Этот текст предлагает расшифровку символов на панели управления автомобилей Лада Самара моделей 2115, 2114 и 2113. Сначала представлены схемы приборных панелей, затем следует таблица с объяснением значений иконок. Также включено описание функционала бортового компьютера Lada Samara.
- Обзор значков на панели приборов автомобилей Лада 2115, 2114 и 2113.
- Расшифровка основных индикаторов: уровень топлива, температура двигателя, система зарядки.
- Функции и значение значков предупреждения, таких как «ремень безопасности», «масло», «тормоза».
- Информация о бортовом компьютере: доступные функции и данные.
- Рекомендации по диагностике и реагированию на сигналы панели приборов.
Типы панелей приборов и их отличия
Автомобили ВАЗ-2113, -2114, -2115 и их модификации комплектуются комбинациями приборов двух типов, имеющих жидкокристаллические индикаторы (ЖКИ). При одновременном нажатии рукоятки сброса суточного пробега и включении “зажигания” (подача питания через клемму “15” замка зажигания на комбинацию приборов, двигатель не запущен) приборы комбинации переходят в режим тестирования: |
1. Первый тип комбинации приборов. 1.1 Наблюдается трёхкратное отклонение стрелок указателей приборов на весь размах шкалы и полное заполнение сегментов ЖКИ, а также происходит загорание контрольной лампы аварийного запаса уровня топлива. 1.2 Если в момент тестирования нажать и отпустить рукоятку сброса, на ЖКИ счётчика суточного и общего пробега появляется номер варианта программного обеспечения процессора комбинации приборов (например, UEr 1.1 или UEr 0.8 или иное) на время, приблизительно равное 20 секундам (после этого комбинация приборов переходит в рабочий режим автоматически). 1.3 При повторном нажатии и отпускании рукоятки на ЖКИ общего и суточного пробега появляется код последней запомненной неисправности. 1.4 После этого необходимо сделать обнуление путём нажатия на рукоятку сброса с длительностью более 5 секунд. 1.5 По истечении приблизительно 15 секунд после этой операции: — если остаётся 0, то неисправности отсутствуют; — если появляется 1, то неисправен микропроцессор; — если появляется 2, то произошёл обрыв цепи датчика указателя уровня топлива; — если появляется 4, то в бортсети — повышенное напряжение питания (выше 16 В); — если появляется 8, то в бортсети — пониженное напряжение питания (ниже 8 В); — если неисправностей много, то высвечивается цифра, соответствующая сумме кодов неисправностей, например 6 (2+4), 10 (2+8), 12 (4+8), 14 (2+4+8). 1.6 При наличии на входе тахометра входного сигнала (запущен двигатель) прерывается режим тестирования, и комбинация приборов переходит в рабочий режим. 1.7 При повышенном (выше 16 В) и пониженном (ниже 8 В) напряжении стрелки приборов останавливаются и не работают до момента устранения неисправности. |
2. Второй тип комбинации приборов. 2.1. Наблюдается однократное отклонение стрелок указателей приборов на половину размаха и затем однократное отклонение стрелок указателей приборов на весь размах шкалы, на ЖКИ часов/температуры появляется надпись “test”, на ЖКИ счетчика суточного и общего пробега появляется “бегущая строка” из последовательности цифр 10123456789, а также происходит загорание контрольной лампы аварийного запаса уровня топлива. 2.2. При наличии на входе любого из приборов входного сигнала (например, запущен двигатель) после тестирования по п. 2.1 комбинация приборов переходит в рабочий режим. 2.3. При отсутствии на входах всех приборов входных сигналов наблюдается последовательное многократное отклонение стрелок указателей приборов на половину шкалы, а затем — на весь размах шкалы, на ЖКИ часов/температуры появляется надпись “test”, на ЖКИ счетчика суточного и общего пробега появляется “бегущая строка” из последовательности цифр 10123456789, а также происходит загорание контрольной лампы аварийного запаса уровня топлива. 2.4. При повышенном (выше 16 В) и пониженном (ниже 8 В) напряжении стрелки приборов останавливаются и не работают до момента устранения неисправности. |
Данные из руководства пользователя Лада Samara |
Значки на панели Лада 2115, 2114, 2113
1 — указатель температуры охлаждающей жидкости. Переход стрелки в красную зону шкалы указывает на перегрев двигателя. В этом случае проверьте работу термостата и электровентилятора системы охлаждения. Не допускайте работу двигателя в режиме перегрева (порог — 118 °С). |
2 — тахометр. Указывает частоту вращения коленчатого вала двигателя. Зона шкалы с красной штриховкой обозначает режим работы двигателя с высокой частотой вращения коленчатого вала, красная зона шкалы — опасные для двигателя режимы. Не допускайте превышение максимально разрешенных оборотов двигателя (порог — 6000 об/мин). |
![]() 3 — контрольная лампа включения указателей поворота по левому борту. Загорается зеленым мигающим светом при включении левого поворота. |
![]() 4 — контрольная лампа включения указателей поворота по правому борту. Загорается зеленым мигающим светом при включении правого поворота. |
5 — спидометр. |
6 — указатель уровня топлива. |
![]() 7 — контрольная лампа резерва топлива. Загорается оранжевым светом, если в топливном баке осталось менее 7 — 9,5 л, из них около 3 л — невырабатываемый остаток. Ни в коем случае нельзя допускать опорожнения топливного бака! В противном случае возможен выход из строя электробензонасоса. |
![]() 8 — контрольная лампа включения габаритного света. Загорается зеленым светом при включении наружного освещения. |
![]() 9 — контрольная лампа аварийного состояния рабочей тормозной системы. Загорается красным светом при понижении уровня жидкости в бачке гидропривода тормозов ниже метки “MIN”. ВНИМАНИЕ! При загорании контрольной лампы движение запрещено до устранения причин снижения уровня жидкости. |
![]() 10 — контрольная лампа включения дальнего света фар. Загорается синим светом при включении дальнего света фар. |
11 — кнопка сброса показаний. |
12 — индикатор пробега. Верхняя строка индикатора индицирует суммарный пробег автомобиля, а нижняя — является суточным счетчиком пройденного пути. Сброс показаний суточного счетчика проводите удержанием кнопки 11 в нажатом положении более 5 с на остановленном автомобиле. Обнуление показаний суточного счетчика происходит также и при снятии клеммы с аккумуляторной батареи. |
![]() 13 — контрольная лампа “проверьте двигатель”. Подключается в том случае, если автомобиль оборудован системой впрыска топлива. Кратковременное загорание лампы при включении зажигания свидетельствует о самотестировании системы и при отсутствии неисправности она гаснет. В случае обнаружения какого-либо дефекта в системе лампа мигает или горит постоянно. |
![]() 14 — контрольная лампа включения аварийной сигнализации. Загорается красным мигающим светом при включении аварийной сигнализации. |
15 — индикатор времени и температуры. Переключение между индикацией времени и индикацией температуры окружающего воздуха осуществляется кратковременным нажатием на кнопку 11. При включении зажигания при температуре окружающего воздуха выше +2 ОС всегда появляется индикация часов. При понижении температуры окружающей среды ниже +2 ОС индикатор в течение 3 с высвечивает показания часов, а затем переходит на индикацию температуры, показание которого первые 10 с происходит в мигающем режиме. При повышении температуры наружного воздуха выше +3 ОС и повторном ее снижении до +2 ОС: — в случае индикации часов индикатор автоматически переключается на индикацию температуры, показания которого первые 10 с высвечиваются в мигающем режиме; — в случае индикации температуры ее обычный режим прерывается десятисекундным мигающим режимом. Установка часов и минут производится в режиме индикации времени путем вращения кнопки 11 в сторону знаков “h” — часы и “m” — минуты. После снятия клеммы с аккумуляторной батареи и последующего восстановления напряжения отсчет времени производится от нулевого значения. |
![]() 16 — контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи. Загорается красным светом при включении зажигания и гаснет после пуска двигателя. Яркое загорание лампы или ее свечение в полнакала при работающем двигателе указывает на слабое натяжение (обрыв) ремня привода генератора или на неисправность в цепи заряда, а возможно самого генератора. |
![]() 17 — контрольная лампа включения стояночного тормоза. Загорается красным светом при включении стояночного тормоза. |
![]() 8 — контрольная лампа недостаточного давления масла. Загорается красным светом, если давление в системе смазки двигателя недостаточное. |
19 — резерв — для впрыскового автомобиля. Контрольная лампа воздушной заслонки карбюратора — для БСЗ. |
Данные из руководства пользователя Лада Samara |
Значки на панели приборов Лada 2115, 2114 и 2113 имеют особое значение, так как они позволяют водителю быстро ориентироваться в состоянии автомобиля. Каждый символ или индикатор предупреждает о каком-то конкретном аспекте работы машины. Например, значок аккумулятора информирует о возможной проблеме с зарядкой, а индикатор масла указывает на уровень давления в системе. Понимание этих значков может существенно повысить безопасность на дороге и продлить жизнь автомобиля.
Кроме стандартных индикаторов, в автомобилях этой серии часто установлен бортовой компьютер, который предлагает более подробную информацию о работе автомобиля. Он отображает данные о расходе топлива, расстоянии до заправки, среднем пробеге и даже состояние двигателя. С помощью бортового компьютера я могу анализировать свои поездки, что в конечном итоге позволяет мне лучше управлять расходами на топливо и своевременно планировать техническое обслуживание.
Важно отметить, что все эти значки и данные на бортовом компьютере имеют яркую и понятную визуализацию. Каждый из них сопровождается соответствующим цветом: красные значки обычно указывают на срочные проблемы, желтые — на предупреждения, а зеленые говорят о нормальной работе систем. Водителю, знакомому с функционалом панели приборов, проще реагировать на возникающие проблемы и принимать необходимые меры, поэтому я настоятельно рекомендую изучить расшифровку всех символов перед тем, как садиться за руль.
Бортовая система контроля
Бортовая система контроля устанавливается в вариантном исполнении (рис. 25) |
![]() 1 — сигнализатор недостаточного уровня масла в картере двигателя. Загорается оранжевым светом, если уровень масла в картере двигателя опустился ниже метки “MIN” указателя. Перед доливкой масла проверьте, не произошла ли утечка масла из-за потери герметичности системы смазки. |
![]() 2 — сигнализатор недостаточного уровня омывающей жидкости в бачке стеклоомывателя. Загорается оранжевым светом, если в бачке осталось менее 1 л омывающей жидкости. |
![]() 3 — сигнализатор недостаточного уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Загорается оранжевым светом при понижении уровня охлаждающей жидкости на холодном двигателе ниже допустимого предела. Перед доливкой жидкости проверьте герметичность системы охлаждения. В вариантном исполнении индикация отсутствует |
![]() 4 — сигнализатор незакрытых дверей. Загорается красным светом при не закрытой двери (или дверей) автомобиля |
![]() 5 — сигнализатор неисправности ламп стоп-сигнала или габаритных огней. Загорается красным светом в случае неисправности лампы стоп-сигнала при нажатии на педаль тормоза или какой-либо лампы габаритного света при их включении. |
![]() 6 — сигнализатор износа накладок колодок передних тормозов. Загорается оранжевым светом при нажатии на педаль тормоза и горит до выключения зажигания, если толщина накладок колодок передних тормозов уменьшилась до 1,5 мм. |
![]() 7 — сигнализатор непристегнутых ремней безопасности (в вариантном исполнении). Устанавливается на часть автомобилей. Загорается красным светом, если не пристегнуты ремни безопасности водителя. |
Функциональные режимы блока: — выключен; — режим ожидания; — предвыездной контроль сигнализаторов; — контроль параметров. Блок находится в режиме “Выключен”, если ключ не вставлен в выключатель зажигания. В положении 0 (“Выключено”) ключа в выключателе зажигания блок переходит в “Режим ожидания”. Если при этом будет открыта дверь водителя, возникнет неисправность “Забытый ключ в выключателе зажигания” и звуковой сигнализатор блока в течение 5-7 с будет подавать прерывистый сигнал. Сигнал можно прервать или закрыв дверь, или вынув ключ, или повернув ключ в выключателе зажигания в положение I (“Зажигание”). В положении I ключа в выключателе зажигания блок переходит в режим “Предвыездной контроль сигнализаторов”, при котором для проверки их исправности на 3-5 с включаются все световые и звуковой сигнализаторы, а затем через паузу в 1 с блок переходит в режим “Контроль параметров” и при наличии неисправности производит сигнализацию по следующему алгоритму: — световой сигнализатор того параметра, который вышел за пределы нормы, начинает мигать в течение 5-7 с, после чего переходит в режим постоянного свечения до устранения неисправности или возвращения ключа в выключателе зажигания в положение 0 (“Выключено”); — одновременно со световым сигнализатором на 3 с включается звуковой сигнализатор; — если при этом возникнет другая неисправность, то звуковая сигнализация и световая в режиме мигания начинают работать для последней неисправности, как более приоритетной, а световой сигнализатор предыдущей неисправности переходит в режим постоянного свечения. ВНИМАНИЕ! В блок индикации бортовой системы контроля введена 10- минутная задержка на показание масла в картере двигателя. Эта задержка срабатывает после остановки двигателя без извлечения ключа из выключателя зажигания и необходима для полного стекания масла в картер двигателя. В течение времени (10 минут) блок индикации бортовой системы контроля запоминает и отображает то положение датчика уровня масла, которое предшествовало остановке двигателя. В случае извлечения ключа происходит обнуление текущего состояния датчика уровня масла и при повторном запуске двигателя в интервале времени 10 минут может произойти ложное срабатывание сигнализатора недостаточного уровня масла. Данная индикация не является показателем аварийного состояния системы смазки двигателя. |
Данные из руководства пользователя Лада Samara |
Если данная информация оказалась для вас полезной, оставьте свой комментарий. Если вы считаете материал неточным или бесполезным, пожалуйста, сообщите об этом.
Вопросы по теме
Какие особенности имеют значки на панели приборов Лада 2115 по сравнению с другими моделями?
Значки на панели приборов Лада 2115 отличаются от аналогичных моделей своей простотой и минимализмом. Например, в отличие от более современных автомобилей с многофункциональными дисплеями, здесь применяются традиционные индикаторы, которые явно сигнализируют о состоянии системы. Это позволяет легче воспринимать информацию на ходу, но такие значки могут показаться устаревшими для водителей, привыкших к цифровым панелям.
Как правильно интерпретировать сигналы бортового компьютера Лада 2114, чтобы избежать поломок?
Интерпретация сигналов бортового компьютера Лада 2114 требует внимательности. Например, индикатор масла сигнализирует о низком уровне жидкости, и его игнорирование может привести к серьезным повреждениям двигателя. Рекомендуется не только следить за состоянием значков, но и при появлении предупреждений сразу проверять соответствующие системы, чтобы предотвратить аварийные ситуации и дорогостоящий ремонт.
Как отличить нормальные сигналы на панели приборов от сигналов, требующих внимания?
На панели приборов Лада 2113, 2114 и 2115 существует несколько значков, из которых некоторые являются нормальными индикаторами работы автомобиля (например, «завершение работы системы ABS»), а другие требуют немедленного внимания, такие как значок проверки масла или тормозной системы. Обычно значки, которые светятся красным цветом, сигнализируют о критических состояниях, тогда как желтые или зеленые индикаторы могут указывать на обычные предупреждения или рекомендации. Важно, чтобы водитель был внимателен к каждому сигналу и не игнорировал их, особенно если они начинают мигать или горят постоянно.