Причины скрипящего руля при поворотах и способы устранения

После 10–15 лет службы любого автомобиля можно услышать внешние звуки, такие как цоканье или скрип при движении рулем. Эти необычные звуки могут возникнуть неожиданно и служат признаком возможных поломок или неисправностей, что делает их важными для своевременного обнаружения и устранения. Все владельцы транспортных средств должны обращать на них внимание и предпринимать действия.

Коротко о главном
  • Скрип руля может быть вызван износом или повреждением подшипников.
  • Нехватка смазочных материалов в системе рулевого управления также приводит к скрипу.
  • Проблемы с рулевыми тяги и соединениями могут стать причиной звуков при вращении руля.
  • Некоторые звуки возникают из-за специфики материалов обшивки или пластиковых элементов интерьера.
  • Регулярная диагностика и обслуживание помогают предотвратить появление скрипов.

Как определить причину и место скрипа

Откуда же берутся эти звуки на различных скоростях? Что вызывает скрип при повороте рулевого колеса как на месте, так и в движении? Какие неисправности могут с этим быть связаны и как действовать в таких ситуациях? Об этом мы расскажем подробнее ниже.

Скрипит рулевая колонка или рулевая рейка

Рулевая колонка относится к элементам, закрывающим вал, и служит для надежного крепления внутренних деталей (замка зажигания, блокирующих механизмов) и передачи вращения на реечный механизм. Кожух колонки также уменьшает удары и вибрации, которые не гасятся подвеской.

Срок службы данного компонента напрямую зависит от состояния сопредельных узлов. Хотя колонка повреждается редко, если это происходит, неминуемо появляется громкий стук при повороте руля, а также ощущается отдача на колесе во время движения по жесткому покрытию.

Причины стука колонки могут включать деформацию, потерю герметичности, неплотные соединения или увеличение зазоров между шестернями и рейкой.

Рулевая рейка, также известная как редуктор, выполняет функцию передачи усилия с колонки на привод колес. Поломки редуктора являются распространенной проблемой, поскольку данная часть подвергается значительным нагрузкам на дорогах. Упрощенно, неисправности можно определить по стуку при повороте руля, люфту и утечкам масла, поэтому диагностика и ремонт в таких случаях необходимы.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Рулевой механизм автомобиля

Наконечники рулевой тяги

Шумы могут исходить как от одного, так и от обоих наконечников тяги в колесе, издавая схожие с дробью повторы. Подобный звук проявляется чаще всего при движении по неровностям. Разные причины могут порождать различные уровни скрипа при повороте руля:

  • зазор между шарнирами и стенкой вкладыша создает слабый звук, слышимый в основном на мелких неровностях;
  • разболтанный палец и истертые боковые стенки порождают шум средней громкости, ощущаемый при заезде на гравийную дорогу, при этом руль может люфтить;
  • палец, свободно перемещающийся во втулке, издает очень громкий стук, который возникает на любом покрытии, при этом колеса могут отклоняться от прямого положения на 2–3 градуса.

Шарниры из-за неправильного использования и недостаточного ухода могут начать скрипеть уже на пробеге 20–30 тыс. километров, в то время как более внимательные владельцы могут продлить срок службы до 80–90 тыс. км.

Гидроусилитель руля

Многие современные автомобили оборудованы гидравлическим усилителем, который облегчает вращение руля. В редких случаях могут появляться незначительные звуки, но общая работа должна оставаться бесшумной. Если шум появляется из-за неисправности гидроусилителя, стоит определить точное место проблемы, возможно, ремень ослаб или потерял гибкость.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Гидроусилитель руля может шуметь как при стоянке, так и во время движения

Кроме того, недостаток жидкости в системе ГУР может вызывать шум, особенно когда автомобиль стоит. В худшем случае дело может быть в повреждении насоса или других частей усилителя. Для точной диагностики рекомендуется обратиться в сервисный центр.

ШРУС и шаровые опоры

Мнение эксперта
Александр Степанов
Автоэксперт с 20 летним стажем, автомеханик по образованию

Скрип руля при вращении может быть вызван несколькими факторами, которые стоит внимательно рассмотреть. Одной из основных причин является износ или недостаток смазки в рулевых механизмах. Шаровые опоры, рулевые наконечники и все остальные детали, которые входят в систему управления автомобилем, могут терять свои свойства из-за усталости материала или старения смазки. В таком случае рекомендуется провести диагностику и, при необходимости, заменить вышедшие из строя элементы.

Еще одной причиной, по которой скрипит руль, является проблема с подвеской. Изношенные амортизаторы, пружины или подшипники могут создавать ненужные звуки при движении, особенно в поворотах. Важно обращать внимание на такие звуки, так как они могут указывать на более серьезные проблемы, требующие немедленного вмешательства специалистов. Не стоит игнорировать подобные признаки, так как они могут привести к ухудшению управляемости автомобиля.

Наконец, стоит обратить внимание на состояние покрышек. Неправильное давление воздуха или неравномерный износ шин могут вызывать дополнительные шумы при движении. Рекомендуется периодически проверять давление в шинах и проводить их балансировку, чтобы избежать проблем и сохранить не только комфорт, но и безопасность поездок. Если скрип не исчезает, стоит обратиться к квалифицированному механику для дальнейшей диагностики.

При повреждениях гранаты издают хруст. Такой звук появляется при поворотах руля в обе стороны. Обычно внешний ШРУС начинает греметь при резком старте, в то время как внутренний вызывает вибрации в колесе. Срок службы этих компонентов зависит от многих факторов, включая качество сборки, состояние дорог и манеру вождения.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Наружный ШРУС и шаровая опора часто становятся источником шумов

Шаровые опоры могут износиться уже на 15 тыс. км, однако срок службы зависит от эксплуатации и качества материалов. Известны случаи, когда эти детали служили до 150 тыс. км. Температурные перепады, сильные морозы или жара также негативно сказываются на сроке службы. Достаточно упомянуть, что пыльник защищает шарнир от грязи и механических повреждений. Основным признаком неисправности будет дребезжание при повороте руля, особенно на неровностях и лежачих полицейских. При высоких скоростях шум может отсутствовать вообще.

Сайлентблоки

Износ сайлентблоков тоже может вызывать скрип при движении рулем, как на месте, так и во время езды. Это связано с рассыханием материалов, особенно в условиях жары.

Срок службы этих резинометаллических шарниров составляет минимум 70 тыс. километров, в среднем — более 100 тыс. км.

Поэтому сайлентблоки оказываются в списке “подозреваемых”, если скрип слышен на старых или подержанных автомобилях.

Сход‐развал

Недуги колес автомобиля также могут проявляться в виде громких скрипов. Если причиной служат неправильное схождение и развал, протектор будет изнашиваться неравномерно. Специалисты определяют необходимость регулировки по этому признаку.

Скрип возникает из-за того, что неверно настроенные колеса начинают тереться о локер или другие части кузова. Проверка и установка углов схождения-распределения должна производиться с помощью электронного оборудования.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Регулировка развала-схождения на специальном стенде

Скрип подшипников

Проблемы с подшипниками могут сопровождаться треском и скрипом при вращении руля. Это происходит, когда внутри подшипников исчерпывается смазка или попадает песок. Износ и агрессивная эксплуатация также сокращают срок службы. Чаще всего именно ступичный подшипник издает неприятные звуки, его срок эксплуатации варьируется от 50 до 150 тыс. километров, в зависимости от марки автомобиля, при этом передние детали изнашиваются быстрее.

Скрип пластика

Невозможные шумы “сверчков” в салонах бюджетных автомобилей — это типичная проблема, так как качество пластиковых деталей и их креплений нередко бывает низким. Шум может появиться уже через несколько лет эксплуатации автомобиля, возникая из-за трения в рулевом кожухе.

Для устранения скрипа от пластиковых элементов руля можно использовать специальное средство “Маделин”.

Ремонт может быть трудоемким, так как шум может исходить также от крепежных клипс. Кроме того, тщательное закрепление элементов, которые ослабли с течением времени, поможет избавиться от “сверчков”. Пара дополнительных саморезов может решить проблему.

Скрип резины

Резкий звук при повороте руля может быть следствием конструктивной недостаточности автомобиля. Чтобы установить конкретную причину, автомобиль поднимают на подмостки и исследуют возможное место возникновения шума. Обычно виновными оказываются сами колеса, сайлентблоки и различные уплотнения, иногда требуется замена дверных уплотнителей.

Что делать, если слышен гул при повороте руля

Приведенные рекомендации помогут устранить шумы, вызванные неисправностями отдельных узлов автомобиля. Если шум связан с рулевой колонкой или механизмом рейки, может потребоваться их правильная регулировка. Это можно настроить с помощью вспомогательного вала. Следует корректно выставить “вылет” и устранить люфт. Зазор должен быть небольшим, настройка осуществляется затягиванием винта на редукторе, пока свободный ход не будет составлять 10-15°. “Вылет” регулируется фиксатором, который находится непосредственно под рулем.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Регулируемая рулевая колонка

Другие возможные решения:

  • плохо затянутые крепежи колонки – просто подтяните их;
  • износ опорной втулки с одной стороны – замените;
  • заржавение внутренних механизмов – это серьезная проблема, поэтому лучше сразу установить новые элементы.

Обнаружить неисправности в шарнирах рулевой тяги достаточно трудно, так как их симптомы схожи со знаком износа подшипника поворотной сошки и маятника. Рекомендуется сразу обратиться к специалистам автосервиса.

В случае, если поломка рулевых наконечников подтверждена, потребуется использовать съемник, чтобы работать с шаровым пальцем и проушиной поворотного кулака. После замены обязательна корректировка углов схода-распределения колес.

Изношенный ремень ГУРа неприятно свистит при повороте руля. Этот шум усиливается, и нормальная эксплуатация автомобиля становится невозможной. В большинстве случаев деталь заменяется или смазывается. Если же причина кроется в нехватке масла, нужно долить недостающую жидкость в бачок гидроусилителя.

Рекомендуется проводить проверку ШРУСов и шаровых опор на специализированном стенде. Но существует и альтернативный метод — прослушивание, который потребует партнёра. Один человек будет раскачивать автомобиль, в то время как другой выявит источники звуков, возникающих при поворотах. Дефектные шарниры заменяются новыми.

Сайлентблоки, находящиеся на стадии износа, могут издавать гул только в теплый период года. С приходом зимы шум исчезает, и при отсутствии видимых повреждений, таких как разрывы или трещины, детали можно использовать дальше. Однако в скором времени резинометаллические втулки всё равно придется заменить.

На станциях технического обслуживания возможно быстро и точно определить деталь, вызывающую посторонние звуки. Здесь имеется современное оборудование и команда профессионалов, которые прекрасно понимают специфику различных моделей автомобилей.

Вопросы по теме

Что может произойти, если игнорировать скрипящий руль?

Игнорирование скрипящего руля может привести к более серьезным проблемам с управлением автомобилем. Скрип может быть признаком износа или повреждения важных компонентов рулевой системы, таких как рулевые тяги, подшипники или втулки. Если не предпринять меры, это может привести к поломке рулевого механизма, что создаст риск аварийной ситуации на дороге. Кроме того, игнорирование звуков может также привести к более дорогим ремонтам, так как поврежденные детали могут повредить соседние узлы автомобиля.

Как точно определить источник скрипа в руле?

Чтобы точно определить источник скрипа в руле, нужно провести визуальный осмотр всех компонентов рулевой системы. Начните с проверки рулевых тяг и шаровых опор на наличие износа. Послушайте, звучит ли скрип при прокрутке руля в статичном положении, или он появляется только во время движения. Также полезно проверить состояния подшипников и втулок на наличие трещин или других повреждений. Иногда скрип может быть вызван недостатком смазки, поэтому стоит обратить внимание на состояние смазки в соответствующих узлах.

Может ли погода влиять на уровень скрипа в руле?

Да, погода может существенно влиять на уровень скрипа в руле. Например, при повышенной влажности может происходить коррозия металлических частей, что приводит к образованию ржавчины и увеличению трения между движущимися частями. В то же время сильные морозы могут вызвать сжатие резинок и уплотнений, что также может спровоцировать скрип. Если скрип усиливается в холодную или дождливую погоду, это может свидетельствовать о незащищенности некоторых узлов и необходимости их обслуживания.

Оцените статью
Авто Альянс
Добавить комментарий