. Неприятный сапфировый оттенок может появляться как в холодном, так и в горячем состоянии двигателя, что говорит о наличии других причин.
Износ ЦПГ
В первоначальные годы эксплуатации двигатель функционирует стабильно. Уровень масла почти не меняется — на 1000 км пробега расходуется всего 60 мл смазки. Однако со временем детали цилиндропоршневой группы начинают изнашиваться, образуются большие зазоры в механизме газораспределения (ГРМ). Компрессионные и маслосъемные кольца забиваются нагаром, что приводит к попаданию масла в камеру сгорания. Аналогичная проблема может возникнуть из-за задиров на стенках цилиндров. В результате может наблюдаться сизый дым из выхлопной трубы стареющего дизельного двигателя, где расход масла достигает 800 мл на 100 км пробега.
Причиной может быть не только закоксовка колец. Возможны ситуации, когда поршневые канавки становятся настолько широкими, что масло попадает в камеру сгорания. Также могут иметь место деформации самих поршней, которые приводят к образованию зазоров. Металл теряет свои свойства после перегрева двигателя. Опробовать давление в системе можно с помощью компрессометра; его подключают к местам крепления свечей накаливания. Результаты измерения могут помочь диагностировать проблему:
Сизый и синий дым из выхлопа дизельного двигателя обычно указывает на неполное сгорание топлива. Это может происходить по нескольким причинам, включая неисправности в системе подачи топлива или неправильную настройку форсунок. При недостаточном количестве воздуха в смеси или при слишком большом количестве топлива создаются условия, при которых углеводороды не сгорают полностью, и в результате этого образуется сизый или синий дым.
Также стоит обратить внимание на состояние поршневых колец и клапанов. Если их герметичность нарушена, масло может попадать в камеру сгорания, что также приведет к образованию синего дыма. В этом случае двигатель может работать с пониженной мощностью и увеличенным расходом масла, что станет причиной серьезных повреждений, если не обратиться к специалистам вовремя.
Наконец, следует упомянуть о системе рециркуляции выхлопных газов (EGR). Если данная система работает некорректно, это может привести к накоплению сажи и углеводородов, что, в свою очередь, способствует образованию сизого дыма. При появлении таких симптомов важно проводить диагностику системы, чтобы избежать дальнейших неполадок и сохранить работоспособность двигателя.
style=»text-align: center;»>Сжимающее давление, кг/см² | style=»text-align: center;»>Опция запуска двигателя, t °C |
style=»text-align: center;»>36–40 | style=»text-align: center;»>−40 |
style=»text-align: center;»>32–36 | style=»text-align: center;»>−30 |
style=»text-align: center;»>28–32 | style=»text-align: center;»>−25 |
style=»text-align: center;»>26–28 | style=»text-align: center;»>−15 |
style=»text-align: center;»>24–26 | style=»text-align: center;»>−10 |
style=»text-align: center;»>22–24 | style=»text-align: center;»>0 |
style=»text-align: center;»><18 | style=»text-align: center;»>‐ |
Приведем простой пример. Водитель осуществил измерение компрессии, и средний показатель по цилиндрам оказался равен 34 кг/см². Дизельный двигатель можно запустить при температуре -30 °C. Если же прибор указывает менее 18 кг/см², то даже в летний период запустить мотор не получится. В такой ситуации требуется замена поршневой группы.
На ранних этапах разрушения цилиндро-поршневой группы синий дым из выхлопной трубы дизельного мотора может наблюдаться только при охлажденном двигателе. При нагревании двигателя под воздействием температурного расширения металла зазоры сжимаются. Со временем ситуация ухудшается, и даже после прогрева причины появления дыма остаются актуальными. «На горячую» двигатель может выбрасывать значительные объемы вредных газов, а при резком ускорении может проявиться черный дым.
Поломка газораспределительного механизма
ГРМ не имеет безграничного ресурса. Время от времени клапаны могут прогорать, их стержни истончаются. Существуют проблемы с направляющими втулками, а маслосъемные колпачки теряют свою эластичность и ломаются, рассыпаясь на мелкие части. В результате этого масло начинает попадать из головки блока в цилиндры, где оно сгорает, производя токсичный дым сизого оттенка.
Турбонаддув — это уязвимая зона для двигателей с турбокомпрессором. Прокладки ротора и подшипники подвержены износу, что может привести к катастрофическому расходу масла.
В случае возникновения утечки можно обнаружить следы масла в трубопроводах турбины. Оттуда масло попадает в цилиндр и частично сгорает, в итоге выбрасываясь в атмосферу в виде синего дыма.
Выход из строя топливного насоса
При нормальных условиях топливный насос высокого давления (ТНВД) должен поддерживать стабильное давление в топливной системе. Дизельное топливо будет вовремя поступать через форсунки в цилиндры и сгорать полностью. При сбоях в работе насоса может произойти задержка впрыска топлива, что приводит к тому, что часть его выбрасывается наружу. Это является распространенной причиной, по которой дизель начинает дымить синим дымом.
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Утечка из насоса высокого давления
ТНВД наиболее подвержен износу зимой. В процессе запуске солярка теряет свои смазывающие свойства из-за низких температур. Ситуация усугубляется, если в баке находится летнее топливо вместо зимнего. Взаимодействующие элементы насоса могут получить механические повреждения, что приводит к снижению его эффективности. Наша практика показывает, что синий дым из выхлопа может наблюдаться «на холодную», а затем оттенок выравнивается до желаемого состояния.
Чтобы проверить работоспособность ТНВД, нужно воспользоваться тестовыми системами ТАД−01А или КИ−4802. При отсутствии профессионального оборудования подойдет обычный механический манометр. Процесс проверки выглядит следующим образом:
- герметично подсоединить прибор к топливной трубке;
- включить зажигание и прокрутить стартер;
- после остановки стрелки отключить зажигание.
Если давление в плунжерной паре достигает 309 кгс/см², значит, все в порядке. Показатели ниже 240 кгс/см² требуют ремонта насоса или его полной замены.
Протечка форсунок
Первоначальная функция форсунок заключается в равномерном распылении топлива в камере сгорания. При засорении или износе жиклеров солярка может попадать в цилиндр большими каплями. В еще более серьезных случаях форсунки могут пропускать топливо, что приводит к неполному сгоранию. В результате дизельный двигатель начинает дымить темным сизым дымом. Для диагностики распылителей рекомендуется использовать медицинский шприц объемом 20 мл и капельницу — тонкую прозрачную трубку. Процесс проверки выглядит так:
- убираем поршень из шприца;
- подключаем один конец трубки к «носику шприца», а другой — к «обратке»;
- заводим двигатель и даем ему работать 3–4 минуты;
- повторяем процесс для каждой форсунки.
В норме шприц должен оставаться пустым или в нем должно собраться не более 2–4 мл солярки. Если в колбе оказывается 11–16 мл, это означает, что распылитель нуждается в чистке. Когда количество горючего достигает 18–19 мл, форсунку лучше заменить на новую.
style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Тестирование форсунок с помощью шприцов
Съемные форсунки можно очистить с использованием специальной жидкости или обычного растворителя. Если распылители трудно демонтировать, лучше обратиться в сервисный центр.
Засорение воздушного фильтра
Состав топливовоздушной смеси меняется в зависимости от режима работы двигателя. Но минимальное соотношение остается следующим: 1 часть солярки на 17 частей воздуха. Если возникает дисбаланс, часть топлива не сгорает полностью. Это приводит к образованию насыщенного сизого дыма в выхлопных газах. Со временем фильтры воздуха забиваются, что снижает уровень кислорода в камере сгорания.
Следует менять воздушный фильтр каждые 30 тыс. км пробега.
Периодичность смены расходников для конкретного транспортного средства указана в инструкции по эксплуатации. Однако инженеры закладывали сроки для условий эксплуатации в идеальных условиях. Рекомендуется заменять фильтры на 5 тыс. км раньше, чем указано в документах. Мы настаиваем на регулярной проверке фильтрующего элемента не реже одного раза в полгода. Когда автомобиль движется по грунту, он забивается в три раза быстрее.
Выводы
Диагностика поршневой группы и газораспределительного механизма является достаточно сложной задачей. Измерение компрессии может представлять трудности. К нам нередко обращаются водители, допускающие ошибки при проверке цилиндро-поршневой группы. Компрессию следует измерять без подачи топлива и на сухую, чтобы избежать попадания масла в цилиндр, что может искажать результаты. Для оценки состояния ГРМ потребуется эндоскоп с подсветкой и механизмом поворота. Если решать задачи диагностики самостоятельно, можно потратить больше средств на оборудование, чем стоит потом ремонт на сервисе. Специалисты на СТО быстро определят источники сизого дыма из выхлопа и исправят проблему.
Вопросы по теме
Что может вызвать сизый дым из выхлопной трубы дизельного двигателя?
Сизый дым из выхлопа дизельного двигателя может быть вызван несколькими факторами. Одна из основных причин – это неправильная работа системы впрыска топлива, в результате чего подается слишком много топлива в цилиндры. Это может происходить из-за неисправности форсунок или неправильной регулировки. Также сизый дым может свидетельствовать о наличии угольных отложений в двигателе или проблемах с воздухозаборником, что приводит к недостатку кислорода для полного сгорания топлива.
Каковы последствия длительной работы дизельного двигателя с сизым или синим дымом?
Долговременная эксплуатация дизельного двигателя, выбрасывающего сизый или синий дым, может привести к серьезным последствиям. Во-первых, это снижает экономичность работы мотора и увеличивает расход топлива, что негативно сказывается на финансах владельца автомобиля. Во-вторых, постоянное загрязнение окружающей среды вредными выбросами может вызвать проблемы с законами о выбросах, что грозит штрафами. Наконец, такой двигатель может быстрее изнашиваться и подвергаться различным повреждениям, что потребует дорогостоящего ремонта.
Какие меры можно предпринять для устранения проблемы с сизым или синим дымом?
Для устранения проблемы с сизым или синим дымом из выхлопной трубы дизельного двигателя владельцы могут предпринять несколько мер. Во-первых, рекомендуется провести диагностику системы впрыска топлива и, при необходимости, заменить неисправные форсунки. Во-вторых, важно проверить и, возможно, заменить фильтры, так как забитый фильтр может приводить к недостаточной подаче воздуха. Наконец, регулярное техническое обслуживание, включая очистку системы EGR и осмотр системы вентиляции картера, поможет предотвратить накопление загрязнений, что в свою очередь может снизить уровень выбросов дыма.