Проверка и очистка лямбда зонда: инструкция по использованию мультиметра

Лямбда зонд, или кислородный датчик, играет ключевую роль в нормальном функционировании двигателя. Если автомобиль эксплуатируется с неработающим датчиком, это может привести к серьёзным повреждениям силового агрегата.

Коротко о главном
  • Подготовьте мультиметр и инструменты для работы с лямбда-зондом.
  • Отключите датчик кислорода от системы автомобиля.
  • Проверьте сопротивление элемента с помощью мультиметра, ориентируясь на допустимые значения.
  • Если датчик неисправен, рассмотрите возможность его очистки, используя специальные растворы.
  • После очистки проведите повторную проверку и установите датчик на место.
  • Тестируйте работу системы на предмет правильного функционирования лямбда-зонда.

Признаки и причины неисправности лямбда зонда

Сбой в работе лямбда зонда может проявляться так же, как неисправности в топливной системе или каталитическом нейтрализаторе. В связи с этим, точно определить, что именно сломалось, возможно только после диагностики в автосервисе. Однако существуют некоторые косвенные признаки, указывающие на неисправность лямбда зонда:

  • Нестабильные обороты двигателя на холостом ходу. При сбое лямбда зонда они будут колебаться, падая до 400-600 об/мин. Это связано с обеднением топливной смеси, из-за чего двигатель не может стабильно работать при малых оборотах. Датчик отвечает за корректное соотношение топлива в смеси.
  • Уменьшение мощности двигателя. Бедная смесь снижает мощность мотора, что приводит к медленному набору оборотов при нажатии на акселератор, ухудшению прохождения в гору и замедлению разгона.
  • Увеличение расхода топлива. Расход может возрасти на 25-30%.
  • Изменения в цвете и запахе выхлопа. Выхлопная система может потемнеть, появится отчетливый запах несгоревшего бензина.
  • Проблемы со свечами. При слишком богатой смеси свечи могут покрываться черным налетом.
  • Нерегулярное ускорение с рывками. Машина не сможет плавно и быстро разгоняться.
  • Появление индикатора «Check Engine» на панели приборов. Если считать ошибку с помощью сканера, будет показано, что лямбда зонд неисправен. Даже если просто удалить ошибку, она будет возвращаться, пока проблема не будет устранена.

Популярные модели: Ford Focus, Toyota Corolla

Наиболее частые причины поломки таковы:

  • Использование некачественного топлива. Эта причина наиболее распространенная. Вредные примеси, сгорая, оседают на нагревательном элементе, приводя к его забиванию.
  • Естественный износ за время эксплуатации. Рекомендуется заменять лямбду после пробега около 150 тысяч км. Этот срок может увеличиваться при использовании качественного топлива. Неоригинальные и дешевые датчики имеют более короткий срок службы.
  • Проблемы с проводкой. Для подключения лямбда зонда к ЭБУ используют обычные медные провода, которые со временем начинают окисляться или ломаться.

Способы проверки кислородного датчика

Проверка датчика осуществляется при работающем двигателе. Существует несколько методов проверки кислородного датчика:

Мнение эксперта
Александр Степанов
Автоэксперт с 20 летним стажем, автомеханик по образованию

Для проверки датчика кислорода, известного как лямбда-зонд, с помощью мультиметра сначала необходимо выключить двигатель и отсоединить разъем датчика. Я устанавливаю мультиметр в режим измерения сопротивления (Ом) и подключаю его щупы к контактам датчика. Обычно, для исправного лямбда-зонда значение сопротивления должно находиться в пределах определенных значений, указанных в руководстве пользователя. Если сопротивление выходит за пределы указанного диапазона, это может свидетельствовать о неисправности датчика.

Также важно проверить напряжение, вырабатываемое лямбда-зондом. Для этого я переключаю мультиметр в режим измерения напряжения (вольт) и подключаю его к контакту питания датчика. С включенным двигателем и работающим на холостом ходу, значение должно варьироваться в пределах 0,1 до 0,9 В. Если показания застывают на одном уровне или совершенно отсутствуют, то это также является признаком неисправности.

Что касается чистки лямбда-зонда, я предпочитаю использовать специальный очиститель для датчиков кислорода, который не оставляет остатка и безопасен для компонентов. Сначала я обрабатываю область вокруг датчика, чтобы избежать попадания грязи в выхлопную систему при снятии. Затем аккуратно снимаю датчик, стараясь не повредить его. После этого, равномерно расп spray очиститель на зонд и оставляю на несколько минут в соответствии с инструкцией. После завершения у меня остается только тщательно очистить его, чтобы вернуть его в рабочее состояние.

  • С помощью мультиметра (тестера). Нужно измерить напряжение и сопротивление. Щупы подключаются к контактам в разъеме, измерения проводятся при разных режимах работы двигателя. В исправном состоянии, на холостых оборотах напряжение будет колебаться в диапазоне 0.1-0.9 вольт. Недостатком этого метода является невозможность оценить скорость изменения напряжения.
  • Используя осциллограф. Этот метод позволяет увидеть скорость изменений напряжения. Она не должна превышать 0.2-0.3 секунды. Если хотя бы один из параметров выходит за пределы нормы, то нужно либо очистить, либо заменить датчик.
  • Поиск ошибок в бортовой системе. Если на панели загорелся значок «Check Engine», это может указывать на проблему с лямбда зондом. Для точной диагностики нужно провести компьютерное тестирование (считать ошибки из ЭБУ). Определенные коды ошибок свидетельствуют именно о данной неисправности, они указаны в специальной таблице.

Как отремонтировать лямбда зонд?

Чаще всего кислородный датчик нельзя отремонтировать. Однако иногда помогает очистка нагревательного элемента, но её сложно назвать ремонтом. Для очистки необходимо сначала полностью охладить выпускной коллектор. После этого:

  • отключить аккумулятор;
  • отсоединить провод от датчика и аккуратно его извлечь.

Иногда сделать это трудно. Деталь может сильно пригореть, и её извлечение может повредить. Но стоит попробовать: залейте резьбу уксусом или керосином и дайте постоять несколько часов.

Не стучите по датчику, пытаясь открыть его. Это может привести к повреждению как самого датчика, так и резьбы, и тогда его невозможно будет извлечь без повреждения коллектора.

Для очистки используйте ортофосфорную кислоту. Погрузите деталь в неё на 30-40 минут, после чего несколько раз тщательно промойте теплой водой. Все отложения с нагревательного элемента будут удалены. Если причина неисправности в загрязнении, работоспособность датчика может быть восстановлена.

Существует и необычный метод ремонта, но для этого нужно два идентичных датчика. Если причины неисправностей разных, можно попытаться создать один работающий датчик. Например, один может выйти из строя из-за обрыва сигнального провода, а другой – из-за дефекта нагревательного элемента. Проверьте каждый из них мультиметром, чтобы выявить тот, у которого есть обрыв. Аккуратно распилите оба. На фотографии видно, что на одном из них нагревательный элемент сломан. К тому же повреждена керамическая оболочка.

Крупный план:

Осторожно вынимаем нагреватель:

Пилим второй, у которого обрыв сигнального провода. Нужно очень аккуратно извлечь нагреватель, чтобы его не сломать. Фото показывает целый и сломанный части:

Протираем нагреватель чистой сухой тканью и аккуратно помещаем в корпус с исправным сигнальным проводом.

Теперь необходимо запаять корпус с использованием ювелирной горелки и медно-фосфорного припоя, который выдерживает температуру до 700 градусов и не плавится.

Устанавливаем на автомобиль и проводим проверку.

Заключение

Ремонт лямбда зонда обычно не проводится, поскольку отсутствует возможность приобрести или заказать отдельно нагревательные элементы, которые изготавливаются из уникальных материалов. По этой причине кислородный датчик – это довольно дорогостоящее устройство (от 3000 рублей).

В некоторых случаях можно применить промывку с помощью химикатов.

Попробуйте собрать рабочий датчик из двух неисправных, но пайка нужна специальным припоем. Простая пайка не подойдет, так как выпускной коллектор в процессе работы нагревается до 300 градусов Цельсия, что приведет к плавлению обычного припоя.

В большинстве случаев ремонт заключается в замене датчика на СТО. Если планируется удаление катализатора, кислородный датчик также демонтируется. На его место устанавливается заглушка, либо просто отключается проводка. Обязательно проводится перепрошивка ЭБУ автомобиля, иначе ошибка «Check Engine» будет отображаться постоянно.

Вопросы по теме

Как узнать, действительно ли лямбда зонд нуждается в очистке или замене?

Для определения необходимости очистки или замены лямбда зонда сначала проведите диагностику, используя мультиметр. Измерьте сопротивление датчика и напряжение на выходе при работе двигателя. Если значения выходят за допустимые пределы, это может свидетельствовать о проблемах с датчиком. Также обратите внимание на симптомы: колебания двигателя, увеличение расхода топлива или неустойчивую работу на холостом ходу могут быть сигналом о необходимости обслуживания.

Что делать, если результаты проверки мультиметром показывают, что датчик исправен, а проблемы с двигателем сохраняются?

Если мультиметр показывает нормальные значения для лямбда зонда, но проблемы с двигателем не исчезают, следует проверить другие элементы выхлопной системы. Возможные причины могут включать засорение каталитического нейтрализатора, проблемы с системой зажигания или воздухозаборником. Также стоит проверить наличие возможных утечек воздуха, которые могут влиять на работу двигателя и вызывать ложные показания датчика кислорода.

Какие средства и инструменты лучше использовать для очистки лямбда зонда?

Для очистки лямбда зонда рекомендуется использовать специальные очистители для катализаторов и кислородных датчиков, которые безопасны для их материалов. Избегайте абразивных средств и жестких щеток, которые могут повредить чувствительные элементы. Для проведения процедуры вам понадобится набор ключей и защитные перчатки. Осторожно отсоедините датчик и замочите его в очистителе на несколько часов, после чего промойте под водой и дайте высохнуть, прежде чем устанавливать обратно.

Оцените статью
Авто Альянс
Добавить комментарий