Проверка шаровой опоры без подъемника: пошаговый алгоритм и признаки неисправности

Шаровые опоры необходимы для обеспечения подвижного соединения между рычагом и поворотным кулаком. Если этот элемент выходит из строя, колесо может отвалиться, поэтому важно знать, как правильно произвести их проверку. Каждый автолюбитель с минимальными навыками ремонта способен самостоятельно проверить состояние шаровых опор.

Коротко о главном
  • Подготовка автомобиля: Убедитесь, что автомобиль находится на ровной поверхности и выключен.
  • Осмотр колес: Проверьте наличие люфта в колесах, подняв авто за обманку.
  • Проверка накачки: Проверьте давления в шинах, чтобы исключить искажения при оценке состояния опоры.
  • Тест на движение: Попросите помощника покачать колесо вверх-вниз, наблюдая за состоянием шаровой опоры.
  • Звуковые сигналы: Обратите внимание на стуки и шумы при движении – это может указывать на неисправность.
  • Визуальный осмотр: Проверьте состояние пыльника и наличия подтеков смазки – это признак возможной замены.

Шаровая опора

Прежде всего, стоит понять, что собой представляют шаровые опоры. Обычно на переднем колесе находится одна такая опора, однако автомобили ВАЗ, Мерседес-Бенц и некоторые другие модели могут иметь две шаровые на каждом колесе. Конструкция шаровой опоры напоминает человеческий сустав: шар, находящийся внутри механизма, позволяет основе двигаться в разных направлениях. Шаровая опора крепится в месте соединения рычага и поворотного кулака.

Шаровая опора состоит из следующих элементов:

  • цилиндрический корпус;
  • пыльник;
  • металлический стержень;
  • прижимная шайба;
  • подшипник из полимера;
  • завальцовка.

Это устройство играет ключевую роль в системе подвески автомобиля.

Причины неисправности

Шаровая опора может выйти из строя по разным причинам:








  • Естественный износ. Если детали производятся с нарушениями технологий, они могут выйти из строя гораздо раньше ожидаемого срока. Как правило, более дешевые запчасти изнашиваются на пробегах 20,000-30,000 километров. При эксплуатации автомобиля в грязных условиях и отсутствии надлежащего ухода этот срок может быть еще меньше. Условия с резкими перепадами температур и высокие скорости также способствуют ускоренному износу.
  • Проблемы с пыльником. Он защищает внутреннюю часть шаровой опоры от загрязнений и влаги. Если пыльник поврежден, в механизм могут попасть абразивные частицы, что приведет к разрушению шарнира. Поэтому важно регулярно проверять состояние пыльника и при необходимости заменить его, добавив специальную смазку.
  • Слишком высокая нагрузка. При перевозке тяжелых грузов, для которых автомобиль не предназначен, может произойти повреждение шаровой. Также они могут испытывать перегрузки при движении по некачественным дорогам, особенно при попадании в ямы.
  • Недостаток смазки. Смазка может постепенно исчезнуть с внутренней стороны шаровой, особенно если пыльник поврежден. Регулярно проверяйте состояния опор и добавляйте литол при необходимости.

Признаки неисправности

Существует несколько признаков, которые могут указывать на необходимость проверки состояния шаровых опор. К наиболее распространённым можно отнести:

  • Появление стука под колесами при движении по неровной дороге. Этот звук может говорить о том, что стержень изношен или в шаровой недостаточно смазки.
  • Рыскание автомобиля на дороге, особенно на повышенных скоростях.
  • Нарушение углов установки колес, что можно выявить только в сервисном центре.
  • Неравномерный износ шин. Если шаровая опора повреждена, изменяется угол наклона колеса, вызывая тактильные изменения в износе резины.
  • Появление скрипа во время выполнения маневров.
  • Проблемы с направлением движения при торможении: при поломке шаровой автомобиль может начать заносить.

Если вы заметили один или несколько из этих признаков, обязательно проверьте шаровые опоры в автосервисе.

Осмотр пыльника и нестандартный способ проверки

Проверка шаровой опоры должна начинаться с осмотра пыльника. Этот элемент изготавливается из резины и служит для предотвращения попадания песка и влаги. Из-за температурных колебаний и воздействия внешней среды на пыльнике могут образоваться трещины, которые со временем увеличиваются. Через эти трещины внутрь шаровой проникают грязь и влага, что приводит к разрушающему эффекту на металлические элементы.

Именно поэтому при проверке необходимо обратить внимание на состояние пыльника. Если он поврежден, его требуется заменить, так как это существенно влияет на срок службы шаровой опоры.

Мнение эксперта
Александр Степанов
Автоэксперт с 20 летним стажем, автомеханик по образованию

Чтобы проверить шаровую опору без подъемника, я сначала обращаю внимание на само положение автомобиля. Я ставлю его на ровную поверхность и обязательно включаю ручной тормоз. Затем, с помощью домкрата поднимаю одно из колес, за которое я собираюсь проверить шаровую опору. Это поможет мне получить доступ к верхней и нижней части шаровой опоры. После этого я использую руки, чтобы покачать колесо вверх и вниз.

Признаки неисправности шаровой опоры я определяю по звуку и ощущениям. Если я замечаю стуки, скрипы или люфт, это сигнализирует о том, что опора нуждается в замене. Для более точной диагностики я использую метод «воротник». Я беру ручку или отвертку и, удерживая колесо за верхнюю часть, прикладываю легкое усилие. Если в этом случае шаровая опора движется или издает нехарактерные звуки, это подтверждает её неисправность.

Также я проверяю состояние пыльника шаровой опоры. Если он повреждён или треснут, это может быть источником попадания грязи и влаги, что в дальнейшем приведет к быстрому износу детали. Наличие утечек или деформаций на резиновых элементах также является критическим сигналом о том, что шаровая опора требует внимания и, возможно, замены.

Существует также интересный способ, позволяющий проверить работоспособность шаровых опор, который подходит для автомобилей с вертикально расположенным пальцем шаровой. В этом случае жидкость, попадающая внутрь, скапливается в ней.

Если демонтаж опоры затруднителен, можно использовать медицинский шприц для инъекции масла, проколов пыльник. Далее стоит внимательно прислушиваться к звукам, издаваемым шаровой во время движения: если характер стука изменился, это сигнал к замене детали.

Проверка шаровой без подъемника

Перед тем как проверять шаровую опору, нужно узнать, какой именно тип используется в вашем автомобиле. Существует два основных типа:

  • Нижняя устанавливается в простых системах подвески. Такие шаровые можно встретить в бюджетных автомобилях. Здесь поворотный кулак оказывает давление на рычаг, между которыми находится шаровая опора. В большинстве случаев именно эту конструкцию описывают в интернете при упоминании проверки.
  • Верхняя используется в многорычажных системах подвески (при этом нижняя также имеется). В этом варианте предусмотрено наличие двух рычагов: верхнего и нижнего, к которым крепится поворотный кулак, а каждый из рычагов соединен со своим шарниром.

Методы проверки обеих типов шаровых опор имеют некоторые аналогии.

Верхней

Чтобы обнаружить люфт в верхней шаровой, выполните следующие шаги:

Подвеска ВАЗ 2107

  1. Установите автомобиль на ровную поверхность и активируйте ручной тормоз.
  2. Далее необходимо зафиксировать тормоза. Удобнее всего это сделать с помощью второго человека, который должен сесть за руль и нажать на тормоз. В противном случае придется фиксировать тормоз самостоятельно.
  3. Плотно удерживая колесо за верхнюю часть, попытайтесь раскачать его в направлении, перпендикулярном движению автомобиля.

С помощью данного метода можно выявить люфт, однако он проявит себя лишь при значительном износе. При большом люфте также могут быть слышны скрипы.

Для более точной проверки поднимите колесо домкратом. В таком положении попробуйте раскачивать его как вертикально, так и горизонтально. Для вертикальной проверки схватитесь за колесо сверху и снизу, а для горизонтального – за боковые стороны. В случае обнаружения люфта и скрипа следует заменить шаровую опору.

Нижней

Проверить состояние шаровых опор можно и самостоятельно, без обращения в сервис. Для этого вам потребуется помощник, который будет раскачивать автомобиль в поперечном направлении, что поможет более точно найти источник звуков, свидетельствующих о неисправностях.

Еще один метод – поддомкратить автомобиль, затем попросить помощника нажать на тормоза, а самому в это время раскачивать колесо поперек. Появляющиеся стуки могут свидетельствовать о проблемах с опорой. При необходимости можно использовать монтировку, разместив ее плоский конец между рычагом и осевой цапфой. Во время поворота рулевого колеса помощником необходимо нажимать на монтировку, чтобы выявить существование люфта.

Испытания шаровых

На канале Три Корейца провели тестирование шаровых опор шести различных брендов: MOBIS, CTR, LEMFORDER, GMB, PILENGA и AMD.

Шаровые опоры были распилены болгаркой, что позволило увидеть, что шар GMB наименьший, что негативно сказывается на надежности узла.

Также была проведена проверка твердости шара с использованием твердомера на специально подготовленном участке. Результаты (твердость по Роквеллу) представлены ниже:

  • MOBIS — 37
  • CTR — 37
  • LEMFORDER — 34
  • GMB — 30
  • PILENGA — 33
  • AMD — 23.

Твердость шаров изделий марки AMD не отличается высоким уровнем по сравнению с аналогичными товарами.

PILENGACTRLIMFORDERMOBISGMBAMD

При помощи микроскопа была проанализирована обработка шаров. Чем более гладкая поверхность шара (вида зеркала), тем дольше будет служить шаровая опора. По качеству обработки лидируют LEMFORDER, CTR, MOBIS и GMB, в то время как у PILENGA и AMD подготовка рабочей зоны шара заметно хуже.

Качество полимерного материала подшипников, резины пыльников и объема смазочного вещества не было подвергнуто оценке.

Диагностика шаровой перед приобретением

На сегодняшний день на рынке автомобилей можно встретить множество недорогих шаровых от неизвестных брендов. Перед покупкой рекомендуется внимательно осмотреть деталь.

Сначала необходимо перевернуть шаровую, чтобы ее палец оказался направлен вниз. Если после переворота палец начинает спадать или смещаться вниз под воздействием собственного веса, то такую деталь лучше не приобретать.

Также полезно потянуть шаровой палец в разные стороны. При этом необходимо следить за отсутствием люфта, а движение должно происходить с минимальными усилиями. На рынке часто можно встретить шаровые, в которых палец движется с трудом. В качественной шаровой опоре при движении пальца дальнейшее перемещение должно идти легко. Если палец двигается тяжело, то стоит отказаться от покупки этой детали.

Необходимо тщательно проверить пыльник. На нем не должно быть даже самых мелких трещин. Также нужно убедиться в достаточном количестве смазки внутри. Если ее мало, перед установкой потребуется самостоятельно добавить смазку в пыльник.

Как правило, китайские шаровые низкого качества оснащены тавотницей, также известной как пресс-масленка, позволяющая подавать смазку. Современные изделия хорошего качества обычно не имеют таких компонентов.

Срок функционирования шаровых опор

Внутри шаровой опоры располагается полимерный вкладыш. Повреждение этого элемента приводит к неработоспособности шаровой. Большие нагрузки и загрязнения могут разрушить вкладыш. Это приводит к тому, что металлический палец начинает разрушать соседние детали. При попадании в ямы или на неровные участки дороги возникают звуки стуков или скрипов. Загрязнение попадает внутрь через поврежденный пыльник, на котором достаточно часто появляются разрывы.

Альтернативные автомобили импортного производства могут прослужить до 180 000 км без необходимости замены шаровой опоры. Проверку целесообразно начинать после 100 000 км с периодичностью в 30 000 – 40 000 километров. В новых автомобилях осмотр осуществляется на пятом ТО.

Как увеличить

При проявлении стуков в шаровой опоре нецелесообразно осуществлять ее восстановление. Такие детали являются расходным материалом и проще их заменить. Однако можно продлить срок службы опоры, просто следуя нескольким простым рекомендациям:

  • Регулярный осмотр. Повреждение резинового пыльника может привести к попаданию грязи внутрь шаровой. Абразивные частицы будут стирать полимерный вкладыш. В случае обнаружения повреждений пыльник стоит заменить.
  • Профилактика. В основном заключается в замене смазки. Это можно сделать на станции техобслуживания или самостоятельно. Часто производители шаровой опоры оставляют место для введения смазки. В случае отсутствия отверстия его можно сделать и плотно закрыть болтом.
  • Стиль вождения. Крупный вред шаровым опорам наносит быстрая езда по неровным дорогам. Поэтому аккуратный стиль вождения поможет значительно увеличить срок службы опор.

Если информация оказалась полезной, оставьте комментарий. Если вы нашли ее бесполезной или неточной, также пишите.

Вопросы по теме

Можно ли проверить шаровую опору, используя только визуальный осмотр?

Да, визуальный осмотр является первым шагом в проверке шаровой опоры. Обратите внимание на наличие трещин, повреждений или следов прогара на резиновом элементе шаровой опоры. Также проверьте, нет ли утечек смазки из корпуса опоры. Если вы заметили какие-либо из этих признаков, это может указывать на износ или повреждение, и потребуется дальнейшая проверка или замена.

Как проверить шаровую опору без подъемника на дороге?

Существует достаточно простой метод проверки шаровой опоры без подъемника, который можно выполнить даже на дороге. Для этого нужно припарковать автомобиль на ровной поверхности и зацепить рулевое колесо. Затем, с помощью рук, вы можете немного покачать колесо из стороны в сторону. Если вы заметите ощутимость люфта или громкие звуки (щелчки), это может свидетельствовать о проблемах с шаровой опорой. Однако этот метод требует осторожности и внимательности, так как недостаточная стабильность автомобиля может привести к опасным ситуациям.

Какие могут быть долгосрочные последствия игнорирования неисправной шаровой опоры?

Игнорирование неисправности шаровой опоры может привести к серьезным последствиям для автомобиля. Во-первых, это увеличивает нагрузку на подвеску, что может вызвать преждевременный износ других компонентов. В-третьих, неисправная шаровая опора может повлиять на управление автомобилем, что увеличивает риск аварий. В конечном итоге, это может привести к необходимости более дорогого ремонта или замены всей подвески. Поэтому важно регулярно проверять состояние шаровых опор и других элементов подвески для обеспечения безопасности и долговечности автомобиля.

Оцените статью
Авто Альянс
Добавить комментарий