Причины вздутия аккумулятора и эффективные способы решения проблемы

Вздутие аккумулятора свидетельствует о серьезных неисправностях в его функционировании. Это может привести к взрыву или возгоранию. Деформация возникает из-за избыточного образования газов внутри батареи, которые не находят выхода через специальные дренажные отверстия. Подобная ситуация может быть вызвана перезарядкой, колебаниями температуры, механическими повреждениями или контактом с влагой. Распухший аккумулятор теряет свою способность к накоплению энергии и не может обеспечить стабильный запуск двигателя или работу электрооборудования. Взрыв АКБ может привести к повреждению креплений и соседних компонентов, угрожая безопасности водителя и пассажиров. Поэтому, если аккумулятор надувается, его необходимо незамедлительно заменить на новый или исправный, после чего важно выяснить причины произошедшей неисправности.

Коротко о главном
  • Причины вздутия аккумулятора: перегрев, избыточное зарядное напряжение, старение, механические повреждения.
  • Опасности: возможность утечки газа, взрыва или попадания кислоты при повреждении.
  • Как избежать проблемы: следить за состоянием аккумулятора, использовать оригинальные зарядные устройства.
  • Что делать при вздутии: отключить аккумулятор, не заряжать, безопасно утилизировать.
  • Профилактика: регулярные проверки, соблюдение температурного режима и правил эксплуатации.

Типичные причины

Не только аккумулятор может увеличиваться в объеме, но есть вероятность его трещин. На основании нашего опыта, такие ситуации обычно возникают при замерзании электролита или при отсутствии выхода для газов во время зарядки. Частота подобных случаев составляет порядка 70%, особенно в зимний период. Следует напомнить, что существуют и другие, менее распространенные причины.

Замерз электролит

Аккумулятор способен надуваться в случае кристаллизации электролита. Раствор, состоящий из серной кислоты и дистиллированной воды, заполняет ячейки батареи и обеспечивает химические реакции, вырабатывающие электричество. При низких температурах плотность электролита снижается, что повышает его подверженность замерзанию. В процессе кристаллизации объем жидкости увеличивается, оказывая давление на стенки аккумулятора, что приводит к его деформации и вздутию.

Одной из причин замерзания электролита может быть полная или частичная разрядка аккумуляторной батареи. Уменьшение емкости часто вызвано частыми поездками на короткие расстояния, неправильной работой генератора или его регулятора. К тому же существуют и другие факторы: подключение дополнительных потребителей энергии, таких как сигнализация, магнитола и подогрев сидений, а также старение или повреждение самого АКБ. Разрядка приводит к снижению концентрации кислоты в электролите и увеличению доли воды, что делает раствор уязвимым к морозам. Данные о температурных показателях указаны в таблице:

style=»text-align: center;»>Густота электролита, г/см³

style=»text-align: center;»>Процент зарядки, %

style=»text-align: center;»>Температура, при которой начинается замерзание, °C

style=»text-align: center;»>1,300

style=»text-align: center;»>100

style=»text-align: center;»>−67

style=»text-align: center;»>1,285

style=»text-align: center;»>95

style=»text-align: center;»>−63

style=»text-align: center;»>1,265

style=»text-align: center;»>85

style=»text-align: center;»>−58

style=»text-align: center;»>1,240

style=»text-align: center;»>75

style=»text-align: center;»>−49

style=»text-align: center;»>1,225

style=»text-align: center;»>65

style=»text-align: center;»>−38

style=»text-align: center;»>1,205

style=»text-align: center;»>55

style=»text-align: center;»>−33

style=»text-align: center;»>1,190

style=»text-align: center;»>45

style=»text-align: center;»>−28

style=»text-align: center;»>1,175

style=»text-align: center;»>35

style=»text-align: center;»>−23

style=»text-align: center;»>1,155

style=»text-align: center;»>25

style=»text-align: center;»>−18

style=»text-align: center;»>1,135

style=»text-align: center;»>15%

style=»text-align: center;»>−12

Одной из причин кристаллизации жидкости внутри аккумуляторов является влияние низких температур. При недостаточной зарядке, если оставить аккумулятор в мороз, особенно если используются энергозатратные устройства (например, фары или музыкальный центр), он может быстро разрядиться и замерзнуть. На устойчивость к холоду также оказывает влияние качество батареи: в дешевых или неоригинальных моделях обычно имеется тонкий корпус из-за производственного дефекта, и он быстро охлаждается. Для предотвращения замерзания электролита и вздувания аккумулятора, мы рекомендуем следовать нескольким простым правилам:

  1. Регулярно проверять уровень и плотность электролита в аккумуляторе, поддерживая их на должном уровне, используя ареометры. Если плотность высокая, добавьте дистиллированную воду, а если низкая — серную кислоту или концентрат.
  2. Хранить аккумулятор в теплом месте во время сильных морозов, чтобы избежать его разряда. Когда температура опускается ниже -25 °C, лучше всего снять батарею и занести ее в дом на ночь.

Весной, летом и осенью вероятность вздувания из-за холодов минимальна, все происходит наоборот.

Внутри появилось много газов

Деформирование корпуса часто происходит из-за избыточного образования газов в секциях батареи, что может быть вызвано перезарядкой или перегревом. Водород и кислород выделяются из электролита (раствор серной кислоты) при процессе электролиза, который усиливается при высоких температурах или напряжении на клеммах батареи. Существует множество факторов, способствующих образованию газов.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Дренажные отверстия в пробках аккумулятора

Водород может образовываться из-за неверного выбора или подключения зарядного устройства (ЗУ). Если устройство выдает слишком высокий ток или напряжение, происходит перезарядка батареи. Мы рекомендуем применять автоматические зарядные устройства и следить за режимом зарядки и временем. Порой перезарядку вызывает неправильная работа генератора.

Если АКБ подвержен частым колебаниям температуры, влаге или механическим повреждениям, а также длительным периодам без подзарядки, она теряет рабочую емкость. Важно следить за состоянием и уровнем электролита, избегать перегрева и замерзания, а также защищать батарею от коррозии и вибраций.

Иногда причины вздувания выглядят достаточно курьезно. Были случаи, когда дренажные отверстия в аккумуляторе забивались грязью или образовывался ледяной затор. В таких случаях газы не могли выйти, что приводило к деформации корпуса. Чтобы сократить образование водорода, используйте следующие рекомендации:

  • Проверяйте напряжение на клеммах аккумулятора, когда двигатель работает, а также на зарядных устройствах — оно не должно превышать 14,4 В для свинцово-кислотных аккумуляторов;
  • Регулярно очищайте каналы для выхода газов, используя ватную палочку или, лучше, ершик малого диаметра или насос с обрезанным носиком.
Мнение эксперта
Александр Степанов
Автоэксперт с 20 летним стажем, автомеханик по образованию

Вздутие аккумулятора — это серьезная проблема, которая требует немедленного внимания. Обычно это происходит из-за нарушения целостности аккумулятора, что может быть вызвано различными факторами, такими как перегрев, чрезмерная зарядка или старение. При длительной эксплуатации аккумулятор может терять свои свойства, что приводит к образованию газов внутри него. Эти газы накапливаются и вызывают вздутие, что не только ухудшает работу самого устройства, но и может привести к его повреждению или даже взрыву.

Если вы заметили, что аккумулятор вашего устройства начал вздуваться, важно сразу же прекратить его использование. Не стоит пытаться разряжать или заряжать такой аккумулятор, так как это может быть опасно. Рекомендуется аккуратно удалить аккумулятор из устройства, при этом соблюдая все меры предосторожности. Рекомендуется использовать защитные перчатки и очки, чтобы избежать контакта с потенциально опасными веществами, которые могут вытекать из поврежденного аккумулятора.

Что касается утилизации вздутого аккумулятора, следует обратиться в специализированные пункты сбора отходов, так как такие аккумуляторы не подлежат выбросу в мусорные контейнеры. Также важно информировать о проблеме квалифицированных специалистов, которые могут предложить безопасные способы утилизации или замены аккумулятора. Использование исправного и качественного аккумулятора существенно увеличит срок службы вашего устройства, поэтому не стоит экономить на его замене, если возникли подобные проблемы.

Чистота дренажных отверстий способствует тому, что корпус аккумулятора не разорвется даже при высокой газообразовании, если он сам по себе в хорошем состоянии, без трещин и вмятин. Иногда вентиляционные отверстия могут быть прямо в пробках.

Поврежден корпус АКБ

Наличие дефектов на пластиковой оболочке аккумулятора может привести к выпячиванию даже при незначительном внутреннем давлении. Деформация — это угроза, когда никто не знает, когда начнет вытекать электролит. Механические повреждения корпуса могут возникнуть из-за ударов, падений, вибраций, неверной установки или перевозки. Трещины приводят к утечке электролита, коррозии контактов и клемм, снижению емкости и срока службы аккумулятора.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Запаянная трещина в корпусе

Термальные повреждения АКБ возникают вследствие экстремальных температур. При сильном морозе пластик становится хрупким, а ультрафиолет разрушает внешнюю оболочку под действием солнечного света. Термические повреждения могут привести к деформации, расплавлению корпуса, разрушению пластин и сепараторов, а также к взрыву или возгоранию. Чтобы избежать таких проблем, следует придерживаться определенных рекомендаций:

  1. Избегать сильных ударов и падений, способных привести к трещинам или сколам на пластике;
  2. Не допускать замерзания электролита, чтобы избежать расширения и деформации пластин и корпуса;
  3. Регулярно проверять уровень и плотность электролита, поддерживая их на оптимальных значениях, добавляя дистиллированную воду по необходимости;
  4. При обнаружении повреждений в корпусе слить электролит, просушить аккумулятор и либо залить новый раствор, либо заменить батарею.

Соблюдая эти рекомендации, можно существенно продлить срок службы аккумулятора и избежать неприятностей на дороге.

Аккумулятор перезарядился

Перезарядка аккумулятора приводит к его вздутию. Это связано с химическими процессами, происходящими внутри батареи. Когда зарядка идет слишком сильно или долго, часть электролита распадается на кислород и водород, которые выделяются в виде газов. Эти газы накапливаются внутри аккумулятора, приводя к увеличению давления. Повышенное напряжение может вызывать вздутие или даже разрыв корпуса аккумулятора. Поэтому важно следить за током и напряжением во время зарядки.

Перезарядка – это процесс, при котором к клеммам АКБ подается напряжение, превышающее максимально допустимое (более 15 В), что приводит к перегреву, испарению электролита и разрушению решеток электродов. Это представляет угрозу не только для самого аккумулятора, но и всего электрооборудования автомобиля.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Вздутая батарея

Основной причиной может быть неисправность генератора, что является серьезной причиной перезарядки. Генератор должен обеспечивать напряжение в бортовой сети около 14,5 В во время работы двигателя. Если происходит замыкание обмоток, пробой диодного моста или выход из строя реле-регулятора, напряжение может значительно подниматься до 18–20 В и выше.

Иногда виной всему является неправильно выполненная зарядка. При использовании стационарного зарядного устройства необходимо следить за режимами ампеража и напряжения. Напряжение зарядки не должно превышать 15-16 В (в зависимости от типа АКБ), а ток зарядки не должен превышать 10% от емкости батареи в ампер-часах. Если эти условия нарушены, может возникнуть перезарядка.

К примеру, для подзарядки аккумулятора емкостью 60 Ач можно использовать ток 6 А, для 55 Ач — 5,5 А, для 50 Ач — 5 А.

Иногда перезарядка возникает из-за повышенной нагрузки на бортовую сеть. Если в автомобиле включены потребители электроэнергии (фары, обогрев, кондиционер), генератор может не справляться с поддержанием необходимого напряжения в сети и начать выдавать избыточный ток на аккумулятор.

Для предотвращения перезарядки необходимо следить за напряжением в бортовой сети и использовать правильное зарядное устройство. Напряжение на клеммах аккумулятора можно измерить мультиметром. Нормальный диапазон при работающем моторе составляет 13,8–14,8 В. Если прибор показывает больше 15 В, это указывает на перезарядку. В этом случае рекомендуется провести диагностику и ремонт генератора.

Замкнула одна или несколько банок

Аккумулятор может вздуться в случае короткого замыкания (КЗ) в ячейке. Это происходит, когда свинцовые пластины, играющие роль электродов, соприкасаются. В результате нарушается химическая реакция активной массы и электролита, состоящего из дистиллированной воды и серной кислоты. Основные причины короткого замыкания:

  1. Низкие или высокие температуры окружающей среды. При сильном морозе электролит замерзает и расширяется, что приводит к повреждению пластин. При высокой температуре содержимое ячейки перегревается, выделяя пар и создавая давление;
  2. Образование конденсата на пластинах. Это происходит, если автомобиль хранится в условиях высокой влажности или двигатель запускается без предварительного прогрева. Конденсат является хорошим проводником, способным вызвать короткое замыкание;
  3. Механическое повреждение аккумулятора, вызванное ударами, вибрацией или неправильной установкой, что приводит к деформации пластин или корпуса и нарушению изоляции между ячейками;
  4. Осыпание свинца. Со временем металлическая пыль проникает в электролит, образуя «мост» между плюсовым и минусовым электродами, что и приводит к короткому замыканию.

Диагностировать короткое замыкание несложно. Достаточно измерить напряжение на клеммах. Если оно значительно ниже нормальных значений, это явный признак. Например, мультиметр показывает 12,7 В, и если в АКБ 6 секций, и одна из них закоротила, напряжение упадет на 2,11 В (1/6) до 10,59 В. С таким показателем запустить двигатель невозможно. Еще один симптом – при зарядке батарея нагревается, а секция с коротким замыканием остается холодной и в ней не происходит кипения электролита.

Чтобы минимизировать вероятность короткого замыкания, регулярно проверяйте плотность электролита, не роняйте АКБ на бетон или асфальт. Держите батарею при комнатной температуре и защищайте от чрезмерной жары и холода. К сожалению, предотвратить осыпание свинца невозможно, так как это естественный процесс.

Батарея с заводским браком

Вздутие аккумулятора автомобиля может возникать из-за производственного дефекта. Если в свинцовых пластинах, активной массе или электролите имеются недочеты, это может приводить к сбоям в химическом процессе, что, в свою очередь, вызывает образование избыточного газа в жилье батареи. Под давлением газ расширяет пластик, вызывая его деформацию. В результате аккумулятор теряет свои зарядные свойства, может перегреться или даже взорваться. Если вы заметили вздутие аккумулятора в течение первых двух недель после его приобретения, немедленно обратитесь в магазин или к производителю. Настоятельно рекомендуется требовать замену товара или возврат средств. Не стоит пытаться использовать либо ремонтировать такую батарею, так как это может представлять опасность как для вас, так и для автомобиля.

На рынке существует множество подделок. Есть несколько методов для проверки подлинности аккумулятора перед его покупкой. Прежде всего, стоит внимательно осмотреть упаковку и этикетку. Они должны быть аккуратными, четкими и не иметь следов небрежной печати. На «ярлыке» оригинального продукта обычно размещают информацию о производителе, модели, емкости, напряжении, сроках гарантии и сертификате качества. Известные бренды на своих наклеках наносят уникальный код или номер партии, который можно проверить на официальном сайте производителя либо через горячую линию.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Маркировка оригинальной батареи Varta

На втором этапе необходимо внимательно осмотреть сам аккумулятор. Идеальный вариант — это чистый продукт, без царапин, сколов, трещин и следов коррозии. Клеммы должны быть надежно закреплены, без ненужного люфта. Корпус изготавливается из качественного пластика с рельефной поверхностью и не должен прогибаться при нажатии. На фасаде обязательно должна быть голограмма или штрих-код с логотипом производителя.

Сразу после покупки следует проверить функционирование батареи. Для этого можно воспользоваться тестером, который показывает напряжение, емкость и состояние заряда. Также стоит протестировать аккумулятор на холодный запуск двигателя или на нагрузку электрических потребителей. Батарея должна обеспечивать надежный запуск и стабильное питание без каких-либо сбоев и перегрева.

При выборе аккумулятора не следует экономить на качестве и безопасности. Лучше всего приобрести оригинальную батарею от известного производителя в надёжном магазине или сервисе. Это поможет избежать покупки подделок и гарантирует надежную работу вашего транспортного средства.

Последствия вздутия

Последствия деформации аккумулятора могут быть весьма серьезными и представлять угрозу как для здоровья человека, так и для экологии. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Пожар. В случае взрыва может произойти короткое замыкание, загорятся пластиковые детали, а под капотом появится едкий дым.
  2. Разрушение оболочки. Пластик крошится или рассыпается, и кислота начинает выливаться наружу. Если капот был открыт, риск получения химических или тепловых ожогов возрастает.
  3. Сбой в работе электроники. В процессе расширения может произойти короткое замыкание. Если предохранители не отразят это, то высоковольтный ток пробьет электронный блок управления (ЭБУ).
  4. Повреждение компонентов подкапотного пространства. При взрыве может разорваться корпус воздушного фильтра, а кислота повредит сальники.
  5. Уменьшение ёмкости. Вздутый аккумулятор начинает быстро разряжаться. Его может хватить лишь на несколько часов, затем потребуется повторная зарядка.

Альтернативно, вздутие аккумулятора представляет особую опасность в помещениях с недостаточной вентиляцией, так как выделение паров кислоты может привести к отравлению воздуха и серьезным заболеваниям дыхательных путей. Деформация АКБ может стать основой проблемы, которая приведет к опасным последствиям для здоровья и окружающей среды. В случае выявления признаков деформации корпуса батареи, рекомендуется сразу же принять меры для её замены, поскольку ремонт в большинстве случаев нецелесообразен.

Выводы

Неисправность генератора, реле-регулятора, проводки или зарядного устройства могут способствовать вздутию аккумулятора. Механическое воздействие, перепады температуры, естественное старение или производственные дефекты также могут причинять повреждения. Эти факторы могут привести к взрыву или возгоранию. Посещение автосервиса может помочь предотвратить раздувание аккумулятора, если заметить симптомы перезарядки или повреждения батареи вовремя.

На станции технического обслуживания специалисты оценят состояние АКБ и точно выявят причину неисправности. Аккумуляторщик измерит уровень и плотность электролита, напряжение и емкость батареи, а также проверит на наличие коротких замыканий или пробоев в пластинах. Электрик проверит работоспособность генератора и реле-регулятора и оценит целостность проводки и клемм. На основе результатов диагностики специалисты предложат варианты борьбы с проблемой.

Посещение автосервиса может защитить от неприятных последствий, вызванных вздутием или взрывом аккумулятора. Это не только повредит ваш автомобиль, но и может нанести вред вашему здоровью. Поэтому не стоит игнорировать признаки неисправности батареи.

Вопросы по теме

Какова связь между температурными режимами и вздутием аккумулятора?

Температура играет важную роль в работе аккумуляторов. При перегреве, который может быть вызван как внешними факторами (например, жарой), так и внутренними (избыточная зарядка, короткое замыкание), химические реакции в аккумуляторе ускоряются. Это может привести к накапливанию газов и, в конечном итоге, к вздутию. Поэтому важно хранить батареи в условиях, рекомендованных производителем, и избегать их перегрева.

Можно ли самостоятельно починить вздутый аккумулятор или лучше сразу его утилизировать?

Попытка ремонта вздутого аккумулятора не рекомендуется. Вздутие указывает на необратимые изменения внутри устройства, такие как утечки или образование газов, что может привести к разрыву или взрыву. Безопаснее всего утилизировать аккумулятор в специализированных пунктах сбора, где он будет утилизирован должным образом и без риска для здоровья. Замена аккумулятора на новый — это самый надежный способ гарантировать безопасность вашего устройства.

Какие практические меры можно предпринять для предотвращения вздутия аккумулятора?

Для снижения риска вздутия аккумулятора можно соблюдать несколько практических рекомендаций. Во-первых, избегайте перегрева устройства, не оставляйте его на прямом солнечном свету и не оставляйте зарядные устройства подключенными без необходимости. Регулярно проверяйте состояние аккумулятора, обращая внимание на любые визуальные изменения. Также важно использовать зарядные устройства, рекомендованные производителем, чтобы избежать переполнения. Наконец, храните аккумуляторы в прохладном месте и никогда не храните их разряженными на длительный срок.

Оцените статью
Авто Альянс
Добавить комментарий