Типичные неисправности ГРМ и причины, по которым необходимо заменить ремень

Эластичный привод газораспределительного механизма двигателя обладает ограниченным сроком службы. Этот элемент является расходным, и его желательно менять своевременно. На практике лучшее состояние ремня не превышает 50-100 тысяч километров пробега. После этого начинаются явные признаки его неисправности. Около 80% посторонних звуков, таких как щелчки и циклические шумы клапанов, свидетельствуют о необходимости замены ремня ГРМ и, возможно, его натяжного устройства (роликов, а иногда и помпы и шкивов).

Коротко о главном
  • Износ: Со временем ремень ГРМ теряет эластичность и может порваться.
  • Перегрев: Высокие температуры могут привести к разрушению материала ремня.
  • Неправильная установка: Ошибки при монтаже могут вызвать преждевременные поломки.
  • Неполадки вспомогательных механизмов: Поломка натяжителей и роликов может повредить ремень.
  • Срок службы: Рекомендуемая замена через каждые 60,000-100,000 км пробега.

Признаки износа ремня ГРМ

Рассмотрим подробнее, как можно распознать признаки износа, чтобы облегчить водителям процесс определения необходимости замены. Это особенно важно для тех автолюбителей, которые из экономии откладывают замену. Не стоит делать этого, так как разрыв этого элемента на большинстве двигателей может привести к столкновению клапанов с поршнями и серьезному повреждению двигателя. Основные признаки неисправности ремня ГРМ перечислены ниже.

Проблемы с запуском двигателя

Изношенный ремень невозможно нормально натянуть, в результате он будет всегда оставаться слабым. Это негативно скажется на работе системы зажигания, что ведет к несвоевременному воспламенению топливной смеси (раньше или позже идентифицированного момента). Это может вызвать сложности с запуском двигателя. Хотя двигатель может заводиться, он работает с перебоями, сопровождаясь вибрациями и посторонними шумами клапанов. Проще говоря, его работа будет неустойчивой, что не только создает дискомфорт, но и может повлечь за собой более серьезные проблемы.

Иногда двигатель начинает плохо запускаться спустя некоторое время после замены гибкого привода. Такая проблема может возникать у автомобилей разных моделей, независимо от конструкции их силовой установки.

Одной из возможных причин являются сбитые фазы газораспределения. Возможно, замена проводилась ненадлежащим образом, что привело к нежелательным последствиям. Еще один, более серьезный вариант — повреждение самого двигателя (клапанного механизма или других компонентов).

Дым из выхлопной трубы

Наличие сильного дыма из выхлопной трубы обычно указывает на разрушение или повреждение катализатора. Однако это может также быть результатом неполного сгорания топливной смеси, что связано с работой клапанов двигателя и ремнем. В таком случае его следует срочно заменить, особенно если срок его службы истекает. Если нет других проблем в системах, то после замены выходные параметры должны нормализоваться.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Сильный дым из выхлопной трубы

Тикающий звук от мотора

При значительном износе резинка трескается и разлохмачивается. Такой дефект заставляет клапанный механизм издавать тикание и щелкание, а также создавать неприятные звуки из-за кожуха. Частота этих звуков зависит от оборотов двигателя.

Тем не менее, посторонние звуки не всегда являются признаком проблемы с ремнем. Они могут быть вызваны поломкой помпы, натяжного ролика или подшипника.

В любом случае не стоит затягивать с ремонтом, так как любое откладывание ухудшает ситуацию, увеличивая объем необходимых работ. Зачем доводить до критического состояния, если можно просто снять крышку и заменить эластичный привод?

Течи из‐под кожухов привода ГРМ

Очевидным признаком неисправности ГРМ является наличие жидкости в области привода. Она может вытекать из сальника коленвала, шкива помпы или другого недостаточно герметичного соединения клапанного механизма. Это приводит к загрязнению резинового элемента, что может вызвать его перескакивание на шкивах.

Ремонт требует полной разборки газораспределительного устройства, замены привода и ремонта проблемных мест, что вызывает утечку.

Трещины и потёртости на ремне

Первым шагом для владельца, имеющего доступ к клапанному механизму, должен стать визуальный осмотр. Например, в моделях Опель Кадет система устроена таким образом, что ее легко проверить. Однако на других автомобилях найти ремень ГРМ может быть сложнее, так как он может быть скрыт под защитным кожухом силового агрегата. Для его осмотра может потребоваться частичная разборка конструкции.

На немецких автомобилях BMW необходимо опустить двигатель, чтобы получить доступ к газораспределительному механизму. После проведенной операции нет смысла оставлять старую деталь. Лучше заменить ее, даже если в целом она выглядит удовлетворительно.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Пример определения изношенности ремня ГРМ

Таким образом, владельцам таких автомобилей следует регулярно обращать внимание на техническое состояние, посещая сервисы для проверки.

Причины износа ремня ГРМ

На состояние ремня ГРМ негативно влияют повреждения сопутствующих узлов автомобиля. В машине, как и в любой технической системе, все взаимосвязано. Из-за нестабильной работы привод может терять зубья, выходя из строя намного раньше установленного срока. Далее рассмотрим факторы, влияющие на это.

Защитный кожух

Отсутствие защитного кожуха приводит к механическому воздействию и повышенным нагрузкам на привод. Кожух защищает ремень ГРМ, чаще всего он выполнен из пластика. Однако этот материал со временем может ломаться или трескаться (часто это происходит при неправильном разборе/сборке клапанного механизма).

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Трещина в месте крепления кожуха

Защитный элемент не зря предусмотрен производителем. Он защищает узел от попадания дорожной пыли, грязи и других внешних факторов. В противном случае загрязнения могут значительно сократить срок службы ремня ГРМ, разрушая резину и металлические части шестерен с течением времени.

Сползание

Что подразумевается под сползанием? Это процесс, когда ремень соскальзывает на натяжном ролике, поднимаясь на его бока. Это обстоятельство приводит к потере прочности, преждевременному разрыву и уменьшению его размеров на 50% и более.

Мнение эксперта
Александр Степанов
Автоэксперт с 20 летним стажем, автомеханик по образованию

Одной из самых распространенных неисправностей ГРМ (газораспределительного механизма) является износ или разрыв ремня. Причины для замены ремня могут быть различными: некачественные материалы, которые использовались при его производстве, либо же его длительный срок эксплуатации. Чаще всего производители рекомендуют менять ремень каждые 60-100 тысяч километров, и игнорирование этого срока может привести к серьезным проблемам, таким как гнулка клапанов и повреждение поршней.

Также стоит отметить важность регулярного контроля состояния ремня. Иногда на поверхности могут появляться трещины, разрывы или потеря гибкости, что также требует немедленной замены. Влага, перегрев и другие внешние факторы могут ухудшить состояние ремня и уменьшить его срок службы. Если вы заметили посторонние шумы при работе двигателя, это может быть сигналом о том, что ремень требует замены или регулировки натяжителя.

Не менее важен и тот факт, что замена ремня ГРМ должна производиться вместе с другими сопутствующими элементами, такими как натяжители и ролики. Эти компоненты работают в тандеме, и выход из строя одного из них может привести к преждевременному износу или разрыву нового ремня. Поэтому, чтобы избежать ненужных расходов и обеспечить надежную работу двигателя, важно придерживаться графика обслуживания и внимательно следить за состоянием всех элементов газораспределительного механизма.

Сползать привод клапанов может также на звездах распределительного вала, шкиве коленвала и других элементах механизма. Это приводит к истиранию краев резины о металлические поверхности, что вызывает ранний выход из строя.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Сползание ремня ГРМ к двигателю вызывает его повышенный износ с краю

Помпа

Водяной насос непосредственно влияет на газораспределение. Часто проблемы с ремнем ГРМ возникают из-за неправильно работающей помпы. К этому могут приводить следующие причины:

  • некорректная установка — это возможно во время ремонта или монтажа, что вызывает несоответствие в вращении привода и создает множество проблем;
  • утечки антифриза из под манжеты — если не убрать остатки старой прокладки, то новая установится некорректно, что приведет к перекосу относительно блока цилиндров;
  • повреждение подшипника — он может начать люфтить, и в результате перемещения шестерни относительно осевой шпильки могут появиться вибрации эластичного изделия, его движение из стороны в сторону и. как следствие, быстрое изнашивание.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Помпа

Существуют также основные неисправности ГРМ, которые значительно сокращают срок службы изделия. О них мы поговорим далее.

Почему такое происходит

Давайте детально разберемся, что может вызвать износ детали. На некоторых машинах она может служить долго, на других — не дотягивают даже до 20-30 тысяч километров пробега.

Ролики механизма ГРМ

Как известно, ремень приводит в движение дополнительные ненагруженные шкивы, которые должны работать беспроблемно. За их беспрепятственную работу отвечают встроенные подшипники. Однако, как и любая деталь, они со временем могут выйти из строя. Поэтому при плановых ТО ролики необходимо проверять и своевременно заменять. В противном случае они могут заклинивать, плохо двигаться по рабочей поверхности, что приведет к сокращению срока службы резиной.

Проблемы с ними часто возникают у автолюбителей, которые сильно экономят на запчастях. Они устанавливают некачественные компоненты (широкий ассортимент ведь может быть) или аксессуары с дефектами. Вначале элементы могут функционировать нормально, без избыточного шума или заклинивания клапанов, но из-за несимметричных рабочих сторон роликов, напоминающих овал, ремень подвергается чрезмерным нагрузкам. Легко догадаться, к чему это может привести — эластичный привод начнет «плясать», двигаться косо.

Вывод: новые расходные материалы следует тщательно проверять!

Также на состояние роликов влияет наличие защитного кожуха. При его отсутствии металл начинает контактировать с внешней средой, что также может привести к преждевременному изнашиванию.

Еще одной важной деталью, которая напрямую влияет на износ привода, является шайба ролика. Проверить ее можно только после снятия натяжителя. Она расположена именно под ним. Кольцо имеет определенную толщину, и любое отклонение от нормы может привести к неправильной установке ролика. В таких условиях изделие может начать проскальзывать по бортам и быстро изнашиваться.

Я посетил автосервис, который мне порекомендовали друзья. Он находится неподалёку от моего дома в Новосибирске. Мне нужно было заменить только ремень ГРМ, но сотрудники отказались давать какую-либо гарантию на такую услугу. Они уверили меня, что «ролики также стоит менять». Я согласился, тем более, что мне сделали скидку на работы.

Уплотнители и сальник валов

По наличию конденсата в области шкива коленчатого вала специалисты часто устанавливают износ гибкого привода ГРМ. Как это связано? При движении масла под давлением не избежать попадания на резиновые элементы, так как оно распыляется по всему механизму клапанов. Проверить это просто — достаточно снять наружный кожух. Внутри обнаружится ещё больше масла. Из-за этого привод теряет сцепление, что может привести к проскальзыванию. Дальше события развиваются по известной схеме: облом зубьев, повышенное трение и быстрое разрушение.

Простой автомобиля

Еще одна проблема, способствующая преждевременному износу привода — длительное бездействие автомобиля (более месяца). В таких условиях все резиночки начинают сохнуть и твердеют. Это касается и недавнего ремня ГРМ.

Долгосрочное хранение негативно сказывается на ремне ГРМ. Затвердение приводит к быстрому образованию трещин и разрушению, стоит только начать движение.

От чего зависит срок эксплуатации ремня ГРМ

Причины, по которым автопроизводители используют резину, кажутся странными: она чувствительна и ненадежна. Главная причина — ее дешевизна и отсутствие необходимости использовать специальные устройства для гашения колебаний (балансировочные элементы). Надежные современные зубчатые ремни известных производителей служат довольно долго, обычно меняются не раньше 60–70 тысяч километров пробега, а иногда и до 100 000 км, если нет негативных факторов. Например, от состояния натяжителей.

На многих автомобилях немецкого, японского и американского производства дополнительные элементы ГРМ изготавливаются из прочных, но довольно мягких материалов. Они надёжны и служат почти так же долго, как сам ремень. В то же время у машин корейских (частично) и китайских марок натяжные детали могут выдерживать максимум 40–50 тысяч километров. Затем они часто заклинивают или по краям появляются износы. То же касается и неоригинальных запасных частей.

style=»margin-left: 0; border: 1px solid #ccc; background-color: #f1f0f0; padding: 5px; font-size:12px; width: 82%; «>Износ на крае ремня

Зубчатый элемент предназначен для передачи значительных усилий. В нормальных условиях он не растягивается, в отличие от цепей. Однако при износе зубьев, находящихся на внутренней поверхности, необходимо реагировать. Вся система, включая привод, насос, шкивы и прочие компоненты, образует газораспределительный механизм, который в основном защищен от попадания грязи и крупных частиц (например, камней) кожухом и уплотнителями. Устранение этих защит значительно снижает ресурс ремня. Таким образом, срок службы зависит от постепенного растяжения эластичного привода.

Как часто нужно менять ремень

Ниже приведены рекомендации по срокам замены гибкого элемента ГРМ:

  • Для 8-клапанных двигателей — каждые 50–60 тыс. км пробега;
  • Для 16-клапанных двигателей — каждые 40 тыс. км пробега.

Это всего лишь рекомендации. В действительности срок службы зависит от множества факторов: состояния дополнительных комплектующих, условий эксплуатации, наличия или отсутствия утечек и т.д.

Я несколько раз покупал автомобили. Эта модель — пятая в моём списке. Все предыдущие мне достались с ремнем ГРМ и «проблемным» двигателем (разрыв приводит к столкновению поршней с клапанами), поэтому у меня сложилась привычка. Я всегда выясняю у предыдущего владельца, когда он в последний раз заменил деталь. Также непременно интересуюсь, где именно проходила замена — в качественных СТО или в их гараже. Обычно на официальных СТО используют оригинальные запчасти, что позволяет рассчитывать на ресурс ещё +50–60 тыс. км после ремонта.

Юра Сильцин, Москва

Как устранить неисправности ремня ГРМ

Разрыв ремня на многих силовых установках может привести к критическим последствиям. Повреждение может произойти по разным причинам, что, в свою очередь, влияет на методы решения проблем с ГРМ.

  1. Разрыв скрученного корда. В 80–90% случаев это вызывается попаданием инородного предмета в область между приводом и звездочкой распредвала. Перед установкой новой запчасти обязательно проверьте это для безопасности, а также состояние шкива, так как он часто повреждается при работе с острым механическим инструментом.
  2. Срез зубьев и появление выемок на них. Это однозначно связано с недостаточным натяжением и сдвигом, вызванным заклиниванием шкива, потерей симметрии, неисправностями натяжителей, или попаданием масла.
  3. Трещины на спинке. Это признак перегрева резины или длительной эксплуатации при низких температурах. Возможно, отправляющий элемент также изношен.
  4. Износ краев. Это может происходить из-за повреждения фланца или отсутствия симметрии.

Помимо этого, деталь может обрываться по естественным причинам, просто из-за старения. Поэтому при покупке подержанного автомобиля желательно сразу отправить его на диагностику для проверки состояния привода. Мастера также проверят натяжитель, «башмаки», шкивы и успокоитель на наличие износа.

Вы можете самостоятельно проверить состояние ремня, хотя это не даст полной уверенности.

Эта проверка возможна только на автомобилях, где имеется свободный доступ к приводу ГРМ.

Следует заглушить двигатель, поднять любое колесо, снять свечи зажигания, установить автомобиль на высокую передачу и медленно прокрутить коленчатый вал вручную. Одновременно необходимо внимательно осмотреть материал изделия. Эту работу лучше делать с напарником, поэтому попросите друга или знакомого. Один человек будет вращать, другой — следить. Если появятся малейшие сомнения — это хороший повод для замены детали.

Регулярно проверяйте состояние такого важного расходного материала, как ремень ГРМ. Помните, что разумнее проводить замены чаще, чем столкнуться с капитальным ремонтом двигателя. Последствия могут быть значительно хуже, и потребуют больших затрат. Некоторые двигатели настолько повреждаются, что их приходится списывать, и владельцу нужно заказывать контрактный или новый двигатель.

Вопросы по теме

Как часто следует проверять состояние ремня ГРМ, чтобы избежать его неисправностей?

Рекомендуется проверять состояние ремня ГРМ каждые 30-40 тысяч километров пробега. Также важно соблюдать рекомендации производителя автомобиля, так как некоторые ремни могут потребовать замены через 60-100 тысяч километров. Регулярная проверка поможет выявить признаки износа, такие как трещины, царапины или изменение эластичности, что позволит своевременно предотвратить серьезные поломки.

Какие симптомы могут указывать на необходимость замены ремня ГРМ?

Существует несколько признаков, которые могут свидетельствовать о необходимости замены ремня ГРМ. К ним относятся: повышенный шум двигателя, появление щелчков или скрежета, трудности при запуске двигателя, а также внезапное изменение работы двигателя. Если вы заметили хотя бы один из этих симптомов, важно немедленно обратиться к специалистам для диагностики и замены ремня, чтобы избежать серьезных повреждений двигателя.

Почему игнорирование замены ремня ГРМ может привести к катастрофическим последствиям для двигателя?

Игнорирование замены ремня ГРМ может привести к обрыву ремня, что, в свою очередь, может вызвать столкновение поршней с клапанами. Это может привести к серьезным повреждениям двигателя, таким как деформация или разрушение клапанов, поршней и даже цилиндров. В итоге, ремонт может обойтись в несколько раз дороже, чем простая замена ремня. Поэтому важно следить за состоянием ГРМ и выполнять его замену в срок.

Оцените статью
Авто Альянс
Добавить комментарий