Причины внутреннего износа колеса и эффективные методы его устранения

Шины – это тот единственный компонент автомобиля, который взаимодействует с поверхностью дороги. Многие водители не осознают, насколько критичным является состояние шин для общей безопасности на дороге. В данной статье мы обсудим, к каким последствиям может привести внутренний износ колес, а также определим факторы, способствующие его возникновению.

Коротко о главном
  • Определение проблемы: Внутренний износ колеса зачастую приводит к ухудшению управляемости автомобиля и снижению безопасности.
  • Причины износа: Основные факторы включают неправильное давление в шинах, неравномерную нагрузку и плохую геометрию подвески.
  • Симптомы: Выраженный износ на внутренней стороне шин, увеличение шума и вибрации при движении.
  • Методы диагностики: Регулярная проверка состояния шин, анализ геометрии колес и балансировки.
  • Пути устранения: Коррекция давления в шинах, ремонт или замена элементов подвески, проведение регулярного технического обслуживания.

Характерные признаки внутреннего износа колеса

Когда владелец машины замечает, что резина изнашивается быстрее обычного, он начинает волноваться о необходимости замены покрышек. Однако просто приобрести новые шины – это лишь временное решение. Стоит помнить, что повышенный износ может быть признаком неисправности автомобиля.

На ведущих колесах автомобиля протектор подвержен более сильному износу. Таким образом, у переднеприводных автомобилей внутреннее изнашивание передних колес происходит чаще, в то время как у заднеприводных – задних. Это объясняется тем, что крутящий момент, передаваемый от трансмиссии и двигателя, увеличивает трение между резиной и дорогой.

Кроме того, на скорость износа протектора влияет тип тормозной системы. Дисковые тормоза обеспечивают более эффективное торможение по сравнению с барабанными, поэтому если передние колеса оснащены дисками, а задние – барабанами, то передние шины будут изнашиваться быстрее. Больше всего износ происходит именно в момент торможения.

Стиль вождения также играет немалую роль в износе шин. Если ездить плавно, избегая резких ускорений и торможений, срок службы покрышек значительно увеличится.

Конструктивные особенности автомобиля могут приводить к быстрому износу колес в зависимости от их расположения на передней или задней оси. Поэтому при проверке технического состояния автомобиля желательно осмотреть протекторы всех шин.

Чтобы определить, какой из боков протектора изнашивается быстрее – внутренний или внешний, потребуется время. Процесс стирания рисунка станет заметным только после пробега в 300-500 километров.

Важно отметить, что внутренний износ колес может быть не связан с поломками автотранспорта. В зависимости от конструкции рулевого управления, шины могут «зацепляться» за дорогу различными сторонами при поворотах, что и приводит к неравномерному износу протектора (он проявится уже через несколько тысяч километров пробега).

Как происходит износ внутренней стороны колеса при качении с уводом

Неравномерное стирание протектора обусловлено проскальзыванием резины в месте ее контакта с дорожным покрытием, что вызвано неправильной регулировкой схождения колес. Когда настройки нарушены, плоскость вращения колесного диска не совпадает с описанным движением колеса.

Жесткая деталь, лишенная мягкой резины (например, деревянное колесо), может проскальзывать на дороге даже при малом отклонении плоскости вращения от траектории. Однако благодаря эластичным шинам, когда схождение колес чуть вне нормы, резина не будет подвержена ускоренному износу.

При правильной настройке схождения колес, в процессе вращения все элементы протектора испытывают упругую деформацию от бокового давления, пока каждый из них не выйдет из контакта с дорогой. Если при этом сила упругого деформирования не превышает силу сцепления с покрытием, элементы протектора не проскальзывают, что предотвращает их ускоренный износ.

Разные шины имеют различные уровни эластичности, что определяется мягкостью протектора, упругостью каркаса и геометрией профиля (узкие шины с высоким профилем обычно обладают лучшими эластичными характеристиками). Таким образом, мы выяснили, что различные типы покрышек могут «терпеть» разные отклонения схождения. Многие шины, используемые на легковых автомобилях, могут нормально работать с отклонением схождения до двадцати угловых минут.

Как может быть полезна данная информация для автомобилистов? Понимание механизмов износа шин поможет вовремя выявить неравномерное стирание и понять причины его возникновения. Важно внимательно осмотреть контактные поверхности рисунков протекторов. Для этого стоит провести ладонью по направлению вращения колес, а затем против. Также нужно провести ладонью поперек протектора – от одной боковины к другой и обратно.

Внутренний износ с характерным рисунком «пила» (где отдельные элементы протектора выглядят так, как будто их зубья напоминают пилу) происходит из-за проскальзывания при неправильной регулировке схождения колес.

При неравномерном износе, одна из границ «шашечки» протектора будет острее и выше другой границы, которая, в свою очередь, закругляется и становится менее заметной. Зубцы могут направляться поперек или вдоль направления вращения колеса.

Мнение эксперта
Александр Степанов
Автоэксперт с 20 летним стажем, автомеханик по образованию

Внутренний износ колеса автомобиля — это проблема, с которой сталкиваются многие водители. Одной из основных причин данного явления является неправильная геометрия подвески. Когда углы установки колес смещены, это приводит к неравномерному распределению нагрузки на шины, что в конечном итоге вызывает их износ изнутри. Этот процесс может быть усугублен неправильным давлением в шинах, что тоже важно учитывать при диагностике ситуации.

Кроме того, стоит обратить внимание на состояние амортизаторов и других элементов подвески. Износ этих компонентов может вызвать вибрации и колебания, которые также способствуют увеличению внутреннего износа колеса. Поэтому регулярная проверка и, при необходимости, замена амортизаторов и других элементов подвески являются важными мерами по предотвращению данной проблемы. Кроме того, стоит следить за состоянием всей подвески, чтобы избежать последствий, которые могут проявиться в виде преждевременного выхода из строя колес.

Для устранения внутреннего износа колеса в первую очередь рекомендую провести развал-схождение колес. Это поможет скорректировать углы установки кол wheels и вернуть их в стандартные параметры, что существенно продлит срок службы шин и повысит безопасность на дороге. Кроме того, не стоит забывать о регулярной ротации колес, которая позволяет равномерно распределять износ и предотвратить неравномерное состояние шин. Если же проблема все же возникла, то лучше всего своевременно обращаться к специалистам для диагностики и ремонта.

Внутренний износ, выраженный в форме «пилы», связан с тем, что при отклонении схождения, передняя грань «шашки» протектора наносит удар по дорожному покрытию без проскальзывания, за счет чего она не истирается и начинает подниматься над другими (которые изнашиваются). С накоплением силов, возникающих в материале шины, «шашка» начинает проскальзывать, что приводит к тому, что другие грани изнашиваются, становятся менее заметными.

При ситуации, когда протектор проскальзывает в области контакта, чаще всего образуется продольная «пила». Этот вид внутреннего износа указывает на проблему регулировки схождения. Если вы заметили такое, стоит обратиться в сервис для профессиональной диагностики. Однако не стоит забывать, что есть и другие факторы, которые могут вызвать продольную «пилу» даже при нормальном схождении (исправить этот износ может быть невозможно). Вероятность такого износа связана с типом резины, характеристиками подвески, сезонными изменениями на дорожном покрытии и тому подобное.

Поперечно направленные зубья «пилы» чаще всего заметны на поверхности протектора при значительном проскальзывании шин (когда настройка схождения сильно нарушена и колесо испытывает интенсивный износ резины).

Направление зубьев поперечной «пилы» говорит о том, в какую сторону вывернуто колесо при проверке схождения (положительное или отрицательное).

 

Вот как выглядит продольная пила на изношенном протекторе:

 

Какие еще могут быть причины износа внутренней части колеса

Иногда внутренний износ протектора может принимать необычные формы. Например, потертости на резине могут выглядеть как узкая полоса в месте соединения протектора с боковиной шины.

Специалисты по регулировке схождения колес называют подобный износ «ленточным». При этом стоит отметить, что данный вид износа не связан с терением о детали автомобиля или экстремальной ездой, а появляется в результате обычной эксплуатации.

Иногда мастера указывают на механические повреждения покрышки как на причину такого износа, хотя он может наблюдаться и на новых шинах без каких-либо нагрузок. Более того, такой вид износа может проявляться на колесах совершенно новых автомобилей.

Таким образом, можно сделать вывод, что «ленточный» износ может быть вызван заводским браком или проблемой возникшей в процессе эксплуатации. Но основная причина такого характерного протектора – это неправильно отрегулированное или нарушенное схождение колес. У некоторых моделей, при движении, проскальзывает лишь узкая кромка шины, находящаяся на стыке с боковиной. Некоторые считают, что такой вид износа связан с конструктивными особенностями каркаса покрышки, так как это место является наиболее жестким и проскальзывает при уклонении колеса.

Еще один необычный внутренний износ колес получил название «усталостное выкрашивание протектора».

В данном случае наблюдается явное разрушение внутренних связей резины, что приводит к расслоению покрышек. Такого рода внутренний износ колес часто возникает из-за некачественных шин, связанных со старением резины, воздействием химических веществ или несоблюдением эксплуатационных параметров (например, превышение скорости, недостаточное давление в шинах, неправильная регулировка углов и другие факторы).

Стоит упомянуть, что некоторые владельцы автомобилей допускают ошибки при оценке внутреннего износа старых, сильно изношенных шин. Дело в том, что износ слоя протектора на такой резине не всегда указывает на преждевременное изнашивание конкретного колеса. Есть вероятность, что резина износилась ранее, когда находилась на другом колесе или даже на другом автомобиле (если это были б/у покрышки). Более изношенная часть протектора может разносить «лысую» область быстрее, чем остальную поверхность шины.

Не стоит тратить слишком много времени на анализ старых покрышек. Их следует заменить на новые (средний срок службы шин легкового автомобиля составляет от 40 000 до 50 000 км пробега или около 5 лет использования).

Также имеет смысл рассмотреть другую ситуацию внутреннего износа колес, когда шаг между «зубьями» протектора напоминает несколько элементов (шашек). Такой износ покрышек часто наблюдается у грузовых автомобилей или внедорожников с высоким профилем (где рисунок протектора формируют крупные элементы «грунтозацепы»). В этом случае неравномерное истирание шин чаще связано не с нарушением схождения, а с наличием люфтов в подвеске или рулевом управлении. Внутреннее разрушение шин в данном случае вызвано тем, что во время движения автомобиля наблюдается периодическое виляние колеса.

Внутренний износ колеса: мнения автовладельцев

  1. «Попал в яму — проверь развал»

    После того как ваше колесо попало в большую яму на дороге, необходимо провести диагностику развала. Многие водители игнорируют это правило. Более того, они не проверяют развал даже при очередном техническом обслуживании, и даже сервисные центры часто не уделяют этому внимание. Мы часто вспоминаем о развале только тогда, когда резина начинает износиться слишком быстро. В этот момент мы склонны обвинять всех вокруг, в то время как наша собственная ответственность за произошедшее очевидна.

  2. «Осторожнее с перегрузом!»

    Когда автомобиль нагружен сверх меры, колеса становятся «домиком». Это происходит из-за особенностей многорычажной задней подвески, которая разработана для обеспечения безопасного прохождения поворотов. Таким образом, если вы часто перевозите полную загрузку, вам либо нужно смириться с ускоренным внутренним износом колес, либо «обмануть» конструкцию подвески, настроив схождение, когда автомобиль частично нагружен (например, положив пару мешков картошки в багажник).

    Проверка развала и схождения всегда будет полезна, хотя многие автолюбители забывают об этом, если не замечают явного износа колес. Я проехал на своем автомобиле 25 000 км без перестановки летних шин и заметил сильное истирание внутренних краев на задних шинах, так как часто езжу с перегрузкой. После такого пробега стоит провести перестановку, поменяв внутренние стороны шин на наружные. Это поможет обеспечить более равномерный износ колес. Кроме того, радиальные шины (даже если они не имеют заданного направления) не следует ставить так, чтобы изменить основное направление вращения, поэтому такие шины просто меняются местами на одной оси.

  3. «Повышенный внутренний износ при резких поворотах»

    При резком входе в поворот, недостаточно накачанные шины деформируются, что приводит к увеличению нагрузки на внутренний край колеса, вызывая ускоренный износ. Я сам столкнулся с таким видом внутреннего износа на всех колесах. Признаюсь, я долгое время не следил за давлением в шинах.

  4. «Учитывай нагрузку автомобиля при сход-развале»

    Я рекомендую всегда проводить регулировку развала при наличии груза в автомобиле, устанавливая параметры на верхнюю границу допуска. Дело в том, что под воздействием различных сил во время движения автомобиля с множеством сайлентблоков параметры изменяются значительно. Именно поэтому получается нужный результат. Например, если схождение настроено по всем нормам, после посадки водителя передние колеса могут разойтись, и показания схождения выходят за границы нормы. Если сзади сели два пассажира, то развал также нарушается.

  5. «3D схождение — не волшебное средство»

    После покупки новых шин я отрегулировал развал на 3D стенде. После этого ездил на автомобиле, периодически проверяя износ шин, и вскоре заметил неравномерное стирание протектора. Я посетил много различных сервисов для проверки развала на разных стендах, но в итоге настроил углы установки колес так, чтобы обеспечить равномерный износ шин. Мой рецепт для избежания неравномерного стирания протектора — покупка новых шин и профессиональная регулировка развала на высокотехнологичном стенде.

Вопросы по теме

Как внутренний износ колеса может повлиять на безопасность вождения?

Внутренний износ колеса может значительно ухудшить безопасность вождения, так как он может привести к неравномерному распределению нагрузки на автомобиль. Это может вызвать проблемы с управляемостью, ухудшить сцепление с дорогой и увеличить риск пробоя шины. Если колеса изношены больше одной стороны, это может также повлиять на поведение автомобиля в поворотах и торможении, что сделает вождение более опасным.

Можно ли избежать внутреннего износа колеса с помощью регулярного обслуживания?

Да, регулярное обслуживание и правильный уход за колесами могут помочь избежать внутреннего износа. Это включает в себя регулярную балансировку колес, их выравнивание, проверку давления в шинах и осмотр на наличие повреждений. Также рекомендуется периодически меняйте местами передние и задние шины, чтобы обеспечить равномерный износ. Все эти меры помогают продлить срок службы колес и повысить безопасность на дороге.

Каковы наиболее распространенные ошибки водителей, приводящие к внутреннему износу колеса?

Наиболее распространенные ошибки включают несоблюдение рекомендованного давления в шинах, пренебрежение своевременным выравниванием колес и несвоевременную замену изношенных компонентов подвески. Кроме того, агрессивный стиль вождения, частые резкие повороты и ускорения также могут способствовать быстрому износу внутренней части колеса. Важно осознавать, что правильное обращение с автомобилем и регулярный осмотр помогут значительно уменьшить риск внутреннего износа колеса.

Оцените статью
Авто Альянс
Добавить комментарий